Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историко-философские и духовно-нравственные проблемы романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. Понятие о жанре романа-эпопеи.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
"Война и мир" Толстого — роман исторический и вместе с тем глубоко современный. Толстой хочет как бы насквозь просмотреть русский исторический процесс, остановившись на его узловых моментах. Персонажи нового романа Толстого находятся в круговороте великих событий, с которыми связаны судьбы России. В отличие от героев предыдущих произведений писателя, не сумевших выйти на широкое поприще исторической деятельности, Андрей Болконский, Пьер Безухов не только думают над своим местом и ролью в жизни страны, но и стремятся действовать, остро ощущая личную ответственность за все происходящее. Любимые толстовские герои связаны с историческими событиями, стремятся понять и выполнить высокое человеческое предназначение. Историей проверяется истинная ценность каждого толстовского героя и народа в целом, образ которого возникает в романе из великого многообразия человеческих характеров и судеб. Еще Пушкин определил задачи произведения, основанного на историческом материале: оно должно отражать "судьбу человеческую, судьбу народную". Исторические деятели (Александр I, Наполеон, Кутузов и др.) и незаметные участники великих событий (офицеры, солдаты, партизаны), лучшие люди своего времени и стяжатели, карьеристы — всего свыше пятисот действующих лиц — проходят по страницам "Войны и мира". В этом романе Толстой показал множество разнообразных типов, характеров, судеб, показал именно массу людей, совокупность воль и устремлений которых определяет исторический путь страны. Великий писатель представлял себе сотни тысяч людей - творцов истории — не как безликую массу. Поступки людей зависят от условий их жизни, от их желаний, побуждений, психического склада. И Толстой изображает неповторимо своеобразные черты каждого человека. Все герои Толстого - живые люди, настолько живые, что мы видим их лица, слышим их голоса, проникаем в их внутренний мир, узнаем их тайные мысли, любим или презираем их. Множество действующих лиц определяет и обилие сюжетных линий романа, сплетающихся, пересекающих одна другую. Мировая литература не знала подобного произведения. "Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника, — писал Толстой. — "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось". Изучая это грандиозное произведение, литературоведы назвали его историческим романом-эпопеей. Это эпопея потому, что писатель повествует о знаменательных, героических событиях из истории народа, многогранно освещает различные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев русского общества, потому* что об исторических событиях он судит с точки зрения интересов нации. Огромный жизненный материал этого произведения объединен общим замыслом. "Я старался писать историю народа", — говорил Толстой. Любимую мысль "Войны и мира" он определил как "мысль народную". Эта мысль обусловливает единство произведения, пронизывает все его главы, раскрывается в его композиции. "Мысль народная" освещает и массовые сцены, и картины частной жизни героев романа. Народ, по мнению Толстого, — это не только Платон Каратаев, но и Наташа, и княжна Марья, и Кутузов. И обо всех персонажах, которые изображены в романе, — о тех, кого тревожит судьба страны, и тех, кто думает лишь о карьере, — писатель судит с народной точки зрения. Композиция "Войны и мира" глубоко продумана, и огромный, разнородный материал организован стройно и четко. Изображая сложный, противоречивый поток жизненных явлений, Толстой свободно переходит от картин частной жизни к картинам, связанным с историческими событиями, от судеб вымышленных героев к действиям исторических лиц. В результате жизнь предстает во всей ее полноте, и читатель ощущает дыхание живой действительности, сложные и норою трагические ее перипетии. Жизнь, изображенная Толстым, напоминает огромный поток, в который вливаются многочисленные ручьи. Незабываемо яркие страницы, написанные рукой великого художника,, переплетаются со страницами, где Толстой выступает как философ, ученый, моралист, анализирующий исторические явления не с помощью художественных образов, а методом логических рассуждений. Эпическую основу «Войны и мира» составляетощущение жизни как целого и бытия во всей широте этого понятия. Жизнь, по представлению Толстого, — не хороша и не дурна. «Жизненность* или «нежизненность», то есть естественность или неестественность того или иного человеческого характера являются основополагающим критерием оценки его Толстым. Так, близость человека к природе очень часто оказывается положительным критерием оценки личности. По Толстому, жизнь конкретна в национальном и социально-историческом содержании, она представлена в многообразии своих форм и противоречий. Вопросы жизни и смерти, правды и лжи, радости и страдания, личности и общества, свободы и необходимости, счастья и несчастья, войны и мира составляют проблематику романа; Толстой показал множество сфер бытия, в которых протекает жизнь человека: 1) Мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый; 2) Мир семьи (смотри ниже значение «мысли семейной»); 3) Мир отдельного сословия (дворянство, крестьянство); 4) Мир нации; 5) Мир всех людей, живущих на земле; 6) Мир природы в ее самостоятельном развитии. Каждый человек живет во множестве этих миров, так проявляются связи отдельной личности с другими людьми, в семье, в обществе и т. д. Поиск смысла жизни героями Толстого сводится к постижению ими глубинных связей между людьми. Его любимым героям свойственно стремление обрести гармонию а общении с людьми. Все они в конечном итоге приходят к мысли о необходимости духовного единения людей (Андрей Болконский, Пьер Безухов). Это важнейший критерий нравственной оценки личности. Наиболее непосредственно к духовному единению приходят люди из народа, так как именно народ, по Толстому, является носителем духовных ценностей. В духовном единении Толстой видел путь к преодолению противоречий современной ему жизни. Война 1812 года — реальное историческое дело, где идеал духовного единения людей осуществился. В романе поставлены психологические, социальные, исторические, нравственные проблемы, говорится об истинном и ложном патриотизме, о роли личности в истории, о национальном достоинстве русского народа, о дворянстве, в романе действуют свыше двухсот исторических лиц. Представляя события с человеческой, нравственной стороны, писатель нередко проникал и в их подлинную историческую сущность. Наполеон претендовал на великую роль в истории, рассчитывал творить историю, подчиняя ее собственной воле. Толстой говорит, что он деспот не только по положению, но и по убеждению. Он развенчивает его величие. “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”, — писал Толстой. В “Войне и мире”, этом романе-исследовании, огромная роль отводилась картине характеров и нравов. Он воссоздает душевные переживания разных людей того времени, их духовные устремления. Лучшими представителями дворянства являются Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они оба стремятся к разумному устройству общества, оба жаждут правды. В конечном итоге они доходят до обращения к народу, к сознанию необходимости служить ему, слиться с ним, отрицают все формы либерализма. Характерно, что вообще дворянская культура того времени представлена в романе преимущественно этими умственными и нравственными исканиями “образованного меньшинства”. Внутренний мир человека, исследование души — вот одна из философских проблем, волнующих Толстого. Смысл названия: мир отрицает войну. Мир — это труд и счастье, война — это разобщение людей, разрушение, смерть и горе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.114.8 (0.012 с.) |