Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 7. Трагедия Софокла «Антигона».

Поиск

1. Сделайте конспект «Поэтики» Аристотеля по следующему плану: происхождение трагедии; сущность трагедии; шесть частей трагедии (сказание, характеры, речь, мысль, зрелище, музыка) и их характеристика; внутреннее членение трагедии (перелом, узнавание, страсть); внешнее членение трагедии: (пáрод, пролóг, эписóдий, стá­сим, эксóд); понятие о кáтарсисе; роль перипети́и в трагедии.

2. Ответьте на вопросы:

· Почему источником трагедии может быть дифирамб? Что общего в структуре дифирамба и трагедии?

· Какой вклад в становление трагедии внесли Эсхил, Софокл и Еврипид?

· Каковы были тематика, проблематика древнегреческой трагедии и её роль в обществе?

3. Прочитайте трагедию Софокла “Антигона”, сделайте выписки, характеризующие основных действующих лиц трагедии: Антигóну, Исмéну, Креóнта, Гéмона.

4. Проанализируйте особенности композиции трагедии и характер её конфликта, ответив на следующие вопросы:

· Какова роль пролога?

· Какова роль агóна и коммóса в композиции трагедии, в раскрытии её конфликта?

· Почему трагедия не заканчивается смертью Антигоны?

· Какие последствия имел для города приказ Креонта?

5. Какую позицию в споре Антигоны и Креонта занимают Исмена и Гéмон? Какова роль этих второстепенных персонажей в трагедии?

6. Каково отношение хора к приказу Креонта, к конфликту Антигоны и Креонта?

7. Прав ли Гегель, считая Креонта выразителем государственных интересов? («Приказ Креонта в значительной степени оправдан, ибо он продиктован заботой о благе родного города» - Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1968. Т.1. С. 229). Аргументируйте свой вывод, подтвердите примерами из трагедии.

8. Какова, на ваш взгляд, авторская позиция в изображённом конфликте?

9. Выпишите в тетрадь определения следующих понятий: пролóг, пáрод, стáсим, эписóдий, коммóс, агóн, кáтарсис.

Занятие 8. «Медея»: анализ трагедий Еврипида и Сенеки.

  1. Прочитайте трагедии:

· Еврипид. Медея (любое издание); Сенека. Медея (любое издание).

  1. Подготовьте ответы на вопросы:

· Из каких частей состоит трагедия Еврипида?

· Какова структура трагедии Сенеки?

· Сравните состав действующих лиц и место действия в обеих пьесах.

· Какова особенность монологов в обеих пьесах?

· Какова особенность диалогов и агона в обеих пьесах?

· Какова роль хора в пьесах?

· В чём суть драматического конфликта и как развивается действие?

· Сказывается ли влияние Еврипида в пьесе Сенеки? Докажите.

· В чём Сенека опирается на Еврипида и следует за ним?

· В чём отличие характеров главных героев у Сенеки от характеров у Еврипида?

· Как Еврипид и Сенека понимают и выражают в своих пьесах категорию «трагическое»?

· Какова авторская позиция в интерпретации мифологического сюжета у Еврипида и Сенеки?

· Сделайте необходимые для ответов на вопросы выписки из основной и (по вашему желанию и выбору) дополнительной литературы.

Занятие 9. Античная комедия.

1. Выпишите из «Поэтики» Аристотеля (гл. III, V) его рассуждения о комедии. Дайте комментарий к высказываниям Аристотеля о комедии.

2. Прочитайте указанные пьесы и рекомендованную литературу и ответьте на вопросы:

· Какие структурные элементы древней аттической комедии и какие её художественные особенности восходят к обрядовой игре и карнавалу? Найдите эти элементы в комедии Аристофана.

· Какие виды аттической комедии существуют? К какому виду относятся комедии Аристофана (в частности, «Лягушки»)?

· Почему древнегреческую комедию называют аттической?

· Какова структура комедий Аристофана и Плавта?

· В каком жанре созданы комедии Плавта?

· Объясните, почему он не обращался к сюжетам Аристофана.

· Какова роль парáбасы в древнеаттической комедии и пролога в комедии Плавта?

· В чём отличие агóна комедии от агона трагедии?

· Какова в агоне роль бога Диóниса? Какую функцию придаёт ему автор?

· Какое значение в комедиях Аристофана и Плавта имеет образ слуги, рабá? Какую роль раб играет в развитии сюжета?

· В чём Аристофан видит главное расхождение литературных методов Эсхила и Еврипида?

· Что такое материализованная метафора? Приведите примеры из комедий.

· Почему комедия Аристофана называется «Лягушки»?

· Объясните, какова роль хора в комедии Аристофана? Есть ли хор у Плавта?

· Для кого из писателей Нового времени комедия Плавта послужила источником сюжета и образа скупого? В чём отличие образов скупых в новоевропейской и русской литературе от плавтовского образа?

3. Подготовьте, используя указанную к занятию литературу, ответы на вопросы плана.

Перечень примерных контрольных заданий, тестов для промежуточной аттестации

  1. Сделать метрическую схему предложенных строк, определить размер, вид строфы, указать названия стоп.
  2. Ответить на вопросы теста, выбрав из предложенных трёх вариантов ответа один правильный.
  3. Дать определение того или иного термина, привести иллюстрирующие примеры.
  4. Найти в тексте художественного произведения цитаты, характеризующие (указывается, что именно).
  5. Кто эти персонажи (мифологические и литературные)?
  6. Дать ответ на вопрос (приводится вопрос по содержанию того или иного раздела курса).
  7. Приводится фрагмент художественного текста. Надо определить, из какого он произведения (указать название, жанр, автора; место фрагмента в структуре произведения; с каким персонажем или сюжетной ситуацией связан фрагмент и т.п.).

Примерный перечень вопросов к экзамену, зачёту

Зачёта или экзамена нет. Контроль осуществляется согласно балльно-рейтинговой системе, без оценки.


Учебно-исследовательская работа по дисциплине

Пояснительная записка

Реферат[3] по античной литературе - это один из видов домашней самостоятельной работы студентов, письменная работа, которая выпол­няется каждым студентом первого курса очного отделения в течение сентября - ноября и сдаётся преподавателю на проверку до 1 декабря.

Студент имеет возможность выбрать тему или из раздела «Античная литература», или из раздела «Античность в русской поэзии».

Для написания реферата по темам первого раздела студент должен прочитать и проанализировать художественный текст (тексты), изучить не менее трёх научных работ по теме; кроме того, использовать словари, энциклопедии и справочники. В темах второго раздела нужно, кроме сказанного, составить лексический комментарий к античным реминисценциям в тексте. В основе реферата - анализ одного, двух стихотворений или отрывка из произведения на античную тему русского поэта, писателя. Реферат требует от студента умения применять полученные при изучении античной литературы знания в анализе произведений античной и русской литературы.

В учебном пособии Н.А. Буранок (2012) подробно объясняется, как работать над рефератом и оформлять его.

Реферат может стать первым этапом в выполнении научно-учебной работы – курсовой и, далее, дипломной работы.

Реферат оценивается по бально-рейтинговой системе как творческое задание.

Примерная тематика рефератов (курсовых, дипломных работ)

Раздел 1. Античная литература

1. Античная мифология как «арсенал» и «почва» античной литературы.

2. Основные сюжеты и образы в античных сказаниях о богах и героях.

3. Типы и циклы античных мифов.

4. Виды античного эпоса (героический, дидактический, пародийный).

5. «Гомеровский вопрос» и его решение.

6. Особенности эпического действия в поэме Гомера «Илиада».

7. Эпический идеал человека в поэмах Гомера.

8. Виды и жанры античной лирики.

9. Развитие декламационной лирики в творчестве Архилоха, Тиртея, Солона и Феогнида.

10. Развитие сольной лирики в творчестве Алкея, Сапфо, Анакреонта.

11. Развитие хоровой лирики в творчестве Пиндара.

12. Возникновение трагедии, её тематика и структура.

13. Вклад Эсхила, Софокла, Еврипида в развитие театра, драматургии.

14. Аристотель о жанре трагедии и катарсисе.

15. Эсхил - «отец трагедии».

16. Трагедия Эсхила «Прометей прикованный», её проблематика, образы, конфликт.

17. Проблема рока и справедливости в трилогии Эсхила «Орестея».

18. Общая характеристика драматургических принципов и творчества Софокла.

19. Трагедия Софокла «Антигона»: проблематика, конфликт, образы, композиция.

20. Драматургические принципы «философа со сцены» Еврипида.

21. Трагедия Еврипида «Медея», раскрытие в ней борьбы чувств и внутреннего разлада в душе человека.

22. Образы Медеи и Ясона в трагедиях Еврипида и Сенеки.

23. Возникновение, структура и проблематика античной комедии.

24. Своеобразие греческой и римской комедии.

25. Виды греческой и римской комедии.

26. Аристотель о жанре комедии.

27. Аристофан - «отец комедии».

28. Приёмы комического у Аристофана.

29. Античная проза, её жанры и виды.

30. Новоаттическая комедия в творчестве Менандра.

31. Жанр буколической идиллии у Феокрита.

32. Своеобразие комедий Плавта: проблематика, сюжеты, образы-маски, народный язык.

33. Интрига, система образов и приёмы комического в комедии Плавта «Клад».

34. Идейно-художественное своеобразие комедии Теренция.

35. Роль Цицерона в истории римской литературы.

36. Жанровое своеобразие и художественные особенности поэмы Лукреция Кара «О природе вещей».

37. Темы и художественное своеобразие лирики Катулла.

38. Жанровое своеобразие произведений Вергилия «Буколики» и «Георгики».

39. Образ Энея как идеал римской доблести. («Энеида»).

40. Жанровое своеобразие ранних произведений Горация («Эподы» и «Сатиры»)

41. «Оды» Горация, их проблематика и художественное своеобразие.

42. Традиция литературного «памятника» в античной поэзии (Солон, Гораций, Овидий).

43. «Наука поэзия» Горация и «Поэтика» Аристотеля: у истоков теории литературы.

44. Творческий путь Овидия и его место в литературе эпохи Августа.

45. Поэма Овидия “Метаморфозы”: композиция, сюжеты, мотивы, образы.

46. Драматургия Сенеки и его роль в развитии жанра трагедии.

47. «Медея» Еврипида и «Медея» Сенеки (сравнительный анализ).

48. Эпиграммы Марциала и сатиры Ювенала: жанровое своеобразие.

49. Жанр диалога в творчестве Лукиана («Разговоры богов», «Разговоры в царстве мёртвых»).

50. Проблематика и жанровое своеобразие античного романа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.239 (0.007 с.)