Сообщение «Поэма о Великом инквизиторе» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сообщение «Поэма о Великом инквизиторе»



1. Аверинцев С. Точка зрения адвоката дьявола // Искусство кино. – 1994. – № 4. – С. 3–6.

2. Сараскина Л. Поэма о Великом инквизиторе как философско-литературная импровизация на заданную тему // Достоевский в конце XX века. – М., 1996. – С. 270–288.

3. Тихомиров Б. Христос и истина в поэме Ивана Карамазова «Великий инквизитор» // Достоевский и мировая культура. – СПб., 1999. – № 13. – С. 147–177.

3. 1. 3. Темы для самостоятельного изучения
(9, 13 недели семестра)
Творчество К. М. Фофанова

Трудности в самостоятельном изучении темы связаны с тем, что долгое время творчество поэта не привлекало серьезного внимания нашей науки и представлено в исследованиях далеко не полно. Кроме того, пока можно говорить лишь о небольшом круге изданий текстов поэта. Студентам рекомендуются следующие сборники: Фофанов К. М. Стихотворения. – М., 1939. (Библиотека поэта. Малая серия); Фофанов К. М. Стихотворения и поэмы. – М.:Л., 1962. (Библиотека поэта. Большая серия). Кроме того, можно использовать электронные ресурсы.

В последнее десятилетие по-настоящему осознана значимость поэзии Фофанова для истории русской литературы, оживляется исследовательский интерес к ней, появляются новые интерпретации ее. Особенность литературной позиции поэта состояла в безусловной причастности его классическому наследию и одновременно в живом выражении им новых поэтических тенденций. Для современников Фофанова не было сомнения в силе его таланта. Стихотворение «Отошедшим» (1889) висело у Н. Лескова прикрепленным на стенке над рабочим столом. Л. Толстой писал о творчестве Фофанова: «Стихи естественные, вытекающие из особенного поэтического дарования». И. Репин, с которым поэта связывала многолетняя дружба, запечатлел на полотне его вдохновенный образ. И. Северянин, восторженно воспринимавший произведения поэта, обозначил период с 1887 года (год смерти С. Надсона) по 1895 год (появление первых изданий символистов) как эпоху Фофанова. Современный исследователь говорит в этой связи о значимом периоде «между золотым и серебряным веком» (Е. Тарланов). Эгофутуристы (И. Северянин, сын Фофанова Константин, писавший под псевдонимом К. Олимпов, и др.) создали культ поэта, они посвятили ему сборник «Оранжевая урна. Альманах памяти Фофанова» (СПб., 1912).

Широкая известность в литературных кругах приходит к Фофанову в трагический момент. Молодой Фофанов не был знаком с Надсоном, но он принял участие в его похоронах, так как поклонялся его «израненной музе». Надсон для поэта был не просто выдающимся художником, первые одобрения лирика Фофанова получила именно в оценках Надсона. Стихи, прочитанные над могилой Надсона, положили начало его славе. Первое опубликованное стихотворение поэта – «Сосуд с целебною водою Иордана» (8 июля 1881 года в газете «Русский еврей»). С этого времени поэт печатается в журналах «Литературное обозрение», «Новь», «Северный вестник», в альманахе «Северные цветы», издаваемом символистами. Первые сборники стихов выходят в 1887 и 1889 годах, затем появляются «Тени и тайны» (1892), «Стихотворения: в 5 ч.» (1896), «Иллюзии» (1900).

Вопрос о месте Фофанова в русской поэзии впервые был поставлен Д. Мережковским в статье «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892). На протяжении всего творческого пути поэта сохранялась неоднозначность критических оценок его лирики. Мережковский Фету-«эпикурейцу» противопоставил Фофанова, для которого характерны мученическая любовь к красоте, мучительные диссонансы, фантастический сон как порождение безнадежных петербургских туманов. Фофанова Мережковский называет предшественником русского символизма. В представлении критиков-современников Фофанов – это «Божьей милостью поэт» (Мережковский), самородок, имеющий непосредственный, «наивный» талант, поэт, поющий так, как поют птицы. Примечательно, что Фофанов был выдвинут на соискание Пушкинской премии, присуждаемой Академией наук, но она ему не была присуждена из-за неправильных оборотов речи, поэтических вольностей. Демократическая и народническая критика (Н. Михайловский, А. Скабичевский и др.) обвиняли поэта в отсутствии в его творчестве злободневных социальных тем. В «Истории русской литературы XIX века» под ред. Д. Овсянико-Куликовского (1917) В. Брюсов отводит Фофанову почетное место среди поэтов этого периода, указывая на развитие им традиций Лермонтова, Тютчева, Фета. Многие критики утверждали, что в поэзии рубежа веков, в том числе и в лирике Фофанова, возникают неоромантические тенденции.

О связи творчества Фофанова с классической традицией студенты могут прочитать в исследованиях, приведенных в разделе «Литература», например в указанной работе В. Кожинова, где лирика поэта характеризуется как «взрыв романтической поэтики». Рекомендованная статья Е. Ермиловой представляет творчество «восьмидесятников» с точки зрения смены литературных стилей и сочетания противоположных элементов двух стилевых систем – 1870-х и 1900-х годов.

Литература

1. Бялый Г. А. [Вступ. статья] // Поэзия 1880 – 1890-х годов. – Л., 1972.

2. Бялый Г. А. Поэзия чеховской поры // Бялый Г. А. Русский реализм: от Тургенева к Чехову. – Л., 1990. – С. 413–490.

3. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. Метрика, ритмика, рифма, строфика. – М., 2000.

4. Гинзбург Л. Я. О лирике. – Л., 1974.

5. Григорьян К. Н. Поэзия 1880-1890 гг. // История русской литературы: в 4 т. – Л., 1983. – Т. 4. – С. 91–122.

6. Долгополов Л. К. На рубеже веков. – Л., 1985.

7. Ермилова Е. В. Поэзия на рубеже двух веков // Смена литературных стилей. – М., 1974.

8. Захаркин А. Ф. Русские поэты второй половины XIX века. – М., 1975.

9. Кожинов В. В. Лирика «безвременья» (конец века) // Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. – М., 1979.

10. Котельников В. Я. Литература 1880 – 1890-х годов // История русской литературы XIX века (вторая половина) / под ред. Н. Н. Скатова. – М., 1991. – С. 383–412.

11. Лебедев Ю. В. Поэзия 70-х годов // История русской литературы: в 4 т. – Л., 1982. – Т. 3. – С. 584–605.

12. Мережковский Д.С. Мистическое движение нашего века // Мережковский Д. С. Акрополь. Избранные литературно-критические статьи. – М., 1991.

13. Предтечи русского символизма // Поэзия русского символизма (очерк истории). – Новосибирск, 1998. (www.gf.nsu.ru).

14. Русская поэзия 1880-х годов // Поэзия русского символизма (очерк истории). – Новосибирск, 1998. (www.gf.nsu.ru).

15. Русские символисты: портреты и зарисовки // Поэзия русского символизма (очерк истории). – Новосибирск, 1998. (www.gf.nsu.ru).

16. Сапожков С. В. К. М. Фофанов. Жизнь и житие // Литература в школе. – №3. – С. 44–50.

17. Сапожков С. М. К. М. Фофанов и репинский кружок писателей. Статья первая // Новое литературное обозрение. – 2001. – № 48. – С. 192–219. (www.magazines.russ.ru).

18. Сапожков С. М. К. М. Фофанов и репинский кружок писателей. Статья вторая // Новое литературное обозрение, 2001. – № 49. – С. 148–183. (www.magazines.russ.ru).

19. Сапожков С. М. К. М. Фофанов и репинский кружок писателей. Статья третья // Новое литературное обозрение. – 2001. – № 52. (www.magazines.russ.ru).

20. Тарланов Е. З. Константин Фофанов: легенда и действительность. – Петрозаводск, 1993.

21. Тарланов Е. З. Между золотым и серебряным веком. – Петрозаводск, 2001.

22. Фофанов К. М. // Русские писатели. Библиографический словарь: в 2 ч. – М., 1990. – Ч. 2.

23. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. – СПб., 1999.

24. Щенникова Л. П. Русская поэзия 1880 – 1890-х годов как культурно-исторический феномен. – Екатеринбург, 2002.

Некоторые темы в лекционном курсе представлены обзорно (лекция 2). При самостоятельной подготовке к экзамену следует особо обратить внимание на творчество Г. Успенского и В. Гаршина. По творчеству Гаршина предлагается контрольная работа.

Творчество Г. И. Успенского

Литературный дебют писателя: «Идиллия» в журнале «Зритель», «Михалыч» в журнале Л. Толстого «Ясная поляна». Сотрудничество с Н. Некрасовым (журнал «Современник»), с редакцией «Отечественных записок». «Правда без всяких прикрас» (Н. Чернышевский) – «формула» раннего творчества Успенского. Реалистическое изображение русской действительности первых послереформенных лет в цикле «Нравы Растеряевой улицы». Обобщающий смысл тем и мотивов очерка «Будка». Глубина художественного проникновения в социальные явления (цикл «Разоренье»). Преобладание крестьянской тематики в творчестве Успенского 1870-1880-х годов. Идея «власти земли» как главного фактора крестьянской жизни (цикл «Власть земли»). Успенский и беллетристы-народники: общее и различное. Тема человеческих судеб, стоящих за цифрами официальной статистики (цикл «Живые цифры»). Тема духовного преображения под воздействием искусства («Выпрямила»). Документальная основа («говорящие факты живой действительности») и своеобразие художественного обобщения в очерках Успенского. Публицистичность произведений писателя. Циклизация очерков.

Литература

1. Бельчиков Ю. А. Г.Успенский. – М., 1979.

2. Бялый Г. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. – Л., 1990. – С. 491–536.

3. Мережковский Д. С. Иваныч и Глеб // Мережковский Д. С. Акрополь. – М., 1991.

4. Плеханов Г. В. Г. И. Успенский // Плеханов Г. В. Литература и эстетика: в 2 т. – М., 1958. – Т. 2. – С. 220–275.

5. Пруцков Н. И. Глеб Успенский. – Л., 1971.

6. Смирнов В. Б. Успенский и Салтыков-Щедрин. – Саратов, 1964.

7. Соколов Н. И. Г. И.Успенский. Жизнь и творчество. – Л., 1968.

8. Шаврыгин С. М.,Старостина Г. В. «Нельзя же быть вечно писателем…»: о личности и творчестве Г. И. Успенского // Лит. в школе. – 1997. – № 2. – С. 26–33.

Творчество В. М. Гаршина

Творчество Всеволода Михайловича Гаршина (1855 - 1888) охватывает десятилетие и является яркой страницей в истории русской литературы 70 – 80-х годов. Писателя отличали те свойства характера, которые позволили И. Е. Репину назвать его «печальником за человечество», а О. Ф. Миллеру сказать, что он нес в себе «мировую скорбь». Творчество Гаршина имеет печать его личности, в связи с этим необходимо обратить внимание на этапы биографии писателя, во многом предопределившие доминаты его сознания (идеи самопожертвования и конечного устройства всемирного счастья), а также трагический финал жизни – самоубийство в 33 года. Студентам рекомендуется прочитать воспоминания современников о Гаршине, а также указанную в разделе «Литература» статью Г. Медынцевой.

Литературная деятельность писателя началась с рассказа «Четыре дня», опубликованном в «Отечественных записках» в 1877 году. Первые публикации принесли Гаршину ту славу, которую четко определил Г. И. Успенский: «В маленьких его рассказах и сказках, иногда в несколько строчек, положительно исчерпано все содержание нашей жизни» (Успенский Г. И. ПСС. – М., 1952. – Т. 2. – С. 583). В данный период развития русской литературы малая проза вытесняет роман и повесть на периферию жанровой системы. Эта жанровая перестройка приводит к определенным изменениям в реалистическом методе рубежа веков. «Лирическая окраска», «субъективный тон», «сгущенность» повествования, высокая концентрация деталей, выражающих универсальное содержание, приобретающих значение символа и порождающих философский подтекст, органично сочетаются здесь с художественным осознанием жизни как состоящей из мелочей.

Студентам необходимо обратить особое внимание на функцию детали, своеобразие хронотопа в рассказах Гаршина. (Теоретический материал, касающийся «детали», хронотопа, можно найти в рекомендованном учебном пособии по теории литературы под редакцией Н. Д. Тамарченко, а также: Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975; Волжанин В. Художественное время и художественное пространство // Краткая литературная энциклопедия. – М., 1979. – Т. 9; Путнин Ф. В. Деталь художественная // Литературный энциклопедический словарь / под. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М., 1987. – С. 90).

Тип героя прозы Гаршина иногда называют «человеком гаршинской складки», подчеркивая при этом героико-романтическую настроенность его натуры, трагизм жертвенности, связанный с невозможностью изменить мир. При рассмотрении творчества Гаршина в этом аспекте следует особо выделить рассказы на военную тему. Во второй период творчества (1879 - 1887) писатель во многом отказывается от доминирования «субъективно-лирического начала» и делает, по собственному замечанию, «пробу пера», описывая не себя, а окружающих людей. Замысел хроники «Люди и война» не был осуществлен полностью, но он реализовался в рассказах «Денщик и офицер», «Из воспоминаний рядового Иванова», которые по праву считаются вершинными достижениями писателя. Студентам необходимо определить гаршинскую концепцию войны и человека на войне при помощи анализа хронотопа рассказов.

Литература

1. Аверин Б. В. Всеволод Гаршин // История русской литературы: в 4 т. – Л., 1983.

2. Бекедин П. В. Религиозные мотивы у В. М. Гаршина // Христианство и русская литература. – СПб., 1994. – Сб. 1. – С. 322 – 363.

3. Бялый Г. А. Всеволод Михайлович Гаршин. – Л., 1969.

4. Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века. – Л.,1973.

5. Бялый Г. А. Русский реализм от Тургенева к Чехову. – Л.,1990.

6. Грихин В. Проза Всеволода Гаршина // Гаршин В. М. Сочинения. – М., 1983.

7. Журавкина Н. В. Личностный миф // Миф – литература – мифореставрвция. – М., Рязань, 2000. – С. 110–114.

8. Каминский В. И. Пути развития реализма в русской литературе конца XIX века. – Л.,1979.

9. Короленко В. Г. Всеволод Михайлович Гаршин // Короленко В. Г. Собр. соч.: в 10 т. – М., 1956. – Т. 8. – С. 216–247.

10. Костршица В. Действительность, отраженная в исповеди (к вопросу о стиле В. Гаршина) // Вопросы литературы. – 1966. – № 12. – С. 135–144.

11. Латынина А. Гаршин. Творчество и судьба. – М., 1986.

12. Мазур А. В. Военные произведения В. М. Гаршина как целое // Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе. – Кемерово, 1992. – С. 88–95.

13. Медынцева Г. У него было лицо обреченного погибнуть // Литературная учеба. – 1990. – Кн. 2.

14. Михайловский Н. К. О Всеволоде Гаршине // Михайловский Н. К. Статьи о русской литературе Х1Х – нач. ХХ в. – Л., 1989. – С. 259–283.

15. Назиров Р. Г. Фабула о мудрости безумца в русской литературе // Русская литература 1870–1890 годов. – Свердловск, 1980. – С. 94–107.

16. Николаев О. Р., Тихомиров Б. Н. К вопросу об интерпретациях христианской этической системы в русской литературе второй половины XIX века (Гаршин, Достоевский, Лев Толстой) // Рус. лит. – 1993. – № 2. – С. 3 – 16. То же // Христианство и русская литература. – СПб., 1994. – С. 28 – 49.

17. Порудоминский В. И. Гаршин. – М., 1962.

18. Порудоминский В. И. Час выбора // Гаршин В. М. Сочинения. – М., 1984.

19. Поэтика В. М. Гаршина: учебное пособие. – Челябинск, 1991.

20. Ромодановская Е. К. К вопросу об источниках «Сказания о гордом царе Аггее» В. М. Гаршина // Рус. лит. – 1997. – № 1. – С. 38–47.

21. Современники о Гаршине: воспоминания. – Саратов, 1977.

22. Тихомиров Б. Н. Гаршин и Достоевский (к вопросу о единстве нравственно-философских исканий в русской литературе второй половины XIX века) // Достоевский и современность. – Новгород, 1991. – Ч. 1. – С. 177–182.

23. Успенский Г. И. Смерть Гаршина // Успенский Г.И. Полн. собр. соч. – М., 1952. – Т. 2. – С. 466–473.

24. Чуковский К. И. О Вс. Гаршине // Чуковский К. Собр. соч. – М., 1969. – Т. 6. – С. 417–444.

25. Эткинд Е. Г. Вс. М. Гаршин // Эткинд Е. Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII–XIX веков. – М., 1999. – С. 341–348.

3.1.4. Устные сообщения на практических занятиях
2 неделя семестра

Тема «Смысл названия и эпиграфа романа
Ф. М. Достоевского “Бедные люди”»

1. Турьян М. А. Об эпиграфе к «Бедным людям»: модификации рефлектирующего /«разорванного» сознания // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1997. – Т. 14. – С. 88–95.

Тема «Историко-литературный» смысл двух “рецензий”
Макара Девушкина (восприятие героем “Станционного смотрителя” Пушкина и “Шинели” Гоголя)».

1. Бочаров С. Г. Пушкин и Гоголь («Станционный смотритель» и «Шинель») // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1969. – С. 210–240.

2. Бочаров С. Г. Холод, стыд и свобода // Бочаров С. Г. Филологические сюжеты. – М., 2007. – С. 199–232.

Неделя семестра

Тема «Гротескный тип повествования в повести
Ф. М. Достоевского “Двойник”»

1.Тамарченко Н. Д., Белянцева А. А., Лучников М. Ю., Фуксон Л. Ю. Литературное произведение: проблемы теории и анализа. Вып. 2. – Кемерово, 2003. – С. 6–61.

Неделя семестра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.038 с.)