Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Портрет в творчестве передвижников чрезвычайно разнообразен.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Главная задача портрета в творчестве художников этого периода - создать портреты представителей разночинной демократической интеллигенции. В. Перов, Н. Ге, И. Крамской, И. Репин, Н. Ярошенко создали портреты лиц, дорогих нации, - А.И.Герцена, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, В.В.Стасова и др.
Многие работы созданы благодаря инициативе П.В. Третьякова, который задумал галерею портретов русских художественных деятелей, писателей, мыслителей и др. – «лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» (И. Репин), «положительных и деятельных типов» (М.Салтыков-Щедрин). Этот замысел должен был показать духовную миссию портрета, вовлекавшего зрителя в атмосферу умственных исканий и социальной борьбы своего времени. Такие портреты - это не просто интерес передвижников к иконографии великих людей, а тяготение к образной типологии, к области идеальных представлений, иногда мифологизированных (исключением являются лишь портреты Репина, о чем будет сказано ниже). Образы, которые давала портретная живопись, ассоциировались с национальным образом России, с ее историческими судьбами, они соединяли идеал и действительность с точки зрения мыслящей и народолюбивой части общества. Иногда современники даже причисляли людей, изображенных на портретах, к пантеону языческих богов. Конечно, это была многозначительная литературная метафора, материальное свидетельство силы и бессилия человеческого духа, пытающегося преобразовать действительность по законам истины, добра и красоты. Ф.М. Достоевский сказал, что «в наше время надо высоко держать знамя чести. Представьте себе, что бы было, если б Лев Толстой, Гончаров оказались бы бесчестными? Какой соблазн, какой цинизм и как многие бы соблазнились. Скажут, если уж эти, то…». Даже сам облик подобных людей, властителей дум, в то время соотносился с высоким идеалом. Ориентация на создание идеала не означала отказа от драматизма и психологизма. Драматическое начало жизни отражалось в портрете через конфликт между властной силой человеческого духа и незащищенностью личности, ее обособленным существованием в жизненной стихии.
Одним из основоположников русского реалистического портрета был Василий Григорьевич Перов(1834-1882). В творчестве жанриста В. Перова в 1870-е годы обнаружился глубокий кризис, но этот кризис не коснулся его работы в жанре портрета. Характерными чертами его портретов являются - точность фиксации черт лица, особенностей фигуры, - стремление к обрисовке реальной ситуации, в которой пребывает модель (это проявление опыта Перова как жанриста), - он стремится соответствовать требованиям живописи 1870-х годов и всегда субъективной жанровой живописи противопоставляет беспристрастность портрета. Модели как бы говорят сами за себя. Не случайно на «Автопортрете» (1870) Перов сопоставляет свои представления о задачах художника с теми, которые были популярны при романтизме (автопортрет к тому же жанр, популярный у романтиков). Выделяя на красно-коричневом фоне лицо и руки, Перов невольно сопоставляет свой образ с романтическим образом артиста, но выражение лица отдаляет его от этой традиции - он не вдохновенный гений, а беспристрастный судья.
Задание 6. Попробуйте соединить лицо Островского и парадный мундир. Возможно ли это? (соединить лицо и мундир с портрета А. Дельвига Репина) Ответ: обратите внимание на возникающее при этом несоответствие. Такое несоответствие было бы возможно, если бы художник хотел показать человека, который мучается из-за необходимости быть чиновником и не соответствует требованиям, которые предъявляются государственному человеку. Но Перов создавал иной образ – цельного и гармоничного человека. По заданию П.М. Третьякова Перов создает портреты А.Ф.Писемского, В.Даля, А.Н.Майкова. Все три писателя показаны им во времени и в конкретной обстановке. Но, сравнив эти портреты, посмотрите, как у Перова модель во многом диктует принцип построения картины. Майков держит в руках книжку и может в любой момент прийти в движение. Даль, напротив, сидит в удобном кресле, его стариковское худое тело неподвижно, оно как бы вложено в глубину кресла, пальцы рук сплетены, знаменуя постоянство бытия, привычек, характера. Но глаза его, обращенные к зрителю, своим живым блеском нарушают это постоянство.
Портрет Ф.М.Достоевского (1872, смотри выше) -лучшее произведение художника, по которому потомки чаще всего и представляют себе писателя. Самому художнику был очень близок мир Достоевского. Он увлекался «Преступлением и наказанием», мучительное сострадание и стремление решать самые больные вопросы бытия были свойственны Перову так же, как и Достоевскому. Он нашел в писателе воплотителя собственных чаяний и своих представлений о долге интеллигента. Видимо, эта творческая близость и обеспечила успех портрету, писатель был для художника личным идеалом. В портрете возникает раздумье о судьбе России через духовную драму личности, стесненной беспросветностью окружающей жизни. Кризис иллюзий 1860-х в начале 70-х гг. придает портрету пессимистический оттенок. Положительным началом здесь является сама позиция неприятия действительности, способность человека «заболеть» несовершенством жизни. Такая нравственная тревога и уязвимость - удел благородных душ, сопричастных в своей судьбе художника судьбе народа. Каждое утро перед сеансом начиналось обыкновенно. Зима была снежная. Перов снимал шубу. Его встречала приветливая Анна Григорьевна, входил Достоевский. Перебрасывались 2-3 шутливыми фразами. Федор Михайлович долго усаживался, его фигуру окутывал мерцающий петербургский свет, на каждом сеансе присутствовала жена Достоевского, вязала или читала. Это был не первый большой заказной портрет Перова. Но ему казалось, что происходит чудо, ему мерещилось, что он стоит над пропастью. Ведь он писал портрет человека, прожившего две жизни, писал обнаженную душу человека, это портрет человека трагической судьбы, это человек - бездна, странный, тихий, молчащий, хилый и могущественный сдержанный и вспыльчивый, великий в своем постижении мира и совершенно лишенный внешней позы. Писатель изображен в момент глубоких размышлений. Художник стремится не постигнуть характер модели, а передать его психологическое состояние, момент сосредоточенности. Это состояние реализуется как бы вне времени, вне мгновения. Мир Достоевского замкнут, и тем более значительным рисуется он зрителю, который представляет его себе и постижимым и непостижимым одновременно. Самодостаточности духовного бытия писателя соответствует и композиция - кольцо сцепленных рук как бы отгораживает его от всего остального пространства. Мягкая тональная живопись, построенная на соотношении коричневых цветов, создает эквивалент длительности и сложности бытия Достоевского в окружающем мире. Два пластических центра полотна - лицо и руки. Жестко, до боли сцеплены узкие пальцы, вздуты вены. Эти руки носили кандалы, пожимали нежные руки жен декабристов в Тобольске. Задание. Попробуйте «убрать» с портрета руки. Изменилось ли что-нибудь? Ответ: Сразу же «уходит» с портрета внутренняя тревога и напряженность писателя.
Портретистом, выразившим в 1870-е годы новый идеал личности, был Иван Николаевич Крамской (1837-1887). Своеобразие Крамского- портретиста сказалось уже в графических портретах товарищей по артели художников. Возникшая в эти 60-е гг. эстетика фотографии (а он долго работал ретушером) увлекла его отказом от идеализации, стремлением максимально зорко вглядываться в модель. Эти черты вошли в его произведения как обязательное требование художественной правды в портрете. О моделях этих портретов трудно сказать - герой картины. Эти люди не имеют сословных привилегий, это скорее простые труженики, мастера своего дела, не всегда даже выявлено, что это художники, их преимущества - простота, активность, работа мысли. Благодаря этим работам он преодолел многие условности, распространенные портретном жанре. Важным этапом его работы как портретиста стал «Автопортрет» (1867). Крамской – это новый тип художника-интеллигента второй половины XIX века. Он был деятелем культуры в широком смысле этого слова. Он сформировался в атмосфере демократических реформ в России 1860- годов, был разночинцем по происхождению, жизненной судьбе и складу характера. Ему была свойственна просветительская вера в действенную преобразующую силу искусства, отношение к нему как к средству нравственного воспитания личности в духе идеалов гражданского служения и непримиримости ко всяким проявлениям зла. Художник с его точки зрения - критик общественных явлений, в каждой картине должны быть отражены мировоззрение, симпатии и антипатии, та неуловимая идея, которая освещает его картину, без этого света художник ничтожен. Все это определило своеобразие внутреннего облика Крамского, что отразилось в «Автопортрете». Крамской вписал свою полуфигуру в овал. Фигура стремительной диагональю входит в поле изображения, к зрителю обращен упрямый и дерзкий, исподлобья взгляд. Подобная композиция создает эффект присутствия для зрителя, что подтверждает и взгляд скошенных глаз художника, направленных прямо на нас. Казалось бы, овальная рама, пристальный взгляд модели возвращают нас к романтическому автопортрету начала века. На самом деле романтизм здесь окончательно изжит. Крамской подчеркивает здесь не черты гения-артиста, одаренного свыше божественным началом, а выступает скорее в облике судьи, обличителя. Взгляд Крамского суров, требователен и придирчив. Перед нами представитель молодой разночинной интеллигенции, демократ, чье мировоззрение формировалось в пылу полемики со старыми, отжившими взглядами. Он выражает настроения настороженности, беспокойства, общественной активности и готовности к борьбе. Интересен внешний облик Крамского. Он намеренно добивается полной простоты, лицо некрасиво, но характерно. Одежда не парадна, но аккуратна. Мы сталкиваемся не с идеализацией модели, а скорее с ее принижением, когда речь идет о внешности. Но зритель понимает, что перед нами с нравственной точки зрения человек честный, умный, постоянно ищущий, действенный, не терпит лжи, далек от эгоизма, его помыслы направлены на цели общественные.
Задание. Сопоставьте «Автопортрет» В.Перова и И. Крамского. Что общего между ними? Ответ: «Полемика» с романтическим образом художника и утверждение новых представлений и месте художника в обществе. Живописная гамма сдержанна, в серых тонах. Нет ни одного яркого мазка, вся выразительность строится на контрасте светлого и темного тонов, лицо выделено светлым пятном на темном фоне. В 1870-е гг. - это ведущий русский портретист. Он работал в различных жанрах портрета - от этюда до парадной композиции, в основном с натуры. «Главный и самый большой труд его – это портреты, портреты, портреты», - писал И.Е.Репин. Крамской за свою жизнь создал огромное количество портретов – около 700, многие из них были созданы на заказ (в том числе портреты некоторых членов царской семьи, представителей высшей аристократии, приближенной ко двору). Заказная работа тяготила его, ему казалось, что она губит его талант. Но Крамской был истинным портретистом, который умел передать «выражение лица». Его поиски связаны с логикой развития русского реализма, с развитием русской литературы, которая воссоздавала саму динамику внутренней психологической жизни человека, к раскрытию диалектики души.
Каждый новый этап в развитии портрета в истории мировой живописи связан с обретением нового героя. Конечно, это не значит, что портрет живет только за счет модели - он всегда выражает позицию художника, но сама эта позиция проявляется в выборе «портретного героя». Передвижники нашли своего героя, и художник чувствовал себя обязанным донести до зрителя его новый облик, характер, состояние. Это герой, готовый к общественной деятельности, активности, придирчивый и требовательный, спокойный и готовый к борьбе, умный, честный и открытый. Внешне этот герой достаточно прост, часто некрасив (по сравнению с героями романтических портретов - вдохновенных художников или томных красавиц). Многие работы писались по заказу П.М. Третьякова для портретной галереи великих представителей нации. Герои портретов - представители передовой русской интеллигенции, «властители дум»: Салтыков-Щедрин, Некрасов, Толстой, Т. Шевченко, А.Грибоедов, И. Гончаров, Я. Полонский, П. Мельников- Печерский, Д. Григорович, Ю. Самарин, С. Аксаков, П. Третьяков, Ф. Васильев, И. Шишкин, Г. Мясоедов, Н. Ге, А. Куинджи, И. Репин, Д. Менделеев и др. Часть работ создавалась по фотографиям и словесным описаниям (А.Грибоедова, И. Аксакова и др.), но наибольший интерес представляют работы, написанные с натуры. Облеченные высоким духовным, нравственным авторитетом, они выступают в роли судей современного общества. В них выражено не столько индивидуальное своеобразие характеров, сколько определенная общественная и идейная позиция. «В портретах известных людей следует держаться изображения такого, как и чем он заслужил свою известность» (И. Крамской). В портретах Крамского больше сходства, чем различия, отсюда нивелировка выразительных средств, единообразие живописной манеры, протокольная сухость, постоянство композиции: поясные или погрудные фигуры во фронтальном развороте, выделенные светом лица на темном, нейтральном фоне. Крамской оставался равнодушен к упрекам в однообразии, его внимание сосредоточено на лице модели. Индивидуально-неповторимые особенности личности - поза, осанка, жест, мимика, т.е. динамические характеристики, не важны для художника.
Лишь в некоторых портретах Крамского характеристика строится с учетом индивидуальных качеств модели.
В 1880-е гг. в портретах Крамского появляется стремление к картинности. Так, портрет И. Шишкина 1873 года сильно отличается от портрета И. Шишкина 1880 года.
Крамской восхищался своим товарищем по передвижничеству: «Шишкин- это верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа». В ранней работе художник, что естественно, изображен на фоне пейзажа, фигура невелика, большое место занимает пространство. Темный силуэт четко виден на светлом фоне. Это преуспевающий человек, который находится в зените славы и известности, но в портрете нет парадности. В модели автор видит демократизм, нравственную устойчивость, физическую силу. Выразительный взгляд чуть прищуренных глаз, свободно раскинутые волосы, густая борода, естественная поза, руки, непринужденно засунутые в карманы – все это свидетельствует о цельности натуры, спокойной уверенности в себе, в своей деятельности. Критика назвала эту работу Крамского лучшим произведением на 81 передвижнической выставке. В 1880 году модель придвинута к картинной плоскости, вытянута вверх, показана почти в рост на нейтральном фоне. Крамской пытается создать монументальный портрет: замкнутость силуэта, низкий горизонт и обобщенность форм передают стихийную силу, величественное спокойствие Шишкина, свойственное и его произведениям. Уверенная, спокойно-непринужденная поза художника, стоящего на освещенной солнцем поляне и словно касающегося головой неба, воспринимается как точная его характеристика. Шишкин окидывает просторы русской природы взглядом ее владельца: пейзаж подчинен, подвластен герою, который видит в природе основу для человеческого счастья. Создавая монумент Шишкину, Крамской вышел за рамки портрета и расширил его до картины. Эта работа была высоко оценена П.М. Третьяковым, В.В. Стасовым, И.Е. Репиным и многими другими, считавшими эту работу шедевром русской живописи. Но больше всего упреков в «картиннности», во многом несправедливых, заслужила картина «Неизвестная» (1883).
|