Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа по теории литературы.

Поиск

Учитель. Лермонтов использует в поэме многие фольклорные приемы. Один из них — прием параллелизма, т. е. сопоставление мира природы и мира человека.

1) Попробуйте найти параллелизмы в следующем отрывке: от слов «Вот нахмурил царь брови черные...» до «...И семьею ты вскормлен Малютиной!» (В отрывке рассказывается о гневе Ивана Грозного на опричника Кирибеевича. Параллелизм заключен в словах Ивана Васильевича:

Когда всходит месяц — звезды радуются,

Что светлей им гулять по поднебесью;

А которая в тучку прячется,

Та стремглав на землю падает...

Это сопоставление с миром людей.

Царь поучает: должно верным слугам веселиться, радоваться рядом с государем, как звездам при месяце; и одновременно угрожает: «падающая звезда» — отвергнутый слуга, а возможно, и уничтоженный.)

2) Что можно сказать, прочитав этот отрывок, о характере героя — царя Ивана Васильевича? С помощью каких художественных средств поэт создает такой характер? (Царь Иван Васильевич показан по-настоящему грозным, гневливым. Его настроение дано в развитии, недовольство Кирибеевичем постепенно растет. Сначала царь нахмурил брови, посмотрел с неудовольствием, потом ударил об пол палкой с железным наконечником, да так, что пробил его «на полчетверти», а потом заговорил, угрожал расправой.

Рисуя облик Ивана Грозного, М Ю. Лермонтов использует соответствующие эпитеты: слово у царя грозное, очи зоркие, брови черные. Сравнивает его с ястребом — птицей хищной, безжалостной.

В уста героя вложен параллелизм.

Речь Ивана Грозного соответствует образу грозного царя. Она гневная по настроению. Три вопроса задает Иван Грозный Кирибеевичу. И каждый начинается с простонародного союза /али/ аль!: «Аль ты думу затаил нечистивую...»)

III. Подведение итогов урока.

— Что называется поэмой?

— Какое чувство осталось у вас после чтения I части поэмы? Понравился ли кто из героев?

 

Домашнее задание: прочитать вступительную статью в учебнике (с. 114—117); прочитать II часть поэмы.

 

Урок 22

Тема: «ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА...»

Анализ II части

Ход урока

 

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

1. Пересказ статьи учебника (с. 114—117).

— Какими талантами одарила природа поэта и как они проявлялись в жизни и творчестве?

— В чем особенность поэмы Лермонтова? (Поэма рассказывает об историческом прошлом Руси XVI в., царствовании Ивана Грозного, времени опричнины. По форме она напоминает былину или балладу, исполняемую гуслярами для «боярина и боярыни его белолицей». Близость к фольклору не только придает достоверность характерам и картинам, изображенным в поэме, но и позволяет автору показать народный идеал, выразить народное понимание правды, чести, героизма, справедливости.)

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение новой темы.

1. Чтение II части поэмы.

2.Анализ II части по вопросам.

— Что предвещает несчастье семье купца? («Да недобрый... не заглядывают». С. 123, 1 строка II части.)

— Что услышали мы из уст Алены Дмитриевны? (Если в I ч. мы испытывали сочувствие к опричнику, то после рассказа оскорбленной им женщины мы смотрим другими глазами на виновника бесчестья. Чувство Кирибеевича эгоистично, не просветлено разумом. Он меньше всего думает о любимой женщине, он готов на все даже ценою ее позора. «Опозорил... покажусь теперь?» (С. 126.) Своеволие, страсть, которая не подчиняется рассудку, роднит опричника с его государем.)

— Какое решение принимает Калашников? («И я выйду тогда на... братцы любезные!» (С. 127.) Купец защищает не красоту жены, а честь ее. Им руководит не чувство ревности. «Как запру я тебя... имя честное, не порочила...», он защищает честь своей семьи. «Опозорил семью нашу честную злой опричник...». (С. 127.) Братья понимают, какую ответственность он берет на себя, готовы поддержать его в трудную минуту и, если будет нужно, пожертвуют своей жизнью. Это решение в полном согласии с народной традицией, как и угроза Калашникова упрятать жену за железную дверь, если бы она оказалась виновной. Для Алены Дмитриевны муж — «государь», красно солнышко, его немилость для нее — горше людской молвы, страшнее смерти.)

Вывод. Под покровом суровости и угрюмости мы видим в Калашникове черты доброты, гуманности. Он не похваляется своей статью («купец — статный молодец») и силой, но, когда придет час, не задумываясь ни на минуту, отдаст жизнь, исполнит свой долг до конца.

 

V. Подведение итогов урока.

— Кто является главным героем II части поэмы?

— В чем характер Алены Дмитриевны близок народному идеалу женщины? Как речь Алены Дмитриевны характеризует ее?

— Каким предстает в этой части купец Калашников? А как его характеризует речь?

 

Домашнее задание: дочитать поэму, подготовить выразительной чтение «Песни...», учитывая связь с устным народным творчеством, оттеняя характеры героев, их речь, поступки, обратив внимание на распевность начала и концовки, использованные автором сравнения, метафоры, инверсию.

 

Урок 23

Тема: «ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА...»

Анализ III части

Ход урока

 

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение III части поэмы.

 

III. Работа по новой теме.

1. Анализ III части поэмы.

Беседа по вопросам.

— Как готовится поле к кулачному бою? («Оцепили место в 25 сажень... Здесь разыгрывается поединок чести с бесчестием, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом и своеволием. Кирибеевич, выходя на бой, кланяется в пояс только царю. Он хочет потешить царя-батюшку. Калашников кланяется царю, Кремлю, да святым церквам, а потом народу русскому. Он вышел защищать честь свою, отстоять правду-матушку. На вопрос «Какого роду племени» противник, опричник получил ответ: «И жил я по закону... небесного». (С. 131.) «Не шутку... на последний бой».)

Задание. Зачитать строчки, которые описывают внутреннее состояние Кирибеевича. (Побледнел... слово замерло». Он изумлен, растерян, понял, что его ожидает возмездие. Калашников побеждает его задолго до физической смерти.)

— Что запрещали правила кулачного боя? (Убивать человека, противника «вольной волею», по желанию.)

— Значит, царь прав, казнив Калашникова? (У купца не было иного выхода, как потешное зрелище превратить в суд чести. Да он и не скрывал, что шутить не собирается. Он не просто мстит именитому обидчику, а выступает против произвола и несправедливости. Калашников казнен без суда и следствия, причину его поступка он не огласил в присутствии находившихся на месте боя: он не желал публичного позора.

Царь же, как бы одобряя прямой и честный ответ купца, обещает пожаловать...)

— Что обещал царь? (Зачитать с. 133. «Хорошо тебе... моей милостью...».)

— Кому симпатизирует народ? (С. 134. «Схоронили... споют песенку».)

— Какой жанр устного народного творчества «Песня...» напоминает? (Былину. Былинное обращение «Ох ты гой еси (возглас)...» введение историзмов: «князья», «бояре», «опричник», «трапеза». Эпитеты: солнце красное, тучи синие, златой венец, золоченый ковш, очи темные, брови черные, черный соболь, заря алая, стена белокаменная... — белый, черный, красный, синий, алый — совершенно в духе народной поэзии, не любящей полутонов и полутеней. Символ — алая заря — в народной поэзии предвещала трагические события. Лермонтов, по словам Белинского, вошел, в царство народности, как ее полный властелин. Архаизмы: лютая, али; просторечия: «твово», супротив; напевный ритм, антитеза (противопоставление); троекратные повторения (клич 3 раза «кликали»; повествование ведут гусляры.)

 

2. Перечитаем описание зари над Москвой перед кулачным боем. Найдите в этом описании фольклорные приемы. (От слов «Над Москвой — великой, златоглавой...» до «На какой ли радости разыгралася».)

В этом отрывке используется характерная для фольклора инверсия — определение почти всегда стоит после определяемого слова; Москва Великая, стена белокаменная; постоянные эпитеты (заря) алая, (Москва) златоглавая, (горы) синие; метафоры в форме олицетворения: заря сравнивается с красавицей за утренним туалетом (она умывается, смотрит в зеркальце, разметает кудри, улыбается). Это обратный параллелизм от мира природного к миру человека. Лермонтов использует также разговорные, песенные формы глаголов: просыпалася, разыгралася, играючи, разгоняючи. Все это не только доказывает умение поэта подражать фольклорным истокам в форме, но и является замечательным композиционным ходом. Описание зари — зачин в этой части «Песни...» красота утра, бодрое, радостное настроение контрастирует с последующим содержанием — смертельным боем, гибелью Кирибеевича, казнью Калашникова.

Таким образом, в этом описании звучит авторское утверждение возможной красоты, гармонии в природе, которой нет в мире людей, которой они не могут достигнуть.

 

IV. Подведение итогов урока.

1. Сравнительная характеристика главных героев.

— Каково отношение автора к Кирибеевичу? (Кулачный бой двух героев автор называет богатырским. Нет им равных по всей Москве. Но уже в описании героев перед схваткой мы видим разницу в настроении соперников, в отношении к ним автора. Кирибеевич кичится своим удальством, своей силой, нарядным платьем, славой замечательного бойца. У него цель — потешить царя-батюшку и показать себя. Не так изображен Калашников. Несмотря на молодость, он отличается по имени-отчеству — Степан Парамонович. В этом и уважение к нему людей, и подчеркнутая серьезность намерений героя! Если Кирибеевич красуется собой, то купец вышел постоять за честь семьи: «На опричника смотрит пристально (...) Боевые рукавицы натягивается». В поведении купца перед боем важна каждая деталь: как и Кирибеевич, он кланяется сначала «царю грозному», потом «белому Кремлю, да святым церквам. А потом всему народу русскому».

Это не только проявление вежливости, но и показатель серьезности намерений — биться до смерти (а ведь убийство — страшный грех!), просьба о прощении и одновременно сознание своей правоты. Поэтому-то Кирибеевич не нашел ответных слов и побледнел «как осенний снег» не столько от страха смертного, сколько от сознания своей преступности, от ожидания справедливого возмездия за то, что не жил «по закону Господнему».

Автор с самого начала утверждает, что при равной удали и могуществе обоих нравственный перевес на стороне Степана Парамоновича, т. к. за ним — правда. Однако смерть Кирибеевича рисуется с сочувствием — параллель с миром природы тому свидетельство, не как «собака» или «басурманский сын» гибнет опричник, а «будто сосенка во сыром бору». Почему? Кирибеевич молод, красив, удал, рано ему лишаться жизни, поэтому его смерть вызывает грустные чувства, он жертва воспитания, любовной страсти, хотя пути, которыми он пытается достигнуть счастья, — неправедные.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.217.168 (0.01 с.)