Тема «литературная эпоха последней трети XIX века» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «литературная эпоха последней трети XIX века»



Лекции № 1-2 (4 часа)

Русская литература XIX века (третьей трети) как завершающий этап развития классической литературы. «Водоворот» всë усложняющейся и стремительно развивающейся жизни в России после 1861 года (Н. Пруцков) и его осмысление в литературе. Окончательное формирование и расцвет поэтики реализма. Приоритет прозы, ее жанровое разнообразие. Расцвет жанра романа («роман о новых людях», «полемический» роман, «народнический» роман и пр.). «Социально-универсальный» роман как центральная в русской литературе XIX в. форма (линия) отечественного романа (В. Недзвецкий).

Новый этап развития русского реалистического романа в творчестве Ф. Достоевского, Л. Толстого, М. Салтыкова-Щедрина. Ситуация исторического «перехода», кризиса, когда индивид выпадал из системы общественных, родовых отношений, и русская художественная «идея», стремящаяся восстановить цельность бытия (Г. Гачев). Пафос единения человека с национальным целым и космосом на основаниях свободы. Гносеологическая проблематика русского романа, связанная с поисками единства субъекта и объекта. Философско-эстетическая категория «живой жизни» в русском романе. Миф и роман. Сопряженность сюжетной ситуации исторического обновления мира и архаических, мифологических схем как важная особенность романов Достоевского и Толстого. «Сущностный» тип художественного мышления (А. Чудаков) – то определение, которое указывает на тенденцию русской литературы быть «больше» литературы, искусства.

Кризис гуманизма и кризис христианства в художественном осмыслении Достоевского, Толстого, Лескова. Религиозно-нравственные искания кризисной эпохи и образ народной «правды», народной веры, «почвы», «общей жизни» в художественной структуре реализма этого периода. Формирование «христианского» (В. Захаров), «духовного» (А. Любомудров) реализма. Новое общественное отношение к народной старине и поэзии. Связь русской мифологической школы с русской литературой. Роль работ А. Н. Афанасьева, Ф. И. Буслаева, Е. И. Забелина и др. в становлении национального художественного сознания. Художественная попытка А. Островского «реставрировать» древнюю мифологию славян в «Снегурочке» (1873). Эпопея Мельникова-Печерского («В лесах», 1871-1874; «На горах», 1875-1881). Эволюция понятия «народ» от социологического к мифологемному значению.

Широкое распространение прозаического цикла (сатирического – в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, очерково-публицистического – в творчестве Г. Успенского). Интенсификация развития жанра очерка (Н. Наумов, П. Засодимский, Ф. Нефедов, Н. Каронин-Петропавловский). Место народничества в общественно-литературном движении.

Преемственная связь с идейными и эстетическими традициями предшествующего периода. Журналы братьев Достоевских «Время» и «Эпоха». Журнал «Отечественные записки»; творческая и организаторская деятельность Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Журналы «Дело» Г. Благосветлова и Н. Шелгунова, «Русский вестник» М. Каткова, «Вестник Европы» М. Стасюлевича в литературном движении эпохи.

Эпоха «безвременья» как время «усталости от больших идей и больших форм». Закрытие «Отечественных записок». Ведущие журналы народнического («Русское богатство»), либерального («Русская мысль», «Вестник Европы») направлений. Популярность юмористической журналистики («Стрекоза», «Осколки»). Возрастание общественной и литературной роли газеты: «Неделя» П. Гайдебурова, «Новое время» А. Суворина, «Русские ведомости» В. Соболевского.

Малые жанры русской прозы (творчество В. Гаршина, В. Короленко). Натурализм в литературе (П. Боборыкин, И. Потапенко). Местное и общенациональное в «уральских» произведениях Д. Мамина-Сибиряка. Поэзия С. Надсона, К. Случевского, К. Фофанова Всемирное признание русской литературы.

Тема «Раннее творчество Ф. М. Достоевского.

Проблемы периодизации творческого пути. Религиозные искания» Лекция № 3 (2 часа)

Проблема периодизации творчества Достоевского. «Натуральная школа» и роман писателя «Бедные люди». Белинский и Достоевский. «Сентиментальный натурализм» (Ап. Григорьев) в оценках критики. «Поворот» от Гоголя к Достоевскому как одна из ключевых проблем в истории русской литературы. Повесть «Двойник» в творческой эволюции писателя; традиции «петербургских повестей». Христианское видение человека и художественная антропология Достоевского. Раздвоение как онтологическая проблема в произведениях писателя, художественное осмысление парадигмы «я – другой». Особенности повествования и проблема фантастического в «Двойнике». Поэтика «петербургской повести» «Господин Прохарчин». Романтические традиции в «Хозяйке»; мифологические мотивы. Герой-«мечтатель» («Слабое сердце», «Белые ночи»). Новаторство художественной системы Достоевского. Христианский социализм и раннее творчество писателя. Достоевский в кружке Петрашевского.

Каторга и ссылка; духовные итоги («Записки из Мертвого дома»). Концепция почвенничества; издание журналов «Время» и «Эпоха». Произведения переходного периода («Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Униженные и оскорбленные»). Памфлетный образ европейской цивилизации в «Зимних заметках о летних впечатлениях».

Литература

1. Бем А. Л. «Нос» и «Двойник» // Вокруг Достоевского: в 2 т. – М., 2007. – Т. 1. – С. 500–518.

2. Михновец Н. Г. «Двойник» в историко-литературной перспективе // Достоевский и мировая культура. – СПб.–М., 2004. – № 20. – С. 105–131.

3. Осипов Н. Е. «“Двойник”. Петербургская поэма» Ф. М. Достоевского // Вокруг Достоевского: в 2 т. – М., 2007. – Т. 1 – С. 74–90.

4. Тамарченко Н. Д., Белянцева А. А., Лучников М. Ю., Фуксон Л. Ю. Литературное произведение: проблемы теории и анализа. – Кемерово, 2003. – Вып. 2. – С. 6–61.

5. Чижевский Д. И. К проблеме Двойника // Вокруг Достоевского: в 2 т. – М., 2007. – Т. 1. – С. 54–73.

Тема «Повесть “Записки из подполья” – пролог к зрелому творчеству Ф. М. Достоевского»
Лекция № 4 (2 часа)

«Записки из подполья» – «проблемное введение» в «пятикнижие» Достоевского. «Человек из подполья» как особый тип героя в творчестве писателя. Образ – символ «подполья» в повести. Мотив свободы в сюжете «Записок из подполья». Впервые употребленное писателем в повести понятие «живая жизнь». Оппозиция «живая жизнь» - теория, рассудочность в структуре «Записок из подполья». Развитие понятия «живая жизнь» в творчестве Достоевского («Преступление и наказание», черновые наброски к «Бесам», «Подросток»). Особенности жанра, традиции религиозной исповеди, покаянного псалма в повести Достоевского. Антропологические представления писателя в первой половине 60-х годов. Полемика с оппонентами в журналах «Время» и «Эпоха».

Литература

1. Артемьева Т. В. Контрапункт в повести Достоевского «Записки из подполья» (к вопросу о художественном методе) // Из истории русской и зарубежной литературы ХI–ХХ вв. – Кемерово, 1973. – С. 92–105.

2. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972.

3. Захаров В. Н. Мотив свободы в сюжете «Записок из подполья» Ф. М. Достоевского // Жанр и композиция литературного произведения. – Петрозаводск, 1989. – С. 107–110.

4. Живолупова Н. В. Внутренняя форма покаянного псалма в структуре исповеди антигероя Достоевского // Достоевский и мировая культура. – М., 1998. – № 10. – С. 99–106.

5. Живолупова Н. В. Традиции исповедальной прозы Ф. М. Достоевского в творчестве В. Набокова («Отчаяние», «Лолита») // Достоевский и современность. – Новгород, 1991. – Ч. 2. – С. 59–68.

6. Захаров В. Н. Система жанров Достоевского. – М., 1985. – С. 101–112.

7. Кирпотин В. Достоевский в 60-е годы. – М., 1966.

8. Мочульский К. В. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. – М., 1995. – С. 338 –347.

9. Назиров Р. Об этической проблематике повести «Записки из подполья» // Достоевский и его время. – Л., 1971.

10. Назиров Р. Г. Творческие принципы Ф. М.Достоевского. – Саратов, 1982. – С. 52–69.

11. Одиноков В. Об одной литературной реминисценции в «Записках из под­полья» // Достоевский. Материалы и исследования. – Л. 1976. – Т. 2. – С. 82-87.

12. Печерская Т. И. О культурно-типологической модели в произведениях Ф. М. Достоевского («Записки из подполья») // Художественное целое как предмет типологического анализа. – Кемерово, 1981. – С. 44–52.

13. Скафтымов А. «Записки из подполья» среди публицистики Достоевского // Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. – М., 1972. – С. 88–133.

14. Соловьев С. Изобразительные средства в творчестве Достоевского. – М., 1979.

15. Туниманов В. Творчество Достоевского. 1854-1862. – Л., 1980. – С. 269–283.

16. Шестов Л. Преодоление самоочевидностей // Шестов Л. Сочинения: в 2 т. – М., 1993. – Т.2. – С. 25–97.

Тема «Жанровое своеобразие романа Ф. М. Достоевского
“Преступление и наказание”»
Лекция № 5 (2 часа)

Замысел и время создания романа «Преступление и наказание». Роман Достоевского как «петербургский текст». «Сверхэмпирические» смыслы «петербургского текста» писателя. Петербург как особый объект художественного постижения в романе: центр зла и в то же время «место, где национальное самосознание достигло того предела, за которым открываются новые горизонты жизни» (В. Топоров). Раскольников как «петербургский герой» (представитель русской жизни «петербургского периода»; герой-богоборец и новый Мессия). «Генотип» героя (Ю. Селезнев): художественное пространство образа (Каин, Юлий Цезарь, Наполеон и др.). Раскольников как герой-идеолог. Особенности изображения «идеи» в романе. Событийность истины у Достоевского (М. Бахтин). «Текущие» и «вечное» в идее Раскольникова. Тип героя и тип сюжета романа Достоевского. Ситуация исторического перехода, испытания, выбора, «порога» в романе. «… Состояние колебания и составляет роман» (Достоевский) – определение, раскрывающее одну из главных типологических особенностей сюжета романа Достоевского. Функции случайностей в сюжете. «Сюжетная аура» (Г. Егоренкова). Структурные особенности пространства в романе. Связь структуры романа с архаическими схемами мифологического мышления (ономапоэтика, двойничество, пространственные и временные оппозиции, символы «онтологического порога» и др.). Пасхальный архетип романа (И. Есаулов). Мотив чуда в произведении. Софиологические мотивы «Преступления и наказания» (разрыва связей с Землей, исповеди Земле, братства, братания, мотив сакрального посредничества героини по имени Софья и др.) Мистериальное начало в романе Достоевского. Жанровое своеобразие произведения (основные концепции).

Тема «Роман Ф. М. Достоевского “Идиот”»
Лекция № 6 (2 часа)

Особенности религиозно-философских воззрений позднего Достоевского. Проблема идеала в публицистике, записных книжках. Христианская онтологичность эстетики писателя; его христология и антропология и роман «Идиот». Христианская концепция личности, идея кенозиса и «положительно прекрасный человек» Достоевского. Поэтика названия романа. Князь Мышкин как «юродивый герой». Принцип «снижения» в поэтике романа. Роман «Идиот» и русская духовная традиция понимания святости. Система персонажей. Сюжетно-композиционные особенности произведения. Живописный образ Христа в структуре романа. Своеобразие финала. «Идиот» как «самый непрочитанный» роман Достоевского: разнообразие интерпретаций, противоположные трактовки. «Идиот» в современном литературоведении: итоги и перспективы изучения. Критика интерпретаций романа, связанных с признанием неудачи воплощения авторского замысла или с определением романа как самокритики писателя, который развенчал в «Идиоте» ренановскую концепцию Христа (М. Дунаев, Т. Касаткина, А. Тоичкина, И. Кириллова и др.). Предопределенность данных интерпретаций общим пониманием религиозных идей Достоевского 60-х гг. как далеких от строго догматических, православных. Иная трактовка романа (работы преподобного Иустина, А. Кунильского, Г. Ермиловой, К. Степаняна и др.).

Литература

1. Арсентьева Н. А. «Крик осла» и «локус идиота»: Размышления над межвузовским сборником научных трудов «Роман Достоевского “Идиот”: Раздумья, проблемы» // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 2005. – Т. 17. – С. 376–398.

2. Ермилова Г. Трагедия «русского Христа», или о «неожиданности окончания» «Идиота» // Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. – М., 2001. – С. 446–461.

3. Касаткина Т. А. «Идиот» и «чудак»: синонимия или антономия? // Вопросы литературы. – М., 2001. – Март–апрель. – С. 90–103.

4. Кунильский А. Е. «Лик земной и вечная истина». О восприятии мира и изображении героя в произведениях Ф. М. Достоевского. – Петрозаводск, 2006.

5. Роземблюм Л. М. «Красота спасет мир» (О «символе веры»Ф. М. Достоевского) // Вопросы литературы. – 1991 – № 11–12. – С. 142–180.

6. Свительский В. А. «Сбились мы. Что делать нам!..» (К сегодняшним прочтениям романа «Идиот») // Достоевский и мировая культура. – СПб., 2000. – № 15. – С. 205–228.

7. Соломина-Минихен Н. Н. «Я с Человеком прощусь» (К вопросу о влиянии Нового Завета на роман «Идиот») // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 2005. – Т. 17. – С. 346–376.

Тема «Роман Ф. М. Достоевского “Бесы”».
Лекция № 7 (2 часа)

«Бесы» Достоевского и «полемический» роман его времени. Историософская концепция писателя (Россия и Запад, феномен нигилизма, «русский путь», «русская мысль»); осмысление фактов «текущей действительности» (нечаевское дело, деятельность К. Е. Голубова и др.). История создания романа. Значение религиозных идей «Фантастической страницы» чернового варианта для понимания философской проблематики «Бесов». Исключенная глава «У Тихона». Религиозно-философские источники главы (творения Иоанна Лествичника, Феодосия Печерского, Нила Сорского, Тихона Задонского). Смыл названия романа, роль эпиграфов. Образ бесовства, эсхатологические мотивы, мотив экзорцизма. Система персонажей. Ставрогин как «лицо трагическое», «явление серьезное» (Достоевский). Двойники героя в романе. Архетипический смысл философского самоубийства Кириллова. Ономапоэтика «Бесов». Древнерусские источники романа (житие Марии Египетской, апокрифическая повесть о бесе Зерефере и др.). Своеобразие хронотопа в романе. «Бесы» в русской религиозно-философской критике.

Литература

1. Ашимбаева Н. Т. Лексема «князь» в контексте произведений Достоевского // Достоевский и мировая культура. Альманах. – СПб., 1997. – № 9. – С. 57–66.

2. Ашимбаева Н. Т. Швейцария в романах «Идиот» и «Бесы». К вопросу о поэтике топонима у Достоевского // Достоевский и мировая культура. – СПб., 2001. – № 16. – С. 177–185.

3. Багно В. Е. Самозванство «апостолов» новой веры (Новозаветные мотивы в «Бесах») // Пути и миражи русской культуры. – СПб., 1994. – С. 241–255.

4. Бердяев Н. Ставрогин // Наше наследие. – 1991. – № 6. – С. 76–79. То же: Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. – М., 1994. – Т. 2. – С. 176–186.

5. Буданова Н. Ф. О некоторых источниках нравственно-философской проблематики романа «Бесы» // Достоевский. Материалы исследования. – СПб., 1997. – Т. 14. – С. 93–106.

6. Булгаков С. Русская трагедия // Достоевский Ф. М. «Бесы». «Бе­сы»: Антология русской критики. – М., 1996. – С. 489–508. То же: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881–1931 гг. – М.,1990. – С. 193–214.

7. Дрыжакова Е. Н. Достоевский и нигилистический роман 1860-х годов // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 2005. – Т. 17. – С. 3 –29.

8. Иванов Вяч. Основной миф в романе «Бесы» // Достоевский Ф. М. «Бесы». «Бесы»: Антология русской критики. – М., 1996. – С. 508 – 513. То же: Иванов Вяч. Родное и вселенское. – М.,1994. – С. 306–311.

9. Мелетинский Е. М. О «Бесах» Достоевского // Поэтика. История литературы. Лингвистика. – М., 1999. – С. 177–193.

10. Михнюкевич В. А. Русский фольклор в художественной системеФ. М. Достоевского. – Челябинск, 1994. – С. 136–178.

11. Пигин А. В. Духовный стих «Покаяние о искусителе» (к изучению сюжета о покаянии дьявола) // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. – Петрозаводск, 2001. – Вып. 3.

12. Пигин А. В. Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» и видение рая и ада // Современные проблемы метода, жанра и поэтики русской литературы. – Петрозаводск, 1991. – С. 136–139.

13. Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. – М., 2001.

14. Сараскина Л. «Бесы»: роман-предупреждение. – М.,1990.

Тема «Роман Ф. М. Достоевского “Подросток”»
Лекция № 8 (2 часа)

Замысел романа «Подросток». Связь замысла с неосуществленной эпопеей «Житие великого грешника». «Главное. Во всем идея разложения, ибо все врозь и никаких не остается связей не только в русском семействе, но даже просто между людьми. Даже дети врозь» (Достоевский). Тема «случайного семейства» в произведении. Смысл названия (связь с ветхозаветными представлениями). Тема «беспорядка» и «широкости, с которою еще целомудренная душа уже допускает сознательно порок в свои мысли, уже лелеет его в своем сердце…» (Достоевский). Идея главного героя. «Русский скиталец» и русский странник. Мотив «рубки образов» как развитие и вариация мотивов романа «Бесы» и главы «Влас» из «Дневника писателя» 1873 г. Исповедь Версилова. Образ Макара Долгорукого и традиция народной религиозной культуры. Сюжетно-композиционная организация произведения. Особенности повествования. «Подросток» и традиции «романа воспитания». Художественная полемика с Толстым.

Роман Ф. М. Достоевского «Подросток»:
современное состояние изучения

1. Башкиров Д. Л. «Что такое человек, как подумаешь о нём?» (Главная тема русской литературы и роман Ф. М. Достоевского «Подросток») // Достоевский и современность: Материалы XII Международных Старорусских чтений 1997 года. – Старая Русса, 1998. – С. 3–12.

2. Бертнес Ю. «Христос-Отец»: к проблеме противопоставления отца кровного и отца законного в «Подростке» Достоевского // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. – Петрозаводск, 1998. – С. 409–415.

3. Власкин А. П. От Макар Долгорукого до Григория Кутузова (Достоевский о народной религиозной культуре) // Индивидуальное и типологическое в литературном процессе. – Магнитогорск, 1994. – С. 57–67.

4. Галаган Г. Я. Проблема «лучший людей» в наследии Ф. М. Достоевского (1873 – 1876) // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1996. – Т. 12. – С. 99–107.

5. Долинин А.С. Последние романы Достоевского. – М.-Л., 1963.

6. Кийко Е. И. Русский тип «всемирного боления за всех» в «Подростке»: по материалам чернового автографа // Русская литература. – 1975. – № 1. – С. 155–161.

7. Лунде И. От идеи к идеалу – об одном символе в романе Достоевского «Подросток» // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. – Петрозаводск, 1998. – С. 416–423.

8. Примечания // Достоевский Ф. М. ПСС.: в 30 т. – Л., 1976. – Т. 17. – С. 256 –362.

9. Семенов Е. И. Роман Достоевского «Подросток»: Проблематика и жанр. – Л., 1979.

10. Степанян К. Роман – покаяние (почему «Подросток» написан от первого лица?) // Достоевский и современность. – Новгород, 1991. – Ч. 1. – С. 157 –171.

11. Сыроватко Л. В. «Потрясающее впечатление»: Макар Иванов»// Достоевский и современность. – Новгород, 1995. – С. 167–172.

12. Сыроватко Л. В. Символика времени в романе «Подросток» // Достоевский и мировая культура. – М., 1999. – № 10. – С. 107–115.

Тема «“Дневник писателя” Ф. М. Достоевского.
Роман “Братья Карамазовы”»
Лекция № 9 (2 часа)

«Дневник писателя» и его место в творчестве Достоевского 1870-х гг. Художественно-публицистическая природа «Дневника писателя». Изменение эмоционально-общественной тональности от 1873 к 1876-1877 гг.: нарастание убежденности писателя в том, что в самой «текущей действительности» появляются люди, «которым принадлежит будущность России». Проблема идеала в «Дневнике писателя» и в романах «Подросток», «Братья Карамазовы». Малая проза «Дневника писателя» («Бобок», «Мальчик у Христа на елке», «Мужик Марей», «Кроткая», «Сон смешного человека»).

«Братья Карамазовы» – итоговый роман Достоевского; отражение в нем важнейших тем и идей творчества писателя. Замыслы последних лет и «Братья Карамазовы» («Житие великого грешника», поэма «Сороковины», «Русский Кандид», «книга о Иисусе Христе»). «Братья Карамазовы» – «это миф о новом человеке и его рождении из лона русской души» (С. Цвейг). Художественное осмысление национальной ментальности и общечеловеческой судьбы. Христианская антропология Достоевского. Поэтика названия романа. Система персонажей. Сюжетно-композиционные особенности. Сюжет блудного сына как зерно замысла «Братьев Карамазовых»; трансформация архетипической схемы в романе. Метафизическая тема отцовства и сыновства в творчестве Достоевского. Система метонимических замещений в романе. Две философско-религиозные концепции мира в произведении. Иван Карамазов как герой-идеолог, «русский Фауст». Легенда о Великом инквизиторе и ее сюжетная роль в романе. «Русский инок» в «Братьях Карамазовых». Библейские и святоотеческие источники поучений старца Зосимы; прообразы героя (Тихон Задонский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и др). Оптина пустынь и Достоевский. «Русский инок» и «Pater Seraphicus» (Францизск Ассизский): притяжения и отталкивания. Духовные основы старчества, тема старчества в романе. Принципы художественного изображения «вполне прекрасного человека» в творчестве Достоевского. «Идеальный христианин» писателя и выработанный многовековой аскетической традицией образ идеального подвижника (Достоевский о герое: «… не только как идеал справедливо, но и как действительность справедливо»).

Христианская антропологическая двоица старец – послушник; Алеша Карамазов как новый тип деятеля. Книга «Алеша» в структуре романа. Мотив чуда (глава «Кана Галилейская»). Путь героя в свете идеи «монастыря в миру». Литературные и фольклорные параллели романа: житие Алексея человека Божия, апокриф «Хождение Богородицы по мукам», житие преподобного Иакова (постника), житие Марии Египетской, житие Ефрема Сирина и др. Книга Иова в контексте произведения. Связь эпиграфа и финала романа. Жанровое своеобразие романа «Братья Карамазовы».

Пушкинская речь Достоевского. Спор о христианстве и «русской идее». Достоевский и К. Леонтьев, Достоевский и Н. Федоров, Достоевский и Вл. Соловьев.

Мировое значение творчества Достоевского. Достоевский и русский религиозно-философский ренессанс.

Литература

1. Альми И. Л. Поэтика образов праведников в поздних романах Достоевского (Пафос умиления и характер его воплощения в фигурах странника Макара и старца Зосимы) // Достоевский. Материалы исследования. – СПб., 2000. – Т. 15. – С. 264–272.

2. Бухаркин П. Е. Старчество и смена писательского типа в русской литературе // Вестник С.-Петербургского университета. – 1993. – Сер. 2. – Вып. 2. (№ 9). – С. 70–78.

3. Дунаев М. М. Православие и русская литература. – М., 1997. – Ч. 3. – Глава 10. – С. 284–560.

4. Иванов В. В. Юродивый герой в диалоге иерархий Достоевского // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX в. – Петрозаводск, 1994.

5. Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. – СПб., 2001.

6. Хализев В. Е. «Герои времени» и праведничество в освещении русских писателей ХIХ века // Русская литература и христианство. – М., 1997. – С. 111–119.

7. Щенников Г. К. Праведничество в миру (Алеша Карамазов) // Ф. М. Достоевский и национальная культура. – Челябинск, 1996. – Вып. 2. – С. 88–117.

8. Яровая О. А., Подчиненков А. В. Юродивый герой в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. – Екатеринбург, 2001. – С. 266–

Тема «Раннее творчество Л. Н. Толстого»
Лекция № 10 (2 часа)

Раннее творчество Толстого. Идея «нравственного совершенствования» как узловая проблема духовных и творческих поисков начинающего писателя (философские наброски, дневники, первые художественные замыслы). Влияние дневника на художественную структуру «Истории вчерашнего дня», «Детства» (диалектика перехода этического опыта в эстетический). Жанровое своеобразие трилогии Толстого. «Севастопольские рассказы» как художественный цикл. Оппозиция естественного и искусственного, природы и цивилизации в рассказах «Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн», «Три смерти», в повести «Казаки». Поэтика названия, система персонажей, сюжетно-композиционные особенности повести «Казаки». Идея «общей жизни» и закон связанности всего со всем в поэтике Толстого («Поликушка»). Циклическая повторяемость «обшей идеи», созревание «мысли народной» в раннем творчестве Толстого. Чернышевский о художественных принципах писателя.

Литература

1. Билинкис Я. С. Новаторство Л. Н. Толстого в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»: Лекция в спецкурсе по творчеству Л. Н. Толстого. – Л., 1973.

2. Бурнашева Н. И. Жанровое своеобразие «Севастопольских рассказов». Л. Н. Толстого // Проблемы художественного метода и жанра в истории русской литературы XVIII-ХIХ вв. – М., 1978. – С. 87–104.

3. Бурсов Б. Л. Толстой: Идейные искания и творческий метод. 1847–1862. – М., 1960.

4. Галаган Г. Я. Дневник молодого Л. Толстого и его философско-историческая концепция // Мир филологии. – М., 2000. – С. 188–194.

5. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. – Л., 1981.

6. Галаган Г. Я. Этические и эстетические искания молодого Л. Толстого // Русская литература. – 1974. – № 1. – С. 136–149.

7. Гей Н. К. Из художественного опыта Л. Н. Толстого (Некоторые аспекты жанро- и стилеобразования) // Толстой и наше время. – М., 1978. С. 65-85.

8. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. – Л., 1977.

9. Лебедев Ю. В. Л. Н. Толстой на пути к «Войне и миру». Севастополь и «Севастопольские рассказы» // Русская литература. – 1976. – № 4. – С. 61–82.

10. Мароши В. В. Преследуя оленя (след Ф. Купера в «Казаках» Л. Толстого) // Молодая филология. – Новосибирск, 1996. – С. 36–42.

11. Одиноков В. Г. Принцип художественного ансамбля в раннем творчестве Л. Н. Толстого // Одиноков В. Г. Поэтика романов Л. Н. Толстого. – Новосибирск, 1978. – С. 9–52.

12. Тамарченко Н. Д. К методологии исследования русского классического романа (Природа и типы художественного целого) // Литературное произведение как целое и проблемы его анализа. – Кемерово, 1979. – С. 25–39.

13. Чичерин А. В. Трилогия тревожных исканий // Чичерин А. В. Ритм образа. – М., 1973. – С. 74–101.

14. Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. – Саратов, 1974. – С. 89–93.

15. Чуприна И. В. Трилогия Л. Толстого. – Саратов, 1961.

16. Шульц С. А. Миф и ритуал в творческом сознании Л. Н. Толстого // Русская литература. – 1998. – № 3. – С. 33–42.

17. Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой // Эйхенбаум Б. М. О литературе. – М., 1987. – С. 34–140.

Тема «Роман Л. Н. Толстого «Война и мир»
Лекция № 11 (2 часа)

Замысел романа «Декабристы» и его место в творческой истории «Войны и мира». Философско-историческая концепция Толстого. Проблема «истории и искусства» в творческом сознании писателя: «сущность выразима только искусством, тоже сущностью» (Толстой). Создание писателем сложного типа романической структуры. Философско-эстетическое «обоснование» художественных принципов: «Жизнь – тем более жизнь, чем теснее ее связь с жизнью других, с общей жизнью. Вот эта -то связь и устанавливается искусством в самом широком его смысле» (Толстой). «Война и мир» как роман «большого захвата», «широкого дыхания», всезнания («нужно знание всех подробностей»). Толстовский пафос верного изображения жизни («строгое повествование истины») и постижения полноты и целостности бытия. «Замок сцепления» частного и исторического, личного и общего в романе. Поэтика названия. «Война и мир» как «роман-поток» (Н. Гей): художественное постижение «динамического целого» жизни. Толстовский принцип «сопряжения» и нахождения «узла жизни». «Война и мир» как «роман – эпопея» (концепции А. Сабурова, А. Чичерина и др.). «Мысль народная» в произведении. «Мысль семейная» в «Войне и мире» как универсальная категория: «род человеческий развивается только в семье» (Толстой). Система персонажей романа. Сюжетно-композиционные особенности. Эпилог романа «Война и мир» и проблема романного завершения. Своеобразие толстовского психологизма («диалектика души», художественное исследование полноты сверхличного опыта, общего чувства жизни, изображение текучести, многомерности, мнослойности характера, автобиографизм, «мелочность» и «генерализация»).

Литература

1. Бахтин М. Эпос и роман // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

2. Билинкис Я. Русская классика и изучение литературы в школе. М., 1986. С. 116-130.

3. Бочаров С. Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». М., 1978.

4. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981. С. 76-125.

5. Гей Н. К. О поэтике романа («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» Л. Н. Толстого) // Известия АН СССР. Сер. «Литература и язык». 1978. Т. 37. № 2. С. 121-132.

6. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1977.

7. Громов П. П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

8. Евдокимова Е. А. «Мысль семейная» и мысль о любви Л. Н. Толстого // Начало: журн. Ин-та богословия и философии. – 1999. – № 7. – С. 51 – 70.

9. Есаулов И. А. Идея соборности в романе Толстого «Война и мир» // Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. – Петрозаводск, 1995. – С. 83 – 116.

10. Камянов В. Поэтический мир эпоса. М., 1978. С. 127-196.

11. Купреянова Е. Н. О проблематике и жанровой природе романа Л. Толстого «Война и мир» // Русская литература. 1985. № 1. С. 161-172.

12. Курляндская Г. Б. Концепция человека и психологизм Толстого. «Диалектика души» и проблема свободной воли. // Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Л.Толстого и Ф. М. Достоевского. М., 1988. С. 35-58.

13. Лурье Я. С. Об исторической концепции Льва Толстого // Русская литература. 1989. № 1. С. 26-43.

14. Одиноков В. Поэтика романов Л. Толстого. Новосибирск, 1978. С.

15. Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н.Толстого «Война и мир». М., 1987.

16. Сабуров А. А. «Война и мир» Л. Н. Толстого. М., 1959.

17. Серых Е. Роман-эпопея или «историческая пародия»? // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1990. № 3. С. 7-12.

18. Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

19. Хализев В. Е., Кормилов С. Е. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1983.

20. Чичерин А. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975.

21. Чичерин А. Стилистическое единство «Войны и мира» // Чичерин А. Ритм образа. М., 1973. С. 60-73.

22. Шульц С.А. Миф и ритуал в творческом сознании Л. Н. Толстого // Русская литература. 1998. № 3. С. 33-42.

Тема «Роман Л. Н. Толстого “Анна Каренина”»
Лекция № 12 (2 часа)

История создания романа «Анна Каренина». Семейная тема в русском романе 1870-х гг. и толстовская трактовка этой темы. «Анна Каренина» и традиции западноевропейского романа. «Мысль семейная» как художественный «эквивалент» «мысли народной» при изображении кризисной эпохи (В. Одиноков, Н. Гей). Система персонажей. Сюжетно-композиционные особенности романа. Мотивная структура. Мотив поиска истины. Линия Анны и линия Левина в романе. «Путаница понятий» и «свет любви» в нравственных исканиях Левина. Концепт «жизнь» как опорное художественно-структурное понятие в изображении исканий героев, образная оппозиция «жизнь» – «гордость ума». Система событий в романе, когда преодолевается антиномия «жизнь» – «сознание». Художественное обоснование в «Анне Карениной» ценности «жизни» во всей многосторонности ее проявлений. «Жизнь души» в романе Толстого. Религиозная концепция духовности. Эстетизация духовного проявления личности и эпическое утверждение процесса жизни как главные начала в толстовском изображении мира. Смысл эпиграфа и своеобразие авторской позиции. Основополагающая роль метафоры в концептуализации реальности в романе «Анна Каренина»; основные концептуальные метафоры: «пучина жизни», «паутина лжи», «путь жизни», «сон жизни» и др. Жанровое своеобразие романа: «роман поиска» (В. Шкловский), «роман конца» (Н. Гей), социально-психологический роман и др. жанровые концепции.

Литература

1. Бабаев Э. Г. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. – М., 1978.

2. Бабаев Э. Г. Очерки эстетики и творчества Л. Н. Толстого. – М., 1981. – С. 169–192.

3. Бабаев Э. Г. Роман и время. – Тула, 1975.

4. Билинкис Я. С. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого и русская литература 1870-х годов. Лекция. – Л., 1970.

5. Буланов А. М. Логика сердца в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Русская литература. – 1991. – № 3. – С. 25–35.

6. Ветловская В. Е. Поэтика «Анны Карениной» (система неоднозначных мотивов) // Русская литература. – 1979. – № 4. – С. 17-37.

7. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981. С. 128-164.

8. Гей Н. Поэтика романов Л. Н. Толстого. Романный триптих: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» // Л. Н. Толстой и современность. – М., 1981. – 103-130.

9. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1971.

10. Гродецкая А. Г. «Семейное» и «хрестьянское» в «Анне Карениной» // Мир филологии. – М., 2000. – С. 212–226.

11. Гродецкая А. Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. – М., 2000.

12. Жданов В. Творческая история «Анны Карениной». Материалы и наблюдения. М., 1957.

13. Купреянова Е. Выражение эстетических воззрений и нравственных исканий Л. Толстого в романе «Анна Каренина» // Русская литература. 1960. № 3. С. 117-136.

14. Купреянова Е. Н. «Анна Каренина» Л. Толстого // История русского романа: В 2-х т. М.-Л., 1964. Т. 2. С. 323-349.

15. Купреянова Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого. М.-Л., 1966. С. 247-272.

16. Ломунов К. Эстетика Льва Толстого. Л, 1972. С. 186-206.

17. Маймин Е. А. Л. Толстой. Путь писателя. М., 1978. С. 109-132.

18. Одиноков В. Г. Поэтика романов Л. Н. Толстого. Новосибирск, 1978. С. 92-128.

19. Сливицкая О. В. О многозначности восприятия «Анны Карениной» // Русская литература. 1990. № 3. С. 34-47.

20. Тарасов А. Б. О «поэзии» разнообразия и «прозе» однообразия в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Литература в школе. – 1997. – № 4. – С. 32 – 41.

21. Чернец Л. В. «…Бесконечный лабиринт сцеплений» («Анна Каренина» и ее первые читатели) // Русская словесность. – 1998. – № 6. С. 11-17.

22. Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. – Саратов, 1974.

23. Шкловский В. Б. Лев Толстой. – М., 1963. – Ч. 3.

24. Эйхенбаум Б. Л. Толстой. 70-е годы. – Л., 1974. – С. 107–126, 160–173.

Тема «Позднее творчество Л. Н. Толстого. Роман “Воскресение”»
Лекция № 13 (2 часа)

Начало мировой славы Толстого, совпавшее с «переломом» в мировоззрении писателя («перестройкой всего миросозерцания»). Этический и социальный характер духовных исканий Толстого в кризисный и послекризисный период. Публицистика писателя («Так что же нам делать?», «Стыдно» и др.). Религиозно-философские исследования Толстого («О жизни», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас», «Исповедь» и др.). Понимание писателем религии как осознания человеком себя в перспективе бесконечности. Восприятие христианства как нравственного учения о том, что придает смысл земному существованию (слияние личной жизни с общей). Толстой и Церковь. Формирование новых взглядов на задачи искусства («Что такое искусство?», «О Шекспире и о драме»). Главные положения эстетических деклараций Толстого. Формирование новой авторской позиции в «народных рассказах» и в «Исповеди». Толстой – драматург («Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.137 с.)