Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новые черты литературного процесса 1790-х.
Развитие русской общественной мысли и литературы 90-х гг было обусловлено углублением кризиса феодально-крепостнической системы, ростом крестьянских волнений. На развитие общественной мысли в России (в частности – на Радищева) повлияла и французская революция. В 90-х гг возникли наиболее радикальные произведения: «Путешествие из Питера в Москву» Радищева (первое произведение, которое несло идеи революции ), «Ябеда» Капниста, «Вадим Новгородский», сатирическая журналистика Крылова. Возникают литературно-политические кружки («Общество друзей словесных наук», которое выпускало журнал «Беседующий гражданин»). Там печатались нравоучительные статьи, связанные с религиозной моралью (кружок был связан с масонами). Там печатался и Радищев (статья «Беседа о том, что есть сын Отечества». Прогрессивные идеи нашли отражение и в «Санкт-Петербургском журнале» Пнина (это не опечатка) и Бестужева. Это был один из известнейших и прогрессивных журналов: велась пропаганда просвещения, ответственности царя перед законом, даже была скрытая критика политики Павла 1 относительно крепостничества. Известная статья Пнина – «Гражданин», написанная под влиянием «Беседы…». Но Пнину идея революции чужда. Сложность развития литературного процесса 90-х обуславливалась противоречиями русской социальной действительности, усилением правительственной реакции в конце правления Екатерины и недолгого – Павла. Они были напуганы крестьянскими волнениями, поэтому многие были подвергнуты репрессиям (Радищева сослали в Сибирь). Исторической предпосылкой сентиментализма (господствующего направления в 90-х; далее – просто с.!) была реакция на абсолютизм. Классицизм в 90-х еще сохраняет свое влияние, особенно в драматургии Княжнина, Николаева, Капниста (в их трагедиях пропагандировалась борьба против тирании, в комедиях выступали на первый план социальные проблемы). Но с. уже громко заявляет о своих правах. Плюс развиваются реалистические тенденции (Радищев, Крылов), а в отдельных сентиментальных повестях Карамзина видны черты предромантизма. Вообще с. возник в Англии в конце 20-х гг 18 в., отразив кризис феодальной идеологии. Люди начали ценить человеческую личность вне зависимости от сословия, пропагандировалось преобладание чувства над рассудком и т.д. С. присущи чувствительность, эмоционально-выразительная образность, новая лексика и изобразительность. Основа с. – чувствительность вместо разума. Авторское миросозерцание – на первом плане. Важен пейзаж, который отражает переживания героя (можно встретить у Юнга, Грея). Также известны романы Ричардсона, Гольдсмита, но их произведениям присущи реалистические черты – что будет характерно и для русского с. (Карамзин, Радищев). На наших большое влияние оказал роман Стерна «Сентиментальное путешествие». Расцвет французского сентиментализма – Руссо, «Новая Элоиза».
Процесс формирования с. в России: 1) 60-е гг 18 в. – Херасков и Муравьев; 2) 70-80 гг – Эмин, Левшин, драмы Хераскова, Веревкина. Но только в 90-х с. получил законченное теоретическое обоснование в произведениях и статьях Карамзина. После крестьянской войны уже предшественники Карамзина начали понимать, что наступает кризис старых основ крепостнической системы. Это способствовало формированию новых соц.-политических взглядов дворянства, которые побуждали бежать из мира потрясений и искать утешения в с. В отличие от европейского, наш с. носил преимущественно дворянский характер, т.к. новая буржуазная идеология была еще недостаточно развита. Характерно было отрицательное отношение к правительству, но сентименталисты стояли в пассивной оппозиции – они утверждали свободу человеческой личности от государства и необходимость искать успокоения во внутреннем мире, что уводило от действительности с ее проблемами. Раскрытие чувств в с. привело к развитию жанров писем, дневников, путешествий, повестей; в поэзии – элегий, посланий, идиллий.
Ябеда» Капниста. Вас. Вас. Капнист – прогрессивный, либерально настроенный дворянский писатель. Начал лит. деятельность в 1780г «Одой на надежду», в которой видны гражданские, политические мотивы. В «Оде на рабство», появившейся после указа о закрепощении крестьян некоторых украинских наместничеств (К. был украинцем), выражал антикрепостнические идеи. Слезы, горе, тирады против тирании. Когда Екатерина издала указ, где разрешала на официальных бумагах подписываться не «раб», а «верноподданный» (большое дело), К. написал «Оду на истребление в России звания раба», где всячески хвалил Екатерину.
Входил в дружеский кружок Львова вместе с Хемницером, Державиным. Мотивы поэзии членов кружка характерны и для поэзии К.: прославление покоя, тишины, уединения, радости общения в кругу семьи и друзей. В значительнейшем произведении «Ябеда» К. обличает судопроизводство, крючкотворство, взяточничество и др. социальные пороки. К. сумел раскрыть это социальное зло как явление типическое. Беззаконие – система всего бюрократического государства. Разгул произвола и грабежа чиновников – тема «Я.». К. и самому пришлось столкнуться с судебными порядками, что придало комедии жизненно правдивый характер. Богатый помещик Праволов, «злой ябедник», старается отнять имение у своего соседа помещика Прямикова. Праволов подкупает чиновников Гражданской палаты, готовясь даже в интересах дела породниться с ее председателем. Тип помещика Праволова характерен для русских помещиков. Честный Прямиков сталкивается с организованной и властной щайкой грабителей. Кажется, что на взяточников нет никакой упавы – ибо в других учреждениях России царят те же порядки. «Я.» поражала своей жизненной правдивостью. Общественное негодование К. особо проявляется в сценах попойки чиновников и судебном заседании. В конце комедии порок наказан – хотя это не внушает светлых надежд. Комедию высоко оценил Белинский. «Я.» написана по правилам классицизма: 5 актов, единства, строго + и – персонажи, говорящие фамилии (Хватайко, Кривосудов, пьяница Бульбулькин). Ямбический стих и живая разговорная речь, афористичность, поговорки. Реалистические тенденции: сатирическая направленность и типически обобщенные образы, язык. «Я.» поставили в 1798 г, но после 4 представлений была «высочайше» запрещена.
Краткий пересказ «Ябеды» Эта дурацкая «Ябеда» была найдена только в несколько сокращенном варианте в хрестоматии, но уж извиняйте. В полном виде ее нет ни в библиотеке, ни в инете. Тут половина – мой пересказ, половина – переписанный пересказ их хрестоматии (как раз пропущенные действия). Действующие лица: Праволов (отставной асесcор), Кривосудов (председатель Гражданской палаты), Фекла – его жена, София – его дочь, Прямиков (подполковник, служащий), Бульбулькин, Атуев, Радбын – члены Гражданской палаты, Паролькин, Хватайкин (прокурор), Кохтин (секретарь Гп), Добров (повытчик), Анна (служанка Софии), Наумыч (поверенй Праволова), Архип (слуга Праволова). Все происходит в доме Кривосудова. Встречаются Прямиков и Добров. Прямиков рассказывает Доброву, что в этот дом он пришел из-за своего соседа – Праволова, который, когда Прямиков вернулся из армии, завел с ним тяжбу. В двух судах Праволов уже проиграл, теперь вот пришел в Гражданский. А Добров ему рассказывает все: что Праволов – злой ябедник, мошенник, корыстный негодяй, который знает, кому надо заплатить и дать взятку, чтоб добиться своего. Кривосудов – взяточник и тоже тот еще гад. Члены совета – все как один пьяницы, заседатели – картежники, прокурор – «чтоб в рифму мне сказать, существеннейших вор». Секретарь – тож из их шайки, «стибрит» лююбой документ. Прямиков говорит, что, мол, закон – его щит, а Добров говорит: «законы святы, но исполнители – лихие супостаты» (вообще, надо сказать, афористичный и приятный язык в произведении).
Добров сообщает, что у Кривосудов сегодня двойной праздник: его именины и сговор дочери. Прямиков же рассказывает, что он познакомился с Софьей и полюбил ее ще до отъезда в армию, у тетки в Москве, где она воспитывалась. Прямиков просит у Кривосудова руки его дочери, но получает уклончивый ответ. Разговаривают Кривосудов и Добров. К. говорит, что жениха дочке хочет найти такого, чтоб зарабатывал, и кто-то у него на примете уже есть. Добров говорит, что три дела за три года так и не разрешились: у одного соседи завладели его змлей и дом сожгли, каких-то жворян помещик записал в подушный оклад, а ще одного за поземельный спор избили во дворе у помещика; Кривосудов отговаривается в духе, что, мол, сами напрсились. Праволов с Наумычем передает подарки Кривосудову; Праволова приглашают на ужин. Наумыч заводит речь о «сопернике» - Прямикове, который любит Софию; Праволов отвечает, рассматривая подарочки, что у него все под контролем. Затем подкупленные Праволовым предведатель палаты, чиновники, прокурор во время попойки решают отнять у Прямикова имение по ложному иску Праволова. Наутро Прямиков является к Кривосудову, чтобы предупредить его о грозящей Гражданской палате беде за неправо решнные в пользу ябедника Праволова прежние дела. Однако Фекла, которая решила выдать Софью за Праволова, выгоняет Прямикова из дома. Собравшиеся чиновники подписывают неправый приговор. Праволову приносят присланное предписание: сенат постановил Праволова за грабежи-разбои-беспутства взять под стражу, а всем присутственным местам устроить строгий обыск, и всх остальных негодяев препроводить в присутственную палату. Он в ужасе убегает. Затем этот документ читают другие и тоже ужасаются (только Добров радуется, он добрый). Потом об этом узнает Фекла и долго возмущается – мол, «в одном лишь разве здесь суде засели воры?» А потом приходит Прямиков и говорит – я знаете ли, несмотря на всю эту ситуацию, Софию не разлюбил и хочу на ней жениться. Фека с Кривсудовым уже полностью за. Хэппи энд – виновные наказаны, все женятся, но понятно, что в общем ничего с мошенниками не случится.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.208.183 (0.01 с.) |