Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 3. Героический эпос.Содержание книги Поиск на нашем сайте
1. Прочитайте поэмы «Илиада» и «Энеида», найдите и отметьте (или выпишите) примеры: * преобладания общих черт над индивидуальными (например, характеристика красоты Елены; описание гнева героев; эпитеты, относящиеся к портрету или характеру персонажа, и т.д.); * преобладания внешних характеристик поведения над внутренними характеристиками переживания; “внешнее” изображение внутренних переживаний и психологических состояний; * постоянных эпитетов, относящихся к основным персонажам; * развернутых сравнений (какова их роль в эпосе?); * повторов; * детальных описаний (например, щит Ахилла в «Илиаде»; щит Энея в «Энеиде»); * пространных речей персонажей. Для анализа желательно использовать следующие песни «Илиады»: 1-6, 16-18, 22, 24; и «Энеиды»: 1, 6–12. 2. Составьте метрическую схему первых строк «Илиады» и «Энеиды», покажите, что поэмы написаны гекзаметром. Выучите наизусть отрывок (20-25 строк) из «Илиады» (в переводе Н.И. Гнедича) или из «Энеиды» (в переводе С.А. Ошерова). 3. Выпишите в тетрадь определения понятий: гекзаметр, эпопея, ретардация. При выполнении этого задания можно пользоваться учебниками по античной литературе (перечень специальных терминов дан в учебнике И.М. Тронского на с. 461-462, в учебнике Н.А. Чистяковой - с. 449-451), а также «Словарём терминов» в учебном пособии Н.А. Буранок (с. 235–239). 4. Прочитайте указанные ниже разделы монографий, сделайте выписки в соответствии с вопросами плана: * Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М., 1976. Гл. З-5, 9, 11, 14. * Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975 («Стихотворный размер». С. 34-37; «Эпический идеал человека...». С. 87-144; «Индивидуальная эпическая характеристика». С. 177-194; «Эпическое действие». С. 214-231; «Словесное выражение». С. 233-240). 5. Охарактеризуйте взгляды В.Г. Белинского на поэму Гомера как на выдающееся произведение эпической поэзии. Сделайте соответствующие выписки из статьи Белинского «Разделение поэзии на роды и виды» (см.: Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1978. Т. З. С. 296-304, 317-220). 6. Подумайте, в чём древнегреческая поэма созвучна эпопее нового времени, в частности, «Войне и миру» Л.Н. Толстого; почему Толстой сказал о своём романе-эпопее: «Без ложной скромности, это - как “Илиада”» (Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. Т. 2. М., 1978. С. 490.). Запишите своё рассуждение в тетради. 7. Напишите в тетради известные вам фразеологизмы и «крылатые слова», связанные с троянскими мифами, объясните их переносное значение и подготовьте рассказ о том, к какой мифологической ситуации относится данное выражение (например, «яблоко раздора», «троянский конь», «суд Париса», «бойтесь данайцев, дары приносящих», «ахиллесова пята» и др.). 8. Продумайте ответы на следующие вопросы: · Кто такие аэды и рапсоды? · В чём различие позиций «аналитиков» и «унитариев» в «гомеровском вопросе»? · Назовите русских переводчиков «Илиады», «Одиссеи», «Энеиды». · Почему перечень (каталог) кораблей (2-я песня «Илиады», стихи 493–759) занимает такое большое место в поэме? Каков состав троянского войска (2-я песня «Илиады», стихи 816–877)? Какие художественные приёмы и особенности эпического стиля здесь проявляются? · Как Вергилий описывает противоборствующие войска Турна и Энея? · Каковы типы эпитетов и в чём своеобразие их использования у Гомера? Приведите примеры. · В чём своеобразие гомеровских сравнений? Приведите примеры. Каковы особенности сравнений у Вергилия? Приведите примеры. · Что такое «эпический повтор» и каковы его художественные функции? Приведите примеры наиболее характерных повторов у Гомера. Использует ли этот приём Вергилий? · Какие высказывания и эпизоды поэмы «Илиада» свидетельствуют об отрицательном отношении Гомера к смерти и к войне? А как Вергилий выражает свою авторскую позицию? Приведите примеры. · Какой предмет из вооружения Ахилла Патрокл не берёт в бой, но Гомер, тем не менее, сей предмет подобно описывает (почему?), (песня 16-я, стихи 140–144)? Какой приём здесь использован? · Найдите в 24-ой песне эпизод «Приам в ставке Ахилла» (стихи 477-672). Прокомментируйте психологическое состояние и поведение героев. Какие художественные приёмы использует автор? · Какие мотивы в поэмах Гомера и Вергилия следует отнести к «вечным» (поскольку они имеют общечеловеческое значение)? Приведите примеры, прокомментируйте их. · Как изображает Гомер греческих богов? А как Вергилий изображает богов? · В чём отличие взаимоотношений богов и героев у Гомера от изображённых Вергилием? · В чём своеобразие мотива скитаний (странствий) у Гомера («Одиссея») и Вергилия («Энеида»)? · Как развивается и какую роль играет в поэме «Энеида» мотив судьбы? А у Гомера? · Сравните описание щита в «Илиаде» (песня XVIII, стихи 478–616) и в «Энеиде» (песня VIII, стихи 625–731). Какой можете сделать вывод? · В чём Вергилий ориентируется на Гомера и в чём отличается от него? Занятие 4. Дидактический эпос. 1. Прочитайте поэмы «Труды и дни» Гесиода и «Георгики» Вергилия, продумайте ответы на вопросы: · какой теме посвящены поэмы, в чём своеобразие раскрытия темы в каждой из поэм; · в чём особенности композиции каждой из них; · каким размером они написаны (сделайте метрическую схему нескольких первых строк каждой из поэм); · к кому обращены поэмы, какова задача автора; · какие особенности эпического повествования можно отметить, дайте примеры; · какие советы дают авторы, в чём их значимость. 2. Прочитайте поэмы «Теогония» Гесиода и «Метаморфозы» Овидия, продумайте ответы на вопросы: · каким размером написаны поэмы (сделайте метрические схемы нескольких начальных строк); · на какую тему они созданы, в чём своеобразие раскрытия темы в каждой из поэм; · каковы особенности композиции поэм; · какая картина мира предстаёт в каждой из поэм; · какие особенности эпического повествования можно отметить, дайте примеры. 3. Прочитайте поэму Лукреция Кара «О природе вещей», продумайте ответы на вопросы: · каковы особенности композиции поэмы; · каковы её идеи и особенности их раскрытия; · какие художественные средства использованы автором для объяснения сложных отвлечённых понятий (приведите примеры); · какие особенности эпического повествования можно отметить, дайте примеры; · каким размером написана поэма? (Сделайте метрическую схему нескольких первых строк). 4. Прочитайте басни Эзопа, Федра, Бабрия и продумайте ответы на вопросы: · в чём сходство и отличие басен этих авторов (содержание, форма, композиция, образы); · почему басня относится к дидактическому эпосу? Занятие 6. Античная лирика: 1. По лекциям, учебникам и учебным пособиям прочитать соответствующие разделы о греческой и римской лирике, о творчестве античных поэтов. 2. В рабочей тетради или на полях лекций сделать дополнения к материалу лекции: об общественной роли античной лирики в VII-VI вв. до н.э., её возникновении и особенностях развития, о роли поэта в греческом и римском обществе. 3. Подготовить ответы на вопросы: · Что такое лирика? Когда она возникла? Когда появился термин «лирика» и что он значит? Как назывался этот род литературы до появления термина «лирика»? · Каковы виды древнегреческой лирики? Назовите жанры каждого из видов. Какие поэты писали свои произведения в этих жанрах? · Подготовьте чтение наизусть и анализ стихотворений греческих (Архилох, Анакреонт, Сапфо) и римских поэтов (Катулл, Гораций, Овидий). 4. Сравните содержание и форму шести «памятников» (тексты см. далее): · Солон - «Моей свидетельницей пред судом времён...», перевод Вячеслава Ивáнова; · Гораций - «Создал памятник я...» (ода III, 30), перевод С.В. Шервинского; · Овидий - «Вот завершился мой труд...», перевод С.В. Шервинского; · Ломоносов - «Я знак бессмертия себе воздвигнул...»; · Державин - «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный...»; · Пушкин - «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Используя материалы учебников и учебных пособий, лекций и дополнительной научной литературы, составьте письменные комментарии к каждому стихотворению. Существенную помощь при этом вам окажет «Приложение II. Русские переводы оды Горация» из книги академика М.П. Алексеева. Комментируя стихотворения, ответьте на следующие вопросы: * Кем был Солон? О чём он говорит в своём стихотворении? Можно ли сказать, что стихотворение имеет итоговый характер? Чему именно подводится итог в стихотворении Солона? * Почему стихотворение древнегреческого поэта послужило источником для «памятника» Горация? Что именно Гораций заимствовал из стихотворения Солона? * Какова структура «памятника» Горация? Выделите основные мысли оды Горация, сравните с соответствующими мыслями «памятников» Ломоносова, Державина и Пушкина. Отметьте в них черты сходства и различия, проследите развитие литературной традиции. * Покажите, что в финале «Метаморфоз» (1-8 гг. н.э.) Овидий использовал идею горацианского памятника, созданного в 23 г. до н.э. * В чём каждый из поэтов (античных и русских) видит своё право на бессмертие? Как они оценивают свою деятельность? В чём смысл их обращения к музе? 4. Прочитайте стихотворение Пушкина «Труд» (1830), написанное после окончания работы над романом «Евгений Онегин» и сравните с финалом «Метаморфоз» Овидия. Определите размер того и другого текста (тексты см. ниже). Что ещё их сближает? 5. Какие ещё поэты XVIII-ХХ вв. переводили «Памятник» Горация (оду «К Мельпомене») на русский язык? 6. «Памятник» Горация (в переводе М.В. Ломоносова, С.В. Шервинского, В.Я. Брюсова или другого поэта) выучите наизусть.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1056; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.172.56 (0.011 с.) |