Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
А.А. Фет - крупнейший представитель школы поэтов «чистого искусства». Единство природы и внутреннего мира человека в его поэзии.
Содержание книги
- Жанровое многообразие, художественные особенности устного народного творчества.
- Специфика фольклора как искусства слова
- Новая концепция личности в повестях конца 17 века («повесть о савве грудцыне», «пов. О фроле скобееве», «пов о горе-злочастии»). Новаторский хар-р и эл-ты реализма в повестях.
- Русский классицизм: осн-е этапы, специфика жанров, поэтика, знач-е для разв-я рус.лит. Творчество выд-я рус. классицистов Кантемира, Тредиаковского, Сумарокова, Ломоносова (по выбору)
- Значение драматургии Фонвизина для становления реализма в рус. лит. Традиционное и новаторское в изобр-и действ-ти
- Худ-е новаторство поэзии Державина. Разрушение классицистич-й поэтики оды, новые принципы типизации, худ-е восприятие картин быта в тв-ве Д.
- Карамзин: поэт, прозаик, историк. Значение Карамзина для рус. лит. и лит-го языка
- Проблематика, идейный смысл, система образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Традиционное и новаторское в произведении. Комедия в русской критике
- Тематическое поле, жанровое многообразие, худ-е особ-ти лирики Пушкина
- Евгений онегин» пушкина как «энциклопедия Русской жизни». Жанровые, композиционные и стилевые особ-ти пр-я. «ео» в оценке белинского
- Новаторский хар-р, проблематика, худ-е своеобразие прозы пушкина. Жанры прозы пушкина. Анализ одного из пр-й
- Жанровое своеобразие, глубокий психологизм, тематика поэзии Лермонтова
- Роман «Герой нашего времени» Лермонтова – первый психологический роман в рус.лит. Повествовательная стр-ра, особ-ти сюжета и композиции, многозначность и полифонизм заглавия
- Углубление социальной проблематики в «Петербургских повестях» Гоголя. Своеобразие фантастического, переосмысление романтич-го мироощущения и романтич-й поэтики в пр-ях цикла
- Поэма «Мертвые души» Гоголя в контексте идейно-эстетич-х исканий писателя. Своеобразие жанра пр-я, система образов
- И.С. Тургенев-романист. Проблема героя времени и ее решение в романах, их жанрово-стилевое своеобразие.
- Отражение основного конфликта российской действительности (дворянство-крепостные крестьяне) в «Записках охотника» Тургенева. Проблема русского национального хар-ра
- Идейно-художественное своеобразие «Записок охотника»
- Роман «обломов» И. А. Гончарова. Эпическая масштабность, социальная и психологическая емкость художественного типа обломова. Сущность «обломовщины». Н. А. Добролюбов о романе.
- А.Н. Островский - основоположник русского национального театра. Эволюция в творчестве драматурга типов, мотивов; изменения в способах и приемах типизации, в жанровой структуре произведений.
- Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза» Островского
- Второй период Некрасова: с 1857 по 1877 год.
- Место и значение фольклора в поэме
- А.А. Фет - крупнейший представитель школы поэтов «чистого искусства». Единство природы и внутреннего мира человека в его поэзии.
- Поэзия Ф.И. Тютчева. Насыщенность философской мыслью, совершенство художественной формы. Мотивы лирики, ее художественное своеобразие.
- Трагическое восприятие В.М. Гаршиным социальной действительности и ее воплощение в прозе. Художественное своеобразие произведений писателя.
- Господа головлевы» М. Е. Салтыкова-щедрина как социально-психологический роман. Использование формы семейной хроники. Образ иудушки как носителя определенной идеологии и морали.
- Проблема «положительно-прекрасного человека» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Князь Мышкин и идеальные представления писателя о человеческой личности. Герои романа. Приемы композиции.
- Проблемное поле, герой романов Ф. М. Достоевского 60-х годов. Полифонизм художественной структуры произведений.
- Историко-философские и духовно-нравственные проблемы романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. Понятие о жанре романа-эпопеи.
- Диалектика характеров и метод диалектики души в романе «Война и мир» Л. Толстого. Роль духовного перелома героев в композиции образа.
- Мысль семейная» в романе «анна каренина» Л. Н. Толстого. Социальный и нравственный смысл трагедии главной героини. Смысл эпиграфа. Жанровые и композиционные особенности «анны карениной».
- Проза А.П. Чехова: постановка важнейших проблем эпохи и человеческого бытия, поэтика.
- Основные худ-е системы в литературе рубежа хiх-хх веков. Реализм и модернизм.
- Условность поэтического мира, основные мотивы, идея служения человеку и человечеству, возрождению мира в творчестве Н. Гумилева.
- Особенности поэтики А. Ахматовой. Стремление к изображению реальной жизни и драматизм личного мироощущения. Образ женщины в лирике А. Ахматовой. Трагическое восприятие любви.
- Отражение противоречия между «городом» и «деревней», природой и цивилизацией в лирике С. Есенина. Эволюция темы родины, интимная и пейзажная лирика.
- Проблематика и жанровое разнообразие прозы И. Бунина. Особенности русского характера в изображении писателя.
- Нравственные и эстетические поиски А.И. Куприна («Поединок», «Суламифь», «Гранатовый браслет»), проблема «естественного» человека («Олеся»). Художественные особенности повестей писателя.
- Обращение к образам библейской мифологии и мировой литературы в романе М. Булгакова «мастер и маргарита». Добро и зло как вечные начала бытия. Образы мастера и маргариты.
- Поэзия В.В. Маяковского: тематика, своеобразие художественного дарования, новаторство в области формы и содержания.
- Особенности метода и стиля поэзии М. Цветаевой. Синтез лирики и эпоса, фольклорного и философского начал. Гражданская позиция поэтессы.
- Художественно-стилевые особенности в современной русской поэзии
- Сатирическое изображение «среднего» человека-обывателя.
- Типология героев прозы В. Шукшина. Структурно-стилевые особенности, нравственно-психологическое богатсво хар-ов «малой прозы» шукшина («крепкий мужик», «микроскоп», «обида», «срезал» и др. По выбору)
Фет - единственный из великих русских поэтов, убежденно и последовательно (за единичными исключениями) ограждавший свой художественный мир от социально-политических проблем. Однако сами эти проблемы не только не оставляли Фета равнодушным, но, напротив, вызывали его глубокий интерес, становились предметом острых публицистических статей и очерков, постоянно обсуждались в переписке. В поэзию же они проникали очень редко.
Фет как бы чувствовал непоэтичность тех общественных идей, которые развивал и отстаивал. При этом он вообще считал непоэтичным всякое произведение, в котором существует отчетливо выраженная мысль, открытая тенденция, тем более - чуждая ему тенденция современной демократической поэзии. С конца 1850-х - начала 1860-х годов и далее художественные принципы некрасовской школы вызывали у Фета не только идейный антагонизм, но и стойкое, обостренное эстетическое неприятие.
Феномен Фета заключался в том, что сама природа его художественного дара наиболее полно соответствовала принципам "чистого искусства".
Фет поэтически воплотил стремление человека к красоте, в этом и заключалась "тайна его личности". "Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты", - признавался он в конце жизни. В программной для его эстетики статье "О стихотворениях Ф. Тютчева" (1859) Фет писал: "Дайте нам прежде всего в поэте его зоркость в отношении к красоте".
Основные мотивы лирики Фета:
Мотив — это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений. В творчестве любых писателей и поэтов можно встретить ряд предметов, понятий или явлений, которые встречаются в их произведениях. Как правило, тематика мотивов представляет собой синтез творчества поэта (писателя) и его любви. Такую закономерность можно выделить в стихотворениях А. А. Фета, на которые большое влияние оказали внутренние переживания самого автора, его мировоззрение и отношение к окружающей обстановке.
- Мотив любви – В основном стихотворения-мечты и стихотворения-воспоминания, употребляются гл. в прошедшем времени и сослагательном наклонении («Старые письма, неотразимый образ»). Ф. не обращается к любимой женщине, а передает переживания. Он не воссоздает процесс протекания чувств, а лишь отдельные их моменты
- Мотив космоса («Ракета», «На стоге сена ночью лунной») Образы звезд, крыльев, ракеты. Показывают «растворение» человека в космической дали, ощущение сопричастности глобальному, космическому
- Мотив сновидения, грез, ночи, звезд. В некоторых стих-х говорит о неприятии земной жизни и выраж. мечту перейти в состоянии вневременности («Когда ж окончится земное бытие»). весь иной мир связан со Вселенной, звездами, кот. символизируют бессмертие, нетленность, гармонию. Лирический герой утверждает, что на земле нет счастья, его можно обрести только в пределах Вселенной. Лирический герой признает хрупкость, недолговечность и обманчивость жизни. Вечное блаженство – мирт ночи и звезд
- Мотив смерти – Ненавидел смерть, отказывая ей в праве на самостоятельное значение и изгонял ее бессмертием («Ничтожество», «Смерти»)
- Мотив поэта и поэзии: Поэт не как гражданин и не пророк, а художник, воспевающий красоту, любовь, природу
В 90-е гг. мотивы:
- богатство и вечность искусства и его бедность по сравнению с естественной красотой природы
- мотив свободы прекрасного
- мотив силы и мудрости природы
- мотив пошлости и никчемности повседневной жизни
Худож-е своеобразие лирики
1. Поэзия строится по принципу внутреннего монолога: нарушение последовательности, прерывистость, непосредственность. Стихотворения близки к романсам, строфы – двустишия и четырехстишия
2 Стих-я отлич-ся музыкальностью, кот-я создается след-м образом: Ф. сторит многострочные строфы, используя удвоенные и утроенные рифмы. отдает предпочтение чередующимся размерам и достигает особого ритмического эффекта, соединяя длинные строки с очень короткими; строфа, написанная длинным размером, завершается одностопным или даже односложным стихом
3. Отдает предпочтение метафоре. часто целое стихотворение представляет собой развернутую метафору. Главный источник его метафор – резкое отделение обыденной жизни от мира вдохновения, искусства и красоты
4. Использует сравнения (женщины с цветком), эпитеты, двойные эпитеты
5. Поздние стихи Ф. близки к Тютчевским. в основном построены на сравнении природы и чел-ка («Осень», «Ласточки»). Используются типичные Тютчевские эпитеты: золотолиственые уборы, молниевидное крыло
Нужно отметить, что лирика Афанасия Фета представляет собой уникальное “событие” как той эпохи, в которой жил сам автор, так и эпохи, в которой живем мы — читатели его произведений. Для меня стихи Фета — это маленькие зарисовки из его жизни, в которые ты сам мгновенно проникаешь и переживаешь вместе с автором. Его стихотворения разногранны, что доказывается тем количеством и разнообразием мотивов, которые мы рассмотрели. Традиции Фета в дальнейшем продолжат символисты: Блок, Соловьев — это говорит нам о том, что такие стихи всегда затронут сердце читателя.
|