Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поэзия Ф.И. Тютчева. Насыщенность философской мыслью, совершенство художественной формы. Мотивы лирики, ее художественное своеобразие.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Поэзия Ф. Тютчева — «поэзия мысли», «философская поэзия», «поэзия космического сознания». В отлич-е от лирики Фета, поэзия Тютчева отличается грустным, порой пессимистическим характером. Важнейшая тема для Тютчева — хаос, заключенный в мироздании, это непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев воспринимал мир как древний хаос, как первозданную стихию. А все видимое, сущее — лишь временное порождение этого хаоса. С этим связано обращение поэта к «ночной тьме». Именно ночью, когда человек остается один на один перед вечным миром, он остро чувствует себя на краю бездны и особенно напряженно переживает трагедию своего существования. Поэт использует прием аллитерации (звукопись, основанная на повторении одинаковых или созвучных согласных). Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поэт делает вывод о том, что человеческое слово бессильно: «Мысль изреченная есть ложь». Завершается стихотворение призывом жить в мире собственной души: Лишь жить в себе самом умей — Есть целый мир в душе твоей... Природа — основная тема творчества Тютчева. Идея одушевленности природы, вера в ее таинственную жизнь воплощается поэтом в стремлении изобразить природу как некое одушевленное целое. Она предстает в его лирике в борьбе противоборствующих сил, в беспрерывной смене дня и ночи. Это не столько пейзаж, это космос. Основной прием, используемый поэтом, — олицетворение. Стихотворение «Весенние воды» — это поэтическое описание пробуждения природы. Природа (ручьи) одушевляется, обретая голос: Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет!» В стихотворении передается молодое, веселое чувство весны, обновления. Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. В стихотворении «Осенний вечер» — картина вечерних сумерек, в стихотворении «Люблю грозу вНачале мая» — весенний первый гром. Самобытна и любовная лирика Тютчева. «О, как убийственно мы любим...» — стихотворение «денисьевского цикла». Тютчев винит себя в страданиях, причиненных Елене Денисьевой двусмысленным ее положением в обществе. Любовь звучит то как «союз души с душой родной», то как тревога, то как горестное признание. Любовь не может быть абсолютно счастливой. Одно сердце торжествует, другое, более слабое, погибает. Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была. Но без любви, без внутренней борьбы нет человеческой жизни. Иногда Тютчев по-язычески откровенен и великолепен, наделяя природу душой, свободой, языком — атрибутами человеческого существования: Не то, что мните вы, природа: // Не слепок, не бездушный лик — // В ней есть душа, в ней есть свобода, // В ней есть любовь, в ней есть язык... Тем не менее Тютчев — человек русский и, следовательно, православный. Его религиозность несомненна. Поэтому иногда чересчур откровенные языческие мотивы его поэзии надо расценивать как форму литературного кокетства, но не как истинные взгляды автора. Правда лежит глубже, во внутреннем содержаний его поэзии. Часто бывает, что в своих стихах поэт больше теолог, чем философ. Как сердцу высказать себя? // Другому как понять тебя? // Поймет ли он, чем ты живешь? // Мысль изреченная — есть ложь. // Взрывая, возмутишь ключи, — // Питайся ими и молчи. Строки эти скорее напоминают слова церковной проповеди, чем лирическое стихотворение. Надо сказать несколько слов о специфическом тютчевском пессимизме, который требует своего пояснения. Пессимизм Тютчева имеет глубоко религиозный характер. Он основывается на православных представлениях о конце света, на книге Откровения Иоанна, завершающей Новый Завет. Тютчев рисует свой сценарий окончания мира: Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них. Недаром рвется из глубины его души молитвенный крик, так напоминающий плач: Все, что сберечь мне удалось, Надежды, веры и любви В одну молитву все слилось: Переживи, переживи. Но у Тютчева есть ответы на его вопросы бытия. Бог наблюдает за нами. Его глаза — звезды, его сила велика: Он милосердный, всемогущий, Он, греющий своим лучом И пышный цвет на воздухе цветущий, И чистый перл на дне морском. Тютчев абсолютно уверен в существовании «лучшего, духовного мира» здесь и сейчас: «Есть в осени первоначальной // Короткая, но дивная пора...» Поэзия — не есть чистая философия. Она мыслит образами, не категориями. Вычленить философию и представить ее отдельно от стихов невозможно. У Тютчева все сплавлено на уровне образа-символа, образа-знака. Тютчев — продолжатель философских традиций русской поэзии, которые восходят к Ломоносову, Капнисту, Державину. Его эстетика влияет на последующую литературу, его вольными или невольными учениками оказываются Соловьев, Анненский, Символическая составляющая отечественной лирики. Его философские взгляды традиционны. Новизну и блеск им придает талант мастера. «О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии» — это писал Тургенев в своем письме А. А. Фету.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.166.157 (0.007 с.) |