Портрет в творчестве передвижников чрезвычайно разнообразен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Портрет в творчестве передвижников чрезвычайно разнообразен.



Главная задача портрета в творчестве художников этого периода - создать портреты представителей разночинной демократической интеллигенции. В. Перов, Н. Ге, И. Крамской, И. Репин, Н. Ярошенко создали портреты лиц, дорогих нации, - А.И.Герцена, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, В.В.Стасова и др.

Интересна история знаменитого портрета Александра Ивановича Герцена работы художника Николая Николаевича Ге (1867 г., ГТГ). Портрет был написан во Флоренции и доставлен в Россию тайно, под видом библейского пророка Моисея в 1869 году. Жандармы при переезде художника через границу могли бы уничтожить портрет, узнав в нем изображение крамольного бунтаря. Поэтому художник предусмотрительно заклеил портрет слоем тонкой бумаги с изображением библейского пророка и благополучно доставил его на родину. Об истории создания портрета художник писал: "Неожиданно для нас пришел к нам А.И.Герцен, приехавший во Флоренцию... Небольшого роста, полный, плотный, с прекрасной головой, с красивыми руками: высокий лоб, волосы с проседью, закинутые назад без пробора; живые умные глаза энергично выглядывали из-за сдавленных век; нос широкий русский, как он сам называл, с двумя резкими чертами по бокам, рот, скрытый усами и короткой бородой. Голос резкий, энергичный, речь блестящая, полная остроумия. Целый вечер мы переговорили обо всем... Я ему тут же сказал: "Александр Иванович, не для вас, не для себя, но для всех тех, кому вы дороги как человек, как писатель, дайте сеансы: я напишу ваш портрет". Герцен согласился. И уже 9 февраля писал Н.А.Огаревой: "Известный живописец Ге просил дозволения снять мой портрет "для потомства", как он говорит. Это – художник первоклассный, я не должен был отказать. Вчера он начал". Ге работал над портретом вдохновенно, видя в его создании свой гражданский, патриотический долг. Портрет был закончен быстро и получился превосходным, по мнению В.В.Стасова, "лучшим (даже по краскам) из всех портретов, написанных Н.Н.Ге во всю его жизнь". Герцен изображен на темно-коричневом фоне. Только лицо, словно выхваченное ярким лучом света, выделяется на нем. Художник в образе писателя подчеркивает духовную мощь, могучий интеллект. Огромный высокий лоб пересечен энергичной складкой; взгляд умных, немного грустных глаз сосредоточенный, пристальный; седоватая борода не скрывает твердой линии рта. Темный костюм почти сливается с общим фоном портрета, и поэтому внимание зрителя концентрируется на лице, которое привлекает своим обаянием, душевной красотой, богатством внутренней жизни.
Н.Ге «Портрет писателя А.И. Герцена». 1867
Крамской «Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова», 1877   Портрет Николая Алексеевича Некрасова принадлежит к ряду типичных портретов русской интеллигенции, созданных художником в 1870-е годы. Мастер создает свого рода канон подобного портрета: небольшой размер, темная сдержанная цветовая гамма, отсутствие детализации в трактовке фигуры и тонкая линейная проработка лица. Фигура почти сливается с фоном, и на выделенном светом лице детально прорисованы борода, брови, глаза. На первый план выходит не столько живописная, сколько графическая основа, что, возможно, связано с практикой работы И.Н.Крамского ретушером у фотографа. Известно также, что при создании этого заказанного П.М.Третьяковым портрета он пользовался фотографией В.Каррика, последней прижизненной фотографией поэта. Это связано с тем, что Н.А.Некрасов был тогда уже тяжело болен, и сеансы длились не более 10–15 минут. Тем не менее художнику удалось создать строго документальный и одновременно выразительный образ русского поэта  
Крамской Портрет Салтыкова-Щедрина 1877 Ге Портрет Салтыкова-Щедрина
   
Крамской Иван Николаевич, Портрет Л. Н. Толстого. 1873 год Граф долго не соглашался позировать. В одном из своих писем к известному философу и публицисту Н. Н. Страхову Толстой пишет: «Уже давно Третьяков подсылал ко мне, но мне не хотелось, а нынче приехал этот Крамской и уговорил меня…». В портрете Толстого ярко проявился талант Крамского - психолога. Нейтральный фон полотна позволяет художнику сконцентрировать внимание зрителя на персонаже произведения. Художник мастерски передает сложный внутренний мир великого писателя. Взгляд Толстого полный холодного внимания и проницательности выдает в нем блестящего аналитика человеческих душ, способного понять и раскрыть жизненную суть. Крамской демонстрирует цельность натуры Льва Николаевича, непреклонную волю и могучий интеллект. Демократичность и национальный характер внешнего облика Толстого подчеркивает его близость к народу. Портрет Толстого, по мнению исследователей творчества Крамского, принадлежит к числу лучших произведений художника  
Н.Ге Портрет Льва Николаевича Толстого1884 Лев Николаевич Толстой умел вызывать возвышенные чувства и душевный подъём у своих читателей. Примечательно, что это могли быть не романы, ставшие знаменитыми, а небольшие статьи. Так произошло с Николам Ге, когда в 1882 он случайно прочел статью Толстого "О переписи". В своих воспоминаниях художник писал: "Я нашёл тут дорогие для меня слова". Слова эти относились к посещению писателем московских ночлежек: "Наша нелюбовь к нищим – причина их плохого состояния". Зажженный этими словами как искрой, Ге поторопился познакомиться с Толстым, встреча с которым преобразила всю творческую жизнь художника. В 1884 он написал портрет писателя. "В этом портрете я передавал всё, что есть самого драгоценного в этом удивительном человеке". На портрет Толстой изображен в кабинете собственного дома в Хамовниках, в Москве, за работой над рукописью трактата "В чём моя вера".Произведение отвечает всем законам написания кабинетного портрета. Нейтральный фон не отвлекает взгляда зрителя, сосредотачивая его на лице писателя. Боковое освещение моделирует лоб, часть щеки и бороды, но в самом портрете нет мрачных теней контражура. При цветовом не многословии портрет живописен. Свет на рубахе-"толстовке", декоративном украшении письменного стола, на листах бумаги изменяется от холодного к теплому. В Третьяковской галерее хранятся портреты Л.Н.Толстого, написанные И.Крамским, Н.Ге, И.Репиным. Каждый из них изображает писателя в разных возрастных категориях. У Ге Толстой ещё не "забронзовел". Это сосредоточенно работающий писатель, мыслитель, философ.
  Илья Репин. Портрет писателя Льва Толстого. 1887 Портрет написан в Ясной Поляне, по обыкновению быстро, в три сеанса (13-15 августа). Третьяков, узнав о создании портрета, но еще не видев его, в письме к Стасову высказывал надежду, что Толстой изображен Репиным стоящим во весь рости непременно на фоне пейзажа - только такая композиция представлялась Третьякову подобающей великому писателю. Репину, однако, удалось передать величие Толстого иными средствами. Выбранная художником точка зрения, с низким горизонтом, "возвышая" фигуру, придает ей монументальную значительность. Характерно, что Репин впоследствии никогда не строил портретную композицию подобным образом, утвердив тем самым уникальность, единственность портрета Толстого. Сдержанная, благородная колористическая гамма, ясный очерк силуэта при великолепной объемно-пространственной моделировке, плавное, широкое, "неспешное" движение кисти - все в портрете подчинено атмосфере величавой значительности, окружавшей Толстого.Толстой изображен в минуту тревожной задумчивости — это именно минута, конкретное мгновение, когда писатель, оторвавшись от книги, пытается разрешить вопрос, возникший по поводу прочитанного. Сосредоточенная, настороженная вдумчивость, пытливый, проникающий взгляд, заставляющий зрителя поневоле озаботиться содержанием этого вопроса, - черты, образующие программу портрета. Репин очень высоко ценил портрет Толстого, исполненный Крамским. Но если у Крамского Толстой преисполнен эпического спокойствия и ясности, а его взгляд суров и прямолинеен, то репинский Толстой — человек ищущий, сомневающийся. Именно в конце 1880-х годов писатель вступил на стезю проповедничества; не случайно высказывалось предположение, что в портрете Репина на коленях у Толстого - Евангелие.
Перов, Портрет Достоевского 1872 Эпоха, сменившая проникнутые пафосом отрицания шестидесятые, ознаменовалась поисками положительного идеала. Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции. В это время П.М.Третьяков начинает заказывать портреты лидеров русской культуры. Литература занимала центральное место в культуре того времени. Писатель воспринимался как живое воплощение общественной совести, он был "властителем дум", к нему обращались за разрешением самых жгучих нравственных, социальных вопросов. Именно таким предстает у Перова Федор Достоевский. Из мрака фона выступает бледное, нервное, "мятое" лицо, лежащие на коленях руки сцеплены замком. В мае 1872 года В. Г. Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Ф.М.Достоевского.* Сеансы были немногочисленны и непродолжительны, но Перов был вдохновлен вставшей перед ним задачей. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью. Перову писатель во многом был близок. Перов больше всего ценил роман "Преступление и наказание". И художник создал портрет-картину. Она была настолько убедительна, что для будущих поколений образ Достоевского как бы слился с портретом Перова. Вместе с тем портрет остался историческим памятником определенной эпохи, переломной и трудной, когда мыслящий человек искал решения основных социальных вопросов. Достоевскому в год написания портрета шел пятьдесят первый год. В 1871–1872 годах он работал над романом "Бесы", в 1868 году был написан "Идиот".
Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне. Достоевский сидит на стуле, повернувшись в три четверти, положив ногу на ногу и сжав колено кистями рук с переплетенными пальцами. Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. С боков и в особенности над головой Достоевского оставлено значительное свободное пространство. Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. Из темного фона пластично выступает бледное лицо. Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук. Перову в портрете Достоевского удалось изобразить человека, чувствующего себя наедине с самим собою. Он всецело погружен в свои мысли. Взгляд углублен в себя. Худое лицо с тонко прослеженными светотеневыми переходами позволяет ясно воспринять структуру головы. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета. В колористическом отношении интересно отметить то, что серый цвет пиджака воспринимается именно как цвет и вместе с тем передает фактуру материи. Его оттеняет пятно белой рубашки и черного в красную крапинку галстука. Портрет Достоевского и современниками был достаточно оценен и считался лучшим из портретов Перова. Известен отзыв о нем Крамского: "Характер, сила выражения, огромный рельеф <...> решительность теней и некоторая как бы резкость и энергия контуров, всегда присущие его картинам, в этом портрете смягчены удивительным колоритом и гармонией тонов". Отзыв Крамского тем более интересен, что к творчеству Перова в целом он относился критически.
Репин И.Е. Портрет В.Стасова. 1883 Знаменитый «дрезденский портрет» был создан во время поездки Репина и Стасова по Европе летом 1883 года.Случилось так, что друзья попали в Дрезден на праздник, когда там были закрыты галереи. Репину не терпелось поработать и он, усадив Стасова позировать, за два дня написал портрет. В одном из своих писем Владимир Васильевич Стасов описал это событие: «… всего портрет писали 14 часов, может быть с небольшим… Но только одно выигралось от такой упрямой работы, это то, что не прерывалось настроение господина живописца, да и моя поза тоже не прерывалась, не надо было всякий раз отыскивать снова, как мне сесть и как мне повернуться. Костюм же мой был, для удобства, такой: преспокойно одно только пальто, а снизу ночная рубашка, даже на груди немножко раскрывается (чего я не знал даже, а Репин нарочно не сказал для того, чтобы я не вздумал поправиться). Поворот – прямо спереди, рук нет выше локтя, поза порядком массивная, выражение – чем-то довольного, но и очень серьезного человека. А чем этот человек был так доволен? Должно быть, очень многим: и путешествием, и компанией, писанием портрета (наверное, отличного), и всего более – разговорами нашими…». Репин написал портрет «на одном дыхании». Его чувства звучали в унисон с чувствами Стасова. Сдержанная, благородная колористическая гамма, ясный очерк силуэта при великолепной объемно-пространственной моделировке и ликующее, широкое фактурное письмо, где рельефность мазков подчеркнута игрой света и тени – все в портрете подчинено атмосфере бурного эмоционального восторга, в котором прибывали художник и его модель в европейской поездке.

 

Многие работы созданы благодаря инициативе П.В. Третьякова, который задумал галерею портретов русских художественных деятелей, писателей, мыслителей и др. – «лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» (И. Репин), «положительных и деятельных типов» (М.Салтыков-Щедрин). Этот замысел должен был показать духовную миссию портрета, вовлекавшего зрителя в атмосферу умственных исканий и социальной борьбы своего времени. Такие портреты - это не просто интерес передвижников к иконографии великих людей, а тяготение к образной типологии, к области идеальных представлений, иногда мифологизированных (исключением являются лишь портреты Репина, о чем будет сказано ниже).

Образы, которые давала портретная живопись, ассоциировались с национальным образом России, с ее историческими судьбами, они соединяли идеал и действительность с точки зрения мыслящей и народолюбивой части общества. Иногда современники даже причисляли людей, изображенных на портретах, к пантеону языческих богов. Конечно, это была многозначительная литературная метафора, материальное свидетельство силы и бессилия человеческого духа, пытающегося преобразовать действительность по законам истины, добра и красоты.

Ф.М. Достоевский сказал, что «в наше время надо высоко держать знамя чести. Представьте себе, что бы было, если б Лев Толстой, Гончаров оказались бы бесчестными? Какой соблазн, какой цинизм и как многие бы соблазнились. Скажут, если уж эти, то…». Даже сам облик подобных людей, властителей дум, в то время соотносился с высоким идеалом.

Ориентация на создание идеала не означала отказа от драматизма и психологизма. Драматическое начало жизни отражалось в портрете через конфликт между властной силой человеческого духа и незащищенностью личности, ее обособленным существованием в жизненной стихии.

 

Одним из основоположников русского реалистического портрета был Василий Григорьевич Перов(1834-1882). В творчестве жанриста В. Перова в 1870-е годы обнаружился глубокий кризис, но этот кризис не коснулся его работы в жанре портрета. Характерными чертами его портретов являются

- точность фиксации черт лица, особенностей фигуры,

- стремление к обрисовке реальной ситуации, в которой пребывает модель (это проявление опыта Перова как жанриста),

- он стремится соответствовать требованиям живописи 1870-х годов и всегда субъективной жанровой живописи противопоставляет беспристрастность портрета. Модели как бы говорят сами за себя. Не случайно на «Автопортрете» (1870) Перов сопоставляет свои представления о задачах художника с теми, которые были популярны при романтизме (автопортрет к тому же жанр, популярный у романтиков). Выделяя на красно-коричневом фоне лицо и руки, Перов невольно сопоставляет свой образ с романтическим образом артиста, но выражение лица отдаляет его от этой традиции - он не вдохновенный гений, а беспристрастный судья.

Портрет А.Н. Островского (1871) - один из шедевров Перова. В нем примечателен бытовой аспект: московский драматург изображен в теплом халате, отороченном беличьим мехом, в домашнем виде, обращен к зрителю и словно готов заговорить с ним. Перов стремится к конкретизации поведения модели во времени - мгновенность состояния передана взглядом (у него умные светлые глаза), реальным и потенциальным движением. Необыкновенная простота ярко передает духовный облик драматурга. Ясный взгляд наблюдательных глаз, живость и непринужденность, энергичность, подчеркнутая простота домашней одежды - все это создает образ бытописателя нравов, борца с «темным царством».

 

Задание 6. Попробуйте соединить лицо Островского и парадный мундир. Возможно ли это?

(соединить лицо и мундир с портрета А. Дельвига Репина)

Ответ: обратите внимание на возникающее при этом несоответствие. Такое несоответствие было бы возможно, если бы художник хотел показать человека, который мучается из-за необходимости быть чиновником и не соответствует требованиям, которые предъявляются государственному человеку. Но Перов создавал иной образ – цельного и гармоничного человека.

По заданию П.М. Третьякова Перов создает портреты А.Ф.Писемского, В.Даля, А.Н.Майкова. Все три писателя показаны им во времени и в конкретной обстановке. Но, сравнив эти портреты, посмотрите, как у Перова модель во многом диктует принцип построения картины. Майков держит в руках книжку и может в любой момент прийти в движение. Даль, напротив, сидит в удобном кресле, его стариковское худое тело неподвижно, оно как бы вложено в глубину кресла, пальцы рук сплетены, знаменуя постоянство бытия, привычек, характера. Но глаза его, обращенные к зрителю, своим живым блеском нарушают это постоянство.

Портрет А.Ф.Писемского Портрет В.Даля Портрет А.Н.Майкова

 

Портрет Ф.М.Достоевского (1872, смотри выше) -лучшее произведение художника, по которому потомки чаще всего и представляют себе писателя. Самому художнику был очень близок мир Достоевского. Он увлекался «Преступлением и наказанием», мучительное сострадание и стремление решать самые больные вопросы бытия были свойственны Перову так же, как и Достоевскому. Он нашел в писателе воплотителя собственных чаяний и своих представлений о долге интеллигента. Видимо, эта творческая близость и обеспечила успех портрету, писатель был для художника личным идеалом.

В портрете возникает раздумье о судьбе России через духовную драму личности, стесненной беспросветностью окружающей жизни. Кризис иллюзий 1860-х в начале 70-х гг. придает портрету пессимистический оттенок. Положительным началом здесь является сама позиция неприятия действительности, способность человека «заболеть» несовершенством жизни. Такая нравственная тревога и уязвимость - удел благородных душ, сопричастных в своей судьбе художника судьбе народа.

Каждое утро перед сеансом начиналось обыкновенно. Зима была снежная. Перов снимал шубу. Его встречала приветливая Анна Григорьевна, входил Достоевский. Перебрасывались 2-3 шутливыми фразами. Федор Михайлович долго усаживался, его фигуру окутывал мерцающий петербургский свет, на каждом сеансе присутствовала жена Достоевского, вязала или читала. Это был не первый большой заказной портрет Перова. Но ему казалось, что происходит чудо, ему мерещилось, что он стоит над пропастью. Ведь он писал портрет человека, прожившего две жизни, писал обнаженную душу человека, это портрет человека трагической судьбы, это человек - бездна, странный, тихий, молчащий, хилый и могущественный сдержанный и вспыльчивый, великий в своем постижении мира и совершенно лишенный внешней позы.

Писатель изображен в момент глубоких размышлений. Художник стремится не постигнуть характер модели, а передать его психологическое состояние, момент сосредоточенности. Это состояние реализуется как бы вне времени, вне мгновения. Мир Достоевского замкнут, и тем более значительным рисуется он зрителю, который представляет его себе и постижимым и непостижимым одновременно.

Самодостаточности духовного бытия писателя соответствует и композиция - кольцо сцепленных рук как бы отгораживает его от всего остального пространства. Мягкая тональная живопись, построенная на соотношении коричневых цветов, создает эквивалент длительности и сложности бытия Достоевского в окружающем мире. Два пластических центра полотна - лицо и руки. Жестко, до боли сцеплены узкие пальцы, вздуты вены. Эти руки носили кандалы, пожимали нежные руки жен декабристов в Тобольске.

Задание. Попробуйте «убрать» с портрета руки. Изменилось ли что-нибудь?

Ответ: Сразу же «уходит» с портрета внутренняя тревога и напряженность писателя.

 

Портретистом, выразившим в 1870-е годы новый идеал личности, был Иван Николаевич Крамской (1837-1887). Своеобразие Крамского- портретиста сказалось уже в графических портретах товарищей по артели художников. Возникшая в эти 60-е гг. эстетика фотографии (а он долго работал ретушером) увлекла его отказом от идеализации, стремлением максимально зорко вглядываться в модель. Эти черты вошли в его произведения как обязательное требование художественной правды в портрете. О моделях этих портретов трудно сказать - герой картины. Эти люди не имеют сословных привилегий, это скорее простые труженики, мастера своего дела, не всегда даже выявлено, что это художники, их преимущества - простота, активность, работа мысли. Благодаря этим работам он преодолел многие условности, распространенные портретном жанре.

Важным этапом его работы как портретиста стал «Автопортрет» (1867).

Крамской – это новый тип художника-интеллигента второй половины XIX века. Он был деятелем культуры в широком смысле этого слова. Он сформировался в атмосфере демократических реформ в России 1860- годов, был разночинцем по происхождению, жизненной судьбе и складу характера.

Ему была свойственна просветительская вера в действенную преобразующую силу искусства, отношение к нему как к средству нравственного воспитания личности в духе идеалов гражданского служения и непримиримости ко всяким проявлениям зла. Художник с его точки зрения - критик общественных явлений, в каждой картине должны быть отражены мировоззрение, симпатии и антипатии, та неуловимая идея, которая освещает его картину, без этого света художник ничтожен.

Все это определило своеобразие внутреннего облика Крамского, что отразилось в «Автопортрете».

Крамской вписал свою полуфигуру в овал. Фигура стремительной диагональю входит в поле изображения, к зрителю обращен упрямый и дерзкий, исподлобья взгляд. Подобная композиция создает эффект присутствия для зрителя, что подтверждает и взгляд скошенных глаз художника, направленных прямо на нас.

Казалось бы, овальная рама, пристальный взгляд модели возвращают нас к романтическому автопортрету начала века. На самом деле романтизм здесь окончательно изжит. Крамской подчеркивает здесь не черты гения-артиста, одаренного свыше божественным началом, а выступает скорее в облике судьи, обличителя.

Взгляд Крамского суров, требователен и придирчив. Перед нами представитель молодой разночинной интеллигенции, демократ, чье мировоззрение формировалось в пылу полемики со старыми, отжившими взглядами. Он выражает настроения настороженности, беспокойства, общественной активности и готовности к борьбе.

Интересен внешний облик Крамского. Он намеренно добивается полной простоты, лицо некрасиво, но характерно. Одежда не парадна, но аккуратна. Мы сталкиваемся не с идеализацией модели, а скорее с ее принижением, когда речь идет о внешности. Но зритель понимает, что перед нами с нравственной точки зрения человек честный, умный, постоянно ищущий, действенный, не терпит лжи, далек от эгоизма, его помыслы направлены на цели общественные.

Автопортрет Крамского Перов Автопортрет

 

Задание. Сопоставьте «Автопортрет» В.Перова и И. Крамского. Что общего между ними?

Ответ: «Полемика» с романтическим образом художника и утверждение новых представлений и месте художника в обществе.

Живописная гамма сдержанна, в серых тонах. Нет ни одного яркого мазка, вся выразительность строится на контрасте светлого и темного тонов, лицо выделено светлым пятном на темном фоне.

В 1870-е гг. - это ведущий русский портретист. Он работал в различных жанрах портрета - от этюда до парадной композиции, в основном с натуры. «Главный и самый большой труд его – это портреты, портреты, портреты», - писал И.Е.Репин. Крамской за свою жизнь создал огромное количество портретов – около 700, многие из них были созданы на заказ (в том числе портреты некоторых членов царской семьи, представителей высшей аристократии, приближенной ко двору). Заказная работа тяготила его, ему казалось, что она губит его талант. Но Крамской был истинным портретистом, который умел передать «выражение лица». Его поиски связаны с логикой развития русского реализма, с развитием русской литературы, которая воссоздавала саму динамику внутренней психологической жизни человека, к раскрытию диалектики души.

 

Каждый новый этап в развитии портрета в истории мировой живописи связан с обретением нового героя. Конечно, это не значит, что портрет живет только за счет модели - он всегда выражает позицию художника, но сама эта позиция проявляется в выборе «портретного героя». Передвижники нашли своего героя, и художник чувствовал себя обязанным донести до зрителя его новый облик, характер, состояние.

Это герой, готовый к общественной деятельности, активности, придирчивый и требовательный, спокойный и готовый к борьбе, умный, честный и открытый. Внешне этот герой достаточно прост, часто некрасив (по сравнению с героями романтических портретов - вдохновенных художников или томных красавиц).

Многие работы писались по заказу П.М. Третьякова для портретной галереи великих представителей нации. Герои портретов - представители передовой русской интеллигенции, «властители дум»: Салтыков-Щедрин, Некрасов, Толстой, Т. Шевченко, А.Грибоедов, И. Гончаров, Я. Полонский, П. Мельников- Печерский, Д. Григорович, Ю. Самарин, С. Аксаков, П. Третьяков, Ф. Васильев, И. Шишкин, Г. Мясоедов, Н. Ге, А. Куинджи, И. Репин, Д. Менделеев и др. Часть работ создавалась по фотографиям и словесным описаниям (А.Грибоедова, И. Аксакова и др.), но наибольший интерес представляют работы, написанные с натуры.

Облеченные высоким духовным, нравственным авторитетом, они выступают в роли судей современного общества. В них выражено не столько индивидуальное своеобразие характеров, сколько определенная общественная и идейная позиция. «В портретах известных людей следует держаться изображения такого, как и чем он заслужил свою известность» (И. Крамской).

В портретах Крамского больше сходства, чем различия, отсюда нивелировка выразительных средств, единообразие живописной манеры, протокольная сухость, постоянство композиции: поясные или погрудные фигуры во фронтальном развороте, выделенные светом лица на темном, нейтральном фоне. Крамской оставался равнодушен к упрекам в однообразии, его внимание сосредоточено на лице модели. Индивидуально-неповторимые особенности личности - поза, осанка, жест, мимика, т.е. динамические характеристики, не важны для художника.

Портрет П.М. Третьякова (1876). Своим стремительным взлетом Крамской был обязан Третьякову, с которым его связывала духовная близость, общность эстетических и жизненных взглядов. Несколько десятилетий провел Третьяков в окружении лучших русских живописцев, но было создано только два его портрета (второй – И.Репиным). Третьяков был скромным человеком, потому, по словам его дочери, А.П. Боткиной, от портретирования «увиливал». Крамской выполнил портрет случайно, пользуясь болезнью Третьякова, во время которой тот вынужден был некоторое время не двигаться. Свидетельство глубокого уважения Крамского к Третьякову - камерный, не для публики, портрет, в котором за внешней замкнутостью чувствуются сердечное тепло и одухотворенность. Внутренняя жизнь этого человека не проявляется во внешних эмоциях. Здесь внимание сосредоточено на внутренней мягкости, успокоенности, внутренней уравновешенности знаменитого коллекционера. Прежде всего представлен зрителю лоб модели - «обиталище» мысли, свет которой распространяется на все лицо. Внимательный, умный взгляд, худощавое интеллигентное лицо, благородная сдержанность характеризуют Третьякова как духовно богатую личность.
Портрет Салтыкова Щедрина (1879) особенно показателен своей программностью. Крамской долго работал над портретом (с 1877 года), что сказалось на живописи – несколько жесткой, резкой, по словам самого художника, «муругая».Но аскетичность живописи входила в намерения портретиста. Крамской вытягивает вверх фигуру писателя, пишет его голову с низкой точки зрения, поэтому голова с большим озаренным светом лбом возносится над зрителем. Писатель предстает в состоянии открытого и вызывающего противостояния действительности, это провидец, для которого общественные беды – собственное несчастье. Его фигура резко выступает вперед на звенящем фоне, взгляд требовательно и в упор обращен на зрителя, исполнен грозной духовной силы. Сплетенные пальцы рук (этот жест художник долго искал), скорбный суровый взгляд, устремленный прямо на нас, - все это свидетельствует о том, что перед нами не созерцатель, а активный деятель. В своей убежденности, в неистовом темпераменте он готов смести всякого, кто решится вступить с ним в спор. Щедрин смотрит сверху отчужденным взглядом, вокруг него как бы создается атмосфера одиночества, он замкнут в кругу своих постоянных идей, проверенных долгим опытом жизни, но доступных не всем. В этом портрете словно разворачивается вся биография человека.

 

Лишь в некоторых портретах Крамского характеристика строится с учетом индивидуальных качеств модели.

Портрет Федора Васильева (1871) - это одухотворенный поэтический образ великого художника-пейзажиста, поэта-романтика. Васильев в начале 1870-х годов «вырос и сложился – и лицом и характером» (Крамской). Глубокая одухотворенность сочетается на его красивом лице с ровным, спокойным мужеством, у него задумчиво-рассеянное выражение лица, свободная поза, легкая небрежность костюма. Но в глубине глаз затаилась печаль, предсказывающая его трагическую судьбу (смерть в 23 года от туберкулеза). Крамской очень любил «гениального мальчика», заботился о нем, восхищался его работами и глубоко переживал его смерть. Манера письма Крамского мягкая, живопись участвует в романтизации образа.
В портрете Д.В. Григоровича (1876) художник пытается передать мир души через неуловимую игру светотени, «незаметность» по его выражению, рельефа, волнующие и движущиеся линии формы. Это один из самых «экспрессивных» портретов Крамского. Крамской скептически относился к деятельности Григоровича, в прошлом, в 1840-е годы, известного писателя, в качестве секретаря Общества поощрения художников. Самому Григоровичу работа понравилась, но В.В. Стасов уловил обличительное начало портрета: «Это не портрет, а просто сцена, драма…». Крамской создает образ старого литератора, любящего покрасоваться, артистичного, открытого, умеющего себя вести, двигаться, подчеркивающего свое поведение эффектными жестами, это одновременно и администратор, склонный к красивым фразам. Художник заостряет мгновение: Григорович изображен не как обычно у Крамского, в длительном состоянии, а в порыве, движении.
В живописном отношении одним из лучших является портрет давнего друга Крамского, исторического живописца А. Литовченко. В этом портрете зафиксировано конкретное мгновение, фигура развернута в пространстве, модель стоит, заложив одну руку за спину, а другой держа папиросу, из кармана пальто эффектно свисает перчатка. Силуэт фигуры очерчен выразительной линией, гармонично сочетается со светло-серым фоном, в портрете есть живописная свобода, которая редко появляется в работах Крамского.  

В 1880-е гг. в портретах Крамского появляется стремление к картинности.

Так, портрет И. Шишкина 1873 года сильно отличается от портрета И. Шишкина 1880 года.

 

Крамской восхищался своим товарищем по передвижничеству: «Шишкин- это верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа».

В ранней работе художник, что естественно, изображен на фоне пейзажа, фигура невелика, большое место занимает пространство. Темный силуэт четко виден на светлом фоне. Это преуспевающий человек, который находится в зените славы и известности, но в портрете нет парадности. В модели автор видит демократизм, нравственную устойчивость, физическую силу. Выразительный взгляд чуть прищуренных глаз, свободно раскинутые волосы, густая борода, естественная поза, руки, непринужденно засунутые в карманы – все это свидетельствует о цельности натуры, спокойной уверенности в себе, в своей деятельности.

Критика назвала эту работу Крамского лучшим произведением на 81 передвижнической выставке.

В 1880 году модель придвинута к картинной плоскости, вытянута вверх, показана почти в рост на нейтральном фоне. Крамской пытается создать монументальный портрет: замкнутость силуэта, низкий горизонт и обобщенность форм передают стихийную силу, величественное спокойствие Шишкина, свойственное и его произведениям. Уверенная, спокойно-непринужденная поза художника, стоящего на освещенной солнцем поляне и словно касающегося головой неба, воспринимается как точная его характеристика. Шишкин окидывает просторы русской природы взглядом ее владельца: пейзаж подчинен, подвластен герою, который видит в природе основу для человеческого счастья.

Создавая монумент Шишкину, Крамской вышел за рамки портрета и расширил его до картины. Эта работа была высоко оценена П.М. Третьяковым, В.В. Стасовым, И.Е. Репиным и многими другими, считавшими эту работу шедевром русской живописи.

Но больше всего упреков в «картиннности», во многом несправедливых, заслужила картина «Неизвестная» (1883).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.059 с.)