Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика сентиментализма как литературного направления. Два течения: карамзин и радищев.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сентиментализм – («sentiment» - чувство, чувствительность) Сентиментализм был литературным направлением, возникшим и развившимся в различных странах Европы, прежде всего в Англии, в период разложения феодального абсолютизма, всё усиливавшегося роста буржуазных отношений. В России этот период отмечен широкими народными движениями, ростом прогрессивно-демократических элементов в национальной культуре и вместе с тем намечающимся кризисом внутри дворянского просветительства. Лозунг сентименталистов - раскрепощение личности. Сентиментализм связан с сентуалистической философией, разрушавшей неизменность и неподвижность метафизических категорий, нёсшей элементы жизни, движения – диалектики. Для писателей-сентименталистов путь к познанию действительности – ощущение и вырастающее на этой основе чувство, страсть. Писатели- сентименталисты познают мир не холодной спокойной мыслью, а чувственно, стараются уловить и ценят превыше всего неповторимое своеобразие данного человека, данного явления действительности. Изображение действительности неотделимо от индивидуального восприятия автора, от его переживания, от авторской личности. В литературе сентиментализма преобладающими жанрами становятся семейный и психологический роман, повесть, т. е. изображение обыденной, реальной жизни. Для придания большей естественности, «личности» изложение облекается в форму повествования от первого лица - дневника, исповеди, автобиографических мемуаров, путевых записок, ведущихся или самим автором или его литературным двойником – неким «чувствительным» путешественником (иногда авторы избирали героем реально существовавшего современника). В драматургии сентиментализма закон 3х единств (традиционный для классицизма) решительно ниспровергается; уничтожается из-за неестественности и резкая отделённость друг от друга жанров трагедии и комедии. Возникают смешанные сценические жанры – «слезной» или «печальной комедии», «серьёзной комедии», «комической оперы», «буржуазной трагедии», «мещанской драмы». В литературе сентиментализма на первое место выдвигается проза, которая для романа и повести становится единственным законным и естественным способом выражения. Из стихотворных жанров, взамен героики классицизма, преобладающим становятся жанры личной и интимной лирики – непосредственного излияния души поэта. Для сентименталистов важны картины природы, изображаемой в тесной связи с переживаниями героя или самого автора, в качестве своеобразного «пейзажа души». Слово в творчестве сентименталистов становится зыбким, многозначным, окутанным смутной колеблющейся атмосферой эмоциональных оттенков, призвуков, полутонов. Решающую роль в окончательном формировании русского сентиментализма сыграла крестьянская война под предводительством Пугачёва. Своеобразным ответом на неё и являются 2 основных течения в русской литературе того времени: 1. дворянский субъективно-идеалистический сентиментализм Карамзина и его школы. 2. революционный материалистический в своей основе сентиментализм Радищева, выходящего, по сути, за рамки сентиментального направления. Карамзин пытается доказать и оправдать возможность сочетания в жизни страны нарастающих буржуазных отношений с сохранением дворянско-помещичьих прав и привилегий, стремится примирить непримиримое, рисует крестьянскую жизнь и отношения между крестьянами и дворянством в розовых, идиллических тонах, причём сам, несмотря на свою сентиментальную чувствительность, остаётся заядлым крепостником. Карамзин первым стал издавать журнал. «Московский журнал» издавался с 1791 – 1792 гг.(ежемесячно). К. стремился публикацией материалов в журнале влиять на нравственное и эстетическое воспитание читателей. «М. ж.» способствовал утверждению нового направления в искусстве – сентиментализма. Основой сентиментализма Карамзина был философский сенсуализм Локка. Чувство противопоставлялось разуму, свойственному классицизму. Теоретически обосновывая эстетику сентиментализма, К. опирался на Руссо, в произведениях которого ему были близки чувственность, психологизм и тонкое понимание природы. Но критические отзывы Руссо о лжепросвещенном абсолютизме и его революционные проповеди Карамзин истолковывал, как «метод оправдания свободы от политики». Умеренный либерализм, стремление достичь «всеобщего блага» путём постепенного развития просвещения были характерны для мировоззрения Карамзина. Субъективные переживания, субъективно-эмоциональное восприятие и оценка жизненных явлений, а не сама реальная действительность, в отличие от Радищева, занимают главное место в творчестве Карамзина. Автор должен «писать портрет души и сердца своего», помогая в то же время «согражданам лучше мыслить и говорить». Наиболее полно черты сентиментальной прозы Карамзина: пафос гуманности, психологизм, субъективно-чувствительное, эстетизированное восприятие действительности, лиризм повествования и простой «изящный» язык – проявились в его повестях. В них отразилось повышенное внимание автора к анализу любовных чувств, душевных переживаний героев, усилилось внимание к психологическим действиям. «Бедная Лиза» 1792 г. В этом произведении Карамзин показывает крестьянскую, жизнь, жизнь дворянства и их взаимодействие. Соприкосновение двух различных социальных классов общества на примере главных героев произведения. У Карамзина нет резких оценок, нет пафоса негодования, он и в страдании героев ищет утешения, примирения Драматические, а подчас и трагедийные события призваны вызвать не возмущение, гнев, а грустное меланхолическое чувство. 1792 г. «Наталья, боярская дочь» 1794 г. Психологическая повесть «Юлия».
Писатели- сентименталисты пытались доказать, что самый обычный человек с развитой душой, с чувствительным сердцем может быть не менее, а подчас и более интересным, чем разумный герой без страха и упрека, не наделённый даром тонко чувствовать. А чувствительный человек способен находить источник радости и утешения во всем, что его окружает: в природе, в дружбе, в любви. Ведь он наслаждается собственными эмоциями и умеет сопереживать ближнему, сострадать ему в горе, сорадоваться ему в счастье. То есть соединять жизнь своей души с душевной жизнью друга или подруги. Недаром слова, начинающиеся на «со» (со-чувствие, со-знание, со-весть), стали излюбленными для сентименталистов. «Что бы разум и сердце произвести ни захотели, тебе оно, о! сочувственник мой посвящено да будет. <….> сердце твое бьет моему согласно – и ты мой друг» (Радищев «Любезнейшему другу» «Путешествие из Петербурга в Москву»). Сентименталисты пришли к совершенно новому взгляду на человека. До сих пор считалось, что люди поступают по-доброму потому, что так велит им действовать долг. А сентименталисты убеждены в обратном: совершая добрые поступки, человек следует не какому-то абстрактному долгу, а своей собственной природе, которую цивилизация может подчас искажать. Прислушиваться к голосу своего сердца - вот залог счастья! И нет нужды в прописных истинах, в строгой нормативной морали – общественной, религиозной, житейской. Достаточно «образовать» сердце с помощью искусства, «тронуть», «умилить» его, развить душу дружеским общением (причём сентименталисты впервые заговорили о возможности нежной дружбы между мужчиной и женщиной, без примесей любовных отношений). А для Радищева, помимо всего прочего, все это связывалось с надеждой, что будет устранено главное социальное препятствие на пути к изначальной гармонии – крепостное право. Но Радищеву было тесно в пределах сентиментальной традиции, чтобы обрести свой неповторимый стиль, создать свой художественный мир, он должен был разомкнуть границы сентиментальной поэтики, открыть в неё доступ иным, гражданственным, политическим темам. То есть, первоначальный импульс у Радищева тот же, что и у любого сентименталиста: «чувствительность» и «сострадание», но этого мало – прежде чем приступить к писанию, необходимо «исцелиться» от уязвленности» чужим страданием и стать «соучастником во благодействии себе подобных». Сентиментализм Радищева имел действенный, протестующий характер. Антифеодальные тенденции, пристальное внимание к личности человека, его нравственным началам были характерны для Радищева. Всё увиденное отражается через призму авторского «я», что способствует выражению непосредственных чувств автора. Внимание Радищева обращено к реальной жизни страны и народа, нравственным, социальным, экономическим проблемам, требующим разрешения. От писателей-сентименталистов Радищева отличал «социальный характер эмоций», выражающийся в сочувственном отношении к народу и сатирическом обличении виновников бедствий, что придавало его произведению («Путешествие из Петербурга в Москву») ярко выраженный публицистический, революционный характер. Революционный сентименталист.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.37 (0.008 с.) |