Основные худ-е системы в литературе рубежа ХIХ-ХХ веков. Реализм и модернизм.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные худ-е системы в литературе рубежа ХIХ-ХХ веков. Реализм и модернизм.



Реализм– напр-е в мировом ис-ве, широкое распр-е во 2п. 19в., проявляющее себя и в после­дующие эпохи культурного развития. Для реализма хар-но стремление к объект-му изобр-ю жизни, что достигается путем сле­дования принципам социального, исторического и психологичес­кого детерминизма (обусловленности) образов. Реалисты пыта­лись представить мир во всей его сложности и противоречивости, но вместе с тем цельным. Реализм стремится познать законы дей­ств-ти для того, чтобы изменить ее к лучшему. Искусство в реал-е - ср-во познания человеком самого себя и окруж-й действ-ти. Для реалистов не суще­ствует запретных тем, поскольку их основные требования к искус­ству — достоверность, точность, правдивость. Важнейшими черта­ми реалистической эстетики являются народность и исто­ризм. Герой в реалистическом произведении - это обычный человек, как правило, типичный представитель конкретной исто­рической эпохи, определенного социального круга. Поскольку ре­алисты стремятся к изображению жизни личности во всей ее це­лостности, величайшим открытием реализма становится психоло­гический анализ. Рус-й реализм с тв-ва Пушкина. К к.50-х гг. формируется специфическая особенность русско­го реализма, когда литература начинает осмысливаться как "учеб­ник жизни " русские реалисты искренне верят в то, что их открытия помогут людям стать лучше. Литература отражает злободневные проблемы. Для неореализма хар-но: выбор малых жанровых форм (рассказ, повесть, неб. пьесы); фрагментарность повествования, калейдоскопичность; процесс перетекания жанров (в краткую форму вкладывалось глубокое содержание – густота письма) Например – Куприн.

Модернизм- философско-художественная система, сложившаяся в культуре в конце XIX — начале XX в., реализовавшаяся в таких направлениях, как сим­волизм, экспрессионизм, акмеизм. Ряд исследователей относят к модернизму и авангардные направления. Философской основой модернизма стали концепции Ф. Ницше, А. Бергсона. 3. Фрейда, К.Г. Юнга, М. Хайдеггера и др. Модер-м в своем развитии проходит ряд стадий: декадентство, собственно модер­низм, неомодернизм. Верхней хронологич-й границей модер­низма принято считать 60-е гг. XX в., когда на шкале культурно­го развития его сменяет постмодернизм. Основными чертами фи­лософии и эстетики модернизма являются: 1) идеалистическая установка по отношению к реальности — сознание признается первичным; 2) стремление моделировать собственную реальность, а не описывать существующую; 3) основной категорией модер­низма становится понятие текста, который признается высшей реальностью и формируется не посредством отражения объектов действительности, а путем воспроизведения и осмысления "окуль­туренных" объектов, локализованных в текстах-предшественниках; 4) сверхценной для модернизма является идея построения текста как "путешествия" по лабиринтам глубоко индивидуализированного сознания, зачастую отличающегося патологически у характером; 5) технически усложненная манера письма.

Литература к. 19-н. 20 вв.Литература Серебряного века.В лит-ре смена эпох вылилась в формотворчество. С прошлым расставались без сожаления, радовались смене эпох. Появление новых направлений, течений в ис-ве всегда свя-сь с пониманием места и роли чел-ка в мире, вселенной, с изм-м самосознания чел-ка.

Декаданс - особый тип мироощущения, сложившийся и оформившийся на рубе­же 19-20 вв. и нашедший яркое и законченное воплощение в целом ряде фактов культуры этого периода. Устойчивые черты: чувство так называе­мой "рубежной усталости", вызываемое лично испытываемым по­чти физическим ощущением тяжести опыта предш-х поко­лений; иррационализм и мистицизм в оценке явлений и событий; пессимизм по отношению к настоящему и особенно к будущему; апокалипсические ожидания; восприятие собственной жизни как мучительного и бессм-го прозябания, от кот-го может из­бавить только желанная смерть; подчеркнутый интерес к анормаль­ным, патологическим состояниям: безумию, суициду (самоубий­ству), садомазохистскому комплексу и т. п.; аморализм, демонстра­тивное пренебрежение общепринятыми этическими нормами. Не являясь сам по себе течением или направлением в искусстве, дека­данс обусловил как творчество отдельных авторов, так и практику целых художественных направлений. Одним из самых ранних про­явлений декадансных умонастроений стал французский символизм. В русской литературе под знаком декадансных установок развива­лись такие явления, как предсимволизм и старший символизм.

Символизм- первое литера­турно-художественное направление модернизма, возникшее во Фран­ции в 60-е годы XIX в., характерна предельная субъек­тивность по отношению к миру, порожденное кризисом позитивизма и реализма (П. Верлен, А. Рембо, О. Уайльд и др.). Фил-я основа- идеализм, в частно­сти, его установка на дуальность мира: параллельное существова­ние прекрасного мира совершенных идей и ничтожного мира реаль­ных вещей. Свои теор-е представления символизм черпает в работах А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, в творчестве Р. Вагнера. На основании этого форм-ся общий миф симво­лизма - искусство есть высшая реальность, - т.к. только посредством искусства чел-к способен приблизиться к высшей истине, прозреть истинную сущность окружающих его явлений пу­тем установления аналогий между реальными вещами и совершен­ными идеями. Средством постижения этой сущности становится символ. Русский символизм прошел в развитии 3 стадии: предсимволизм (И. Анненский и др.), старший символизм (Д. Ме­режковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб и др.), младший символизм (А. Блок, А. Белый и др.). Наиболее оригиналь­ным, не имеющим аналогов в европейской традиции, явлением в составе русского символизма представляется младосимволизм, ба­зировавшийся на философских идеях В. Соловьева. Характерными чертами символизма являются: тенденция к жизнестроительству (пе­реживание жизни как художественного текста), неомифологизация, подчеркнутая реминисценционность текстов. Д.С. Мережковский, один из крупнейших теоретиков модернизма, выделял три основные черты поэтики символизма: мистическое содержание, символизация и "изощренный импрессионизм" в области формы.

Акмеизм- русская поэтическая школа модернистской ориентации, возникшая в 10-е гг. XX в., во многом явившаяся реакцией на кризис символизма. В качестве основного принципа изображения мира акмеизм декларировал осознание ценности всех элементов его составляющих, от самых "высоких" до самых "низ­ких": "все явления — братья" (Н. Гумилев). Высшей целью сво­его творчества акмеисты провозглашали возвращение современ­ному человеку утраченного "праздника миросозерцания". Акме­изм проповедовал конкретно-чувственное восприятие "вещного мира", в реалиях которого можно прозреть ту самую "недости­жимую" истину, к познанию которой тщетно стремились симво­листы. Наиболее яркими представителями акмеизма были Гумилев, Городецкий, Ахматова. Мандельштам.

Футуризм- направление аван­гардного искусства, возникшее в начале XX в., наиболее широко распространенное в Италии и России. Теоретическая платформа направления была в основном оформлена в работах Ф.Т. Маринетти. С точки зрения футуристов, основными характеристиками современного мира были: энергия, риск, дерзость, скорость, что реализовывалось в стремлении представителей этого течения пе­редать динамику мирового процесса, поэтому старые формы ка­зались им непригодными. Футуристы стремились осуществить реформу поэтического языка посредством введения "свободного" синтаксиса, звукоподражания, словотворчества, актуализации ассоциативной природы образа. Излюбленными темами футури­стов были технократические, урбанистические, милитаристичес­кие темы. Практика футуризма связана с попыткой эстетически осмыслить действительность как стремительно несущийся поток, хаотично фиксируемый сознанием "человека толпы". Авангард­ная прагматика футуризма влекла за собой эпатирующий харак­тер его искусства. Русский футуризм был крайне неоднороден и был представлен различными группировками, соперничавшими между собой. К ним относились: "Гилея" (кубофутуристы В.В. Ма­яковский, В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Каменский, А. Круче­ных и др.), "Ассоциация эгофутуризма" (И. Северянин, И. Игнатьев и др.), "Центрифуга" (С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев и др.), "Мезонин поэзии" (В. Шершневич, Р. Ивнев и др.).



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.177.171 (0.01 с.)