Раздел 2. Античность в русской поэзии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Античность в русской поэзии



1. Античные образы в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» М.В. Ломоносова.

2. Анакреонтическая ода «К лире» и её интерпретация в русской поэзии (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин и др.).

3. Ода «Лебедь» у Горация (ода II, 20; римской цифрой обозначен номер книги од, арабской - номер оды) и Г.Р. Державина (Сопоставительный анализ стихотворений).

4. Комментарий к античным реминисценциям в лирических отступлениях романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

5. Роль античных реминисценций в характеристике образа Онегина (по тексту романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

6. Античные образы в пушкинских посланиях.

7. Античные образы в вольнолюбивой лирике А.С. Пушкина.

8. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Арион»: интерпретация античной легенды.

9. А.С. Пушкин о Петронии: анализ отрывка «Цезарь путешествовал...» («Повесть из римской жизни»).

10. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Царскосельская статуя»: жанр, поэтика, философское содержание.

11. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Труд».

12. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «К Овидию».

13. Античные размеры в лирике Пушкина (анализ стихотворений, написанных элегическим дистихом).

14. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Умирающий гла­диатор».

15. Античные мотивы и образы в лирике М.Ю. Лермонтова.

16. Эзоповские сюжеты в баснях И.А. Крылова.

17. Анализ стихотворения А.А. Фета «Венера Милосская».

18. Анализ стихотворения А.А. Фета «Греция».

19. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Кончен пир, умолкли хоры...».

20. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».

21. «Вакханка»: сопоставительный анализ одноимённых стихотворений К.Н. Батюшкова и А.Н. Майкова.

22. Анализ стихотворения А.Н. Майкова «Сидели старцы Илиона...».

23. Анализ баллады В.А. Жуковского «Кассандра».

24. Анализ баллады В.А. Жуковского «Ивиковы журавли».

25. В.Г. Белинский об эпической поэзии древних греков.

26. В.Г. Белинский об антологической лирике.

27. Античные мотивы в поэзии Н.С. Гумилёва.

28. Античные мотивы в поэзии А.А. Ахматовой.

29. Античные мотивы в поэзии М.И. Цветаевой.

30. Античные мотивы в поэзии… (выбор автора по желанию студента).

 

Критерии оценки учебно-исследовательской работы студентов

Согласно балльно-рейтинговой карте дисциплины, реферат[4] оценивается в 8 баллов максимум по следующим параметрам: умение сформулировать цель и задачи реферата (0–1 балл); умение подобрать научную литературу по теме (0–1 балл); владение терминологией и знание произведений, соответствующих теме реферата (0–1 балл); полнота и логичность раскрытия темы (0–1 балл); степень самостоятельности анализа текста при выполнении реферата (0–1 балл); аргументированность и корректность выводов (0–1 балл); правильность оформления ссылок и списка литературы в реферате (0–1 балл); аккуратность оформления текста реферата (0–1 балл).

К видам учебной работы, имеющих творческий характер и выполняемых письменно и самостоятельно, мы относим, кроме реферата, составление конспектов (оцениваются в рамках баллов за выполнение домашней работы к практическим занятиям) и ведение читательского дневника (0–4 балла) – см. раздел «Самостоятельная работа».

Научно-исследовательская работа по дисциплине

Дисциплина изучается в первом семестре первого курса, поэтому научно-исследовательская работа пока не предполагается. Обучение элементам научно-исследовательской работы происходит в ходе практических занятий и в процессе написания реферата.

Балльно-рейтинговая карта дисциплины [5]

Блок 1 (Темы 1–2): Метрика. Мифология. Эпос. Блок 2 (Темы 3–7): Лирика. Трагедия. Комедия. Проза. Сатира. Творческие задания (на весь семестр)
Текущий рейтинг   Рубеж-ный рейтинг Текущий рейтинг   Рубеж-ный рейтинг
Самост. работа (подготовка к практич. зан.) Работа на практич. занятиях Самост. работа (подготовка к практич. зан.) Работа на практич. занятиях
Чтение текстов   Конспектирование Домашние задания к практическим занятиям Устные ответы Тесты и текущие контрольные работы Итоговая контрольная работа Итоговые баллы в блоке 1 Чтение текстов   Конспектирование Домашние задания к практическим занятиям Устные ответы Тесты и текущие контрольные работы Итоговая контрольная работа Итоговые баллы в блоке 2 Чтение наизусть Реферат Читательский дневник Итоговые баллы за творческие задания
                                   

Всего 100 баллов

ПРИЛОЖЕНИе

Методические рекомендации

по организации изучения дисциплины

Филологическое образование, одной стороны, нацеливает на изучение литературных дисциплин в полном объёме, так сказать, автономно. С другой стороны, квалификация «бакалавр» по направлению подготовки «педагогическое образование» предполагает, что изучение зарубежной литературы должно иметь «прикладной» характер, соотноситься с изучением русской литературы, а также с изучением методики литературы. Взаимодействие литератур и литературных традиций - важная и актуальная литературоведческая проблема. Для филологов-бакалавров педагогического направления это ещё и важная методическая проблема: каким образом и с какой целью осуществлять межпредметные связи литературоведческих курсов, в частности, «ан­тич­ная литература» и «русская литература». Межпредметные связи - важнейший момент педагогического процесса. Взаимосвязь материалов курсов античной и русской литературы имеет, прежде всего, профессиональную направленность: вуз воспитывает, формирует не просто чи­та­теля, а учителя, бакалавра-филолога. Студенту важно не только адекватно понимать художественный текст, видеть в нём взаимодействие различных литературных традиций, но и научиться учить литературе, научиться филологически грамотно интерпретировать художественный текст.

С учётом вышесказанного строится изучение античной литературы (первый модуль дисциплины «История зарубежной литературы») на первом курсе бакалавриата: лекции, практические занятия, самостоятельная и индивидуальная работа.

Лекции и практические занятия являются важным средством руководства самостоятельной работой студентов. Лекция не является основным и единственным источником знаний по курсу и не содержит ответы на все вопросы программы. Читая и анализируя художественные тексты и изучая рекомендованную литературу, студент овладевает основными приемами самостоятельной работы, что позволяет освоить программу в полном объеме.

Курс строится так, чтобы подготовить студентов к самостоятельной работе и решить задачу непрерывного самообучения, принципиально значимую для современного вузовского образования. Самостоятельная работа включена в систему лекционных и практических занятий и соотнесена с ними. В то же время у нее есть свои отличительные особенности. В процессе ее выполнения расширяются и уточняются сведения, полученные в лекционном курсе, развиваются навыки анализа текста, приобретенные на практических занятиях.

На модуль «Античная литература» в системе бакалавриата отведено учебным планом 14 лекционных часов.

Особо важной считаем вводную консультацию для всего курса, которую мы проводим до начала лекций, в рамках часов, отведённых на индивидуальную работу. Студенты получают общее представление о литературном курсе, формах отчётности, а также советы по организации самостоятельной работы. В качестве условия, способствующего успешному усвоению курса, студентам предлагается составить и выполнять «график опере­жаю­щего чтения» произведений античной литературы - таким образом, чтобы к очередной лекции студент уже успел прочитать рассматриваемые в ней художественные тексты (в тематике лекций указано, какие произведения студенты должны прочитать к данной лекции). Это избавит преподавателя от пересказа сюжета и даст возможность обратиться непосред­ст­венно к анализу произведения, а студент, уже знающий текст, более глубоко воспримет на лекции анализ его содержания и художественной формы. На вводной кон­суль­тации объясняется, как нужно работать с материалом лекций самостоятельно, в течение недели до следующей лекции. На вводной же кон­суль­тации студентам предлагается список-минимум текстов для заучивания наизусть и объясняется, что чтение наизусть нужно «сдать» преподавателю в течение семестра на вызывных консультациях.

Все лекции (7 лекций по 2 часа каждая) имеют обзорный характер.

На практические занятия отведено 22 часа. Из них 12 часов – семинары, на которых анализируются произведения всех литературных родов, ставятся вопросы об их возник­­новении и особенностях развития, об их своеобразии в древнегреческой и древнеримской литературе; 2 часа – практикум по античной метрике; 2 часа – коллоквиум по мифологии; 4 часа – две контрольных работы (по блоку 1 и блоку 2); 2 часа – учебно-теоретическая конференция (чтение и обсуждение докладов/рефератов по теме «Античность в русской поэзии»). Главная задача на занятиях - кон­кретный анализ художественных произведений с опорой на имеющиеся у студентов-первокурсников теоретические зна­ния. Здесь активизируются межпредметные связи, студенты ис­пользуют информацию, полученную не только в курсе античной литературы, но и по «Фольклору», «Теории литературы».

На практических занятиях и в процессе подготовки к ним студенты овладевают основными методами и приемами анализа литературных произведений, приобретают навыки практического применения теоретических знаний, опыт рациональной организации учебной работы. Важной задачей является развитие навыков самостоятельного изложения студентами своих мыслей по основным проблемам дисциплины как в устном, так и письменном виде. Наряду с традиционными формами практических занятий используются интерактивные занятия. Сочетание разных форм занятий позволяет пробудить диалогическую активность студентов и возможность подняться до профессионального уровня, предлагаемого лектором и авторами учебной и научной литературы. На практических занятиях преподаватель оценивает глубину и основательность знаний студентов, контролирует уровень домашней подготовки, качество выполненных домашних заданий, активность работы на практическом занятии, что оценивается баллами, соответствующими балльно-рейтинговой таблице.

Самостоятельная работа студента по усвоению лекционного материала включает и работу с терминологией: по материалам каждой лекции студенты составляют список понятий, значение которых студенту необходимо знать. Работа с текстом художественного произведения находит отражение в студенческом читательском дневнике, который является важным видом самостоятельной и творческой работы студента. Ведётся дневник в свободной, удобной для студента форме, но аккуратно, филологически грамотно, т.е. с правильным оформлением библиографической записи: фамилия и инициалы автора, название произведения, фамилия и инициалы переводчика (для художественных текстов), место и год издания книги. Запись о прочитанных художественных текстах включает перечень имён действующих лиц, основных событий сюжета, обязательно выписки из текста, художественные цитаты. Такие выписки помогут студенту на занятиях подтверждать свои рассуждения текстом произведения при характеристике образов персонажей, стиля произведения. Читательский дневник помимо записей о прочитанных художественных произведениях включает «Античный мифологический словарик», «Словарик терминов по античной литературе» (заполняемые по мере чтения и изучения античной литературы), конспекты из научных исследований по проблемам курса античной литературы. На первой странице читательского дневника необходимо составлять (по мере чтения) список прочитанных текстов. Читательским дневником разрешается пользоваться на всех вузовских занятиях.

Каждый студент в течение семестра работает над рефератом, с которым будет выступать на последнем занятии – учебно-теоретической конференции. Общая тема рефератов первого раздела – «Античная литература»; общая тема рефератов второго раздела - «Античность в русской поэзии». Студент может выбрать тему из любого раздела. Работая над темой первого раздела, студент должен показать знание текста античного художественного произведения; умение его анализировать в единстве формы и содержания; понимание места и роли произведения в истории античной литературы. Работая над конкретной узкой темой второго раздела, студент должен уяснить, каковы особенности восприятия и изображения античности в творчестве избранного им поэта, каковы особенности использования в его произведениях античных сюжетов, мотивов, образов. В реферате обязателен са­мостоятельный анализ художественных произведений с «рас­­шифровкой» и комментированием античных реминисценций.

Итак, система работы по модулю «античная литература» про­думана таким образом, чтобы от первой лекции до последнего занятия античная литература изучалась с учётом профессиональной ори­ен­та­ции студентов – будущих бакалавров педагогического образования.


[1] См.: Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М., 1998. С. 335, 19-22, 367-369, 274-277.

[2] В русском языке нет понятий «долгий» и «краткий» слоги, в стихотворной строке они заменились соответственно ударными и безударными слогами, определённое сочетание которых составляет стопу.

[3] Учебным планом 2013–2014 г. реферат не предусмотрен.

[4] Учебным планом 2013–2014 уч. года реферат не предусмотрен и в балльно-рейтинговую карту не входит.

[5] Учебным планом 2013–2014 уч. года реферат и прочие творческие работы не предусмотрены и в балльно-рейтинговую карту не входят, поэтому максимальное количество баллов за первый блок – 50 и за второй – 50, всего 100 баллов. Виды работ по учебному плану - лекции и практические занятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.013 с.)