Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретический материал к практическому занятию № 1Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Стихотворный текст, стихотворная речь имеют особые, в отличие от прозаической художественной речи, принципы звуковой, ритмической организации, отсюда в стиховедении (один из разделов литературоведения) выделяют различные системы стихосложения. Их много, но все они относятся к одному из двух типов - либо метрические системы, либо дисметрические. К дисметрическим системам относятся различные виды народного стиха - аллитерационный, акцентный, раёшный и т.д.[1] Метрические системы, в свою очередь, делятся на системы квалитативные (т.е. качественные, от лат. qualitas - качество) и квантитативные (т.е. количественные, от лат. quantitas - количество). К квалитативным метрическим системам относятся силлабическая, силлабо-тоническая. Эти системы утвердились в европейской, в том числе и русской, поэзии. Они основаны на качественном различии ударных и безударных слогов. Сложились квалитативные системы на основе античной (метрической квантитативной) системы, которая строилась на различии кратких и долгих слогов[2]. Античное стихосложение - метрическое (от греч. metron - мера) или квантитативное (от лат. quantitas - количество). Оно основано на подиях (подúя, пóдия - стопа), в которых соблюдается соотношение «один к двум» при произнесении долгих и кратких слогов: количество времени, необходимое для произнесения одного долгого слога равнялось количеству времени, необходимого для произнесения двух кратких слогов. Упорядоченностью долгих и кратких слогов в стихе (стих - одна стихотворная строка) и достигается его соразмерность. Незаконченная стопа на конце стиха (т.е. стихотворной строки) считается полной, если в ней есть ударный слог. Единицей измерения долготы или краткости слога является «мóра» (это латинское слово соответствует греческому «хрóнос прóтос» - краткое, простое время). Одна мора равна времени, необходимому для произнесения одного краткого слога. Долгий слог равен двум морам. Стопа (подúя, пóдия) состоит из слогов и равна нескольким морам: например, стопа ямба равна трём морам, поскольку состоит из краткого слога (одна мора) и долгого слога (две моры). Стопа - единица мéтра (размера) - является повторяющимся сочетанием метрически сильного места (оно называется икт -от лат. «ударение») и метрически слабого места (оно называется «междуúктовый промежуток»). Междуиктовый промежуток в античной метрике может содержать как краткие, так и долгие слоги, в русской интерпретации это всегда безударные слоги. В русском языке нет долгих и кратких слогов, а есть ударные и безударные слоги, а потому и понятие стопа трактуется как определённое сочетание ударных и безударных слогов (графическое обозначение ударного слога: «-», а безударного: «È»). Виды стоп: · два слога, три моры:
· три слога, четыре моры:
Двусложные стопы в стихотворной строке могут заменяться на дополнительные двусложные стопы:
Перевод должен и по смыслу, и ритмически соответствовать подлиннику. Для этого поэт-переводчик так строит стих, чтобы по возможности сохранялся ритмический рисунок оригинала: долгие слоги предстают в словах перевода как ударные (в метрической схеме обозначается знаком «-»), а краткие (и долгие слоги в междуиктовых промежутках) - как безударные (в метрической схеме обозначается знаком «È»). В метрической схеме стопы отделяются друг от друга вертикальной чертой; каждый стих (т.е. стихотворная строка) делится на стопы отдельно. Основные античные размеры Гекзаметр Гекзаметр (с греч. «шесть мер») - стих, состоящий из шести метрических «долей» (стоп); в русской интерпретации передаётся как шестистопный дактиль, в котором отдельные стопы (чаще всего - первая и последняя, реже - в середине стиха) могут заменяться хореями:
· Éй отвечáл знамени́тый, шелóмом сверкáющий Ге́ктор... (Гомер, перевод Н.И. Гнедича) - È È / - È È / - È È / - È È / - È È / - È · Гнéв, боги́ня, воспо́й Ахиллéса, Пелéева сы́на... (Гомер, перевод Н.И. Гнедича) - È / - È È / - È È / - È È / - È È / - È · Пáлец укрáсь, перстенёк, мое́й красáвице ми́лой… (Овидий, перевод С.В. Шервинского) - È È / - È È / - È / - È / - È È / - È В русской поэзии утвердилась форма гекзаметра, найденная В.К. Тредиаковским (поэт XVIII века называл этот размер дактило-хореическим), а затем усовершенствованная Н.И. Гнедичем и В.А. Жуковским. В.К. Тредиаковский написал гекзаметром поэму на античный сюжет «Тилемахида» (1766), Н.И. Гнедич перевёл «Илиаду» Гомера (1829), а В.А. Жуковский - «Одиссею» Гомера (1849). Гекзаметром в его русском варианте писали многие поэты, в частности, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Н.Ф. Щербина, Л.А. Мей, А.Н. Майков, В.Я. Брюсов, Вячеслав Ивáнов и др. Пентаметр Пентáметр («пять мер») состоит из пяти метрических «долей». (В данном случае стопу дактиля мы рассматриваем как равную одной доле, в которой долгий [в русской интерпретации - ударный] слог равен двум кратким [в русской интерпретации - двум безударным слогам], т.е. в стопе дактиля ударный слог составляет половину доли и два безударных слога составляют половину доли). Если строку гекзаметра разделить пополам и «выбросить» безударные слоги на концах каждой из «половинок», то мы получим следующую схему: - È È / - È È / - // - È È / - È È / - На стыке «половинок» возникает глубокая пауза - цезýра - разделяющая два ударных слога в центре стиха. Итак, до цезуры две с половиной доли и после цезуры две с половиной доли - всего пять долей, т.е. пентаметр. Этот стих в античной поэзии употреблялся в паре с гекзаметром в элегическом дистихе (дúстих - самостоятельное, законченное двустишие). Элегический дúстих Би́ться отвáжно должны́ мы за ми́лую нáшу отчи́зну И́ за семéйный очáг, смéрти в бою́ не страшáсь. (Тиртей, перевод О.Б. Румера)
Двустишие, в котором одна строка содержит гекзаметр, а вторая - пентаметр, называется «элегический дистих». Элегический дистих весьма популярен и в русской поэзии. Этим размером писали А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет и др. Ямб и хорéй Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге; хорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге (в античной метрике это трёхморные подúи, т.е. стопы). В античной метрике ямбические (и хореические, соответственно) стопы объединяются в пары (диподúи) в стихах, содержащих шесть или восемь стоп. Шестистопный ямб (или хорей) содержит три диподии и называется ямбический (или хореический) тримéтр (трúметр); восьмистопный ямб (или хорей) содержит четыре диподии и называется ямбический (или хореический) тетрáметр. Сéрдце, сéрдце! Грóзным стрóем встáли бéды пред тобóй. Ободри́сь и встрéть их грýдью, и удáрим на врагóв! (Архилох, перевод В.В. Вересаева) - È / - È ê- È /- È ê - È / - È ê È È / - È È / - È ê- È / - È êÈ È / - È êÈ È / - Это хореический тетрáметр (т.е. восьмистопный хорей с пиррихиями), содержит четыре хореических диподии. · Ни я¢мбы, ни утéхи мнé на ум нейдýт (Архилох, перевод В.В. Вересаева) È - ê È È êÈ -ê È - êÈ - ê È - Это ямбический тримéтр, ибо содержит три ямбических диподии (три пары ямбов). Во второй стопе – замена на пиррихий. Ямбы и хореи (чаще всего четырёхстопные) - наиболее популярные размеры русской поэзии. Логаэдические стихи В античной метрике весьма популярны логаэдические стихи (стихи-логаэды), т.е. смешанные стихи, содержащие разные виды стоп. В частности, к логаэдическим стихам относятся сапфическая строфа, алкеева строфа, первый (или малый) асклепиадов стих (другие виды логаэдических стихов не рассматриваем). Сапфическая строфа Сапфическая строфа введена поэтессой Сапфо, состоит из трёх «сапфических» стихов и одного «адóния» (усечённый дактилический димéтр): На русском языке сапфическая строфа передаётся сочетаниями хореев и дактиля: три первых стиха одинаковые, каждый состоит из пяти стоп, в центре (третья стопа) - дактиль, а по бокам (1-ая, 2-ая, 4-ая и 5-ая стопы) - хорей; четвёртый стих содержит две стопы: дактиль и хорей. В переводах некоторые стопы хорея могут заменяться дополнительными двусложными стопами - пиррихием (оба слога безударные) или спондеем (оба слога ударные), это не нарушает общий ритмический рисунок строфы. Я́ к тебé взывáю, Гонги́́ла, вы́́йди К нáм в молóчно-бéлой своéй одéжде! Ты́ в ней тáк прекрáсна. Любóвь порхáет Внóвь над тобóю. (Сапфо, перевод В.В. Вересаева) - È / - È / - È È / - È / - È - È / - È / - È È / - È / - È - È / - È / - È È / - È / - È - È È / - È В русской поэзии сапфической строфой писали ещё Симеон Полоцкий (XVII в.) и А.Н. Радищев (XVIII в.). В ХIХ в. её использовал А.Х. Востоков, в ХХ в. - Вяч. Иванов, В.Я. Брюсов и др. Алкеева строфа Введена древнегреческим поэтом Алкеем, современником Сапфо; строфа состоит из четырёх стихов: два первые - одинаковые, содержат по 11 слогов; третий - 9 и четвёртый - 10 слогов. На русском языке строфа передаётся сочетанием ямба и анапеста в двух первых строках (в каждом из стихов три ямба, анапест и опять ямб), в третьем стихе - ямб, в четвёртом стихе сочетаются дактиль и хорей (два дактиля, затем два хорея). Некоторые двусложные стопы могут заменяться дополнительными стопами - пиррихиями (оба слога безударные) или спондеями (оба слога ударные). Хотя́ Гомéр и в пéрвом рядý стои́т, Но всё ж поэ́ты: Пи́ндар, грозá-Алкéй, Степéнный Стесихóр, Кеóсец Скóрбный, - ещё не забы́ты слáвой (Гораций, перевод Н.С. Гинцбурга) È - / È - / È - / È È - / È - È - / È - / È - / È È - / È - È - / È È / È - / È - / È - È È / - È È / - È / - È Использовали алкееву строфу и русские поэты, в частности, В.Я. Брюсов. Асклепиадов стих (первый или малый) Асклепиадов стих назван по имени александрийского поэта-лирика Асклепиада Самосского (III в. до н.э.). Асклепиадовым стихом написан «Памятник» Горация (Ода III, 30 «К Мельпомене»). На русском языке первый асклепиадов стих передаётся шестистопным стихом (12 слогов) с цезурой (паузой) в середине строки. Стих имеет зеркальную композицию: до цезуры два хорея и ямб, после цезуры хорей и два ямба (отдельные стопы ямба или хорея при этом могут заменяться на дополнительные - пиррихий или спондей): Сóздал пáмятникя́, брóнзы литóй прочнéй, Цáрственных пирами́д вы́ше подня́вшийся... (Гораций, перевод С.В. Шервинского) - È / - È / È - // - È / È - / È - - È / È È / È - // - È / È - / È È Размер использовался и в русской поэзии (например, В.Я. Брюсовым).
Материально-техническое обеспечение дисциплины На кафедре есть компьютер, сканер, принтер, ксерокс, проектор, учебная и научная литература. Самостоятельная работа студентов Рекомендации и содержание Лекции и практические занятия являются важным средством руководства самостоятельной работой студентов. Лекция не является основным и единственным источником знаний по курсу и не содержит ответы на все вопросы программы. Читая и анализируя художественные тексты и изучая рекомендованную литературу, студент овладевает основными приемами самостоятельной работы и должен освоить программу в полном объеме. Курс строится так, чтобы подготовить студентов к самостоятельной работе и решить задачу непрерывного самообучения, принципиально значимую для современного вузовского образования. Самостоятельная работа включена в систему лекционных и практических занятий и соотнесена с ними. В то же время у нее есть свои отличительные особенности. В процессе ее выполнения расширяются и уточняются сведения, полученные в лекционном курсе, развиваются навыки анализа текста, приобретенные на практических занятиях. Оформление конспектов В процессе освоения темы и знакомства с научной литературой необходимо делать выписки и конспектировать прочитанные источники. Преподаватель выступает в роли консультанта, а студент получает возможность сделать реферативное изложение литературы вопроса, изложить собственные наблюдения над текстом, дать целостный анализ произведения. Конспекты должны быть обработаны (замечания на полях, подчеркивания). Конспекту должно предпосылать библиографическое описание источника (полное имя автора, точное наименование источника, выходные данные). Читательский дневник Читательский дневник важен как вид самостоятельной и творческой работы студента по античной литературе. Ведётся он в свободной, удобной для студента форме, но аккуратно, филологически грамотно, т.е. с правильным оформлением библиографической записи: фамилия и инициалы автора, название произведения, фамилия и инициалы переводчика (для художественных текстов), место и год издания книги. Запись о прочитанных художественных текстах включает перечень имён действующих лиц, основных событий сюжета (кратко, в вашем собственном, а не списанном с учебников пересказе!), обязательно выписки из текста, художественные цитаты. Такие выписки помогут вам на занятиях и контрольных работах подтверждать свои рассуждения текстом произведения при характеристике образов персонажей, стиля произведения. Читательский дневник, помимо записей о прочитанных художественных произведениях, содержит «Античный мифологический словарик», «Словарик терминов по античной литературе» (заполняемые по мере чтения и изучения античной литературы), конспекты из научных исследований по проблемам курса античной литературы. Читательским дневником разрешается пользоваться на практических занятиях и контрольных работах. Содержание обязательной самостоятельной работы студентов
Содержание самостоятельной работы по дисциплине на выбор студента
Самостоятельная работа студентов. Формы контроля
Содержание промежуточного и итогового контроля
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы Вопросы для самопроверки понимания и усвоения материала лекций:Лекция 1: Каковы периоды и своеобразие развития античной литературы?Каковы периоды и своеобразие развития античной мифологии? Что такое миф и мифология? Каковы типы и циклы мифов? Лекция 2: Какова концепция мира в героических поэмах Гомера и Вергилия? В чём сходство и различие проблематики и поэтики произведений Гомера («Илиада», «Одиссея») и Вергилия («Энеида»)? В чём сходство и различие проблематики и поэтики произведений Гесиода («Труды и дни») и Вергилия («Георгики»)? В чём сходство и различие проблематики и поэтики произведений Гесиода («Теогония») и Овидия («Метаморфозы»)? Каковы художественные особенности философской поэмы Лукреция Кара «О природе вещей»? В чём своеобразие жанра басни у Эзопа, Федра и Бабрия? Лекция 3: Каковы виды и жанры древнегреческой лирики? В чём заключается своеобразие художественного раскрытия чувств и переживаний в произведениях древнегреческих лириков? Каковы лирические жанры периода римского классицизма? В каких произведениях Горация и как ставится тема поэта и поэзии? В чём сходство и различие античных «Поэтик» («Поэтика» Аристотеля» и «Наука поэзии» Горация)? Каково их содержание? В чём своеобразие жанра любовной элегии у Овидия? Какова поэтика и проблематика «Скорбных элегий» и «Посланий с Понта» Овидия? Лекция 4: В чём своеобразие театра в Древней Греции и Древнем Риме? Какова аристотелевская концепция происхождения трагедии? Каковы роль и место Эсхила, Софокла, Еврипида и Сенеки в истории античного театра и драматургии? Лекция 5: Каковы виды и своеобразие древнегреческой и древнеримской комедии? Каковы проблематика и типы персонажей в комедиях Аристофана? Какие художественные приёмы использованы в комедиях античных драматургов? Лекция 6: Чем вызвано появление и развитие прозы в Древней Греции и Древнем Риме? Каковы темы, проблемы и авторская позиция в исторической прозе? Каковы виды, жанры и своеобразие ораторского искусства в Древней Греции и Древнем Риме? Каковы жанры и поэтика античной художественной прозы? Лекция 7: Что такое сатира как вид комического? Что такое сатира как литературный жанр? Каковы особенности сатирических жанров в древнеримской литературе?
Вопросы и задания для индивидуальной подготовки к практически занятиям
Занятие 1. Античная метрика: 1. Изучить теоретический материал. 2. Выписать нижеследующие примеры в тетрадь, сделать метрическую схему, указать размер, виды стоп, название строфы. 1) Так гласит молва: от твоих, Елена, От недобрых дел низошли напасти На Приамов род, и в огне палящем Сгинула Троя. (Алкей, перевод Вяч. Иванова) 2) Не стёрло время песен, что пел, шутя, Анакреонт, и дышит ещё любовь, И живы, вверенные струнам, Пылкие песни Лесбийской девы. (Гораций, перевод Н.С. Гинцбурга) 3) Славный внук, Меценат, прáотцев царственных, О отрада моя, честь и прибежище! Есть такие, кому высшее счастие Пыль арены даёт в беге увёртливом. (Гораций, перевод А.П. Семёнова-Тян-Шанского) 4) Лáйя сын разгадал те реченья, что были дотоле Н е постиж и мы другим, и, низвергшись, лежала вещунья Тёмная и о своих позабыла двусмысленных кознях. (Овидий, перевод С.В. Шервинского) 5) Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный: Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах. Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть. (Архилох, перевод В.В. Вересаева) 6) В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй. Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт. (Архилох, перевод В.В. Вересаева) 7) Ночь была прохладна, светлó в небе, Звёзды блещут, тихо источник льётся, Ветры нéжны веют, шумят листами Тóполи бéлы. (А.Н. Радищев) 8) Здравствуйте, лёгкие звёзды пушистого первого снега! Быстро на тёмной земле таете вы чередой. (И.С. Тургенев)
9) Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую: Гипсу ты мысли даёшь, мрамор послушен тебе. (А.С. Пушкин) 10) Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи, Старца великого тень чую смущённой душой. (А.С. Пушкин) 11) Так дай прожить мне тем, что имею я, О сын Латоны! Дай мне, молю тебя, Здоровья и с рассудком здравым Светлую старость в союзе с лирой. (Гораций, перевод Н.С. Гинцбурга) 12) Будь, Феокрит, о прелестнейший, мной упомянут с хвалою, Нежен ты прежде всего, нό и торжествен вполне. Ежели граций ты шлёшь в золотые чертоги богатых, Бόсы они, без даров снова приходят к тебе. (А.А.Фет)
Занятие 2: Античная мифология: 1. Прочитайте книгу: Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / сост. А.А. Нейхардт. М., 1990. 2. В соответствии с вопросами плана занятия сделайте выписки и конспекты из указанных в списке литературы изданий (по выбору студентов). 3. Составьте в тетради свой «Мифологический словарик», укажите: · основных богов греческого и римского пантеона и их ипостаси, например: Гера (греч.), Юнона (рим.) - богиня брака, жена Зевса (рим. Юпитера); · основных героев, их подвиги; 4. Выпишите в тетрадь фразеологизмы («крылатые слова»), происхождение которых связано с античными мифами; укажите переносное значение выражения и (кратко) цикл мифов и мифологическую ситуацию. 5. Прочитать и сделать конспект или выписки из «Введения. Основные вопросы античной мифологии» книгиА.Ф. Лосева «Мифология греков и римлян» (М., 1996): с. 15-58 («Мифология в её историческом становлении», «Обзор периодов мифологического развития», «Сущность анимизма»); с. 79-82 («Непоспедственное отражение родовых отношений в мифе»); с. 84-102 («Мифология героизма», «Разложение героической мифологии»). Можно использовать более раннее издание книги: Лосев А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии. М., 1957. (См. соответствующие разделы), а также Интернет-ресурсы: Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян // http://www.sno.pro1.ru/lib/losev2/index.htm
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.39.11 (0.014 с.) |