Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология героев прозы В. Шукшина. Структурно-стилевые особенности, нравственно-психологическое богатсво хар-ов «малой прозы» шукшина («крепкий мужик», «микроскоп», «обида», «срезал» и др. По выбору)

Поиск

Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974) – русский прозаик, драматург, кинорежиссер, киноактер. В 1958 в журнале «Смена» был опубликован первый рассказ Шукшина, в 1963 вышел его первый прозаический сборник «Сельские жители». При жизни Шукшина вышли также сборники его рассказов «Там, вдали», «Земляки», «Характеры», «Беседы при ясной луне». Подготовленный к печати сборник «Брат мой». Рассказы Шукшина, тематически относясь к «деревенской прозе», отличались от ее основного потока тем, что внимание автора было сосредоточено не столько на основах народной нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались герои. Город и притягивал шукшинского героя как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. «Так у меня вышло к сорока годам, – писал он, – что я – не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато...» Эта сложная психологическая ситуация определяла необычное поведение героев Шукшина, которых он называл «странными людьми», «непутевыми людьми». В сознании читателей и критиков прижилось название «чудик» (по одноименному рассказу). Именно «чудики» являются главными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших его сборников «Характеры». Каждый из героев назван по имени и фамилии – автор словно подчеркивает их абсолютную жизненную достоверность. «Чудики» – Коля Скалкин, выплеснувший чернила на костюм начальника («Ноль–ноль целых»), Спиридон Расторгуев, пытающийся добиться любви чужой жены («Сураз») и др. – не вызывают авторского осуждения. В неумении выразить себя, во внешне смешном бунте простого человека Шукшин видел духовное содержание, искаженное бессмысленной действительностью и отсутствием культуры, отчаяние людей, не умеющих противостоять житейской злобе, агрессивности. Именно таким предстает герой рассказа «Обида» Сашка Ермолаев. При этом Шукшин не идеализировал своих персонажей. В рассказе «Срезал» он показал деревенского демагога Глеба Капустина, получающего удовольствие от того, что ему удается глупым высказыванием «щелкнуть по носу» умных односельчан. Герои В.Шукшина ждут от жизни чего–то особенного, запредельного, им «скучно на один желудок работать». Основной жанр, в котором работал Шукшин, – короткий рассказ, представляющий собой или небольшую психологическую точную сценку, построенную на выразительном диалоге, или несколько эпизодов из жизни героя. Но, собранные вместе, его рассказы соединяются в умный и правдивый, порой смешной, но чаще глубоко драматичный роман о русском мужике, о России, русском национальном характере. Вступая в постоянную перекличку, рассказы Шукшина раскрываются по–настоящему лишь в сопряжении и сопоставлении друг с другом.

Рассмотрим рассказ «Мастер». Герой рассказа Семка Рысь представлен нам в первых же строках двумя определениями: «непревзойденный столяр» и «забулдыга».
Все полученные за счет своего мастерства «левые» деньги Семка пропивает, и, возможно, в этом причина того, что «непревзойденного столяра» в деревне называют уменьшительным словом Семка, не оказывая мастеру должного уважения. Семка непонятен людям: ведь он не пользуется своим мастерством для того, чтобы обогатиться, достигнуть прочного положения в жизни. «– У тебя же золотые руки! Ты бы мог знаешь как жить!.. Ты бы как сыр в масле катался, кабы не пил–то». «– А я не хочу как сыр в масле. Склизко.» В чем же причина семкиного пьянства? Сам он объясняет это тем, что, выпив, он лучше думает про людей: «Я вот нарежусь, так? И неделю хожу вроде виноватый перед вами. Меня не тянет как–нибудь насолить вам, я тогда лучше про вас про всех думаю. Думаю, что вы лучше меня. А вот не пил полтора года, так насмотрелся на вас…Тьфу!» Душа героя ищет добра и
красоты, но неумело. Но вот внимание его привлекает давно заброшенная талицкая церковка. Шукшин употребляет здесь слова «стал приглядываться». Не вдруг, не сразу, а постепенно, ведя от интереса и удивления к нежному, просветленному чувству, завораживает талицкая церковь душу героя той подлинной красотой, бесполезной и неброской, над которой не властно время. Приглядимся и мы к фотографии знаменитой церкви Покрова на Нерли под Владимиром. Позже в рассказе говорится, что талицкая похожа на нее. Это удивительное здание: легкое, женственное, изящное, какое–то просветленное, овеянное лирической задумчивостью… Очарование его в благородной простоте и безупречности пропорций, в мягкости линий и целомудренной сдержанности формы: ничего лишнего, броского, никаких дополнительных украшений. Отраженное в воде, окруженное зеленью, оно ясно вырисовывается на фоне неба, то сливаясь с ним, то облаком спускаясь на землю.
Именно такая неброская, одухотворенная красота и поразила Семку Рыся в талицкой церкви:. Кажется она Семке особенно человечной, задушевной. Обнаруженный Семкой прикладок разрушает жесткость прямых углов, зрительно расширяет пространство церкви, выводит его «за рамки» обычной конструкции. Так же и герои Шукшина всегда ищут возможности вырваться душой за жесткие рамки прямоугольников, в которые заталкивает их жизнь.
Чем же вызвано желание Семки отреставрировать церковь? Почему его так поразил блестящий отшлифованный камень на восточной стене? Семке показалось, что он проник в замысел мастера, оставшийся неосуществленным. На минуту он как бы слился душой с неизвестным зодчим и захотел доделать задуманное им. К тому же он представил себе, как еще красивее и необычнее станет преображенная его руками церковь с отшлифованной восточной стеной. Эти два момента и подчеркивает Шукшин, когда пишет о Семке: «обеспокоенный красотой и тайной». Семка обращается за помощью сперва к церкви, затем в облисполком, – но всюду получает отказ. У служителей культа потому что нельзя открыть в Талице новый приход, а в исполкоме потому что, как оказалось, здание не представляет «исторической ценности», являясь поздней копией храма Покрова на Нерли.
Получается, что и митрополит, и просвещенный чиновник сходятся в одном: они смотрят на талицкую церковь с утилитарной точки зрения, взвешивая ее культовую или историческую ценность. И никого не волнует духовность и красота. Игорь Александрович говорит Семке, что обманулся так же, как и он. Но разве Семка обманулся? Он иначе смотрит на церковь, поэтому и продолжает упорствовать: «Надо же! Ну, допустим копия. Ну, и что? Красоты– то от этого не убавилось». Семка пытается обратиться еще и к писателю, которому когда–то отделывал кабинет под избу XVI века, но тот оказался скрытым где–то за кулисами домашнего скандала. Для Шукшина принципиально важно, что герой идет именно к этим людям священнику, писателю, представителю власти и не получает от них поддержки. Ведь все они своего рода пастыри народа. И эти пастыри оказываются не в силах спасти разрушающиеся духовные ценности, доверенные им. Ведь в небрежении находится храм, а храм это душа народа, опора его нравственности. Почему рассказ называется «Мастер»? Кто этот мастер, кого имеет в виду Шукшин: Семку или неизвестного древнерусского зодчего? Такое название, во–первых, говорит о единстве, слиянии душ Семки и безымянного создателя церкви, общности их идеалов, нравственных и эстетических, которой не мешает разделенность во времени; во–вторых, подчеркивает обобщающий смысл слова «мастер» как созидательного начала в человеке. Он перестал ходить к церкви, опять пьет, чтобы уйти от злобы: злобы на людей и самого себя, бессильного и даже совестящегося отстоять «поруганную красавицу». Но уже по тому, как зло реагирует Семка на все, что произошло, как обходит он стороной талицкую церковь, чтобы не бередить раны, можно понять, что чувство красоты по–прежнему живет в нем, только теперь он пытается спрятать его от людей. Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеч-го сердца к добру видел самое дорогое богатство. «Если мы чем–нибудь сильны и по–настоящему умны, так это в добром поступке», – говорил он. С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин

 

Вопросы по русской литературе

1. Жанровое многообразие, художественные особенности устного народного творчества.

2. Специфика фольклора как искусства слова

3. Древняя русская литература как преддверие нового этапа развития литературы 18 века: специфика, периодизация, система жанров. Идейно-тематическое содержание одного из памятников древнерусской лит-ры

4. Историческая основа, идейно-художественное содержание и значение «Слова о полку Игореве». проблема авторства произведения. Переводы

5. Новая концепция личности в повестях конца 17 века («Повесть о Савве Грудцыне», «Пов. о Фроле Скобееве», «Пов о Горе-Злочастии»). Новаторский хар-р и эл-ты реализма в повестях.

6. Русский классицизм: осн-е этапы, специфика жанров, поэтика, знач-е для разв-я рус.лит. Творчество выд-я рус. классицистов Кантемира, Тредиаковского, Сумарокова, Ломоносова (по выбору)

7 Значение драматургии Фонвизина для становления реализма в рус. лит. Традиционное и новаторское в изобр-и действ-ти

8. Худ-е новаторство поэзии Державина. Разрушение классицистич-й поэтики оды, новые принципы типизации, худ-е восприятие картин быта в тв-ве Д.

9. Философско-историч-й хар-р тв-ва Радищева. Идейно-худ. содержание «Путешествия из Петербурга в Москву»

10. Карамзин: поэт, прозаик, историк. Значение Карамзина для рус. лит. и лит-го языка

11. Проблематика, идейный смысл, система образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Традиционное и новаторское в произведении. Комедия в русской критике

12. Тематическое поле, жанровое многообразие, худ-е особ-ти лирики Пушкина

13. «Евгений Онегин» Пушкина как «энциклопедия русской жизни». Жанровые, композиционные и стилевые особ-ти пр-я. ЕО в оценке Белинского

14. «Борис Годунов» Пушкина – историческая трагедия нового типа в русской лит-ре. Национально-историч-я и нравственно-фил-я проблематика пьесы

15. Новаторский хар-р, проблематика, худ-е своеобразие прозы Пушкина. Жанры прозы Пушкина. анализ одного из пр-й

16. Жанровое своеобразие, глубокий психологизм, тематика поэзии Лермонтова

17. Роман «Герой нашего времени» Лермонтова – первый психологический роман в рус.лит. Повествовательная стр-ра, особ-ти сюжета и композиции, многозначность и полифонизм заглавия

18. Углубление социальной проблематики в «Петербургских повестях» Гоголя. Своеобразие фантастического, переосмысление романтич-го мироощущения и романтич-й поэтики в пр-ях цикла

19. Поэма «Мертвые души» Гоголя в контексте идейно-эстетич-х исканий писателя. Своеобразие жанра пр-я, система образов

20. И.С. Тургенев-романист. Проблема героя времени и ее решение в романах, их жанрово-стилевое своеобразие.

21. Отражение основного конфликта российской действительности (дворянство-крепостные крестьяне) в «Записках охотника» Тургенева. Проблема русского национального хар-ра

22. Роман «Обломов» И.А. Гончарова. Эпическая масштабность, социальная и психологическая емкость художественного типа Обломова. Сущность «обломовщины». Н.А. Добролюбов о романе.

23. А.Н. Островский - основоположник русского национального театра. Эволюция в творчестве драматурга типов, мотивов; изменения в способах и приемах типизации, в жанровой структуре произведений.

24. Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова, ее художественное своеобразие. Исследования о творчестве поэта.

25. Развитие жанра поэмы в творчестве Н.А. Некрасова. Широкая панорама дореформенной и послереформенной жизни крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Мастерство поэта в изображении русского национального характера.

26. А.А. Фет - крупнейший представитель школы поэтов «чистого искусства». Единство природы и внутреннего мира человека в его поэзии.

27. Поэзия Ф.И. Тютчева. Насыщенность философской мыслью, совершенство художественной формы. Мотивы лирики, ее художественное своеобразие.

28. Трагическое восприятие В.М. Гаршиным социальной действительности и ее воплощение в прозе. Художественное своеобразие произведений писателя.

29. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина как социально-психологический роман. Использование формы семейной хроники. Образ Иудушки как носителя определенной идеологии и морали.

30. Проблема «положительно-прекрасного человека» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» Князь Мышкин и идеальные представления писателя о человеческой личности. Герои романа. Приемы композиции.

31. Проблемное поле, герой романов Ф.М. Достоевского 60-х годов. Полифонизм художественной структуры произведений.

32. Историко-философские и духовно-нравственные проблемы романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. Понятие о жанре романа-эпопеи.

33. Диалектика характеров и метод диалектики души в романе «Война и мир» Л. Толстого. Роль духовного перелома героев в композиции образа.

34. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. Социальный и нравственный смысл трагедии главной героини. Смысл эпиграфа. Жанровые и композиционные особенности «Анны Карениной».

35. Пьесы А.П. Чехова - новый этап в развитии русской и мировой драматургии. Сложность взаимоотношений героев, сущность конфликта в пьесах (проанализировать одну из пьес - по выбору студента).

36. Проза А.П. Чехова: постановка важнейших проблем эпохи и человеческого бытия, поэтика.

37. Основные художественные системы в литературе рубежа ХIХ-ХХ веков. Реализм и модернизм.

38. Условность поэтического мира, основные мотивы, идея служения человеку и человечеству, возрождению мира в творчестве Н. Гумилева.

39. Особенности поэтики А. Ахматовой. Стремление к изображению реальной жизни и драматизм личного мироощущения. Образ женщины в лирике А. Ахматовой. Трагическое восприятие любви.

40. Отражение противоречия между «городом» и «деревней», природой и цивилизацией в лирике С. Есенина. Эволюция темы родины, интимная и пейзажная лирика.

41. Проблематика и жанровое разнообразие прозы И. Бунина. Особенности русского характера в изображении писателя.

42. Нравственные и эстетические поиски А.И. Куприна («Поединок», «Суламифь», «Гранатовый браслет»), проблема «естественного» человека («Олеся»). Художественные особенности повестей писателя.

43. Эволюция творческого мировосприятия А. Блока. Романтические мотивы, мистические образы сборника «Стихи о Прекрасной даме». Новизна лирической позиции А. Блока. Тема исторических судеб России в цикле «На поле Куликовом» Место А. Блока в истории русской поэзии.

44. Проблематика, жанровое многообразие творчества М. Горького. Анализ одного из произведений (по выбору студента). Значение Горького в русской и мировой литературе.

45. Различные пути изображения революционной действительности в прозе 1920-х годов. Отражение хаоса, стихии революции и гражданской войны в произведениях «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Донские рассказы» М. Шолохова, «Конармия» И. Бабеля.

46. Обращение к образам библейской мифологии и мировой литературы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Добро и зло как вечные начала бытия. Образы Мастера и Маргариты.

47. Поэзия В.В. Маяковского: тематика, своеобразие художественного дарования, новаторство в области формы и содержания.

48. Особенности метода и стиля поэзии М. Цветаевой. Синтез лирики и эпоса, фольклорного и философского начал. Гражданская позиция поэтессы.

49. Панорама российской истории 1900-1945 гг. в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Выражение взглядов писателя на искусство. Евангелие, жизнь человека в истории. Символика «тьмы*» и «света» в «Стихотворениях Юрия Живаго».

50. «Деревенская проза» и ее мировоззренческо-эстетические ориентиры. Народный характер в произведениях В. Белова («Привычное дело»), В. Распутина («Деньги для Марии». «Прощание с Матерой») - по выбору студента.

51. Принципы изображения Великой Отечественной войны в литературе. Психологические и нравственные конфликты в повестях В. Васильева, В. Кондратьева, В. Астафьева (по выбору студента).

52. Особенности раскрытия темы «человек и война» в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Эпичность и лиризм повествования. Рассказ «Судьба человека» как концептуальное явление в русской литературе 50-60-х годов XX века.

53. Философичность образно-художественной мысли, острота социальной и нравственной проблематики в пьесах А. Вампилова «Старший сын», «Утиная охота». Сопряжение элементов мелодрамы, комедии, высокой романтической драмы как ведущие черты поэтики драматурга.

54. Отражение эпохи коллективизации в произведениях русской литературы XX века («Поднятая целина» М. Шолохова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Касьян Остудный» И. Акулова и др.) - по выбору студента.

55. Произведения писателей русского зарубежья в современном литературном процессе. Тематика и проблематика повестей и романов С. Довлатова, Д. Рубиной, В. Войновича, В. Аксенова, др. - по выбору студента.

56. «Лагерная» тема в творчестве русских писателей XX века («Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Колымские рассказы» В. Шаламова).

57. Ведущие тенденции развития русской прозы конца XX - начала XXI веков в произведениях В. Пелевина, Л. Улицкой, М. Веллера, Т. Толстой, Б. Акунина - по выбору студента.

58. Темы, мотивы, жанрово-стилевые особ-ти русской поэзии к. 20-н. 21 вв (Т. Кибиров, Б. Кузнецов, В. Соколов и др. по выбору)

59. Сатирическое изобр-е действ-ти в русской лит-ре 20в. (С. Черный, А. Аверченко, М. Зощенко, Е. Ильф и Е. Петров)

60. Типология героев прозы В. Шукшина. Структурно-стилевые особенности, нравственно-психологическое богатсво хар-ов «малой прозы» Шукшина («Крепкий мужик», «Микроскоп», «Обида», «Срезал» и др. по выбору)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.23.123 (0.009 с.)