Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанровое многообразие, художественные особенности устного народного творчества.

Поиск

Жанровое многообразие, художественные особенности устного народного творчества.

Эпос. Эпос как жанр (или группа жанров), т. е. героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. Героический эпос бытует как в книжной, так и в устной форме, причём большинство книжных памятников эпоса имеют фольклорные истоки; сами особенности жанра сложились на фольклорной ступени. Поэтому героический эпос часто называют народным эпосом. Однако такое отождествление не совсем точно, поскольку книжные формы эпоса имеют свою стилистическую, а порой и идеологическую специфику, а, безусловно, относимые к народному эпосу баллады, исторические предания и песни, народный роман и т.п. могут считаться героическим эпосом лишь с существенными оговорками. Героический эпос дошёл до нас как в виде обширных эпопей, книжных («Илиада», «Одиссея», «Махабхарата», «Рамаяна», «Беовульф») или устных («Джангар», «Алпамыш», «Манас», так и в виде коротких «эпических песен» (русские былины, южнославянские юнацкие песни, стихотворения Эдды Старшей), отчасти сгруппированных в циклы, реже — прозаических сказаний.

Сказка - один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой называют различные виды устной прозы, отсюда разнобой в определении её жанровых особенностей. От др. видов художественной эпики сказка отличается тем, что сказочник подаёт её, а слушатели воспринимают прежде всего как поэтический вымысел, игру фантазии. Это, однако, не лишает сказку связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов. Во многих сказках нашли отражение первобытные общественные отношения и представления, тотемизм, анимизм и др. Для сказок, сложившихся при феодализме, характерны такие образы, как царь, царевич, рыцарь, король. В эпоху капитализма увеличивается интерес сказочников к теме денег, торговли; в сказках изображается контраст богатства и бедности, всё сильнее звучат мотивы классового антагонизма. В настоящее время одни сказки продолжают свою жизнь в книге, другие уходят из народного быта либо становятся достоянием детей, третьи продолжают интересовать взрослых слушателей. В сказках народов мира много общего, что объясняется сходными культурно-историческими условиями их жизни. Вместе с тем сказки обладают национальными особенностями, отражают уклад жизни того или иного народа, его труд и быт, природные условия. Сказочники привносят в исполняемые ими сказки свои индивидуальные черты, поэтому большинство сказок известно во многих вариантах.

Легенда – перв-но житие святого, написанное для чтения в день его памяти. Термин возник в средневековой католической письменности. В 13-15 вв. в Европе сложились многочисленные сводные сборники легенд на латинском языке, в том числе «Золотая легенда», переведённая на большинство западно-европейских языков и ставшая источником сюжетов для эпоса, драмы, лирики. Позже легенды — религиозно-дидактические повествования, притчи о животных, растениях, предметах христианского культа. В современном обиходном значении легендой часто называют, независимо от жанра, произведения, отличающиеся поэтическим вымыслом и одновременно претендующие на достоверность.

Мифы - создания коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными. Специфика мифов выступает наиболее четко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и т. п., они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; мифы переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

Былины, эпические песни, сложенные народом в Древней Руси и отразившие историческую действительность главным образом 11—16 вв. В процессе многовекового развития былины изменялись, впитывали события позднейшего времени, а иногда и события более ранней эпохи. Былинные богатства были обнаружены в районах Заонежья, Пинеги, Мезени, Печоры, побережья Белого моря. С конца 18 в. былины привлекали внимание писателей и учёных, как высокохудожественные памятники народного творчества.

В центре былин — образы богатырей, наделённых высокими моральными качествами, самоотверженно преданных Родине. В образе любимого богатыря Ильи Муромца народ создал поэтическую биографию крестьянского сына с его спокойной уверенностью в себе и чуждой аффектации силой. Он стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам (эта тема формировалась ещё в условиях монгольского нашествия). Столь же поэтичны образы и др. богатырей, охраняющих родную землю, — Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Тема защиты Родины закон-но слита в былинах с темой народной жизни и труда. Так, первый подвиг, который совершил Илья Муромец после исцеления, это корчёвка пней и расчистка поля для пашни. В былине о Вольге и Микуле Селяниновиче отразилась извечная мечта трудового народа о лёгкой пахоте, о труде, обеспечивающем жизнь.

Пословица - краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное изречение народа. Обладает способностью к многозначному употреблению по принципу аналогии. Суждение «Лес рубят — щепки летят» интересно не прямым смыслом, а тем, что может быть применено к др. аналогичным ситуациям. Предмет высказывания рассматривается в свете общепризнанной истины, выраженной пословицей. Отсюда её идейно-эмоциональная характерность. Композиционное членение суждения в пословицах, часто подкрепляемое ритмом, рифмой, ассонансами, аллитерациями, совпадает с синтаксическим.

Загадка - жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. В древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Позже загадка приобретает большей частью эстетическое и познавательное значение. Служит для испытания смекалки. Загадки отличаются разнообразием тематики и богатством художественных приёмов, им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, звукопись. В загадках встречаются комические элементы, имеющие социальный смысл: «Стоит поп низок, на нём сто ризок» (капуста). Загадка широко вошла в др. жанры фольклора, а также в литературу.

В процессе бытования жанры словесного фольклора переживают «продуктивный» и «непродуктивный» периоды («возрасты») своей истории (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старение, угасание), и это связано, в конечном счете, с социальными и культурно-бытовыми изменениями в обществе. Устойчивость бытования фольклорных текстов в народном быту объясняется не только их художественной ценностью, но и медленностью изменений в образе жизни, мировоззрении, вкусах их основных творцов и хранителей — крестьян. Тексты фольклорных произведений различных жанров изменчивы (правда, в разной степени). Однако в целом традиционность имеет в фольклоре неизмеримо большую силу, чем в профессиональном литературном творчестве.

Коллективность словесного Н. т. не означает его обезличенности: талантливые мастера активно влияли не только на создание, но и на распространение, совершенствование или приспособление текстов к потребностям коллектива. Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного фольклора обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т.д.).

Последним стихотворением Лермонтова является “Пророк”, написанное в 1841 году. Темой стихотворения является возвышенная идея общественного служения поэта, которая ярко выражена Лермонтовым в образе пророка, одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех земных благ жизни во имя служения этой высокой идее. В основе стихотворения лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое учение пророка не признается толпой. Эгоистическая, мелкая толпа отнеслась к пророку-поэту жестоко, она дошла до преследования, глумления и унижения его.

Картине грубости, мелочности мещански настроенной толпы Лермонтов противопоставляет величественный образ природы, необыкновенной силы и красоты: И вот в пустыне я живу... // Мне тварь покорна там земная; // И звезды слушают меня, // Лучами радостно играя.

В этом противопоставлении восторженного внимания звезд к пророческой речи поэта бездушному, жестокому отношению людей чувствуется глубокий протест Лермонтова против этого бездушия. В. Г. Белинский писал по поводу “Пророка”: “Какая глубина мысли! Какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России”.

Лермонтов выступил достойным преемником Пушкина в вопросах о месте и назначении поэта и поэзии в современном обществе. Он продолжил мысль о гражданском назначении поэзии, она должна откликаться на насущные нужды современности.

Тема любви в творчестве Лермонтова Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический отпечаток из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности - Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни. Лермонтов грустит о потерянном счастье: Душа моя должна прожить в земной неволе Не долго. Может быть, я не увижу боле Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других. Лермонтов подчеркивает свою отчужденность от всего мирского: "Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом". В понятии Лермонтова любовь должна быть вечной, поэта не удовлетворяют "обычные", скоротечные страсти, и если он иногда увлекается и отходит в сторону, то его строки - это не плод больной фантазии, а всего лишь минута слабости: У ног других не забывал я взор твоих очей. Любя других, я лишь страдал Любовью прежних дней. Основное противоречие романтического восприятия мира Лермонтовым - это противоречие между идеалом и действительностью, которое в творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения. Его произведения поражают беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты. Лермонтовский романтизм основан на твердом убеждении, что существует "жизнь иная", что человек создан для любви, для счастья. Поэт пытается противопоставить унылой действительности свои идеальные воззрения. Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его восприятия окружающей жизни, в них сосредоточены душевные переживания поэта, богатство его внутреннего мира. Он повсюду ищет гармонию, его мысли о вечной свободе, о любви неразрывно связаны с думами о несправедливости мира к отдельной человеческой личности.

Периодизация творчества

У Некрасова можно выделить два крупных творческих периода:

Первый: с 1845 года по 1856 год, в который его поэзию можно назвать «музой скорби и печали»; основное настроение стихов этого времени — уныние; главной психологической чертой героев из народа является вечное терпение, пассивность; главные герои — крестьянская и городская беднота, труженики-разночинцы, люди трагической социальной судьбы, неимущие, обездоленные и бесправные; основное отношение к своим героям — сострадающая любовь и жалость; сам Некрасов в этот период выступает как «печальник» горя народного, сформулировавший свою поэтическую и гражданскую задачу; «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ».

Социальной сущностью лирики этого периода являлся демократизм и сострадательный гуманизм.

Среди стихотворений этих 10—11 лет выделяются две группы. В стихотворениях первой группы — скорбь и защита бесправных и обездоленных: «В дороге», «Огородник», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной», «В деревне», «Несжатая полоса», «Влас», «Забытая деревня» и т. д. Их лейтмотивом является любовь-скорбь. Ко второй группе относятся сатирические стихи открытого презрения «к ликующим, праздно болтающим, обагряющим руки в крови»: «Колыбельная песня», «Нравственный человек», «Современная ода» и т. д.; вся эта поэтическая сатира позже войдет в состав крупной сатирической поэмы «Современники», писавшейся в 70-х годах параллельно с поэмой «Кому на Руси жить хорошо?».

Если в первой группе стихов Некрасов психологически близок к Достоевскому, то во второй группе он близок к Гоголю и Щедрину.

Развитие жанра поэмы в творчестве Н.А. Некрасова. Широкая панорама дореформенной и послереформенной жизни крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Мастерство поэта в изображении русского национального характера

Поэмы Некрасова: «Саша», «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Дедушка», «Русские женщины», сатирическая поэма «Современники»

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора.

Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме; заново осмыслены все волновавшие его проблемы; использованы высшие его художественные достижения.

Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав писать "по горячим следам", то есть сразу после реформы 1862 года, поэму об освобождающемся, возрождающемся народе, Некрасов бесконечно расширил первоначальный замысел.

Поиски "счастливцев" на Руси увели его из современности к истокам: поэт стремится осознать не только результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу понятий СЧАСТЬЕ, СВОБОДА, ЧЕСТЬ, ПОКОЙ, ибо вне этого философского осмысления невозможно понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа.

Принципиальная новизна жанра объясняет фрагментарность поэмы, построенной из внутренне открытых глав. Объединенная образом-символом дороги, поэма распадается на истории, судьбы десятков людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве своем, они составляют судьбу русского народа, его исторический путь от рабства к свободе. Именно поэтому лишь в последней главе появляется образ "народного заступника" Гриши Добросклонова - того, кто поведет людей на волю.

Лишь к этому моменту сам автор полностью увидел композиционное и художественное решение своей поэмы и, умирая, сожалел, что не успевает воплотить его: "Единственное, о чем я жалею, - говорил он, - о том, что не успеваю дописать "Кому на Руси... " Теперь я вижу, что это такая вещь, которая только целиком будет иметь свое значение. " Авторская задача определила не только жанровое новаторство, но и все своеобразие поэтики произведения.

Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. В "Кому на Руси жить хорошо" в той или иной степени "задействованы" все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказание.

Худож-е своеобразие лирики

1. Поэзия строится по принципу внутреннего монолога: нарушение последовательности, прерывистость, непосредственность. Стихотворения близки к романсам, строфы – двустишия и четырехстишия

2 Стих-я отлич-ся музыкальностью, кот-я создается след-м образом: Ф. сторит многострочные строфы, используя удвоенные и утроенные рифмы. отдает предпочтение чередующимся размерам и достигает особого ритмического эффекта, соединяя длинные строки с очень короткими; строфа, написанная длинным размером, завершается одностопным или даже односложным стихом

3. Отдает предпочтение метафоре. часто целое стихотворение представляет собой развернутую метафору. Главный источник его метафор – резкое отделение обыденной жизни от мира вдохновения, искусства и красоты

4. Использует сравнения (женщины с цветком), эпитеты, двойные эпитеты

5. Поздние стихи Ф. близки к Тютчевским. в основном построены на сравнении природы и чел-ка («Осень», «Ласточки»). Используются типичные Тютчевские эпитеты: золотолиственые уборы, молниевидное крыло

Нужно отметить, что лирика Афанасия Фета представляет собой уникальное “событие” как той эпохи, в которой жил сам автор, так и эпохи, в которой живем мы — читатели его произведений. Для меня стихи Фета — это маленькие зарисовки из его жизни, в которые ты сам мгновенно проникаешь и переживаешь вместе с автором. Его стихотворения разногранны, что доказывается тем количеством и разнообразием мотивов, которые мы рассмотрели. Традиции Фета в дальнейшем продолжат символисты: Блок, Соловьев — это говорит нам о том, что такие стихи всегда затронут сердце читателя.

Эволюция творческого мировосприятия А. Блока. Романтические мотивы, мистические образы сборника «Стихи о Прекрасной даме». Новизна лирической позиции А. Блока. Тема исторических судеб России в цикле «На поле Куликовом» Место А. Блока в истории русской поэзии.

Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и XX веков, обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало литературе множество замечательных произведений, среди которых и произведения Блока. Образы, созданные им, занимают особое место в русской поэзии. Характерная особенность поэтики – метафоричность, цветовая гамма, звукопись.

Своеобразие позиции поэта во многом отразилось в первые годы его творчества в образе лирического героя. Характерно в этом отношении стихотворение “Фабрика ”. С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя. Но, с другой стороны, символистская философия, понимание своего места в жизни также весьма показательны. Стихотворение рисует три образа: это собравшийся у ворот люд; “недвижный кто-то, черный кто-то”, считающий пришедших; и, наконец, лирический герой, говорящий; “Я вижу все с моей вершины...” Нахождение на вершине — это как бы начальная точка творчества самого поэта, из которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму.

Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрасной Дамы. Его раскрытию и постижению поэт посвятил целый цикл стихотворений. Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта. (цикл был посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой, жене поэта.) Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме. В стихотворении “Вхожу я в темные храмы...”, поводом для создания которого стала встреча в Исаакиевском соборе Блока с Менделеевой, перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пушкинской Мадонной. Это “чистейшей прелести чистейший образец”. Лирический герой этого периода творчества Блока — романтик, для которого любовь является высшей ценностью.

Образ лирического героя получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, “ Незнакомка”. Тема этого стихотворения может быть выражена следующей фразой: идеал, потребность красоты соприкасается с отталкивающей реальностью. Эту двойственность Блок отразил и в композиции произведения: оно делится на две части. Первая часть пронизана настроением ожидания “друга единственного” — мечты, идеального образа Незнакомки. Но место встречи с ней — ресторан. Умело нагнетая описанием пейзажа, использованием звукового ряда ощущение пошлости происходящего, автор мотивирует состояние лирического героя. Появление Незнакомки во второй части на время преображает действительность для героя, что в художественном плане выражается в перемене всех оценочных эпитетов, образов природы на противоположные. Они как бы освещены с другой стороны. Итог же — возврат в реальный мир, невозможность впасть в забытье (Ты право, пьяное чудовище! // Я знаю: истина в вине). В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, смена его состояний очень важна для Блока.
Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть внутренний мир лирического героя, эволюцию его во времени. Это удалось сделать в поэме “Соловьиный сад”. Основа сюжета поэмы — неизбежность возврата лирического героя из мира сладких грез и любви в реальность. Герой обретает новое, общечеловеческое значение. Так, многие образы поэмы имеют библейское звучание. На осле ехал Иисус, чтобы указать праведный путь, истину. Сад и его хозяйка — это Адам и Ева. Сад и остальной мир разделены только оградой, но, войдя в него, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться.
В произведении решаются философские проблемы выбора жизненного пути, любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опустошен безоблачным счастьем.

Образ опустошенного жизнью человека, человека с нелегкой судьбой появляется в стихотворении “ О доблестях, о подвигах, о славе...”. Это стихотворение автобиографично. Ведь незадолго до его создания Блока покинула жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического, героя с самим поэтом. В каждом его стихотворении этот образ несет не только конкретную лирическую нагрузку, но и становится провозвестником общечеловеческих идей, вечных ценностей. Однако Блок не уходит и от конкретных, реальных событий. В синтезе реального и идеального, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя. Он полностью раскрыл эволюцию поэта, при этом сам многократно изменялся.

Тема исторических судеб России в цикле «На поле Куликовом» А.А. Блок горячо интересовался историей России. В ее прошлом он пытается найти истоки русского национального характера, причины выбора исторического пути России. Прошлое дает ему возможность размышления о настоящем и будущем родной земли.

Особенно важным, переломным в ходе истории моментом он считает Куликовскую битву. В ней впервые было доказано единство Руси, стремление ее народа к свободе и способность его к сопротивлению.

Цикл состоит из пяти стихотворений. Первое начинается с плавного, неторопливого описания природы: (Река раскинулась. Течет, грустит лениво // И моет берега… А затем резкое изменение ритма и нарастание движения: // Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами // Степную даль). Речь идет об особом историческом пути России, долгом и мучительном. Переплетаются два значения слова «путь»: путь-дорога и путь развития народа, государства. И в обоих значениях главное – движение, неуспокоенность: (И вечный бой! Покой нам только снится // Сквозь кровь и пыль… // Летит, летит степная кобылица // И мнет ковыль… // И нет конца! Мелькают версты, кручи…)

Образы мчащейся неукротимой кобылицы, людей, кричащих за Непрядвой, производят сильное эмоциональное впечатление. Враги рисуются поэтом как «черная туча», «поганая орда». А на стороне русских воинов – Владимирская Богоматерь, ее икона была главной русской святыней. Бойцы готовы «за святое дело мертвыми лечь», защищая свою Родину.

Блок обращается к Руси, как к любимой жене, матери, источнику любви и жизни на земле: «О, Русь моя! Жена моя!» Но речь идет не только о прошлом, но и о будущем России. Поэт понимает, как много тяжелых испытаний еще выпадет на ее долю: «Долго будет родина больна» (Я вижу над Русью далече // Широкий и тихий пожар, – говорит автор о предстоящих невзгодах).

А к последнему стихотворению цикла взят эпиграф из Вл. Соловьева, историка и философа. Грядущий день во мгле, будущее неясно. Но в душе поэта живет ощущение предстоящей битвы (Но узнаю тебя, начало // Высоких и мятежных дней! // …Доспех тяжел, как перед боем, // Теперь твой час настал. – Молись!). Этот цикл был написан А.А. Блоком в 1908 году, после событий революции 1905 года, показавшей силу и гнев народного возмущения. Поэт понимает, что испытания еще не закончились, но верит, что России суждено лучшее будущее.

Поэма «Двенадцать» (1918) – задумана как синтез высокой поэзии с маргинальными жанрами – городской фольклор, нелитературные жанры: плакат, лозунг; жестокий любовный романс; городская частушка; воровская песеен; революционный марш. Поэма написаны в осн-м четырехстопным хореем, звучит на манер частушки; интонация все время меняется. О революции. Блок явно ощущал, что «стихия», не одухотворенная великой гуманистической идеей, неизбежно выродится в пушкинский бунт – «бессмысленный и беспощадный». Концовка: Вдаль идут державным шагом... А впереди этого шествия – Иисус Христос «в белом венчике из роз». Поэт хотел, чтобы впереди красногвардейцев шел кто-то «Другой», но не нашел никакого другого образа.

44. Проблематика, жанровое многообразие творчества М. Горького. Анализ одного из произведений (по выбору студента). Значение Горького в русской и мировой литературе.

В к.XIXв. в р-й лит-ре появляется новый герой - босяк, человек, отвергнутый обществом, изгой, судьба кот-го никого не интересует. Такой герой изобр-ся в реал-х рассказах Горького. Рисует образ босяка неоднозначно, он пытается выявить причину, по которой герой опустился на дно общества. Писателя интересует внутренний мир, чувства, переживания босяка, влияние социального положения на его мироощущение. Горький рассматривает и исследует состояние несогласия героя с самим собой, причину его определенного поведения.

Одним из ранних реалистических произведений М. Горького является рассказ “Коновалов”, в котором повествуется о судьбе босяка Александра Ивановича Коновалова. Главный герой был прекрасным пекарем, действительно талантливым в своем деле, но в силу одной особенной черты своего характера, а именно меланхолии, чувства тоски, да такой, что “невозможно в ту пору жить”, и “все на свете... опротивеет”, а герой “сам себе становится в тягость”, он бросает все и уходит бродяжничать. Позже Коновалов возвращается и здесь происходит его первая встреча с повествователем, которым является “подручный” пекаря. Автор неоднозначно изображает своего героя, начиная с портретной характеристики и кончая размышлениями и поступками персонала. “По костюму это был типичный босяк, по лицу - славянин” - таким предстает перед нами Коновалов впервые. Горький сравнивает его с богатырем и в то же время пишет о том, что Коновалов все еще оставался ребенком в своем восприятии мира: “Ребенок ты, Саша; не понимаешь ты ничего”, - говорила герою Вера, “...большой человек с ясными глазами ребенка” - таким его видел повествователь, то есть сохранил искренность, доверчивость, способность видеть хорошее во всем, веру в добро, в людей и в их нравственность. Коновалов - босяк, и, казалось бы, должен чувствовать себя обиженным, обделенным, должен обвинять во всех своих несчастьях, а потому быть враждебно настроенным к обществу, изгнавшему его, но этого не происходит, напротив, главный герой, к величайшему удивлению повествователя, “с таким легким духом выделяет себя из жизни в разряд людей, для нее не нужных и потому подлежащих искоренению”, считал, что “во всей неурядице личной жизни был виноват только он сам”. Подобные размышления свидетельствуют о способности героя самоанализу, что выделяет его из общей массы босяков “под отдельную статью”. Коновалова также характеризует отличное от мнения многих других представителей его социального класса отношение к природе, женщинам, просвещению (образованию). Так, например, герой рассказывал о купчихе, с которой расстался: “...босяк рассказывает о женщине в скептическом тоне, с массой подробностей, которые унижают ее,...но печальный и мягкийтон (Коновалова) при воспоминании о “купчихе” - тон исключительный”. Герой рассказа Горького питает огромный интерес к книгам, часто просит повествователя почитать ему. Коновалов искренне верит в происходящие в книге события, порой даже чувствуя себя их участником. На протяжении всего рассказа повествователь и главный герой рассуждают на многие темы, связанные с босячеством, тем самым выявляя свои точки зрения относительно их. Таким образом, мы можем говорить о том, что Коновалов способен на фил-е размышления. Персонаж рассказа не ограничен и может видеть истинную причину опред-го поведения босяка и формирования его особого мышления. Коновалов говорит о происх-и склонности босяка ко лжи, обману, выдумыванию различных историй, к преувеличениюкаких-либо событий, происходивших с ним. Дело в том, что так проще жить, “если у человека в жизни не было ничего хорошего, - он ведь никому не повредит, коли сам для себя выдумает какую-то сказку, да и станет рассказывать ее за быль. Рассказывает... и сам себе верит,...ну ему и приятно”. Казалось бы, перед нами действительно хороший человек, заслуживающий лучшей участи (доли), однако в чем причина неустроенности его жизни, где искать истоки его меланхолии и тоски, которые в конечном итоге привели его к самоубийству? “Не нашел я точки моей... Ищу, тоскую, - не нахожу...” - таков итог размышлений Коновалова, таков ответ на заданный выше вопрос. В рассказе “ Двадцать шесть и одна” Горький также рассматривает образ босяка, но уже выявляет его отрицательные качества. В произведении повествуется о двадцати шести пекарях, мироощущение, чувства, поведение которых подается автором как мироощущение одного человека. Это достигается с помощью использования Горьким огромного количества местоимений: мы, все и обобщающих слов: “поют все 26; мы все оборачивались и радостно смотрели; кто-то из нас дернул Таню за рукав кофты”. В этом заключается новаторство Горького. Однако данное единство не является признаком гармонии и взаимопонимания между людьми, оно выявляет безликость, ограниченность пекарей, отсутствие индивидуальности у каждого из них. Ранние произведения М. Горького отражают незавершенность его концепции мира и художественного творчества. В них он выступает как романтик, причем его романтизм совмещает в себе как традиционные, так и новые художественные приемы. “Реальный” мир для Горького не является эстетическим объектом даже в таких рассказах, как “Дед Архип и Ленька” или “Дело с застежками”. Горьковские босяки воплощают определенное мировоззрение или психологический тип. Они могут быть “бунтарями” или “мещанами”, “накопителями” или “правдоискателями” независимо от времени и социального окружения, в котором они живут. С другой стороны, Горький начинает сознавать важность конкретных социальных и бытовых характеристик героев, он наделяет их реальными чертами “людей дна”, так же как романтики XIX века наделяли своих героев отл-ми чертами “рыцарей” или “благородных дикарей”. Таким образом, Горький создает свой собств-й мир. В нем часто можнонаблюдать некоторые особенности современной ему России. Тем не менее горьковская художественная реальность живет по собственным внутренним законам, отличающимся от законов, существовавших для реалистов XIX века. Природа в этом мире тесно связана с душевным состоянием героев, что соответствует канонам романтизма. Море в рассказе “Челкаш”, лес в легенде о Данко, степь в рассказе “Дед Архип и Ленька” изменяются по ходу развития сюжета. Если в начале произведения природа спокойна и обычна, то во время основного конфликта она “отражает” душевное напряжение героев: начинается гроза или буря. Кроме того, природа имеет двойственный характер. Она либо помогает людям, создавая естественный фон свободной, вольной жизни, как в начале рассказа “Старуха Изергиль”, либо противостоит им. Одной из основных проблем тв-ва стал поиск нового чел-го идеала, гармонии в этом мире. Само время - рубеж столетий, столкновение эпох - делает такие вопросы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором. По Горькому, реальный человек объединяет в себе эти два начала: в его душе звучат и мертвые, и живые струны. Первоначально в его творчестве преобладали романтические тенденции, предполагавшие поиск идеальных, сильных и незаурядных характеров (“Старуха Изергиль”). Но романтизм, показывая абсолютное Добро и Зло, не отражает жизни во всей ее полноте, поэтому Горький приходит к реализму, сменив прекрасные “небеса” на суровую “землю”, обнажив самое дно жизни. Босяками становились разорившиеся крестьяне, безработные, люди, выброшенные “за борт” обыкновенной жизни экономическими и общественными потрясениями. Босячество приобрело масштабы социального явления. В реальном чел-ке Горького привлекает то небытовое, необычное, что, как правило, гибнет и в нищем, и в буржуазном мире, но что возможно спасти, сохранить, не утратив внутреннюю, духовную свободу.

Тв-во Горького с н. 20в., а особенно после Октябрьской революции оказывает огромное влияние на культуру и общ-ю жизнь, на развитие сов-й лит-ры и мировую прогр-ю литературу. Традиции Горького продолжили советские писатели. Прочные творч-е и дух-е связи объединяли Горького с прогр-ми писателями Западной Европы и Америки: Ролланом, Драйзером, Дж. Лондоном и др. Р. Роллан подчеркивал, что “...никогда и никому, кроме Горького, не удавалось столь великолепно связать века мировой культуры с революцией...”

 

Различные пути изображения революционной действительности в прозе 1920-х годов. Отражение хаоса, стихии революции и гражданской войны в произведениях «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Донские рассказы» М. Шолохова, «Конармия» И. Бабеля.

Период революции и гражданской войны был временем рас­цвета поэзии. «В грозовые годы революции, — свидетельствует из­вестный критик 1920-х годов П.Лебедев-Полянский, — мы жили преимущественно стихами. О романе он (т. е. читатель) и мечтать не смел». В 1920-е годы положение изменилось. На первый план постепенно стали выходить прозаические жанры. Проза этого времени характеризуется напряженным сюжетом, отражением острого социального конфликта. Роман, повесть, рас­сказ, очерк в том виде, в каком эти жанры сложились в прежней русской литературе, в 1920-е годы встречаются редко. Тогда уже началось то небывалое смешение жанров, которое заявило о себе на последующих этапах развития русской литературы XX в. В текст своего романа «Чапаев» Д. Фурманов, например, вклю­чил хронику, дневниковые записи, очерки, письма. В некоторых его произведениях отсутствовали традиционные элементы сюжета.

Русская проза 1920-х годов отличалась большим тематическим и жанровым разнообразием. Начав с книг о революции и граждан­ской войне, об изменениях в деревне, где ростки нового обнару­живали себя наиболее явно, к середине десятилетия литература уже имела в своем активе произведения исторического, сатири­ческого, фантастического содержания. Своеобразны рассказы и повести этого времени. Писатели пред­почитали создавать произведения небольшого объема, о причинах этого предпочтения уже говорилось выше. Представлены были и рассказы-очерки, и рассказы-новеллы, и особенно циклы расска­зов. Последние наиболее характерны для прозы 1920-х годов: «Ко­нармия» И.Бабеля; «Донские рассказы», «Лазоревая степь» М.Шолохова; «Шутейные рассказы» В. Шишкова и т. д. Широкую известность приобрели рассказы А. Не­верова, М. Зощенко, П. Романова и др.

Особое место в драматургии 20–х годов занимает пьеса М.Булгакова «Дни Трубиных» – одна из лучших пьес о гражданской войне, о судьбах людей в переломную эпоху. Булгаковская пьеса «Дни Турбиных», написанная по следам «Белой гвардии» становится «второй «Чайк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 820; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.62.5 (0.022 с.)