Историко-философские и духовно-нравственные проблемы романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. Понятие о жанре романа-эпопеи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историко-философские и духовно-нравственные проблемы романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. Понятие о жанре романа-эпопеи.



"Война и мир" Толстого — роман исторический и вместе с тем глубоко современный. Толстой хочет как бы насквозь просмотреть русский исторический процесс, остановившись на его узловых моментах. Персонажи нового романа Толсто­го находятся в круговороте великих событий, с которыми связаны судьбы России. В отличие от героев предыдущих произведений писате­ля, не сумевших выйти на широкое поприще исторической деятельности, Андрей Болконский, Пьер Безухов не только думают над своим местом и ролью в жизни страны, но и стремятся действовать, остро ощущая личную ответствен­ность за все происходящее. Любимые толстовские герои свя­заны с историческими событиями, стремятся понять и вы­полнить высокое человеческое предназначение. Историей проверяется истинная ценность каждого тол­стовского героя и народа в целом, образ которого возникает в романе из великого многообразия человеческих характе­ров и судеб. Еще Пушкин определил задачи произведения, основанного на историческом материале: оно должно отра­жать "судьбу человеческую, судьбу народную".

Исторические деятели (Александр I, Наполеон, Кутузов и др.) и незаметные участники великих событий (офицеры, солдаты, партизаны), лучшие люди своего времени и стяжа­тели, карьеристы — всего свыше пятисот действующих лиц — проходят по страницам "Войны и мира". В этом романе Толстой показал множество разнообраз­ных типов, характеров, судеб, показал именно массу людей, совокупность воль и устремлений которых определяет исто­рический путь страны.

Великий писатель представлял себе сотни тысяч людей - творцов истории — не как безликую массу. Поступки людей зависят от условий их жизни, от их желаний, побуж­дений, психического склада. И Толстой изображает не­повторимо своеобразные черты каждого человека. Все герои Толстого - живые люди, настолько живые, что мы видим их лица, слышим их голоса, проникаем в их внут­ренний мир, узнаем их тайные мысли, любим или презира­ем их.

Множество действующих лиц определяет и обилие сю­жетных линий романа, сплетающихся, пересекающих одна другую.

Мировая литература не знала подобного произведения. "Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника, — писал Толстой. — "Война и мир" есть то, что хо­тел и мог выразить автор в той форме, в которой оно вырази­лось". Изучая это грандиозное произведение, литературове­ды назвали его историческим романом-эпопеей.

Это эпопея потому, что писатель повествует о знамена­тельных, героических событиях из истории народа, много­гранно освещает различные стороны народной жизни, взгля­ды, идеалы, быт и нравы различных слоев русского общес­тва, потому* что об исторических событиях он судит с точки зрения интересов нации.

Огромный жизненный материал этого произведения объединен общим замыслом. "Я старался писать историю на­рода", — говорил Толстой. Любимую мысль "Войны и мира" он определил как "мысль народную". Эта мысль обусловли­вает единство произведения, пронизывает все его главы, рас­крывается в его композиции. "Мысль народная" освещает и массовые сцены, и картины частной жизни героев романа. Народ, по мнению Толстого, — это не только Платон Каратаев, но и Наташа, и княжна Марья, и Кутузов. И обо всех персонажах, которые изобра­жены в романе, — о тех, кого тревожит судьба страны, и тех, кто думает лишь о карьере, — писатель судит с народ­ной точки зрения.

Композиция "Войны и мира" глубоко продумана, и ог­ромный, разнородный материал организован стройно и чет­ко. Изображая сложный, противоречивый поток жизненных явлений, Толстой свободно переходит от картин частной жизни к картинам, связанным с историческими событиями, от судеб вымышленных героев к действиям исторических лиц. В результате жизнь предстает во всей ее полноте, и чи­татель ощущает дыхание живой действительности, сложные и норою трагические ее перипетии. Жизнь, изображенная Толстым, напоминает огромный поток, в который вливают­ся многочисленные ручьи.

Незабываемо яркие страницы, написанные рукой вели­кого художника,, переплетаются со страницами, где Толстой выступает как философ, ученый, моралист, анализирующий исторические явления не с помощью художественных обра­зов, а методом логических рассуждений.

Эпическую основу «Войны и мира» составляетощущение жизни как целого и бытия во всей широте этого понятия. Жизнь, по представлению Толстого, — не хороша и не дурна. «Жизнен­ность* или «нежизненность», то есть естественность или неестест­венность того или иного человеческого характера являются осно­вополагающим критерием оценки его Толстым. Так, близость че­ловека к природе очень часто оказывается положительным крите­рием оценки личности. По Толстому, жизнь конкретна в нацио­нальном и социально-историческом содержании, она представле­на в многообразии своих форм и противоречий.

Вопросы жизни и смерти, правды и лжи, радости и страдания, личности и общества, свободы и необходимости, счастья и несчас­тья, войны и мира составляют проблематику романа; Толстой по­казал множество сфер бытия, в которых протекает жизнь челове­ка: 1) Мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъясни­мый; 2) Мир семьи (смотри ниже значение «мысли семейной»); 3) Мир отдельного сословия (дворянство, крестьянство); 4) Мир нации; 5) Мир всех людей, живущих на земле; 6) Мир природы в ее самостоятельном развитии.

Каждый человек живет во множестве этих миров, так проявля­ются связи отдельной личности с другими людьми, в семье, в об­ществе и т. д. Поиск смысла жизни героями Толстого сводится к постижению ими глубинных связей между людьми. Его любимым героям свойственно стремление обрести гармонию а общении с людьми. Все они в конечном итоге приходят к мысли о необходи­мости духовного единения людей (Андрей Болконский, Пьер Безухов). Это важнейший критерий нравственной оценки личности. Наиболее непосредственно к духовному единению приходят люди из народа, так как именно народ, по Толстому, является носителем духовных ценностей. В духовном единении Толстой видел путь к преодолению противоречий современной ему жизни. Война 1812 года — реальное историческое дело, где идеал духовного единения людей осуществился.

В романе поставлены психологические, социальные, исторические, нравственные проблемы, говорится об истинном и ложном патриотизме, о роли личности в истории, о национальном достоинстве русского народа, о дворянстве, в романе действуют свыше двухсот исторических лиц. Представляя события с человеческой, нравственной стороны, писатель нередко проникал и в их подлинную историческую сущность. Наполеон претендовал на великую роль в истории, рассчитывал творить историю, подчиняя ее собственной воле. Толстой говорит, что он деспот не только по положению, но и по убеждению. Он развенчивает его величие. “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”, — писал Толстой.

В “Войне и мире”, этом романе-исследовании, огромная роль отводилась картине характеров и нравов. Он воссоздает душевные переживания разных людей того времени, их духовные устремления. Лучшими представителями дворянства являются Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они оба стремятся к разумному устройству общества, оба жаждут правды. В конечном итоге они доходят до обращения к народу, к сознанию необходимости служить ему, слиться с ним, отрицают все формы либерализма. Характерно, что вообще дворянская культура того времени представлена в романе преимущественно этими умственными и нравственными исканиями “образованного меньшинства”. Внутренний мир человека, исследование души — вот одна из философских проблем, волнующих Толстого. Смысл названия: мир отрицает войну. Мир — это труд и счастье, война — это разобщение людей, разрушение, смерть и горе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.006 с.)