Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды конструирования, материалы для детского конструирования.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общие виды: 1 Изобразительное – несет в себе эстетический смысл (гирлянда для Нового года); 2 Техническое – для практических целей (дом для куклы). Виды конструирования на основе используемого материала: 1 Конструирование из строительного материала. 2 Из бумаги и картона (оригами, звезда). 3 Из природного материала (из желудей, шишек, из песка, снега). 4 Из бросового материала (паралон, пенопласт и др.).
Типы конструктивных занятий в разных возрастных группах дошк учреждения. 1 По образцу и показу воспитателя. Проводится с мл дошк возраста. 2 По образцу без показа. Проводится со ср дошк возраста. 3 По чертежу или рисунку. Проводится со ст дошк возраста. Занятия основаны на наглядном моделировании. Сначала детей учат составлять схемы построек, а затем наоборот делать постройки по схемам. 4 По условиям. Вводится со ср дошк возраста. Педагог не дает образца, а объясняет детям условия, которым постройка или поделка должны соответствовать. 5 По предложенной теме. Вводится со ср дошк возраста. Педагог дает лишь тему. Напр., постройте городскую улицу. 6 По собственному замыслу. Вводится с конца ср дошк возраста. Дети сами определяют тематику конструирования.
Задачи конструирования ( в младших группах): 1 Содействовать возникновению и развитию положительных эмоций и интереса к играм со строительным материалом. 2 Обогащать представления детей о цвете и форме. 3 Развивать пространственную ориентацию детей. 4 Учить рассматривать и анализировать образец.
Задачи обучения(в ср дошк возрасте): 1. Содействовать развитию интереса к архитектуре, дизайну и конструктивной деятельности. 2. Поддерживать и стимулировать интерес к самостоятельному конструированию в играх детей. 3. Знакомить с рациональным целесообразным использованием строительного и природного материала. Задачи обучения (в ст дошк возрасте): 1. Развивать эмоциональное отношение к архитектуре, дизайну и разнообразным поделкам. 2. Учить детей создавать постройки и поделки по заданным условиям, схемам и чертежам. 3. Содействовать самостоятельному развитию конструктивной деятельности.
41. Методика обучения конструированию в разных возрастных группах детского сада. Деятельность в младших группах, ее игровой характер. Методика обучения. Осуществляется конструирование из строительного материала (кубики, кирпичи) и природного (снег, песок). Сначала дети сооружают несложные постройки: башня, лестница, мост. Затем каждая постройка обыгрывается. Из строительного материала делают работы как в группе, так и на улице. Методы и приемы: наблюдение, образец воспитателя, обследование, показ способов действия, упражнения в действии, игровые приемы,словесные методы. Содержание и методика проведения занятий по конструированию в ср дошк возрасте. Содержание конструирования. Начинают использовать все 4 вида конструирования. Постройки из строительного материала усложняются: делают целые комнаты для кукол, городские улицы. Знакомят с новым конструктивным материалом – бумагой. Учат складывать прямоугольные листы пополам, квадратные – по диагонали. Тематика пока проста: делают коробочки, самолетики, гирлянду из колечек. Начинают изготавливать поделки из шишек, коры, желудей, ореховой скорлупы. Скрепляя части пластилином. Учат делать игрушки из пенопласта и паралона. Методы и приемы: наблюдение, образец воспитателя, обследование, показ способов действия, упражнения в действии, игровые приемы,словесные методы. Содержание и методика проведения занятий по конструированию в ст дошк возрасте. Содержание обучения. При работе со строительным материалом обращают внимание детей на прочность и устойчивость конструкции, на ее эстетический вид. При конструировании используют разнообразные формы – пластины, бруски, цилиндры, призмы (крыша). Дети чаще сооружают коллективные постройки. При конструировании из бумаги делают игрушки из цилиндров и конусов. Делают разнообразные игрушки в технике оригами, сложные гирлянды, звезды на Новый год. Усложняются поделки из природного материала, они состоят из большего кол-ва деталей, могут передавать движения. Усложняются работы из бросового материала. Дети делают не только игрушки, но и башни из спичечных коробков, катушек от ниток, игрушки из пластиковых бутылок. Методы и приемы: наблюдение, образец воспитателя(редко используется), обследование, показ способов действия, упражнения в действии, игровые приемы,словесные, исследовательский и эвристический методы.
42. Вариативные программы и педагогические технологии по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста. В качестве основных целевых ориентиров предлагаемая технология выделяет художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетических потребностей и способностей, освоение дошкольниками культурных форм общения с искусством. Технология предполагает содержательную конкретизацию задач художественно-эстетического образования на разных этапах дошкольного детства. К основным задачам технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста относится: 1. Развитие художественного восприятия. 2. Формирование эстетических чувств и эмоций. 3. Развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка. 4. Приобщение к элементарным знаниям в области искусства. 5. Развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества. 6. Формирование основ художественно-творческой культуры личности. Концептуальные положения технологии художественно-творческого развития ребенка дошкольного возраста разработаны Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной и др.
Т.С. Комарова отмечает, что во всех видах художественно-эстетической деятельности можно выделить общие психические процессы, которые являются основой формирования художественного творчества и художественно-творческих способностей. К этим процессам относятся: - восприятие, образы которого, накапливаясь, формируют сенсорный опыт, выступающий основой развития разнообразных способностей, в том числе и художественно-творческих. На базе образов восприятия формируются представления. Если образы восприятия эстетически окрашены, то и формирующиеся на их основе представления тоже будут эстетическими. Этому в значительной степени способствует использование всех видов искусств; - воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое, в свою очередь, развивается в процессе этой деятельности; - эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, необходимое для успешного осуществления деятельности. Отношение возникает тогда, когда деятельность способствует удовлетворению значимых для ребёнка потребностей, прежде всего, в познании, самоутверждении и содержательном общении со взрослыми и сверстниками; - эффективность развития художественно-творческих способностей во многом зависит от формирования художественных умений в области разных искусств: рисования, лепки, художественного конструирования, пения, выразительных движений и словесного творчества; - художественному творчеству детей необходимо учить, создавая проблемные ситуации и применяя систему творческих заданий.
^ Механизм передачи и освоения опыта художественно-творческой деятельности разработан в рамках следующих научных концепций:
1. Ассоциативно – рефлекторная концепция обучения (И.П. Павлов, И.М.Сеченов, С.Л.Рубинштейн). Опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга.
Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий: - формировании активного отношения к познавательной деятельности; - подачи учебного материала в определённой последовательности, поэтапно; - демонстрация и закрепление материала в различных приёмах умственной и практической деятельности; - применение знаний на практике.
2. Развивающая технология (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Развивающая технология предполагает, что организация (содержание и методы) внешних воздействий может существенно изменить темпы и границы развития ребенка.
Усвоение опыта происходит в такой последовательности: - предварительное знакомство с действием, ориентировка, мотивация к деятельности; - материальное (материализованное) действие; - этап внешний речи, озвучивание действий, формулировка выводов; -этап внутренней речи, осмысление проблемы; -этап автоматизированного действия (навык).
Авторами технологии разработаны принципы ее реализации: - принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей предполагает такой подход, при котором открывается перспектива художественно-эстетического развития каждого ребенка в соответствии с его уровнем способностей и возрастных возможностей; - принцип одномоментного включения всех анализаторов в процесс познания какой-либо ценности обеспечивает прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов; - принцип интеграции различных видов искусств и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей способствует более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества, формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения; - принцип доступности предполагает управление темпами и содержанием развития ребёнка посредством организации обучающего воздействия; - принцип продуктивности подчеркивает прагматичность метода, обязательность ориентации на получение значимого для ребёнка, реального, завершенного результата; - принцип взаимосвязи художественно-творческой деятельности детей с воспитательно-образовательной работой создает условия для формирования разнообразных представлений и расширяет опыт восприятия, стимулирует развитие воображения и творчества; - принцип вариативности и спиралевидности. Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми позволяет осуществить познание ценности искусств в разных видах деятельности и разными путями, от частного – к общему, от общего – к частному; - принцип результативности предполагает уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения, организацию выставок, концертов и др.
Процессуальная характеристика технологии Технологию художественно-творческого развития детей дошкольного возраста можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребёнка как творческой личности. Ребенок рассматривается как полноправный участник образовательного процесса, взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел. Ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи. Одна из важных задач художественно-творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные художественные, изобразительные решения, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с художественно-творческой деятельностью.
Процесс становления творческой личности имеет свой алгоритм. Первый элемент – это накопление впечатлений от восприятия искусств, которые являются образцом для творчества, источником вдохновения и мотивами будущей деятельности. Второй элемент – это накопление опыта практической деятельности и освоение знаний, умений и навыков репродуктивного характера. Необходимые умения и навыки позволяют ребенку выразить свои собственные впечатления в художественно-творческой форме. Третий элемент – это цикл творческих заданий, которые варьируются и усложняются: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности, к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей. Основные этапы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста: ^ Первый этап - накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества. Важными моментами на этом этапе являются информационно- и эстетически-обогащенные пространства (развивающая среда) и мотивационные стимулы, пробуждающие активную творческую деятельность. ^ Второй этап - этап подражания, имитации – освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетически полноценном, полихудожественном пространстве. ^ Третий этап - этап преобразований – применение освоенных эталонов и их трансформация в новых, личностно-значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, способностями детей. ^ Четвертый этап - этап альтернатив – направлен на индивидуализацию, гармонизацию творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, выразительности и неповторимости в создании художественных образов. Методы и приемы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста: наглядный (слуховая и зрительная наглядность), словесный, метод проблемных, поисковых ситуаций, практические методы, игровой метод. Таким образом, технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребенка как творческой личности. Ребенок является полноправным участником образовательного процесса, педагог выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком. Взрослый поддерживает инициативу воспитанников при обсуждении или выполнении различных дел. Дошкольник наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 6480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.172 (0.012 с.) |