Творчество Ф. М. Достоевского (лекции 3–9) 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество Ф. М. Достоевского (лекции 3–9)



Проблема периодизации творчества Достоевского. «Натуральная школа» и роман писателя «Бедные люди». Белинский и Достоевский. «Сентиментальный натурализм» (Ап. Григорьев) в оценках критики. «Поворот» от Гоголя к Достоевскому как одна из ключевых проблем в истории русской литературы. Повесть «Двойник» в творческой эволюции писателя; традиции «петербургских повестей». Особенности повествования и проблема фантастического в «Двойнике». Поэтика «петербургской повести» «Господин Прохарчин». Романтические традиции в «Хозяйке»; мифологические мотивы. Герой-«мечтатель» («Слабое сердце», «Белые ночи»). Новаторство художественной системы Достоевского. Христианский социализм и раннее творчество писателя. Достоевский в кружке Петрашевского.

Каторга и ссылка; духовные итоги («Записки из Мертвого дома»). Концепция почвенничества; издание журналов «Время» и «Эпоха». Произведения переходного периода («Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Униженные и оскорбленные»). Памфлетный образ европейской цивилизации в «Зимних заметках о летних впечатлениях».

«Записки из подполья» – «проблемное введение» в «пятикнижие» Достоевского. «Человек из подполья» как особый тип героя в творчестве писателя. Образ – символ «подполья» в повести. Мотив свободы в сюжете «Записок из подполья». Впервые употребленное писателем в повести понятие «живая жизнь». Оппозиция «живая жизнь» - теория, рассудочность в структуре «Записок из подполья». Развитие понятия «живая жизнь» в творчестве Достоевского («Преступление и наказание», черновые наброски к «Бесам», «Подросток»). Особенности жанра, традиции религиозной исповеди, покаянного псалма в повести Достоевского.

Замысел и время создания романа «Преступление и наказание». Роман Достоевского как «петербургский текст». «Сверхэмпирические» смыслы «петербургского текста» писателя. Петербург как особый объект художественного постижения в романе: центр зла и в то же время «место, где национальное самосознание достигло того предела, за которым открываются новые горизонты жизни» (В. Топоров). Раскольников как «петербургский герой» (представитель русской жизни «петербургского периода»; герой-богоборец и новый Мессия). «Генотип» героя (Ю. Селезнев): художественное пространство образа (Каин, Юлий Цезарь, Наполеон и др.). Раскольников как герой-идеолог. Особенности изображения «идеи» в романе. Событийность истины у Достоевского (М. Бахтин). «Текущие» и «вечное» в идее Раскольникова. Тип героя и тип сюжета романа Достоевского. Ситуация исторического перехода, испытания, выбора, «порога» в романе. «… Состояние колебания и составляет роман» (Достоевский) – определение, раскрывающее одну из главных типологических особенностей сюжета романа Достоевского. Функции случайностей в сюжете. «Сюжетная аура» (Г. Егоренкова). Функции эпилога. Структурные особенности пространства в романе. Связь структуры романа с архаическими схемами мифологического мышления (ономапоэтика, двойничество, пространственные и временные оппозиции, символы «онтологического порога» и др.). Пасхальный архетип романа (И. Есаулов). Мотив чуда в произведении. Софиологические мотивы «Преступления и наказания» (разрыва связей с Землей, исповеди Земле, братства, братания, мотив сакрального посредничества героини по имени Софья и др.) Мистериальное начало в романе Достоевского. Жанровое своеобразие произведения (основные концепции).

Особенности религиозно-философских воззрений позднего Достоевского. Проблема идеала в публицистике, записных книжках писателя. Христианская онтологичность эстетики Достоевского; его христология и роман «Идиот». Архетипическая основа сюжета. Поэтика названия. Христианская идея кенозиса и «положительно прекрасный человек» Достоевского. Князь Мышкин как «юродивый герой». Принцип «снижения» в поэтике романа (А. Кунильский). Роман «Идиот» и русская духовная традиция понимания святости. Система персонажей. Сюжетно-композиционные особенности произведения. Живописный образ Христа в структуре романа. Своеобразие финала. «Идиот» как «самый непрочитанный» роман Достоевского: разнообразие интерпретаций, противоположные трактовки. «Идиот» в современном литературоведении. Интерпретации романа, связанные с признанием неудачи воплощения авторского замысла или с определением романа как самокритики писателя, который развенчал в «Идиоте» ренановскую концепцию Христа (М. Дунаев, Т. Касаткина, А. Тоичкина, И. Кириллова и др.). Предопределенность данных интерпретаций общим пониманием религиозных идей Достоевского 60-х гг. как далеких от строго догматических, православных. Иная трактовка романа (работы преподобного Иустина, А. Кунильского, Г. Ермиловой, К. Степаняна и др.).

«Бесы» Достоевского и «полемический» роман его времени. Историософская концепция писателя (Россия и Запад, феномен нигилизма, «русский путь», «русская мысль»); осмысление фактов «текущей действительности» (нечаевское дело, деятельность К. Голубова и др.). История создания романа. Значение религиозных идей «Фантастической страницы» чернового варианта для понимания философской проблематики «Бесов». Исключенная глава «У Тихона». Религиозно-философские источники главы (творения Иоанна Лествичника, Феодосия Печерского, Нила Сорского, Тихона Задонского). Смыл названия романа, роль эпиграфов. Образ бесовства, эсхатологические мотивы, мотив экзорцизма. Система персонажей. Ставрогин как «лицо трагическое», «явление серьезное» (Достоевский). Двойники героя в романе. Архетипический смысл философского самоубийства Кириллова. Ономапоэтика «Бесов». Своеобразие хронотопа в романе. «Бесы» в русской религиозно-философской критике.

Замысел романа «Подросток». Связь замысла с неосуществленной эпопеей «Житие великого грешника». «Главное. Во всем идея разложения, ибо все врозь и никаких не остается связей не только в русском семействе, но даже просто между людьми. Даже дети врозь» (Достоевский). Тема «случайного семейства» в произведении. Смысл названия (связь с ветхозаветными представлениями). Тема «беспорядка» и «широкости, с которою еще целомудренная душа уже допускает сознательно порок в свои мысли, уже лелеет его в своем сердце…» (Достоевский). Идея главного героя. «Русский скиталец» и русский странник. Мотив «рубки образов» как развитие и вариация мотивов романа «Бесы» и главы «Влас» из «Дневника писателя» 1873 г. Исповедь Версилова. Образ Макара Долгорукого и традиция народной религиозной культуры. Сюжетно-композиционная организация произведения. Особенности повествования. «Подросток» и традиции «романа воспитания». Художественная полемика с Толстым.

«Дневник писателя» и его место в творчестве Достоевского 1870-х гг. Художественно-публицистическая природа «Дневника писателя». Изменение эмоционально-общественной тональности от 1873 к 1876-1877 гг.: нарастание убежденности писателя в том, что в самой «текущей действительности» появляются люди, «которым принадлежит будущность России». Проблема идеала в «Дневнике писателя» и в романах «Подросток», «Братья Карамазовы». Малая проза «Дневника писателя» («Бобок», «Мальчик у Христа на елке», «Мужик Марей», «Кроткая», «Сон смешного человека»).

«Братья Карамазовы» – итоговый роман Достоевского; отражение в нем важнейших тем и идей творчества писателя. Замыслы последних лет и «Братья Карамазовы» («Житие великого грешника», поэма «Сороковины», «Русский Кандид», «книга о Иисусе Христе»). «Братья Карамазовы» – «это миф о новом человеке и его рождении из лона русской души» (С. Цвейг). Художественное осмысление национальной ментальности и общечеловеческой судьбы. Христианская антропология Достоевского. Поэтика названия романа. Система персонажей. Сюжетно-композиционные особенности. Сюжет блудного сына как зерно замысла «Братьев Карамазовых»; трансформация архетипической схемы в романе. Метафизическая тема отцовства и сыновства в творчестве Достоевского. Система метонимических замещений в романе. Две философские концепции мира в произведении. Иван Карамазов как герой – идеолог, «русский Фауст». Легенда о Великом инквизиторе и ее сюжетная роль в романе. «Русский инок» в «Братьях Карамазовых». Библейские и святоотеческие источники поучений старца Зосимы; прообразы героя; принципы художественного изображения «вполне прекрасного человека» в творчестве Достоевского. Литературные и фольклорные параллели романа: житие Алексея человека Божия, апокриф «Хождение Богородицы по мукам», житие преподобного Иакова (постника), житие Марии Египетской, житие Ефрема Сирина и др. Книга Иова в контексте произведения. Связь эпиграфа и финала романа. Жанровое своеобразие романа «Братья Карамазовы».

Пушкинская речь Достоевского. Спор о христианстве и «русской идее». Достоевский и К. Леонтьев. Достоевский и Н. Федоров. Достоевский и Вл. Соловьев.

Мировое значение творчества Достоевского. Достоевский и русский религиозно-философский ренессанс.





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.33.97 (0.008 с.)