Романтизм и «Золотой век» русской литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Романтизм и «Золотой век» русской литературы



Семестр

Тема № 1.

Романтизм и «Золотой век» русской литературы

1. Напишите эссе на тему: «Художественные образы русской литературы «Золотого века».

Методические рекомендации по написанию эссе

Нередко обязательным требованием к эссе является предварительное изучение научной литературы по теме, наличие обзора трактовок проблемы, ссылок на работы. В то же время автор должен выразить свою точку зрения, обобщив все прочитанное. Автор эссе учится полемизировать с мнением исследователей, творить на максимуме возможностей, выполнять, по сути, сверхзадачу – спорит с учеными, специалистами. Главное условие при этом – полемизировать с использованием аргументов, а не бездоказательно. В результате может родиться собственная версия решения проблемы: чаще всего она представляет собой переработанные и синтезированные по-своему основные точки зрения, иногда рождаются самостоятельные, блестящие повороты в решении проблемы.

Самостоятельность автора при написании эссе проявляется в его умении обосновать актуальность проблемы исследования, обобщить различные точки зрения на ее решение и предложить свое мнение

Процесс написания эссе − это вид творческой работы, который в большой степени развивает умение анализировать, подводить итоги, оформлять словесно научные идеи. Именно речевое оформление результатов рефлексии и новых мыслей всегда представляет трудность. Необходимо помнить, что создание эссе предполагает не абстрактное рассмотрение проблемы, а выражение собственного мнения. Поэтому для этого следует соблюдать требования к языку эссе – конкретность, обобщенность, передача большого объема информации в кратком виде, насыщенность терминами, отсутствие проявления авторского «Я».

Кроме того, язык эссе должен быть достаточно выразительным, афористичным, но в то же время описывать научные подходы к проблеме. Считается, что возможно использовать некие элементы «разговорности», но необходимо соблюдать строгую меру: ведь перед нами исследование с элементами научного жанра. В целом писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Структура эссе. Эссе имеет не совсем стандартную структуру. В нем не должно быть оглавления, списка литературы и, порой, даже титульного листа. Единственное условие, которое определяет структуру эссе – логика. Все должно быть построено по законам логики.

Структура эссе

1. Обоснование выбора темы (1-2 предложения, абзац).

2. Постановка цели и задач, собственное отношение к приведённому высказыванию – согласие / несогласие / частичное согласие (2-3 предложения, абзац).

3. Последовательное изложение собственных мыслей. Аргументация каждой мысли

(1 большой абзац на каждую мысль и её обоснование). Достаточно 3-5 значимых тематических раздела.

4. Общий вывод (1 абзац).

Существуют некоторые требования, предъявляемые к заключительной части эссе:

– заключение должно быть емким и лаконичным;

– оно должно логически и стилистически вытекать из основного текста.

Типы заключений в эссе

Заключительная часть эссе может быть написана по-разному. Вот некоторые типы, которые можно использовать в эссе:

– резюмирование позиции автора (автор кратко пересказывает основную мысль);

– риторический вопрос (автор начинает с вопроса, который плавно перетекает в основную мысль);

– призыв к читателю (в заключении можно обратиться к читателю, побудить его к активным действиям);

– использование цитаты;

– открытый финал (данный тип можно использовать только в том случае, если основная часть эссе написана на должном уровне).

– кольцевая композиция (если во введении к эссе поставлен какой-либо вопрос, то уместно дать на него ответ в заключении).

Структура эссе не является обязательной, в зависимости от обоснования, целей и задач и особенностей цитаты, композиция может меняться [Королёва Г.И. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов всех направлений и специальностей / Г.И. Королёва, Т.А. Дьякова, Н.Б. Литвинова, О.С. Соловьёва. – Луганск: Изд-во ЛГАКИ имени М. Матусовского, 2015. – С. 18 – 19].

 

 

Тема № 2.

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Творчество Н. Гоголя

1. Сделайте сравнительный анализ романтизма и реализма в русской литературе.

2. Выпишите названия знаковых произведений романтизма и реализма в русской литературе.

 

Тема № 3.

«Натуральная школа» писателей (Н. Некрасов, И. Тургенев, В. Даль)

1. Проанализируйте 1 из произведений указанных в теме писателей.

2. Подготовьте сообщение на тему: «В. Даль и русская литература» (объём – 1 страница формата А4).

 

Тема № 4.

Русская поэзия середины XIX века

1. Законспектируйте статью М. Л. Гаспарова Фет безглагольный. Композиция пространства, чувства и слова (Источник: http://www.philology.ru/literature2/gasparov-97c.htm)

2. Подготовьте сообщение на тему: «Пейзажная лирика Ф. Тютчева и А. Фета».

 

Тема № 5.

Литературная эпоха 1860-х годов

1. Охарактеризуйте историко-культурные черты эпохи 60-х гг. XIX века в русской литературе.

2. Кто из русских писателей начинал свою творческую деятельность в этот период?

 

Тема № 6.

Творчество И. Тургенева и И. Гончарова

1. Выпишите из справочной литературы определение реализма в русской литературе. Как это понятие связано с термином «критический реализм XIX века»?

2. Какие художественные черты объединяют творчество Тургенева и Гончарова?

3. Составьте тезисный план статьи Недзведского В. А. Гончаров (Источник: http://www.philology.ru/literature2/nedzvedsky-91.htm).

Тема № 7.

Драматургия А. Островского

1. Ознакомьтесь со статьёй Штейна А.Л. Об идеале в искусстве А. Н. Островского (Источник: http://www.philology.ru/literature2/stein-73.htm). Дайте определения типичного героя пьес

А. Островского.

2. Выпишите из пьесы «Гроза» А. Н. Островского цитаты, характеризующие образ Катерины.

3. Раскройте в виде плана концепцию общенародного театра по Островскому.

4. Дайте краткий ответ на вопрос: в чём заключается художественная ценность драматургии

А.Н. Островского в русской литературе XIX века?

5. Творческое задание:

А) подготовить режиссерскую разработку спектакля (фрагмента) пьесы «Гроза» А. Островского. Продумайте общую концепцию в аспекте жанровой разновидности (лирическая комедия, мелодрама, семейная или социальная драма), характеры персонажей в свете избранной жанровой и идейной трактовки пьесы (для специальностей КА, КР);

Б) составьте библиографический список на тему «Драматургия А. Островского в современной критике» (для специальностей КБ, КД).

 

Тема № 8.

Тема 9. Творчество Ф. Достоевского в мировой культуре

1. Подготовьте доклад на тему: «Интерпретация произведений Ф. Достоевского на мировой театральной сцене» (для студентов групп КА, КАТЛ, КР); «Интерпретация произведений Ф. Достоевского в мировом кинематографе» (для студентов группы КДВ); «Мотивы произведений Ф. Достоевского в русской литературе» (для студентов групп КБ, КД).

 

2. Составьте тезисный план статьи Абель И. Музыкальный аспект повести «Неточка Незванова» [Электронный ресурс] / Абель И. // Топос. – 2013. – № 5. – Режим доступа: http://www.topos.ru/article/literaturnaya-kritika/muzykalnyy-aspekt-povesti-netochka-nezvanova

 

Тема 10. Творчество Л. Толстого.

Драматугрия Л. Толстого

1. Воспользовавшись учебником Фортунатов Н. М. История русской литературы XIX века: учебник для бакалавров / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2013. — С. 513 – 521 (драматургия) и другими доступными учебными пособиями дайте краткий письменный ответ на вопрос: какое место в творчестве Л. Толстого занимает драматургия?

2. Раскройте вопрос: «Жанровое, сюжетное и композиционное своеобразие романа «Анна Каренина» в сопоставлении с романом-эпопеей «Война и мир».

 

Тема 11. Литература и реализм рубежа веков.

Семестр

Тема 12. «Серебряный век» русской поэзии.

Тема 13. Литература соцреализма.

Русская литература социалистического реализма

1. Какие художественные признаки литературы соцреализма присутствуют в поэзии К. Симонова?

2. Каковы были различные тенденции в изображении событий Великой Отечественной войны в русской литературе военного и повоенного периода (А. Ахматова, М. Алигер, П. Антокольский, А. Твардовский, К. Симонов, В. Выков и др.)?

Рекомендуемая литература

Основная

1. Кондаков И. В. Наказание культуры войной [Электронный ресурс] / Кондаков И. В. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – Режим доступа: № 10 / 2007 http://cyberleninka.ru/article/n/nakazanie-kultury-voynoy

2. Нехаев Р. В. Военная проза Ю. Бондарева [Электронный ресурс] / Нехаев Р. В. // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Филол. науки. – № 2. – / 2009. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/voennaya-proza-yu-bondareva

3. Роговер Е. С. Русская литература ХХ века: учеб. пособ. / Е. С. Роговер. – СПб.: Форум, 2011. – С. 381 – 390.

4. Твардовский А. Василий Теркин. Дом у дороги / А. Т. Твардовский. — М.: Художественная литература, 1985. — 286 с.

5. Чалмаев В. На войне остаться человеком: фронтовые страницы русской прозы 60-90-х годов / Чалмаев В. – М.: МГУ, 2000. – С. 42 – 53.

6. Шацкий Е. В. «Диалектика души» в творчестве Ю. В. Бондарева [Электронный ресурс] / Шацкий Е. В. // Знание. Понимание. Умение. – № 2. – 2014. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/dialektika-dushi-v-tvorchestve-yu-v-bondareva

Дополнительная

1. Бочаров А. Г. Василий Гроссман: жизнь, творчество, судьба / А. Г. Бочаров. – М.: Советский писатель, 1990. – 380 с.

2. Дедков И. А. Василь Быков: Повесть о человеке, который выстоял / И. А. Дедков. – М.: Советский писатель, 1990. – 310 с.

3. Золотусский И. П. Война и свобода / И. П. Золотусский // Золотусский И. П. Крушение абстракций. – М.: Современник, 1989. – С. 159 – 182.

4. Кондратович А. Александр Твардовский: поэзия и личность / А. Кондратович.– М.: Художественная литература, 1985. – 318 с.

5. Лазарев Л. И. Военная проза Константина Симонова / Л. И. Лазарев. – М.: Худож. лит., 1975. – 239 с.

 

Основная

Прищепа В. П. Российского Отечества поэт (Е. А. Евтушенко: 1965 – 1995 гг.) [Электронный ресурс] / Прищепа В. П. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1996. – 344 с. – Режим доступа: http://www.russofile.ru/articles/article_134.php

1. Высоцкий В. Выйти живым из боя...: стихи / сост. и комент П. Фокина. — СПб: Амфора, 2012. — 127 с.: ил. — (СD).

2. Горбачёв А. Ю. Русская литература ХХ – начала ХХI века: избранные имена и страницы / Горбачёв А. Ю. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – С. 174 – 193.

3. Галактионова Т. М. Роль авторской песни в коммуникационном пространстве культуры [Электронный ресурс] / Галактионова Т. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-avtorskoy-pesni-v-kommunikatsionnom-prostranstve-kultury

4. Джагалов Р. Авторская песня как жанровая лаборатория «социализма с человеческим лицом» [Электронный ресурс] / Р. Джагалов. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/100/dz16.html

5. Манн Ю. В. Мировая художественная культура. ХХ век. Литература / Манн Ю. В., Стукалова О. В., Олесина Е. П. – СПб.: Питер, 2008. – С. 431 – 432.

6. Матвеева Н. Душа вещей: книга стихов / ред. В. С. Фогельсон. — М.: Советский писатель, 1966. — 148 с.

7. Роговер Е. С. Русская литература ХХ века: учеб. пособ. / Е. С. Роговер. – СПб.: Форум, 2011. – С. 485 – 492.

8. Свиридов С. В. Авторская песня В. Высоцкого: литература с фольклорным «прошлым» [Электронный ресурс] / С. В. Свиридов. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – № 6-1. – 2012. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/avtorskaya-pesnya-v-vysotskogo-literatura-s-folklornym-proshlym

9. Орлова Ю. А. Авторская песня как феномен советской культуры [Электронный ресурс] / Ю. А. Орлова // Теория и практика общественного развития. – № 4. – 2011. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/avtorskaya-pesnya-kak-fenomen-sovetskoy-kultury-1

Дополнительная

1. Андреев Ю. А. Наша авторская...: История, теория и современное состояние самодеятельной песни / Ю. А. Андреев. – Москва: Молодая гвардия, 1991. – 272 с.

2. Богомолов Н. А. Булат Окуджава и массовая культура / Богомолов Н. А. // Вопросы литературы. – 2002. – № 5-6. – С.4 – 14.

3. Быков Д. Булат Окуджава / Быков Д. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 777 с.

4. Кисина Е. В. Поэтика вальса в лирике Б. Окуджавы [Электронный ресурс] / Е. В. Кисина. – Режим доступа: http://philology.snauka.ru/2013/11/595

5. Новиков Вл. В Союзе писателей не состоял…: Писатель Владимир Высоцкий / Вл. Новиков – М.: Интепринт, 1991. – 224 с.

6. Соколова И. А. Авторская песня: от экзотики к утопии / И. А. Соколова // Вопросы литературы. 2002. – № 1-2. – С.139 – 156.

7. Фризман Л. «С чем рифмуется слово ИСТИНА»: о поэзии А. Галича / Л. Фризман. – СПб.: Ореол, 1992. – 128 с.

 

Основная

1. Литература: в 2-х ч. – Ч. 2 / под ред. Г. А. Обернихиной. – М.: Академия, 2012. – С. 355 – 364.

2. Манн Ю. В. Мировая художественная культура. ХХ век. Литература / Манн Ю. В., Стукалова О. В., Олесина Е. П. – СПб.: Питер, 2008. – С. 369 – 370, 390 – 393, 404 – 406.

3. Роговер Е. С. Русская литература ХХ века: учеб. пособ. / Е. С. Роговер. – СПб.: Форум, 2011. – С. 440 – 481.

4. Селеменева М. В. Художественный мир Ю. В. Трифонова в контексте городской прозы второй половины XX века [Электронный ресурс] / М. В. Селеменева. – Режим доступа: http://www.rad.pfu.edu.ru:8080/tmp/avtoref4468.pdf

5. Селеменева М. В. Поэтика повседневности в городской прозе Ю. В. Трифонова [Электронный ресурс] / М. В. Селеменева // Известия Уральского государственного университета. – № 59. (Вып. 16. Филология). – Екатеринбург, 2008. – С. 195 – 208. – Режим доступа: http://philology.ru/literature2/selemeneva-08.htm

6. Тюрин Ю. П. Кинематограф Василий Шукшин / Тюрин Ю. П. — М.: Искусство, 1984. — 319 с.

7. Шукшин В. Повести для театра и кино [Электронный ресурс] / В. Шукшин. — М.: Известия, 1984. — 264 с. — Режим доступа: http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=8265&mode=DocBibRecord

Дополнительная

1. Горышин Г. А. «Где-нибудь на Руси...»: В. Шукшин / Г. А. Горышин // Горышин Жребий: рассказы о писателях / Г. А. Горышин. – Л.: Сов. писатель, 1987. – С. 102 – 139.

2. Козлова С. М. Поэтика рассказов В. М. Шукшина / С. М. Козлова. – Барнаул: изд-во АГУ, 1992 – 184 с.

3. Магд-Соэп Каролина де. Юрий Трифонов и драма русской интеллигенции: пер. с англ. / Каролина де Магд-Соэп.– Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1997. – 240 с.

4. Черносвитов Е. В. Пройти по краю: Василий Шукшин: мысли о жизни, смерти и бессмертии / Е. В. Черносвитов, В. М. Шукшин. – М.: Современник, 1989. – 237 с.

 

Основная

1. Вампилов А. Утиная охота [Электронный ресурс] / исп. Московский художественный театр им. А. Чехова. — М.: Культура. — Режим доступа: http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=12816&mode=DocBibRecord

2. Володин А. Осенний марафон: Пьесы / А. Володин. — Ленинград: Советский писатель, 1985. — 359 с.

3. Громова М. И. Русская драматургия конца ХХ – начала XXI века: учеб. пособ. [Электронный ресурс] – М.: «Флинта», «Наука»; 2009 – С. 12 – 23, 38 – 48. – Режим доступа: http://russianliter.ru/file.cgi?id=493

4. Литература: в 2-х ч. – Ч. 2 / под ред. Г. А. Обернихиной. – М.: Академия, 2012. – С. 365 – 370.

5. Кузюбердин В. Жизнь и трагедия драматурга: (К 70-летию со дня рождения Александра Вампилова) // Луганская правда. — 2007. — № 87. — С. 5.

6. Радзинский Э. С. 104 страницы про любовь: пьесы / Радзинский Э. С. — М.: Совет. писатель, 1974. — 246 с.

7. Рощин М. Пьесы / М. Рощин. — М.: Искусство, 1980. — 551 c.

8. Русская драматургия ХХ века: хрестоматия / под ред. Л. П. Кременцова, И. А. Канунниковой. – М.: Флинта, 2010. – 528 с.

9. Светлов М. Избранное [Электронный ресурс] / М. Светлов. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1953. — 176 с. — Режим доступа: http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=13882&mode=DocBibRecord

10. Эдуард Станиславович Радзинский // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Библиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 152 – 155 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hrono.info/biograf/bio_r/radzinski.php

Дополнительная

1. Вишневская И. Л. Алексей Арбузов: очерк творчества / И. Л. Вишневская. – М.: Советский писатель, 1971. – 232 с.

2. Василинина И. Театр Арбузова / И. Василинина // Театр. – 1983. – № 6. – С. 126 – 135.

3. Гушанская Е. М. Александр Вампилов: очерк творчества / Е. М. Гушанская. – Л.: Советский писатель, 1990. – 320 с.

4. Сахаров В. И. Театр А. Вампилова / В. И. Сахаров // Сахаров Обновляющийся мир: заметки о текущей литературе / В. И. Сахаров. – М.: Современник, 1980. – С. 260 – 283.

 

Семестр

Тема № 1.

Романтизм и «Золотой век» русской литературы

1. Напишите эссе на тему: «Художественные образы русской литературы «Золотого века».

Методические рекомендации по написанию эссе

Нередко обязательным требованием к эссе является предварительное изучение научной литературы по теме, наличие обзора трактовок проблемы, ссылок на работы. В то же время автор должен выразить свою точку зрения, обобщив все прочитанное. Автор эссе учится полемизировать с мнением исследователей, творить на максимуме возможностей, выполнять, по сути, сверхзадачу – спорит с учеными, специалистами. Главное условие при этом – полемизировать с использованием аргументов, а не бездоказательно. В результате может родиться собственная версия решения проблемы: чаще всего она представляет собой переработанные и синтезированные по-своему основные точки зрения, иногда рождаются самостоятельные, блестящие повороты в решении проблемы.

Самостоятельность автора при написании эссе проявляется в его умении обосновать актуальность проблемы исследования, обобщить различные точки зрения на ее решение и предложить свое мнение

Процесс написания эссе − это вид творческой работы, который в большой степени развивает умение анализировать, подводить итоги, оформлять словесно научные идеи. Именно речевое оформление результатов рефлексии и новых мыслей всегда представляет трудность. Необходимо помнить, что создание эссе предполагает не абстрактное рассмотрение проблемы, а выражение собственного мнения. Поэтому для этого следует соблюдать требования к языку эссе – конкретность, обобщенность, передача большого объема информации в кратком виде, насыщенность терминами, отсутствие проявления авторского «Я».

Кроме того, язык эссе должен быть достаточно выразительным, афористичным, но в то же время описывать научные подходы к проблеме. Считается, что возможно использовать некие элементы «разговорности», но необходимо соблюдать строгую меру: ведь перед нами исследование с элементами научного жанра. В целом писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Структура эссе. Эссе имеет не совсем стандартную структуру. В нем не должно быть оглавления, списка литературы и, порой, даже титульного листа. Единственное условие, которое определяет структуру эссе – логика. Все должно быть построено по законам логики.

Структура эссе

1. Обоснование выбора темы (1-2 предложения, абзац).

2. Постановка цели и задач, собственное отношение к приведённому высказыванию – согласие / несогласие / частичное согласие (2-3 предложения, абзац).

3. Последовательное изложение собственных мыслей. Аргументация каждой мысли

(1 большой абзац на каждую мысль и её обоснование). Достаточно 3-5 значимых тематических раздела.

4. Общий вывод (1 абзац).

Существуют некоторые требования, предъявляемые к заключительной части эссе:

– заключение должно быть емким и лаконичным;

– оно должно логически и стилистически вытекать из основного текста.

Типы заключений в эссе

Заключительная часть эссе может быть написана по-разному. Вот некоторые типы, которые можно использовать в эссе:

– резюмирование позиции автора (автор кратко пересказывает основную мысль);

– риторический вопрос (автор начинает с вопроса, который плавно перетекает в основную мысль);

– призыв к читателю (в заключении можно обратиться к читателю, побудить его к активным действиям);

– использование цитаты;

– открытый финал (данный тип можно использовать только в том случае, если основная часть эссе написана на должном уровне).

– кольцевая композиция (если во введении к эссе поставлен какой-либо вопрос, то уместно дать на него ответ в заключении).

Структура эссе не является обязательной, в зависимости от обоснования, целей и задач и особенностей цитаты, композиция может меняться [Королёва Г.И. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов всех направлений и специальностей / Г.И. Королёва, Т.А. Дьякова, Н.Б. Литвинова, О.С. Соловьёва. – Луганск: Изд-во ЛГАКИ имени М. Матусовского, 2015. – С. 18 – 19].

 

 

Тема № 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.067 с.)