ТОП 10:

Евгений Онегин» Пушкина как «энциклопедия русской жизни». Жанровые, композиционные и стилевые особ-ти пр-я. «ЕО» в оценке Белинского



А. С. Пушкин писал свой реалистический роман в стихах «Евгений Онегин» около восьми лет. Писатель мастерски отразил русское общество начала XIX века, дал широкое художественное обобщение основных тенденций социально-экономического развития. Сам Пушкин говорил, что в его романе «отразился век и современный человек и изображен довольно верно». Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Такое определение очень меткое, ведь в произведении описаны даже мелкие детали быта, нрава, воспитания, вкусов общества того времени. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская действительность: глухая помещичья провинция, крепостная деревня, барская Москва, светский Петербург, губернские города, увиденные Онегиным в путешествии. Петербургское дворянское общество является той средой, в которой много лет вращался Онегин. Именно тут происходит формирование характера главного героя, отсюда Онегин выносит жизненные привычки, определившие его судьбу в целом. С первых страниц романа Пушкин изображает особенности воспитания молодых дворян того времени. Сам поэт являлся активным противником домашнего образования, и авторская позиция отражается в произведении. Он считал такой тип обучения поверхностным («чему-нибудь и как-нибудь»), приводящему к формированию определенного отношения молодых дворян к искусству (Онегин зевает в театре) и литературе («Не мог он ямба от хорея... отличить»), являющемуся основной причиной «тоскующей лени», неспособности к труду. Сам Пушкин, являясь аристократом, прекрасно знал атмосферу, царящую в дворянских салонах. Это находит объективное отображение в романе. Вот, как автор описывает первый выход Онегина в свет: (Он по-французски совершенно // Мог изъясняться и писал; // Легко мазурку танцевал // И кланялся непринужденно; // Чего ж вам больше? Свет решил, // Что он умен и очень мил).

Быт и нравы петербургского дворянского общества того времени очень напоминают грибоедовскую «барскую» Москву. Там также царят скука, клевета, зависть. Люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу, что порождает холодность сердец, пустоту мыслей, преждевременное старение души. Постоянная суматоха приводит к тому, что жизнь сводится к однообразной и пестрой, внешне ослепительной, но в то же время лишенной смысла суете. В наследие, полученное от «высшего света», главному герою достается отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и эгоизм. Онегин утрачивает интерес к жизни, впадая в глубокую хандру.

В произведении описаны особенности жизненного уклада и московского общества. Пушкин описывает Москву с иронией, как «ярмарку невест». В его понимании она провинциальная и патриархальная. Изображая московское дворянство, Пушкин не скрывает сарказма: в гостиных он подмечает "бессвязный пошлый вздор". Художественное воплощение провинциальное дворянство получает в образах семейства Лариных и Ленских. Пушкин детально описывает их увлечения, особенности проведения досуга. Эти люди жили, как бы в прошлом, не читали книг, опирались на старинные традиции. Ярчайшими образцами помещичьей породы являются гости на именинах Татьяны. Пушкин наделяет их говорящими фамилиями, раскрывающими их сущность: Скотинины, Буянов, Пустяков. Характерные черты «поместных владетелей» — глухость, ограниченность, узость интересов. Разговоры в этом обществе не идут дальше «земных» тем: сенокос, вино, псарня. Они так оскудели умом и так опустились, что немногим отличаются от животных. Желая подчеркнуть ужас сложившейся ситуации, Пушкин представляет провинциальных помещиков в образах чудовищ во сне Татьяны. Патриархальный уклад жизни помещиков сближает их с крестьянами. Например, мать Татьяны жила просто и естественно. Она солила грибы, ходила в баню по субботам, била служанок, отдавала крестьян в солдаты, заставляла девушек, собирающих ягоды, петь песни, «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели». Сама Татьяна умывается снегом, как обычные крестьянские девушки. Самый близкий человек для нее — няня, крепостная крестьянка. Няню тринадцатилетней девочкой выдали замуж против ее воли. Стремясь объективно отразить действительность, Пушкин не рисует перед читателем страшных картин крепостного гнета и эксплуатации, но одной фразой, одним этим эпизодом он метко отражает жестокие порядки, царившие в деревне.

Художественные особенности романа как реалистич-го пр-я:

1. Введение широкого исторического, общественного, бытового и культурно-идейного фона. В романе даётся широ­чайшая картина жизни России того времени, её разнообраз­ных связей с Западной Европой, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи. Действие романа развёртывается и в столичных центрах Петербурге и Москве, и в помещичьих усадьбах, и в разных уголках провинциальной России. ("Путешествие Онеги­на"). Перед нами проходят различные Группы дворянства, городского населения, крепостного крестьянства.

2. Наряду с повествовательной в романе есть и лиричес­кая часть, очень обширная по своим размерам и крайне раз­нообразная по своему содержанию. Это так называемые большие лирические отступления и не­большие лирические вставки.

3. Чтобы органически сочетать повествовательную и ли­рическую части в едином реалистическом произведении, чтобы можно было легко и во всякое время переходить от рассказа о героях к выражению своих мыслей, чувств и нас­троений, Пушкину нужно было решить сложнейший воп­рос о форме изложения того богатого материала, который включается в роман. Решая этот вопрос, Пушкин остано­вился на форме непринуждённой беседы с читателем, пред­ставителем той же среды, с которой связаны своим про­исхождением и своей жизнью автор и его герои.

Но большой роман, который задумал Пушкин, должен иметь Чёткую структуру, должен быть отчётливо расчленён на части. И Пушкин делит роман на главы (а в черновике — ещё и на части с заглавием для каждой главы). Глава, закан­чивается каким-либо авторским рассуждением, в свою оче­редь делится на строфы. Эта строфа должна была обладать такой гибкостью, чтобы можно было не только в новой гла­ве, но и с каждой новой строфой, даже с каждой её частью свободно переходить от одной мысли к другой, не превра­щая роман в груду не связанных между собой отрывков. Пушкин блестяще разрешил эту сложную задачу, найдя в созданной им "онегинской строфе" возможность такого из­ложения тематического богатства своего романа. Онегинская строфа состоит из 14 строк, которые делятся на три четверостишия и заключительное двустишие с разными способами рифмовки: первое четверостишие имеет перекрёстные рифмы, второе - смежные, третье — опоясывающие, заключительное двустишие — смежные. Каждая строфа обычно начинается освещением какой-либо новой темы, авторские же замечания, лирические вставки заключают её. Онегинская строфа отличается необыкновенной гиб­костью, живостью и лёгкостью. Речь поэта льётся плавно, непринуждённо. Пушкин написал роман четырёхстопным ямбом, придавему различные интонации в зависимости от содержания строф.

Язык романа: Пушкин – преобразователь р.я. На народной основе живой русской речи он стремился создать «язык общепонятный». Широко исп-т слова и обороты народной разговорной речи. Словесные ср-ва языка строго соответствуют изображаемой эпохе, хар-ру героев, обстоятельствам.

Белинский называет роман «самым душевным пр-м Пушкина», отмечает, что роман имеет огромное историческое и общественное значение. Белинский отмечает, что Пушкин создал народное пр-е, т.к. взял эту жизнь как она есть, со всею прозой и пошлостью. Высоко оценивал Белинский лирич-е отступления романа и предвещал пр-ю историческое бессмертие.

 

 

14. «Борис Годунов» Пушкина – историческая трагедия нового типа в русской лит-ре. Национально-историч-я и нравственно-фил-я проблематика пьесы

«Борис Годунов», написанная в 1825 г. В этом произведении отразился решительный отход Пушкина от романтического направления. На место прежней задачи — выражать в поэзии в первую очередь свои личные чувства и переживания, свои надежды, «высокопарные мечтанья» («Отрывки из путешествия Онегина» ), или наоборот, страдания и разочарования (причем все образы и картины реальной действительности использовались лишь как средство осуществления этой чисто лирической, субъективной задачи), перед Пушкиным встала новая задача — внимательного изучения реальной, объективной действительности, проникновения в ее сущность методами художественного познания — и поэтического воспроизведения ее.

Личное отношение поэта к изображаемым явлениям, его оценка, конечно, ясно выражается и здесь. Но, в отличие от романтизма, поэт стремится постигнуть и проследить логику самой жизни, чем и определяется в первую очередь отбор картин или ход событий в произведении. Этой независимой от поэта, но верно показанной им в произведении действительности он дает свою оценку, тем или иным способом обнаруживает свое отношение к ней.

Проблематика «Бориса Годунова», первой русской реалистической трагедии, была в высшей степени современной. Пушкин поднимал самый злободневный вопрос, волновавший в то время передовую дворянскую интеллигенцию («Борис Годунов» был окончен в ноябре 1825 г., незадолго до декабрьского восстания) — вопрос о самодержавии и крепостном праве и, главным образом, об участии самого народа в борьбе за свое освобождение.

Декабристы, как известно, в своих планах отводили народу пассивную роль, боялись его революционных выступлений. Свое отношение к этой проблеме Пушкин в «Борисе Годунове» обнаруживает не в форме авторских деклараций, высказываемых устами того или иного действующего лица, как это было в классических и в романтических драмах. Он нашел в истории момент, ситуацию, где этот вопрос разрешался самой жизнью, и показал со всей верностью действительности, как развиваются события и какие силы действуют при этом. Пушкин взял нужный ему материал в только что вышедших Х и XI томах «Истории Государства Российского» Карамзина. Там описывались события так называемого «смутного времени» (начало XVII в.) — широкое народное восстание против царя Бориса Годунова, утвердившего (как считал Карамзин, а вслед за ним и Пушкин) крепостное право в России, восстание, приведшее к свержению с престола царя Федора, сына Бориса Годунова (сам Борис умер незадолго до этого).

Время царствования Бориса Годунова, заключавшее в одном коротком историческом периоде и введение крепостного права, и народное возмездие за это, показалось Пушкину в высшей степени подходящей темой для политической трагедии с современной, проблематикой. «Это свежо (4), как газета вчерашнего дня!» — писал он в Х и XI томах Карамзина своему другу Н. Раевскому и Жуковскому (письмо от 17 августа 1825 г.).

Вывод, который делал Пушкин на основании изучения народных движений прошлого, был совершенно определенный: главную, решающую роль в них играет сам народ, его настроение, его активность, его способность к борьбе за свои права. Свержение династии Годуновых и победа Самозванца решена была не интригами бояр, ненавидевших Бориса, не участием польских отрядов, не успехами или неудачами тех или иных полководцев, а «мнением народным», настроением народа, стихийно поднявшегося на своего угнетателя — царя Бориса.

Эту главную идею трагедии Пушкин и стремился провести, показывая в двадцати трех ее сценах подлинные, верно угаданные добросовестным поэтом-историком картины событий того времени.

Свою задачу он видел не в том, чтобы использовать исторический материал для создания волнующей, интересной драматической ситуации (как часто писались и пишутся исторические пьесы), а в том, чтобы точно и верно воспроизвести подлинную историческую ситуацию, «облечь в драматические формы одну из самых драматических эпох новейшей история» (Наброски предисловия к трагедии «Борис Годунов»). Речи действующих лиц на сцене должны высказывать на мысли автора, не его мнения и оценки, а угаданные поэтом мысли и чувства изображаемых им людей прошлого.

В статье о трагедии М. Погодина «Марфа Посадница» Пушкин писал о «драматическом поэте»: «Не он, не его политический образ мнений, не его тайное или явное пристрастие должно было говорить в трагедии— но люди минувших дней, их умы, их предрассудки. Но его дело оправдывать и обвинять, подсказывать речи. Его дело воскресить минувший век во всей его истине».

Художественные особенности: Идейный и литературный замысел определили худ-е особ-ти пр-я: композицию, реализм образов, историзм в воспроизведении эпохи, разнообразие языка. Отлич-я особ-ть – решительный разрыв с правилами классицизма.

Пушкин смело нарушает три единства классицистов: время действия охватывает период в во­семь с лишним лет, место действия – не только дворец, но и площадь, и монастырская келья, и корчма, и поле сраженья; даже не только Русь, но и Польша; действие, не объединяется вокруг центрального героя и единой интриги, чем нарушается единство действия.

Основное столкновение в трагедии - это борьба за престол Бориса и Самозванца, в которую втянуты раз­личные общественные силы. Любовь в трагедии лишь одно из средств характеристики героев, но не пружина, движущая события.

В трагедии широкийохват жизни изображаемой эпо­хи, результатом чего явилось необычайно большое количество действующих лиц (около 60), притом из самых различных социальных слоев: царь, бояре, дворяне, патриарх, монахи, русские, поляки.

Вместо смычного деления на действия (по правилам классицизма — пять) пушкинская трагедия разбита на сцены (23), все время меняющие место действия. Это чередование сцен дано в порядке последовательности или по кон­трасту.

Так, например, в первых трех сценах даны разговоры о Борисе: в первой — двух бояр во дворце, во второй — народа на Красной площади, в третьей — "всей Москвы" на Девичьем поле. Четвёртая же сцена — контраст и в то же время как бы итог предшествующим: избранный народом Борис обращается с торжественной речью к патриарху и боярам, и затем краткий разговор Шуйского с Воротын­ским снова возвращает нас к их беседе в первой сцене и вы­разительно характеризует их обоих и Бориса.

Новизной в построении, обусловленной идейным со­держанием, является введение в качестве основного дей­ствующего лица народа. Поэтому-то в противоположность трагедиям классицистов, у Пушкина трагедия начинается и заканчивается без Бориса и Самозванца, казалось бы главных действующих лиц.

Следует отметить, что Пушкин нарушил и еще одно правило классицизма – чистоту жанра: он соединил в своей трагедии и трагические, и бытовые, и комические сцены.

По принципам реализма построены и образы трагедии. Взамен одностороннего изображения характера, свойственного писателям классицизма, Пушкин даёт широкую и разностороннюю зарисовку внутреннего мира своих героев.

Значение "Бориса Годунова" в истории русской дра­матургии. Велико значение "Бориса Годунова" в истории русской драматургии.

Трагедия отличается историзмом, вниманием к общественно-политической жизни, глубиной в раскрытии обра­зов, художественной простотой. Эти основные положения, которые Пушкин считал обязательными при создании тра­гедии, стали руководящими в творчестве последующих пе­редовых русских писателей (драматургов и прозаиков).

После появления «Бориса Годунова» реализм прочно утверждается в русской драматургии.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.76.91 (0.012 с.)