Отражение противоречия между «городом» и «деревней», природой и цивилизацией в лирике С. Есенина. Эволюция темы родины, интимная и пейзажная лирика.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отражение противоречия между «городом» и «деревней», природой и цивилизацией в лирике С. Есенина. Эволюция темы родины, интимная и пейзажная лирика.



Тема Родины: одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России ("Гой ты, Русь моя родная..."). С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина - это и мир убогих, бедных, горьких крест-х домов, край заброшенный, "деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна. Для поэта родная деревня в России - это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие "малой родины". Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную хижину, всеми отверж-й и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия: "А месяц будет плыть и плыть, // Роняя весла по озерам...// И Русь все также будет жить, Плясать и плакать у забора".Переломный для России год - 1917 - поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Надежды эти выражены в словах Н. Клюева - близкого друга и поэтического наставника С. Есенина: "Мужицкая ныне земля, /И церковь не наймит казенный". В поэзии в 1917 появляется новое ощущение России: "Уж смыла, стерла деготь/ Воспрянувшая Русь". Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего еегармонию (ст. "Сорокоуст" - центральны становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. Вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России). В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины насыщена нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а "пузатый "Капитал" - Библию ("Моя поэзия здесь больше не нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен"). С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции "последнего певца деревни", хранителя ее заветов, ее памяти (ст. «Спит ковыль»). Космические мотивы: практически в каждом стихотворении присутствуют небесные явления, космические пейзажи. Если в мифологизированных понятиях вертикальная структура космоса трехчленна и состоит из верхнего мира (небо), среднего (земля) и нижнего (подземное царство), то у С. Есенина космическая модель мира двухчленна (небо и земля). К первому – верхнему миру – относятся небесные явления (небо, солнце, луна, звезды), ко второму ярусу – среднему – относятся земля, деревья, животные, человек, жилищные и другие строения. Эти ярусы очень тесно взаимосвязаны («Задымился вечер», «Гляну в поле», «Я покинул родимый дом»). Животные в произведениях Есенина также являются частью вселенной и их переживания, мироощущения также связаны с космосом. Например, в стихотворении "Песнь о собаке" автор показывает боль животного, его страдания посредством космических мотивов (Показался ей месяц над хатой // Одним из ее щенков). Космические мотивы тесно соседствуют и с религиозными (С голубизны незримой кущи // Струятся звездные псалмы). В произведениях на революционную тематику Есенин вновь обращается ко "вселенскому" пространству, пытаясь понять и переосмыслить происходящие события (Небо – как колокол, // Месяц – язык, // Мать моя – родина, // Я – большевик - " Иорданская голубица").Деревенские мотивы лирики: Природа – всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта. Многие стихи раннего С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы ("Матушка в Купальницу…", "Не жалею, не зову, не плачу…"). Поэтпостоянно обращается к природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем прошлом, настоящем и будущем. В его стихах она живет богатой поэтической жизнью. Подобно человеку она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. Природа у Есенина антропоморфна: березки уподобляются девушкам, клен – подвыпившему сторожу, лирическому герою. Образ природы строится на ассоциациях из деревенского крестьянского быта, а мир человека раскрывается обычно через ассоциации с жизнью природы. Поэт с детских лет впитал в себя это народное мировосприятие, можно сказать, что оно образовало его поэтическую индивидуальность. Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы – «стан, бедра, груди, ножка, прическа, подол, косы», у клена – «нога, голова» (Так и хочется руки сомкнуть // Над древесными бедрами ив. - " Я по первому снегу бреду …" ). В стихотворении " Зеленая прическа "очеловечивание облика березы в творчестве Есенина достигает полного развития. Береза становится похожей на женщину (Зеленая прическа, // Девическая грудь, // О тонкая березка, // Что загляделась в пруд?). Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву, а дерево человеку. В таких стихотворениях, как " Не жалею, не зову, не плачу…" и " Отговорила роща золотая…", лирический герой размышляет о прожитой жизни , о молодости (Не жалею, не зову, не плачу, // Все пройдет, как с белых яблонь дым. // Увяданья золотом охваченный, // Я не буду больше молодым). Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа («Белая береза», «Возвращение на Родину»).

Интимная лирика: Любовь к родному краю в стихах поэта такая же страстная и жгучая, каким может быть чувство к женщине, возможно даже глубже и сильнее. Любовь в лирике Есенина была и тяжелой страстью, и «заразой», «чумой». Она была благодатным, очищающим чувством. Любовь была и донжуанской, лишь вспышкой страсти в сердце лирического героя. Все стихи С. Есенина, каждый образ, каждая строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего // Любовь к родному краю // Меня томила, // Мучила и жгла. Любовная лирика полна драматизма: от первого юношеского чувства к сложным душевным переживаниям: Когда-то у той вон калитки // Мне было шестнадцать лет, // И девушка в белой накидке // Сказала мне ласково: "Нет!" // Далекие, милые были. // Тот образ во мне не угас... // Мы все в эти годы любили, // Но мало любили нас. Не всегда Есенин испытывал в любви радость и успокоение. Чаще - это борьба, противостояние и утверждение личностей. Спокойная и безмятежная любовь - это недостижимое и желаемое для поэта блаженство. Стихи последнего периода творчества полны презрения к неискренности отношений, неприятия женского лукавства, поэт осуждает «легкодумных, лживых и пустых женщин».

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.01 с.)