ТОП 10:

Цель: познакомит детей с жанром портрета.



Задачи урока:

Познавательные –знания о жанре портрета, разновидностях и техниках исполнения, знакомство с пропорциями человеческого лица.

Обучающие – умения и навыки рисования портрета

Развивающие –воображение и образное мышление

Воспитывающие – воспитание восприятия художественных произведений.

Методы, используемые на уроке:

Объяснительно-иллюстративный – показ репродукций портретов известных художников, показ учителя на доске.

Репродуктивный – дети отвечают на вопросы, воспроизводят полученную информацию.

Частично-поисковый: ребята должны создать портрет-образ друга

Оборудование:

Для учителя – иллюстративный материал:

Б.Кустодиев «Купчиха за чаем»

Ю.П.Анненков «Портрет фотографа-художника М.А.Шерлинга»

Т.Жерико «Офицер конных егерей, идущий в атаку» А.В. Лентулов «Портрет Марины Петровны Лентуловой»

Рембрандт «Портрет Саскии в образе Флоры»

Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»

Б.Григорьев «Портрет Мейерхольда»

Ф.Буше «Портрет мадам Помпадур»

В.Серов «Девочка с персиками»

Диего Веласкес «Портрет папы ИннокентияX»

 

Для учеников - альбом или отдельные листы формата А4, карандаши простые и цветные, гуашь, кисти, баночка для воды, ластик.

Ход урока:

Искусствоведческий рассказ:

Ребята, сегодня мы познакомимся с жанром изобразительного искусства портретом. На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека. Всеобщая (инвариантная) тема портрета – индивидуальная жизнь человека, индивидуальная форма его бытия. Независимо от того, сколько человек изображено на портрете – двое (парный портрет) или несколько (групповой), каждый из них на портрете обладает относительной автономией.

Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.

Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.

Посмертный (ретроспективный) портрет — сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.

Портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее — групповой портрет-картина).

Портрет-прогулка — изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма

Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.

Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например). Различают:

Аллегорический, мифологический, исторический, семейный портрет, жанровый портрет

Автопортрет — то есть изображение художником самого себя, принято выделять в отдельный поджанр.

Религиозный портрет (донаторский или ктиторский) — древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря (часто коленопреклоненным).

Иногда при классификации используется сословный принцип: купеческий, крестьянский портрет, портрет духовного лица, шутовской портрет, поскольку социальное положение модели влияло на определенные методы репрезентации, используемые художником.

 

По характеру изображения:

Парадный (репрезентативный) портрет — как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; большая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:

Коронационный (реже встречается тронный)

Конный

В образе полководца (военный)

Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.

Полупарадный — обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары

Камерный портрет — используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.

Интимный портрет — является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.

Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью.

Чтобы изобразить человека следует внимательно его наблюдать и передать в рисунке самые характерные черты его внешности. Портрет может быть как реалистичным так и декоративным.

Чтобы нарисовать портрет, нужно знать какие бывают разновидности глаз, носа, ушей, бровей, рта. Понаблюдаем за друг другом. У каждого из нас свои характерные черты лица, в этом наша индивидуальность.

Практическое задание

Рисуем портрет своего друга.

Сегодня я помогу вам преодолеть основные трудности в рисовании головы человека и его лица. Каждый попробует нарисовать портрет своего соседа по парте. А сейчас открывайте краски, смочите их чистой водой. Откройте альбом. Страница слева будет пробник, где мы нарисуем схематический рисунок головы, а страница справа – творческая работа – портрет товарища. (на доске мелом рисую схематический рисунок строения головы человека)

Учитель: Чтобы начать что-то рисовать, надо сначала посмотреть на объект изображения. Значит, все посмотрите друг на друга и определите, на какую фигуру похожа голова товарища: круг, овал, лицо, прямоугольник, треугольник?

Дети: Голова похожа на круг, овал, яйцо.

Учитель: Да, мы можем смело сначала нарисовать, допустим, овал. Скажите, а лицо человека симметрично или нет?

Дети: Да, симметрично. Посередине находится нос, а слева и справа на одинаковом расстоянии от носа – глаза, щеки, брови, лобные бугры, уши, губы.

Учитель: Заметьте, что высота носа занимает одну третью часть от корней волос до подбородка и форма носа напоминает вытянутый треугольник.

Учитель: Линии глаз располагаются ближе к середине овала лица. Форма глаза – круг, ноне один, а три: маленький черный зрачок, далее –посмотрите друг другу в глаза, помогайте мне:

Дети: Есть еще коричневый или серый кружок

Учитель: Это радужная оболочка.

Дети: Больше нет кружков, а видны только белые треугольнички.

Учитель: Да, самый большой белый круг глазного яблока, прикрыт сверху и снизу веками, поэтому нам видны только белые треугольнички. А на веках располагается защитная оградка для глаз, которую женщины и девушки стараются сделать чернее и длиннее, что это?

Дети: Ресницы. Величина глаза должна укладываться в ширине лица 5 раз. А между глазами умещается еще один глаз. Это надо помнить, чтобы глаза не разъехались в разные стороны. Выше глаз находятся брови, у всех людей они разные: овальные, треугольные или как крылья. А вот если нижнюю часть лица – от основания носа до подбородка разделить на три ровные части, то верхнее деление будет разрез рта. Выше от него – верхние губы, ниже – нижние. Губы у всех людей тоже самые разные: и бантиком, и треугольничком, и пухлые, и тонкие.

Учитель: А нижнее деление – это ямка подбородка. Уголки губ – примерно на уровне зрачков глаз. А теперь посмотрите друг на друга, и скажите, какой величины уши человека и на каком уровне они находятся?

Дети: Ухо можно сравнить с высотой носа. Оно находится на уровне носа. Только если смотреть на человека сбоку, ухо похоже на улитку, а спереди на полуовалы.

Учитель: Молодцы. Правильно подметили. Ребята, а теперь приступим к практической работе. Наберем на кисть краску, которая похожа на цвет тела человека.

Дети: Это охра светлая.

Учитель: Правильно. Теперь нарисуем на левом листе альбома схему головы человека кистью. Легко и свободно чуть выше середины листа разместим пятно овальной или яйцевидной формы. Получилось? Теперь такое же пятно нарисуем на правом листе. Голова не существует сама по себе. Она «Сидит» на шее и на плечевом поясе. Поэтому, внизу овала дорисуем кистью шею и плечи. Пока красочный слой подсыхает, еще раз посмотрите друг на друга и отметьте те черты, которые отличают данного человека от других людей. (дети стараются назвать выразительные особенности лица соседа по парте: большие или маленькие глаза, тонкий или широкий нос, смешливый или грустный характер) А теперь кончиком кисти той же охрой нарисуйте все части лица на пробнике. Сначала важно, чтобы рисунок был похож на человека, а не на карикатуру. (Прохожу между рядами и помогаю избежать ошибок и неприятностей). Беру один из рисунков ребят, показываю всему классу. Спрашиваю: « Этот схематичный рисунок похож на человека?

Дети: Похож.

Учитель: А теперь на правом листе альбома, где уже есть готовый подмалевок, на тех местах, где находятся части лица, нарисуйте эти части, характерные именно для вашего соседа, не забудьте нарисовать волосы, прическу, одежду, подбирая нужный цвет на палитре. Распишите вокруг портрета фон того цвета, который походит к этому человеку Ребята самостоятельно и творчески работают над своим рисунком. Напоминаю, что работа идет только кистью без применения карандаша. Неудавшийся мазок, вымываем чистой водой и подсушиваем кистью. Даем просыхать каждому новому слою. Чтобы краска сохла быстро, берем ограниченное количество воды, не забываем подсушивать кисть о салфетку. По мере завершения, работы выставляются на полку-выставку.

 

 

Теоретическое задание

Опрос-беседа: С каким жанром изобразительного искусства мы познакомились? Какие бывают разновидности портрета? В каких техниках можно изобразить портрет? Какой вид портрета вам больше всего нравится? Почему?

Задание на дом: Нарисовать автопортрет.

Урок окончен.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.135.32 (0.009 с.)