Рождественский и пасхальный рассказ второй половины XIX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рождественский и пасхальный рассказ второй половины XIX века



Русский святочный рассказ: становление жанра. Рождественский рассказ Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Своеобразие святочного рассказа Н. С. Лескова «Христос в гостях у мужика», «Под Рождество обидели». Рождественский рассказ Н. С. Лескова «На краю света» и святочный рассказ В. Г. Короленко «Сон Макара». Рождественские мотивы чеховских рассказов «Ванька», «На святках». Пасхальный рассказ как жанр русской литературы ХIХ века. Пасхальные мотивы в произведениях: «Мужик Марей» Ф. М. Достоевского, «Христова ночь» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Фигура» Н. С. Лескова, «После бала» Л. Н. Толстого, «Письмо», «Накануне поста», «Казак», «На Страстной неделе», «Студент», «Архиерей» А. П. Чехова. Пасхальные мотивы поздних произведений Ф. М. Достоевского. Пасхальный архетип в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».

Литература

1. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

2. Душечкина Е., Баран Х. «Настали времена народного веселья…» // Чудо рождественской ночи: Святочные рассказы. СПб., 1993. С. 16 – 25.

3. Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: Становление жанра. СПб., 1995.

4. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.

5. Есаулов И. А. О некоторых особенностях рассказа А. П. Чехова «Ванька» // Евангельский текст в русской литературе ХVIII – ХХ веков. Петрозаводск, 1998. С. 479 – 483.

6. Жилякова Э. М. Последний псалом А. П. Чехова («Архиерей») // Евангельский текст в русской литературе ХVIII–ХХ веков. Петрозаводск, 1994. С. 274–284.

7. Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. С. 87-102.

8. Захаров В. Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1994. С. 249-261

9. Захаров В. Н. Русская литература и христианство // Евангельский текст в русской литературе ХVIII – ХХ веков. Петрозаводск, 1994. С. 5 – 11.

10. Захаров В. Н. Символика христианского календаря в произведениях Ф. М. Достоевского // Новые аспекты в изучении Достоевского. Петрозаводск, 1994. С. 39 – 49.

11. Катаев В. Б. Чехов и мифология нового времени // Филологические науки. 1976.

12. Кошелев В. А. Вступительная статья // Хомяков А. С. Светлое воскресенье. Повесть, заимствованная у Диккенса. М., 1991, № 4. С. 81-84.

13. Кретова А. А. «Будьте совершенны…»: религиозно-нравственные искания в святочном творчестве Н. С. Лескова и его современников. – М.; Орел, 1999.

14. Кретова А. А. Христианские заповеди в святочных рассказах Н. С. Лескова «Христос в гостях у мужика», «Под Рождество обидели» // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1998. С. 471-478.

15. Поддубная Р. Н. Малая проза в «Дневнике писателя» и «Братьях Карамазовых» (Идейно-художественные переклички и сопряжения) // Достоевский. Материалы исследования. СПб., 1996. Т. 13. С. 131-142.

16. Ранева-Иванова М. К проблеме теории и метода изучения христианского мотива в прозе А. П. Чехова (о значении пасхального мотива в рассказе «Казак») // Евангельский текст в русской литературе XVIII – ХХ веков. Петрозаводск, 1998. С. 484 – 492.

17. Старыгина Н. Н. Святочный рассказ как жанр // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1992. С. 113-127.

18. Толстогузов П. Н. Сказка и сказочность в творчестве А. П. Чехова 1880-х годов (на материале рождественских рассказов писателя). Автореф. дисс. … канд. филол. наук. Л., 1988.

19. Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989. № 5. С. 72–76.

Тема № 6

Раннее творчество Л. Н. Толстого (трилогия, «Севастопольские рассказы», «Казаки» - анализ по выбору). Подступы к эпическому полотну

Формирование нравственно-эстетических представлений «раннего» Толстого. Идея «нравственного совершенствования» как узловая проблема духовных и творческих поисков начинающего писателя (философские наброски, дневники, первые художественные замыслы). Влияние дневника на художественную структуру «Истории вчерашнего дня», «Детства» (диалектика перехода этического опыта в эстетический). Направления переработки первой редакции «Детства». Жанровое своеобразие трилогии. «Детское сознание» как универсальная художественная категория в толстовском творчестве.

«Севастопольские рассказы» как художественный цикл. Циклообразующие факторы «Севастопольских рассказов». Своеобразие жанра военного очерка в творчестве Толстого. «Севастополь в декабре месяце» как очерк с лирическими элементами. Образ автора. «Севастополь в мае» как рассказ. Ситуация человека на пороге смерти. «Севастополь в августе 1855г.» как повесть с элементами романтического повествования. Столкновение двух точек зрения на войну в судьбах братьев Козельцовых. Статья Н. Чернышевского о художественных принципах Л. Толстого («Современник», 1856).

«Казаки» как попытка создания Толстым эпического полотна. Поэтика названия. Своеобразие темы ухода героя из светского общества в мир «дикой природы» в повести «Казаки». Литературный контекст темы (Купер, Пушкин, Лермонтов и др.). Особенности сюжета и композиции повести. Поиски героем идеального мира. Идея самосовершенствования личности в духовных исканиях «героя пути». Смысл финала повести. Художественное своеобразие раннего творчества писателя.

Литература

  1. Билинкис Я. С. Новаторство Л. Н. Толстого в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»: Лекция в спецкурсе по творчеству Л. Н. Толстого. Л., 1973.
  2. Бурнашева Н. И. Жанровое своеобразие «Севастопольских рассказов». Л. Н. Толстого // Проблемы художественного метода и жанра в истории русской литературы XVIII-ХIХ вв. М., 1978. С. 87-104.
  3. Бурсов Б. Л. Толстой: Идейные искания и творческий метод. 1847-1862, М., 1960.
  4. Галаган Г. Я. Дневник молодого Л. Толстого и его философско-историческая концепция // Мир филологии. – М., 2000. – С. 188 – 194.
  5. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л.,1981.
  6. Галаган Г. Я. Этические и эстетические искания молодого Л. Толстого // Русская литература. 1974. № 1. С. 136-149.
  7. Гей Н. К. Из художественного опыта Л. Н. Толстого (Некоторые аспекты жанро- и стилеобразования) // Толстой и наше время. М., 1978. С. 65-85.
  8. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л., 1977.
  9. Лебедев Ю. В. Л. Н. Толстой на пути к «Войне и миру». Севастополь и «Севастопольские рассказы» // Русская литература. 1976. № 4. С. 61-82.
  10. Мароши В. В. Преследуя оленя (след Ф. Купера в «Казаках» Л. Толстого) // Молодая филология. Новосибирск, 1996. С. 36-42.
  11. Одиноков В. Г. Принцип художественного ансамбля в раннем творчестве Л. Н. Толстого // Одиноков В. Г. Поэтика романов Л. Н. Толстого. Новосибирск, 1978. С. 9-52.
  12. Тамарченко Н. Д. К методологии исследования русского классического романа (Природа и типы художественного целого) // Литературное произведение как целое и проблемы его анализа. Кемерово, 1979. С. 25-39.
  13. Чичерин А. В. Трилогия тревожных исканий // Чичерин А. В. Ритм образа. М., 1973. С. 74-101.
  14. Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов, 1974. С. 89-93.
  15. Чуприна И. В. Трилогия Л. Толстого. Саратов, 1961.
  16. Шульц С. А. Миф и ритуал в творческом сознании Л. Н. Толстого // Русская литература. 1998. № 3. С. 33-42.
  17. Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой // Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987. С. 34-140.

Тема № 7

Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Замысел и история создания романа. Проблема «история и искусство» в творческом сознании Л. Толстого. «Война и мир» как «новая разновидность романа»: «роман-поток» (Н. Гей), «отрицательное повествование» (Г. Морсон) и другие жанровые концепции. «Война и мир» как «роман-эпопея» (концепции А. Чичерина, А. Сабурова и др.). Принципы анализа романа в работах С. Бочарова. Философия истории Л. Толстого. Проблемы свободы и необходимости, «общего блага» и пр. в историософских взглядах писателя и общей структуре романа. Кутузов и Наполеон. «Историческое» и «частное», «общее» и «личное» в романе. Принцип создания характеров. Герои «пути». Своеобразие «сюжета поисков истины» в романе. Особенности психологизма («диалектика души»). Эпилог в «Войне и мире» и проблема романного завершения.

Литература

1. Бахтин М. Эпос и роман // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

2. Билинкис Я. Русская классика и изучение литературы в школе. М., 1986. С. 116-130.

3. Бочаров С. Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». М., 1978.

4. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981. С. 76-125.

5. Гей Н. К. О поэтике романа («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» Л. Н. Толстого) // Известия АН СССР. Сер. «Литература и язык». 1978. Т. 37. № 2. С. 121-132.

6. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1977.

7. Громов П. П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

8. Евдокимова Е. А. «Мысль семейная» и мысль о любви Л. Н. Толстого // Начало: журн. Ин-та богословия и философии. – 1999. – № 7. – С. 51 – 70.

9. Есаулов И. А. Идея соборности в романе Толстого «Война и мир» // Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. – Петрозаводск, 1995. – С. 83 – 116.

10. Камянов В. Поэтический мир эпоса. М., 1978. С. 127-196.

11. Купреянова Е. Н. О проблематике и жанровой природе романа Л. Толстого «Война и мир» // Русская литература. 1985. № 1. С. 161-172.

12. Курляндская Г. Б. Концепция человека и психологизм Толстого. «Диалектика души» и проблема свободной воли. // Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Л.Толстого и Ф. М. Достоевского. М., 1988. С. 35-58.

13. Лурье Я. С. Об исторической концепции Льва Толстого // Русская литература. 1989. № 1. С. 26-43.

14. Одиноков В. Поэтика романов Л. Толстого. Новосибирск, 1978. С.

13. Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н.Толстого «Война и мир». М., 1987.

15. Сабуров А. А. «Война и мир» Л. Н. Толстого. М., 1959.

16. Серых Е. Роман-эпопея или «историческая пародия»? // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1990. № 3. С. 7-12.

17. Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

18. Хализев В. Е., Кормилов С. Е. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1983.

19. Чичерин А. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975.

20. Чичерин А. Стилистическое единство «Войны и мира» // Чичерин А. Ритм образа. М., 1973. С. 60-73.

18. Шульц С.А. Миф и ритуал в творческом сознании Л. Н. Толстого // Русская литература. 1998. № 3. С. 33-42.

Тема № 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.5 (0.014 с.)