ТОП 10:

А.А. Фет - крупнейший представитель школы поэтов «чистого искусства». Единство природы и внутреннего мира человека в его поэзии.



Фет - единственный из великих русских поэтов, убежденно и последовательно (за единичными исключениями) ограждавший свой художественный мир от социально-политических проблем. Однако сами эти проблемы не только не оставляли Фета равнодушным, но, напротив, вызывали его глубокий интерес, становились предметом острых публицистических статей и очерков, постоянно обсуждались в переписке. В поэзию же они проникали очень редко.

Фет как бы чувствовал непоэтичность тех общественных идей, которые развивал и отстаивал. При этом он вообще считал непоэтичным всякое произведение, в котором существует отчетливо выраженная мысль, открытая тенденция, тем более - чуждая ему тенденция современной демократической поэзии. С конца 1850-х - начала 1860-х годов и далее художественные принципы некрасовской школы вызывали у Фета не только идейный антагонизм, но и стойкое, обостренное эстетическое неприятие.

Феномен Фета заключался в том, что сама природа его художественного дара наиболее полно соответствовала принципам "чистого искусства".

Фет поэтически воплотил стремление человека к красоте, в этом и заключалась "тайна его личности". "Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты", - признавался он в конце жизни. В программной для его эстетики статье "О стихотворениях Ф. Тютчева" (1859) Фет писал: "Дайте нам прежде всего в поэте его зоркость в отношении к красоте".

Основные мотивы лирики Фета:

Мотив — это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений. В творчестве любых писателей и поэтов можно встретить ряд предметов, понятий или явлений, которые встречаются в их произведениях. Как правило, тематика мотивов представляет собой синтез творчества поэта (писателя) и его любви. Такую закономерность можно выделить в стихотворениях А. А. Фета, на которые большое влияние оказали внутренние переживания самого автора, его мировоззрение и отношение к окружающей обстановке.

- Мотив любви – В основном стихотворения-мечты и стихотворения-воспоминания, употребляются гл. в прошедшем времени и сослагательном наклонении («Старые письма, неотразимый образ»). Ф. не обращается к любимой женщине, а передает переживания. Он не воссоздает процесс протекания чувств, а лишь отдельные их моменты

- Мотив космоса («Ракета», «На стоге сена ночью лунной») Образы звезд, крыльев, ракеты. Показывают «растворение» человека в космической дали, ощущение сопричастности глобальному, космическому

- Мотив сновидения, грез, ночи, звезд. В некоторых стих-х говорит о неприятии земной жизни и выраж. мечту перейти в состоянии вневременности («Когда ж окончится земное бытие»). весь иной мир связан со Вселенной, звездами, кот. символизируют бессмертие, нетленность, гармонию. Лирический герой утверждает, что на земле нет счастья, его можно обрести только в пределах Вселенной. Лирический герой признает хрупкость, недолговечность и обманчивость жизни. Вечное блаженство – мирт ночи и звезд

- Мотив смерти – Ненавидел смерть, отказывая ей в праве на самостоятельное значение и изгонял ее бессмертием («Ничтожество», «Смерти»)

- Мотив поэта и поэзии: Поэт не как гражданин и не пророк, а художник, воспевающий красоту, любовь, природу

В 90-е гг. мотивы:

- богатство и вечность искусства и его бедность по сравнению с естественной красотой природы

- мотив свободы прекрасного

- мотив силы и мудрости природы

- мотив пошлости и никчемности повседневной жизни

Худож-е своеобразие лирики

1. Поэзия строится по принципу внутреннего монолога: нарушение последовательности, прерывистость, непосредственность. Стихотворения близки к романсам, строфы – двустишия и четырехстишия

2 Стих-я отлич-ся музыкальностью, кот-я создается след-м образом: Ф. сторит многострочные строфы, используя удвоенные и утроенные рифмы. отдает предпочтение чередующимся размерам и достигает особого ритмического эффекта, соединяя длинные строки с очень короткими; строфа, написанная длинным размером, завершается одностопным или даже односложным стихом

3. Отдает предпочтение метафоре. часто целое стихотворение представляет собой развернутую метафору. Главный источник его метафор – резкое отделение обыденной жизни от мира вдохновения, искусства и красоты

4. Использует сравнения (женщины с цветком), эпитеты, двойные эпитеты

5. Поздние стихи Ф. близки к Тютчевским. в основном построены на сравнении природы и чел-ка («Осень», «Ласточки»). Используются типичные Тютчевские эпитеты: золотолиственые уборы, молниевидное крыло

Нужно отметить, что лирика Афанасия Фета представляет собой уникальное “событие” как той эпохи, в которой жил сам автор, так и эпохи, в которой живем мы — читатели его произведений. Для меня стихи Фета — это маленькие зарисовки из его жизни, в которые ты сам мгновенно проникаешь и переживаешь вместе с автором. Его стихотворения разногранны, что доказывается тем количеством и разнообразием мотивов, которые мы рассмотрели. Традиции Фета в дальнейшем продолжат символисты: Блок, Соловьев — это говорит нам о том, что такие стихи всегда затронут сердце читателя.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.47.43 (0.004 с.)