Нравственные и эстетические поиски А.И. Куприна («Поединок», «Суламифь», «Гранатовый браслет»), проблема «естественного» человека («Олеся»). Художественные особенности повестей писателя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственные и эстетические поиски А.И. Куприна («Поединок», «Суламифь», «Гранатовый браслет»), проблема «естественного» человека («Олеся»). Художественные особенности повестей писателя.



Его искусству была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского тв-ва сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Большинству пр-й присуща динамика, драматичность, взволнованность. Куприн много странствовал, выполнял разн-ю работу: служил на заводе, работал грузчиком, играл на сцене, пел в церковном хоре. На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода говорится о том, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком. Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью. Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение действительности. Наибольшее влияние на Куприна-очеркиста оказал Г. Успенский. Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть “Молох”. В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала — все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса. После очерков и рассказов повесть была важным этапом в творчестве писателя. В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” - в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.

В 1898 году Куприн пишет повесть “ Олеся”. Схема повести традиционна: интеллигент, человек обыкновенный и городской, в глухом углу Полесья встречает девушку, которая выросла вне общества и цивилизации. Олеся отличается непосредственностью, цельностью натуры, душевным богатством. Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. В 1901 Куприн приезжает в Петербург, где сближается со многими писателями. В этот период появляется его рассказ “ Ночная смена ”, где главный герой - простой солдат. Герой - не отстраненная личность, не лесная Олеся, а вполне реальный человек. От образа этого солдата тянутся нити к другим героям. Именно в это время в его творчестве появляется новый жанр: новелла.

В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия - военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. В повести нашли отражение прогрессивные стороны творчества Куприна. Основа сюжета — судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И гибель Ромашова - протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды. С наступлением реакции и обострением общ-й жизни в обществе меняются и творческие концепции Куприна. В эти годы усил-ся его интерес к миру древних легенд, к истории, античности. В тв-ве возникает интересный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств. Куприн тяготеет к экзотике, разр-т фантаст-е сюжеты. Он возвращается к темам своей ранней новеллы. Вновь звучат мотивы неотвратимости случая в судьбе человека. В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “ Яма” - отдает дань натурализму. Он показывает обитательниц публичного дома. Вся повесть состоит из сцен, портретов и отчетливо распадается на отдельные детали быта.

Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” — рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви. Сталкиваемся с настоящей любовью Желткова. Он счастлив, потому что любит. Ему неважно то, что Вере Николаевне он не нужен. Как говорил И. Бунин: “Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена”. Желтков просто любил, ничего не требуя взамен. Вся его жизнь заключалась в Вере Шеин; он наслаждался каждой её вещью: забытым платком, программой художественной выставки, которую она однажды держала в руке. Единственной его надеждой были письма, с помощью них он общался с любимой. Он желал только одного, чтобы её нежные руки дотронулись до частички его души — листа бумаги. В знак своей пламенной любви Желтков подарил самое дорогое — гранатовый браслет. Герой отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения. Желтков возвышается над всем обществом Шеиных, где никогда бы не возникла настоящая любовь. Они могут лишь смеяться над бедным героем, рисуя карикатуры, читая его письма. Даже в разговоре с Василием Шеиным и Мирза - Булат - Тугановским он оказывается в нравственном выигрыше. Василий Львович признаёт его чувство, понимает его страдания. Он не высокомерен при общении с героем, в отличие от Николая Николаевича. Он внимательно разглядывает Желткова, аккуратно кладёт на стол красный футляр с браслетом — ведёт себя как истинный дворянин. Упоминание о власти Мирза — Булат — Тугановским вызывает приступ смеха у Желткова, он не понимает – как власть может запретить ему любить?!! Чувство героя воплощает всё представление о настоящей любви, высказанное генералом Аносовым: “Любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения - вовсе не труд, а одна радость”. Обладать даром такой любви могут обладать лишь исключительные люди. Аносов помог Вере Николаевне понять глубину чувств Желткова. “В шесть часов пришёл почтальон”, Вера узнала нежный почерк Пе Пе Же. Это было его последнее письмо. Оно было проникнуто насквозь святостью чувства, не было в нём горечи прощания. Желтков желает счастья любимой с другим, “и пусть ничто житейской не тревожит Вашу душу”. Вера Шеин поняла какую любовь потеряла, и, слушая сонату Бетховена, осознала, что Желтков прощает её. “Да святится имя твоё” повторяется пять раз в её сознании, как пять составных частей гранатового браслета…

В 1919 году Куприн эмигрирует. В эмиграции он пишет роман “Жанет”. Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке — дочери уличной газетчицы. Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода — роман “Юнкера”.

В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

Эволюция творческого мировосприятия А. Блока. Романтические мотивы, мистические образы сборника «Стихи о Прекрасной даме». Новизна лирической позиции А. Блока. Тема исторических судеб России в цикле «На поле Куликовом» Место А. Блока в истории русской поэзии.

Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и XX веков, обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало литературе множество замечательных произведений, среди которых и произведения Блока. Образы, созданные им, занимают особое место в русской поэзии. Характерная особенность поэтики – метафоричность, цветовая гамма, звукопись.

Своеобразие позиции поэта во многом отразилось в первые годы его творчества в образе лирического героя. Характерно в этом отношении стихотворение “Фабрика ”. С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя. Но, с другой стороны, символистская философия, понимание своего места в жизни также весьма показательны. Стихотворение рисует три образа: это собравшийся у ворот люд; “недвижный кто-то, черный кто-то”, считающий пришедших; и, наконец, лирический герой, говорящий; “Я вижу все с моей вершины...” Нахождение на вершине — это как бы начальная точка творчества самого поэта, из которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму.

Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрасной Дамы. Его раскрытию и постижению поэт посвятил целый цикл стихотворений. Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта. (цикл был посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой, жене поэта.) Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме. В стихотворении “Вхожу я в темные храмы...”, поводом для создания которого стала встреча в Исаакиевском соборе Блока с Менделеевой, перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пушкинской Мадонной. Это “чистейшей прелести чистейший образец”. Лирический герой этого периода творчества Блока — романтик, для которого любовь является высшей ценностью.

Образ лирического героя получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, “ Незнакомка”. Тема этого стихотворения может быть выражена следующей фразой: идеал, потребность красоты соприкасается с отталкивающей реальностью. Эту двойственность Блок отразил и в композиции произведения: оно делится на две части. Первая часть пронизана настроением ожидания “друга единственного” — мечты, идеального образа Незнакомки. Но место встречи с ней — ресторан. Умело нагнетая описанием пейзажа, использованием звукового ряда ощущение пошлости происходящего, автор мотивирует состояние лирического героя. Появление Незнакомки во второй части на время преображает действительность для героя, что в художественном плане выражается в перемене всех оценочных эпитетов, образов природы на противоположные. Они как бы освещены с другой стороны. Итог же — возврат в реальный мир, невозможность впасть в забытье (Ты право, пьяное чудовище! // Я знаю: истина в вине). В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, смена его состояний очень важна для Блока.
Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть внутренний мир лирического героя, эволюцию его во времени. Это удалось сделать в поэме “Соловьиный сад”. Основа сюжета поэмы — неизбежность возврата лирического героя из мира сладких грез и любви в реальность. Герой обретает новое, общечеловеческое значение. Так, многие образы поэмы имеют библейское звучание. На осле ехал Иисус, чтобы указать праведный путь, истину. Сад и его хозяйка — это Адам и Ева. Сад и остальной мир разделены только оградой, но, войдя в него, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться.
В произведении решаются философские проблемы выбора жизненного пути, любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опустошен безоблачным счастьем.

Образ опустошенного жизнью человека, человека с нелегкой судьбой появляется в стихотворении “ О доблестях, о подвигах, о славе...”. Это стихотворение автобиографично. Ведь незадолго до его создания Блока покинула жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического, героя с самим поэтом. В каждом его стихотворении этот образ несет не только конкретную лирическую нагрузку, но и становится провозвестником общечеловеческих идей, вечных ценностей. Однако Блок не уходит и от конкретных, реальных событий. В синтезе реального и идеального, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя. Он полностью раскрыл эволюцию поэта, при этом сам многократно изменялся.

Тема исторических судеб России в цикле «На поле Куликовом» А.А. Блок горячо интересовался историей России. В ее прошлом он пытается найти истоки русского национального характера, причины выбора исторического пути России. Прошлое дает ему возможность размышления о настоящем и будущем родной земли.

Особенно важным, переломным в ходе истории моментом он считает Куликовскую битву. В ней впервые было доказано единство Руси, стремление ее народа к свободе и способность его к сопротивлению.

Цикл состоит из пяти стихотворений. Первое начинается с плавного, неторопливого описания природы: (Река раскинулась. Течет, грустит лениво // И моет берега… А затем резкое изменение ритма и нарастание движения: // Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами // Степную даль). Речь идет об особом историческом пути России, долгом и мучительном. Переплетаются два значения слова «путь»: путь-дорога и путь развития народа, государства. И в обоих значениях главное – движение, неуспокоенность: (И вечный бой! Покой нам только снится // Сквозь кровь и пыль… // Летит, летит степная кобылица // И мнет ковыль… // И нет конца! Мелькают версты, кручи…)

Образы мчащейся неукротимой кобылицы, людей, кричащих за Непрядвой, производят сильное эмоциональное впечатление. Враги рисуются поэтом как «черная туча», «поганая орда». А на стороне русских воинов – Владимирская Богоматерь, ее икона была главной русской святыней. Бойцы готовы «за святое дело мертвыми лечь», защищая свою Родину.

Блок обращается к Руси, как к любимой жене, матери, источнику любви и жизни на земле: «О, Русь моя! Жена моя!» Но речь идет не только о прошлом, но и о будущем России. Поэт понимает, как много тяжелых испытаний еще выпадет на ее долю: «Долго будет родина больна» (Я вижу над Русью далече // Широкий и тихий пожар, – говорит автор о предстоящих невзгодах).

А к последнему стихотворению цикла взят эпиграф из Вл. Соловьева, историка и философа. Грядущий день во мгле, будущее неясно. Но в душе поэта живет ощущение предстоящей битвы (Но узнаю тебя, начало // Высоких и мятежных дней! // …Доспех тяжел, как перед боем, // Теперь твой час настал. – Молись!). Этот цикл был написан А.А. Блоком в 1908 году, после событий революции 1905 года, показавшей силу и гнев народного возмущения. Поэт понимает, что испытания еще не закончились, но верит, что России суждено лучшее будущее.

Поэма «Двенадцать» (1918) – задумана как синтез высокой поэзии с маргинальными жанрами – городской фольклор, нелитературные жанры: плакат, лозунг; жестокий любовный романс; городская частушка; воровская песеен; революционный марш. Поэма написаны в осн-м четырехстопным хореем, звучит на манер частушки; интонация все время меняется. О революции. Блок явно ощущал, что «стихия», не одухотворенная великой гуманистической идеей, неизбежно выродится в пушкинский бунт – «бессмысленный и беспощадный». Концовка: Вдаль идут державным шагом... А впереди этого шествия – Иисус Христос «в белом венчике из роз». Поэт хотел, чтобы впереди красногвардейцев шел кто-то «Другой», но не нашел никакого другого образа.

44. Проблематика, жанровое многообразие творчества М. Горького. Анализ одного из произведений (по выбору студента). Значение Горького в русской и мировой литературе.

В к.XIXв. в р-й лит-ре появляется новый герой - босяк, человек, отвергнутый обществом, изгой, судьба кот-го никого не интересует. Такой герой изобр-ся в реал-х рассказах Горького. Рисует образ босяка неоднозначно, он пытается выявить причину, по которой герой опустился на дно общества. Писателя интересует внутренний мир, чувства, переживания босяка, влияние социального положения на его мироощущение. Горький рассматривает и исследует состояние несогласия героя с самим собой, причину его определенного поведения.

Одним из ранних реалистических произведений М. Горького является рассказ “Коновалов”, в котором повествуется о судьбе босяка Александра Ивановича Коновалова. Главный герой был прекрасным пекарем, действительно талантливым в своем деле, но в силу одной особенной черты своего характера, а именно меланхолии, чувства тоски, да такой, что “невозможно в ту пору жить”, и “все на свете... опротивеет”, а герой “сам себе становится в тягость”, он бросает все и уходит бродяжничать. Позже Коновалов возвращается и здесь происходит его первая встреча с повествователем, которым является “подручный” пекаря. Автор неоднозначно изображает своего героя, начиная с портретной характеристики и кончая размышлениями и поступками персонала. “По костюму это был типичный босяк, по лицу - славянин” - таким предстает перед нами Коновалов впервые. Горький сравнивает его с богатырем и в то же время пишет о том, что Коновалов все еще оставался ребенком в своем восприятии мира: “Ребенок ты, Саша; не понимаешь ты ничего”, - говорила герою Вера, “...большой человек с ясными глазами ребенка” - таким его видел повествователь, то есть сохранил искренность, доверчивость, способность видеть хорошее во всем, веру в добро, в людей и в их нравственность. Коновалов - босяк, и, казалось бы, должен чувствовать себя обиженным, обделенным, должен обвинять во всех своих несчастьях, а потому быть враждебно настроенным к обществу, изгнавшему его, но этого не происходит, напротив, главный герой, к величайшему удивлению повествователя, “с таким легким духом выделяет себя из жизни в разряд людей, для нее не нужных и потому подлежащих искоренению”, считал, что “во всей неурядице личной жизни был виноват только он сам”. Подобные размышления свидетельствуют о способности героя самоанализу, что выделяет его из общей массы босяков “под отдельную статью”. Коновалова также характеризует отличное от мнения многих других представителей его социального класса отношение к природе, женщинам, просвещению (образованию). Так, например, герой рассказывал о купчихе, с которой расстался: “...босяк рассказывает о женщине в скептическом тоне, с массой подробностей, которые унижают ее,...но печальный и мягкийтон (Коновалова) при воспоминании о “купчихе” - тон исключительный”. Герой рассказа Горького питает огромный интерес к книгам, часто просит повествователя почитать ему. Коновалов искренне верит в происходящие в книге события, порой даже чувствуя себя их участником. На протяжении всего рассказа повествователь и главный герой рассуждают на многие темы, связанные с босячеством, тем самым выявляя свои точки зрения относительно их. Таким образом, мы можем говорить о том, что Коновалов способен на фил-е размышления. Персонаж рассказа не ограничен и может видеть истинную причину опред-го поведения босяка и формирования его особого мышления. Коновалов говорит о происх-и склонности босяка ко лжи, обману, выдумыванию различных историй, к преувеличениюкаких-либо событий, происходивших с ним. Дело в том, что так проще жить, “если у человека в жизни не было ничего хорошего, - он ведь никому не повредит, коли сам для себя выдумает какую-то сказку, да и станет рассказывать ее за быль. Рассказывает... и сам себе верит,...ну ему и приятно”. Казалось бы, перед нами действительно хороший человек, заслуживающий лучшей участи (доли), однако в чем причина неустроенности его жизни, где искать истоки его меланхолии и тоски, которые в конечном итоге привели его к самоубийству? “Не нашел я точки моей... Ищу, тоскую, - не нахожу...” - таков итог размышлений Коновалова, таков ответ на заданный выше вопрос. В рассказе “ Двадцать шесть и одна” Горький также рассматривает образ босяка, но уже выявляет его отрицательные качества. В произведении повествуется о двадцати шести пекарях, мироощущение, чувства, поведение которых подается автором как мироощущение одного человека. Это достигается с помощью использования Горьким огромного количества местоимений: мы, все и обобщающих слов: “поют все 26; мы все оборачивались и радостно смотрели; кто-то из нас дернул Таню за рукав кофты”. В этом заключается новаторство Горького. Однако данное единство не является признаком гармонии и взаимопонимания между людьми, оно выявляет безликость, ограниченность пекарей, отсутствие индивидуальности у каждого из них. Ранние произведения М. Горького отражают незавершенность его концепции мира и художественного творчества. В них он выступает как романтик, причем его романтизм совмещает в себе как традиционные, так и новые художественные приемы. “Реальный” мир для Горького не является эстетическим объектом даже в таких рассказах, как “Дед Архип и Ленька” или “Дело с застежками”. Горьковские босяки воплощают определенное мировоззрение или психологический тип. Они могут быть “бунтарями” или “мещанами”, “накопителями” или “правдоискателями” независимо от времени и социального окружения, в котором они живут. С другой стороны, Горький начинает сознавать важность конкретных социальных и бытовых характеристик героев, он наделяет их реальными чертами “людей дна”, так же как романтики XIX века наделяли своих героев отл-ми чертами “рыцарей” или “благородных дикарей”. Таким образом, Горький создает свой собств-й мир. В нем часто можнонаблюдать некоторые особенности современной ему России. Тем не менее горьковская художественная реальность живет по собственным внутренним законам, отличающимся от законов, существовавших для реалистов XIX века. Природа в этом мире тесно связана с душевным состоянием героев, что соответствует канонам романтизма. Море в рассказе “Челкаш”, лес в легенде о Данко, степь в рассказе “Дед Архип и Ленька” изменяются по ходу развития сюжета. Если в начале произведения природа спокойна и обычна, то во время основного конфликта она “отражает” душевное напряжение героев: начинается гроза или буря. Кроме того, природа имеет двойственный характер. Она либо помогает людям, создавая естественный фон свободной, вольной жизни, как в начале рассказа “Старуха Изергиль”, либо противостоит им. Одной из основных проблем тв-ва стал поиск нового чел-го идеала, гармонии в этом мире. Само время - рубеж столетий, столкновение эпох - делает такие вопросы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором. По Горькому, реальный человек объединяет в себе эти два начала: в его душе звучат и мертвые, и живые струны. Первоначально в его творчестве преобладали романтические тенденции, предполагавшие поиск идеальных, сильных и незаурядных характеров (“Старуха Изергиль”). Но романтизм, показывая абсолютное Добро и Зло, не отражает жизни во всей ее полноте, поэтому Горький приходит к реализму, сменив прекрасные “небеса” на суровую “землю”, обнажив самое дно жизни. Босяками становились разорившиеся крестьяне, безработные, люди, выброшенные “за борт” обыкновенной жизни экономическими и общественными потрясениями. Босячество приобрело масштабы социального явления. В реальном чел-ке Горького привлекает то небытовое, необычное, что, как правило, гибнет и в нищем, и в буржуазном мире, но что возможно спасти, сохранить, не утратив внутреннюю, духовную свободу.

Тв-во Горького с н. 20в., а особенно после Октябрьской революции оказывает огромное влияние на культуру и общ-ю жизнь, на развитие сов-й лит-ры и мировую прогр-ю литературу. Традиции Горького продолжили советские писатели. Прочные творч-е и дух-е связи объединяли Горького с прогр-ми писателями Западной Европы и Америки: Ролланом, Драйзером, Дж. Лондоном и др. Р. Роллан подчеркивал, что “...никогда и никому, кроме Горького, не удавалось столь великолепно связать века мировой культуры с революцией...”

 

Различные пути изображения революционной действительности в прозе 1920-х годов. Отражение хаоса, стихии революции и гражданской войны в произведениях «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Донские рассказы» М. Шолохова, «Конармия» И. Бабеля.

Период революции и гражданской войны был временем рас­цвета поэзии. «В грозовые годы революции, — свидетельствует из­вестный критик 1920-х годов П.Лебедев-Полянский, — мы жили преимущественно стихами. О романе он (т. е. читатель) и мечтать не смел». В 1920-е годы положение изменилось. На первый план постепенно стали выходить прозаические жанры. Проза этого времени характеризуется напряженным сюжетом, отражением острого социального конфликта. Роман, повесть, рас­сказ, очерк в том виде, в каком эти жанры сложились в прежней русской литературе, в 1920-е годы встречаются редко. Тогда уже началось то небывалое смешение жанров, которое заявило о себе на последующих этапах развития русской литературы XX в. В текст своего романа «Чапаев» Д. Фурманов, например, вклю­чил хронику, дневниковые записи, очерки, письма. В некоторых его произведениях отсутствовали традиционные элементы сюжета.

Русская проза 1920-х годов отличалась большим тематическим и жанровым разнообразием. Начав с книг о революции и граждан­ской войне, об изменениях в деревне, где ростки нового обнару­живали себя наиболее явно, к середине десятилетия литература уже имела в своем активе произведения исторического, сатири­ческого, фантастического содержания. Своеобразны рассказы и повести этого времени. Писатели пред­почитали создавать произведения небольшого объема, о причинах этого предпочтения уже говорилось выше. Представлены были и рассказы-очерки, и рассказы-новеллы, и особенно циклы расска­зов. Последние наиболее характерны для прозы 1920-х годов: «Ко­нармия» И.Бабеля; «Донские рассказы», «Лазоревая степь» М.Шолохова; «Шутейные рассказы» В. Шишкова и т. д. Широкую известность приобрели рассказы А. Не­верова, М. Зощенко, П. Романова и др.

Особое место в драматургии 20–х годов занимает пьеса М.Булгакова «Дни Трубиных» – одна из лучших пьес о гражданской войне, о судьбах людей в переломную эпоху. Булгаковская пьеса «Дни Турбиных», написанная по следам «Белой гвардии» становится «второй «Чайкой» Художественного театра. Луначарский назвал ее «первой политической пьесой советского театра». Премьера, состоявшаяся 5 октября 1926, сделала Булгакова знаменитым. История, рассказанная драматургом, потрясала зрителей своей жизненной правдой гибельных событий, которые многие из них совсем недавно переживали. Образы белых офицеров, которые Булгаков безбоязненно вывел на сцену лучшего театра страны, на фоне нового зрителя, нового быта, обретали расширительное значение интеллигенции, неважно, военной ли, гражданской. Спектакль, встреченный в штыки официальной критикой, вскоре был снят, но в 1932 был восстановлен.Действие драмы уместилась в пределах дома Турбиных, куда «ужасным вихрем врывается революция». Алексей и Николай Турбины, Елена, Лариосик, Мышлаевский – добрые и благородные люди. Они не могут разобраться в сложной стихии событий, понять свое место в них, определить свой гражданский долг перед родиной. Все это рождает тревожную, внутренне напряженную обстановку дома Турбиных. Их тревожит разрушение старого привычного уклада жизни. Поэтому такую большую роль играет в пьесе сам образ дома, печки, который несет тепло и уют, в отличие от окружающего мира.

Творчество М.А.Шолохова начиналось с создания рассказов. Он опубликовал два сборника – «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Ранние рассказы – это увиденное, услышанное, пережитое автором в первые послереволюционные годы. Шолохов правдиво показывает трагические события периода гражданской войны, доносит читателю важную мысль: каким страшным бедствием явилась для россиян национальная распря. Писатель рисует смерть, кровь, насилие, показывает, как война ставит людей в экстремальные, нечеловеческие ситуации. В рассказе «Семейный человек» повествуется о том, как паромщик Микишара, чтобы спасти себя и семерых детей (а их у него всего девять, жена умерла), соглашается убить двух старших сыновей, красных, попавших в плен. Причем один из этих сыновей – Данила – был любимцем отца.Автор не осуждает героя за его страшный поступок. У него другая цель – нарисовать типичную ситуацию в контексте страшной эпохи. Для Шолохова очевидно, что у Микишары не было другого выхода из создавшейся ситуации. Кто же виноват в трагедии Микишары? Виновата эпоха, виновен Бог, допускающий существование на Земле подобного произвола. Недаром Григорий Мелехов в романе «Тихий Дон» позже скажет: «Мы, фронтовики, Бога отменили».

Типичная ситуация для того ужасного времени изображена и в рассказе «Родинка». Главный персонаж произведения – 18-тилетний Николка, командир красного эскадрона, имеющий отличительную примету: на ноге у него, выше щиколотки, как и у отца, родинка величиной с голубиное яйцо. Николкин эскадрон гоняется за бандой. Во время стычки с противником юного и неопытного командира зарубил бывалый атаман. Снимая с убитого хромовые сапоги, атаман обнаруживает родинку и узнает в убитом сына. Не выдержав страшного испытания, атаман пускает себе пулю в рот.

Для “Донских рассказов” характерна реалистичность, антиромантичность изложения суровых военных условий; та правда войны, что не щадит никого, даже детей. Шолохов говорил, что нельзя чересчур живописно, красочно писать о смерти среди “седых ковылей”, приписывать погибающим состояния, когда они “умирали, захлебываясь красивыми словами”. Ну а как же красота изложения? У Шолохова она в простоте, народности языка. Сама суть рассказов заставляет задумываться о жизни. По моему мнению, смысл их в том, что люди, дабы доказать свою преданность идеалам, переступают через жизнь и судьбу самых родных, близких людей. Брат должен убить брата, сын — отца.

В рассказе “ Продкомиссар” казак Игнат Бодягин поддерживает беспощадное решение трибунала: казнить родного отца за саботаж. Классовая ненависть выше родственных чувств. В новелле “Бахчевик” казак спасает раненого брата и расправляется с отцом-белогвардейцем. Еще мрачнее рассказ “Семейный человек”: в нем отец убивает сразу двух сыновей-красногвардейцев, дрогнув перед угрозами белоказаков.

Ранние рассказы уже несли в себе приметы зрелого Шолохова: и построение сюжетов на материале остродраматическом, трагедийном, и традиционный стиль повествования – реалистический и особенное пристрастие к экстремальным ситуациям, помогающим раскрывать «диалектику души» героев. Все это позволяет говорить о том, что «Донские рассказы», уже сами по себе представляющие отнюдь не рядовое событие в русской литературе ХХ века, стали для писателя школой мастерства, помогли обрести свою манеру письма, свой стиль и, главное, проложили путь к взятию новой высоты, как отчетливо видно сегодня, – самой значительной в русской лит-ре ХХ века – созданию романа «Тихий Дон».
Бабель «Конармия»: Завороженность силой масс, оказавшаяся потом, в 1930-е гг., губительной для его сознания и судьбы, в годы, когда шла работа над «Конармией», выступила как всеохватывающий интерес к раскрепощенным, вольным, первозданным силам жизни. Конармейцы походили на блоковскую «голытьбу», что «без имени святого» «ко всему готова» («ничего не жаль») — шла «вдаль», но они же были явно героизированы. Обогатившись опытом реальной жизни, действительно увидев в революции не только силу, но и «слезы и кровь», Бабель в рассказах отвечал на вопрос, который в дни польского похода записал в своем дневнике: «Что такое наш казак?» Находя в казаке и «барахольство», и «революционность», и «звериную жестокость», Бабель в «Конармии» все переплавил в одном тигле, и казаки предстали как художественные характеры с нерасторжимостью их внутренне сплетенных противоречивых свойств. Доминантой стало изображение персонажей конармейцев изнутри, с помощью их собственных голосов. Писателя интересовало их самосознание. Подобно многим другим, Бабель воспринимал революцию как «пересечение миллионной первобытности» и «могучего, мощного потока жизни». Но трагическим фоном через всю «Конармию» проходит невозможность слиться, отождествиться с новой силой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.218 (0.035 с.)