ТОП 10:

Занятие 3. Героический эпос.



1. Прочитайте поэмы «Илиада» и «Энеида», найдите и отметьте (или выпишите) примеры:

* преобладания общих черт над индивидуальными (например, характеристика красоты Елены; описание гнева героев; эпитеты, относящиеся к портрету или характеру персонажа, и т.д.);

* преобладания внешних характеристик поведения над внутренними характеристиками переживания; “внешнее” изображение внутренних переживаний и психологических состояний;

* постоянных эпитетов, относящихся к основным персонажам;

* развернутых сравнений (какова их роль в эпосе?);

* повторов;

* детальных описаний (например, щит Ахилла в «Илиаде»; щит Энея в «Энеиде»);

* пространных речей персонажей.

Для анализа желательно использовать следующие песни «Илиады»: 1-6, 16-18, 22, 24; и «Энеиды»: 1, 6–12.

2. Составьте метрическую схему первых строк «Илиады» и «Энеиды», покажите, что поэмы написаны гекзаметром. Выучите наизусть отрывок (20-25 строк) из «Илиады» (в переводе Н.И. Гнедича) или из «Энеиды» (в переводе С.А. Ошерова).

3. Выпишите в тетрадь определения понятий: гекзаметр, эпопея, ретардация. При выполнении этого задания можно пользоваться учебниками по античной литературе (перечень специальных терминов дан в учебнике И.М. Тронского на с. 461-462, в учебнике Н.А. Чистяковой - с. 449-451), а также «Словарём терминов» в учебном пособии Н.А. Буранок (с. 235–239).

4. Прочитайте указанные ниже разделы монографий, сделайте выписки в соответствии с вопросами плана:

* Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М., 1976. Гл. З-5, 9, 11, 14.

* Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975 («Стихотворный размер». С. 34-37; «Эпический идеал человека...». С. 87-144; «Индивидуальная эпическая характеристика». С. 177-194; «Эпическое действие». С. 214-231; «Словесное выражение». С. 233-240).

5. Охарактеризуйте взгляды В.Г. Белинского на поэму Гомера как на выдающееся произведение эпической поэзии. Сделайте соответствующие выписки из статьи Белинского «Разделение поэзии на роды и виды» (см.: Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1978. Т. З. С. 296-304, 317-220).

6. Подумайте, в чём древнегреческая поэма созвучна эпопее нового времени, в частности, «Войне и миру» Л.Н. Толстого; почему Толстой сказал о своём романе-эпопее: «Без ложной скромности, это - как “Илиада”» (Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. Т. 2. М., 1978. С. 490.). Запишите своё рассуждение в тетради.

7. Напишите в тетради известные вам фразеологизмы и «крылатые слова», связанные с троянскими мифами, объясните их переносное значение и подготовьте рассказ о том, к какой мифологической ситуации относится данное выражение (например, «яблоко раздора», «троянский конь», «суд Париса», «бойтесь данайцев, дары приносящих», «ахиллесова пята» и др.).

8. Продумайте ответы на следующие вопросы:

· Кто такие аэды и рапсоды?

· В чём различие позиций «аналитиков» и «унитариев» в «гомеровском вопросе»?

· Назовите русских переводчиков «Илиады», «Одиссеи», «Энеиды».

· Почему перечень (каталог) кораблей (2-я песня «Илиады», стихи 493–759) занимает такое большое место в поэме? Каков состав троянского войска (2-я песня «Илиады», стихи 816–877)? Какие художественные приёмы и особенности эпического стиля здесь проявляются?

· Как Вергилий описывает противоборствующие войска Турна и Энея?

· Каковы типы эпитетов и в чём своеобразие их использования у Гомера? Приведите примеры.

· В чём своеобразие гомеровских сравнений? Приведите примеры. Каковы особенности сравнений у Вергилия? Приведите примеры.

· Что такое «эпический повтор» и каковы его художественные функции? Приведите примеры наиболее характерных повторов у Гомера. Использует ли этот приём Вергилий?

· Какие высказывания и эпизоды поэмы «Илиада» свидетельствуют об отрицательном отношении Гомера к смерти и к войне? А как Вергилий выражает свою авторскую позицию? Приведите примеры.

· Какой предмет из вооружения Ахилла Патрокл не берёт в бой, но Гомер, тем не менее, сей предмет подобно описывает (почему?), (песня 16-я, стихи 140–144)? Какой приём здесь использован?

· Найдите в 24-ой песне эпизод «Приам в ставке Ахилла» (стихи 477-672). Прокомментируйте психологическое состояние и поведение героев. Какие художественные приёмы использует автор?

· Какие мотивы в поэмах Гомера и Вергилия следует отнести к «вечным» (поскольку они имеют общечеловеческое значение)? Приведите примеры, прокомментируйте их.

· Как изображает Гомер греческих богов? А как Вергилий изображает богов?

· В чём отличие взаимоотношений богов и героев у Гомера от изображённых Вергилием?

· В чём своеобразие мотива скитаний (странствий) у Гомера («Одиссея») и Вергилия («Энеида»)?

· Как развивается и какую роль играет в поэме «Энеида» мотив судьбы? А у Гомера?

· Сравните описание щита в «Илиаде» (песня XVIII, стихи 478–616) и в «Энеиде» (песня VIII, стихи 625–731). Какой можете сделать вывод?

· В чём Вергилий ориентируется на Гомера и в чём отличается от него?

Занятие 4. Дидактический эпос.

1. Прочитайте поэмы «Труды и дни» Гесиода и «Георгики» Вергилия, продумайте ответы на вопросы:

· какой теме посвящены поэмы, в чём своеобразие раскрытия темы в каждой из поэм;

· в чём особенности композиции каждой из них;

· каким размером они написаны (сделайте метрическую схему нескольких первых строк каждой из поэм);

· к кому обращены поэмы, какова задача автора;

· какие особенности эпического повествования можно отметить, дайте примеры;

· какие советы дают авторы, в чём их значимость.

2. Прочитайте поэмы «Теогония» Гесиода и «Метаморфозы» Овидия, продумайте ответы на вопросы:

· каким размером написаны поэмы (сделайте метрические схемы нескольких начальных строк);

· на какую тему они созданы, в чём своеобразие раскрытия темы в каждой из поэм;

· каковы особенности композиции поэм;

· какая картина мира предстаёт в каждой из поэм;

· какие особенности эпического повествования можно отметить, дайте примеры.

3. Прочитайте поэму Лукреция Кара «О природе вещей», продумайте ответы на вопросы:

· каковы особенности композиции поэмы;

· каковы её идеи и особенности их раскрытия;

· какие художественные средства использованы автором для объяснения сложных отвлечённых понятий (приведите примеры);

· какие особенности эпического повествования можно отметить, дайте примеры;

· каким размером написана поэма? (Сделайте метрическую схему нескольких первых строк).

4. Прочитайте басни Эзопа, Федра, Бабрия и продумайте ответы на вопросы:

· в чём сходство и отличие басен этих авторов (содержание, форма, композиция, образы);

· почему басня относится к дидактическому эпосу?

Занятие 6. Античная лирика:

1. По лекциям, учебникам и учебным пособиям прочитать соответствующие разделы о греческой и римской лирике, о творчестве античных поэтов.

2. В рабочей тетради или на полях лекций сделать дополнения к материалу лекции: об общественной роли античной лирики в VII-VI вв. до н.э., её возникновении и особенностях развития, о роли поэта в греческом и римском обществе.

3. Подготовить ответы на вопросы:

· Что такое лирика? Когда она возникла? Когда появился термин «лирика» и что он значит? Как назывался этот род литературы до появления термина «лирика»?

· Каковы виды древнегреческой лирики? Назовите жанры каждого из видов. Какие поэты писали свои произведения в этих жанрах?

· Подготовьте чтение наизусть и анализ стихотворений греческих (Архилох, Анакреонт, Сапфо) и римских поэтов (Катулл, Гораций, Овидий).

4. Сравните содержание и форму шести «памятников» (тексты см. далее):

· Солон - «Моей свидетельницей пред судом времён...», перевод Вячеслава Ивáнова;

· Гораций - «Создал памятник я...» (ода III, 30), перевод С.В. Шервинского;

· Овидий - «Вот завершился мой труд...», перевод С.В. Шервинского;

· Ломоносов - «Я знак бессмертия себе воздвигнул...»;

· Державин - «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный...»;

· Пушкин - «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Используя материалы учебников и учебных пособий, лекций и дополнительной научной литературы, составьте письменные комментарии к каждому стихотворению. Существенную помощь при этом вам окажет «Приложение II. Русские переводы оды Горация» из книги академика М.П. Алексеева. Комментируя стихотворения, ответьте на следующие вопросы:

* Кем был Солон? О чём он говорит в своём стихотворении? Можно ли сказать, что стихотворение имеет итоговый характер? Чему именно подводится итог в стихотворении Солона?

* Почему стихотворение древнегреческого поэта послужило источником для «памятника» Горация? Что именно Гораций заимствовал из стихотворения Солона?

* Какова структура «памятника» Горация? Выделите основные мысли оды Горация, сравните с соответствующими мыслями «памятников» Ломоносова, Державина и Пушкина. Отметьте в них черты сходства и различия, проследите развитие литературной традиции.

* Покажите, что в финале «Метаморфоз» (1-8 гг. н.э.) Овидий использовал идею горацианского памятника, созданного в 23 г. до н.э.

* В чём каждый из поэтов (античных и русских) видит своё право на бессмертие? Как они оценивают свою деятельность? В чём смысл их обращения к музе?

4. Прочитайте стихотворение Пушкина «Труд» (1830), написанное после окончания работы над романом «Евгений Онегин» и сравните с финалом «Метаморфоз» Овидия. Определите размер того и другого текста (тексты см. ниже). Что ещё их сближает?

5. Какие ещё поэты XVIII-ХХ вв. переводили «Памятник» Горация (оду «К Мельпомене») на русский язык?

6. «Памятник» Горация (в переводе М.В. Ломоносова, С.В. Шервинского, В.Я. Брюсова или другого поэта) выучите наизусть.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.254.88 (0.008 с.)