Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Тест по рассказу Е. Носова «живое пламя».

Поиск

1. Жанр произведения:

а) очерк;

б) воспоминания;

в) рассказ.

2. Название произведения:

а) определяет его тематику;

б) метафорически воссоздает образ сына;

в) указывает на источник авторского вдохновения.

3. В этом произведении звучат голоса:

а) одного персонажа;

б) нескольких;

в) двух.

4. В произведения:

а) обычные бытовые темы;

б) жизнь тети Оли;

в) короткая жизнь цветов.

5. Главная мысль, которой подчинено содержание произведения:

а) взаимоотношения людей;

б) вечная память павшим в Великой Отечественной войне;

в) забота об окружающих людях.

6. В фразе: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью» используется:

а) сравнение;

б) олицетворение;

в) метафора.

7. В произведении есть персонажи:

а) только положительные;

б) только отрицательные;

в) и положительные, и отрицательные.

8. Сказав: «Да, сгорел... короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...», тетя Оля имела в виду:

а) короткую жизнь мака;

б) красоту цветка;

в) судьбу сына.

 

               
в б в а б б а в

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Изучение новой темы.

1. «Рассказ-справка» учащихся о Казакове по составленному ими плану.

(а) Ю. П. Казаков родился в 1927 г. в г. Москве, родители его бывшие крестьяне.

б) Увлечение музыкой, играл на виолончели, затем на контрабасе.

в) Тяга к литературе. Мечта об известности в области музыки или литературы.

г) Желание к писательству пересилило тягу к музыке.

д) Чтение рассказов, очерков, желание понять, «как они сделаны».

е) Рукописи первых рассказов не сохранены, но, видимо, в них было что-то интересное, и его приняли в Литературный институт.)

2. По материалам учебника ответить, какой способностью обладают рассказы писателя.

 

3. Чтение рассказа «Тихое утро» учителем.

(Учащиеся отмечают про себя строки, описывающие природу)

 

4. Работа по рассказу.

1) Описать утро. (Туман, дома проглядывали темными пятнами, не было видно ни ветряка, ни пожарной каланчи. Центр видимого мира — Яшкина изба.)

— Почему рассердился Яшка? (Володя медлителен, хотя должен встать первым: он ведь просил Яшку показать ему рыбные места. Долго зашнуровывал ботинки, чем вызвал насмешку Яшки. А язык его колюч! «...пальто возьми...», «А ты галстук надень...».)

Задание: зачитать строчки, где туман будто живое существо (С. 190. «... и туман отступал..., смыкался сзади».)

 

5. Беседа по вопросам.

— Что восхищало Володю в Яшке? (Босые ноги, сумка для рыбы, заплатанные штаны, походка.)

— Почему Яшка изменил свое отношение к спутнику? (Ему жалко стало мальчика, который ни разу не ловил рыбу, после этого беседа стала мирной, Яшка только успевал отвечать на вопросы.)

Задание: чтение по ролям диалога.

— Чей разговор напоминает вам этот диалог? («Бежин луг», диалог Павла и Вани.)

Задание: описание утра (Зачитать от «Солнце наконец взошло... Рыба гуляла».)

— Как чувствовал себя Володя, оказавшись у омута? (Зачитать от «Оглядевшись... угрюмо и холодно».)

Вывод. Володя, городской житель, проявлял интерес к звукам, к погоде, к свисту, к птицам, и Яшка обстоятельно, немного важно давал ответы на все вопросы.

 

V. Подведение итогов урока.

— Чем отличается поведение Яшки по дороге к реке от поведения Володи?

— Какой из мальчиков вам понравился больше? Почему?

 

Домашнее задание: дочитать рассказ, составить цитатный план своего рассказа о мальчиках (с. 182—195).

 

Урок 84

Тема: Ю. КАЗАКОВ. РАССКАЗ «ТИХОЕ УТРО»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Зачитать несколько планов, отметить достоинства и недостатки.

Образец плана.

1. «...Тут, знаешь, какая глубина»?

2. «...Там осьминоги на дне лежат».

3. «...Он передал одну из них Володе...»

4. «...Яшка... уставился на поплавок».

5. «Ушла...»

 

III. Работа по тексту (продолжение).

1. Чтение диалога по ролям. (С. 183, сверху.)

— Какое чувство испытывал Володя? (Страх. «Почему? — слабым голосом спросил Володя». Да Яшка и сам, видимо, побаивался.)

 

2. 3ачитать строчки о первом клеве рыбы.

«Яшка тотчас с силой подсек... задрожал от ярости». Навыки настоящего рыбака!

Зачитать: «Поплавок снова качнулся... Яшка привстал... Володя подскочил... «Лещ!».

3. Беседа по вопросам.

— Почему Яшка замер, взглянув на воду? Каковы его первые действия? (...Попятился вверх... прочь от воды… схватил осьминог...)

— Какое главное правило должен знать спасающий? (Никогда не подплывать к утопающему спереди, не давать ему схватиться руками!)

Задание: зачитать «Яшка, не отрывая взгляда... Яшка вздохнул воздух и нырнул...»

— Все ли правильно делал мальчик, спасая утопающего?

— Почему «сейчас не любил он больше Володи» никого? (Мысль о том, что утопил, ударив его и скинув с себя, преследовала бы его, вероятно, всю жизнь: такое не забывается.)

— Нам понятно, почему плакал Володя, вспомнив, как он тонул; почему же плакал Яшка? (От радости, от нервного напряжения, которое должно было выплеснуться со слезами, от пережитого страха перед осьминогом и от радости, что его там нет.)

Вывод. «Учиться — всегда пригодится». «Знания в пути не тяжесть...». Знания, полученные от народа — мудрость, помогли избежать несчастья, избежать трагической развязки, и чувство ответственности, которую на Яшку никто не возлагал, но он сам ее чувствовал. Вернуться к месту происшествия и нырять один и второй раз, рискуя своей жизнью... Это надо быть человеком. И каким человеком.

 

IV. Тест по рассказу «Тихое утро».

1. Жанр произведения:

а) очерк;

б) рассказ;

в) повесть.

2. Композиция произведения:

а) рамочная;

б) ретроспективная;

в) последовательная.

3. В описании Яшки и Володи используется прием:

а) сопоставление;

б) сравнение;

в) противопоставление.

4. В фразе: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укутана туманом» — используется:

а) сравнение;

б) гипербола;

в) метафора.

5. Яшка разозлился на Володю, потому что:

а) ему пришлось самому копать червей;

6) Володя пошел на рыбалку в ботинках;

в) не дождался благодарности и восхищения.

6. «Никого сейчас не любил он, Яшка, больше Володи, ничего на свете не было ему милее этого бледного... лица», потому что:

а) все было позади;

б) спасая Володю, не струсил;

в) не дал погибнуть человеку.

7. Автор не утаил от читателя:

а) страха и колебаний Яшки;

б) потерю удочки;

в) обиду на Володю.

8. Развязка в произведении:

а) спасение Володи;

б) слезы Яшки;

в) описание омута.

 

Домашнее задание: подготовиться к сочинению по рассказу «Тихое утро» (характеристика мальчиков).

 

Уроки 85—86

Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

СОЧИНЕНИЕ «ЯШКА - ВЕРНЫЙ ТОВАРИЩ»

Цели: давая характеристику героя, учить отбору и анализу текста, умению использовать его для подтверждения своих суждений, логически последовательно и правильно излагать свои мысли, учить составлению плана.

Методические приемы: работа с текстом, аналитическая беседа.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа с текстом.

1. Аналитическая беседа по вопросам.

— Каким мы представляем мальчика, вышедшего рано утром на крыльцо деревенского дома? (Автор не описывает внешность мальчика, которого (мы это позже узнаем) зовут Яшка. Но почему-то он представляется мне похожим на Павлушу из рассказа Тургенева «Бежин луг». Мне видится он невысоким, приземистым. Лицо у него широкое, загорелое от постоянного пребывания на солнце. Носик вздернут вверх и облуплен. Волосы, выгоревшие от воды и солнца, после сна всклочены. На нем старая рубаха без манжетов и с расстегнутым воротом и заплатанные штаны. Мальчик бос, и это, судя по его поведению, не создает ему неудобств. Рыбацкие навыки его чувствуются во всем: в умении проснуться рано, когда все еще спят, встать, накопать червей, подсыпать им свежей земли.

И вот вместе с ним мы оказываемся у сарая, где на сеновале спит его новый приятель. Его медлительность рассердила и оскорбила Яшку: он на целый час встал раньше «из-за этого... заморыша», червей накопал, удочки принес. Он хотел Володе показать рыбные места, а вместо благодарности и восхищения — рано! Поэтому он с пренебрежением осмотрел его с головы до ног. Увидев ботинки на ногах, посоветовал галоши надеть, пальто взять и галстук. Но он был добрым человеком. Узнав, что новый друг ни разу не ловил рыбу, смягчился, сменив гнев на милость. Удивляет нас умение Яшки разбираться в людях и давать им характеристику одной фразой. «Это Федя Костылев. Всю ночь пахал с фарами, чуток поспал и опять пошел...», — с уважением говорит он о пахаре. И совсем другое отношение к Мишке (заметьте не Миша, а Мишка) Каюненку, который, увидев над омутом щуп осьминога, «аж до самой деревни бег! И тут же уничтожающая фраза: «Хотя, наверное, врет, я его знаю!». С. 195.

И вот друзья у омута. Яшка объяснил Володе, что и как надо делать. Но предусмотреть всего не мог. Он не знал, что друг не умеет плавать.

Яшка долго ждал, когда Володя выплывет, а когда понял, что тот тонет, испугался, выбежал на луг, но убежать нельзя, позвать на помощь некого. Вернувшись, он прыгнул в воду, поплыл к тонущему. И когда Яшка понял, что вцепившийся за него друг утопит его, ударил его в живот и скинул с себя. Он в ужас пришел, когда подумал, что он, Яшка, ударил, утопил его... Он вытащил Володю, спас его, подарил ему жизнь. Он был гордым, плакать не хотел, но плакал от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось.)

 

2.Составление плана сочинения.

1. Каким мы представляем Яшку?

2. Обида, пренебрежение к другу.

3. Дал слово — сдержи его.

4. Яшка — добрый человек и верный товарищ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 5061; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.251.248 (0.007 с.)