Разработайте конспект урока–беседы для учащихся 5 класса по теме «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработайте конспект урока–беседы для учащихся 5 класса по теме «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»



 

Тип урока – урок беседа, изучение нового материала.

Цель – знакомство с видами изобразительного искусства и основами их образного языка

 

Урок: "Основы языка изображения"

 

Задачи:

Воспитывать интерес к познанию нового в искусстве.

Воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве ив жизни.

Научить понимать специфику языков различных видов изобразительного искусства.

 

Зрительный ряд:

Диапозитивы:

 

1. А. Матисс. Женское лицо;

2. П. Пикассо. Клоун;

3. К. Писсаро. Бульвар Капуцинов;

4. П. Клодт. Кобыла с жеребёнком;

5. П. Клодт. Скульптурная группа на Аничковом мосту;

6. А. Дейнека. Оборона Петрограда;

7. М. Сарьян. Пальма;

8. И. Грабарь. Февральская лазурь;

9. В. Мухина. Крестьянка;

10. В. Ван Гог. Красные виноградники в Арле;

11. М. Куприянов. Рисунки;

12. М. Сарьян. Цветы;

13. А. Матисс. Натюрморт с бронзой;

14. А. Рылов. В голубом просторе.

Детские работы.

Карточки-задания.

 

ХОД УРОКА

 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Всегда интересно узнать тайну искусства, тайну мастерства. У каждого художника, музыканта, поэта свои секреты и мы их, конечно, узнать не в состоянии, но мы попробуем чуть-чуть заглянуть в тайны искусства. Назовите известные Вам виды искусства.

 

Учащиеся: Изобразительное искусство; литература; театр.

 

Учитель: И у каждого искусства есть свои секреты, тайна, свой язык. На каком языке говорит музыка, из чего она состоит?

 

Учащиеся: Ноты, мелодия.

 

Учитель: Верно, а литература?

 

Учащиеся: Это – слово.

 

Учитель: А на каком языке говорит искусство балета?

 

Учащиеся: На языке жеста, движения, пластики.

 

Учитель: Верно. А давайте сейчас и мы с вами попробуем немного поговорить на языках этих искусств. Нужно рассказать о лебеде. Первому ряду это надо сделать на языке литературы, второму ряду на языке балета, а третьему ряду на языке рисунка. Подумайте.

Итак, попробуем, кто начнет рассказывать?

 

Учащиеся: Лебедь белый, у него длинная шея.

 

Учитель: Все так, но ведь мы говорим на языке искусства. А язык этот могуч – может заставить и плакать, и смеяться. И нужно показать нам этого лебедя, чтобы мы представили, насколько он прекрасен.

 

Учащиеся: Прекрасный белый лебедь плывет по зеркальной глади озера. Он горделиво выгнул свою стройную шею. Но вот он поднял голову, широко взмахнул крыльями и полетел ввысь, к солнцу.

 

Учитель: Хорошо, спасибо! А кто попробует рассказать о лебеде языком балета?

Второй ряд, кто попробует изобразить нам лебедя?

 

Учащиеся пытаются движениями изобразить лебедя.

 

Учитель: И посмотрите, пожалуйста, на доску. Третий ряд предложил свой вариант изображения лебедя на языке рисунка. Спасибо! Вот видите, ребята, каждое искусство, как и каждый народ, каждая нация имеет свой язык. Ведь когда мы приходили на балет, мы не ждали, что герои заговорят или запоют.

 

Учитель: А вот интересно, на каком языке разговаривают художники: живописцы, графики, скульпторы?

Выйдите 4 человека к доске: Лена, Оксана, Игорь, Саша.

Выберите материал для своей работы. Вам задание – нарисовать яблоко.

Изобразительное искусство тоже имеет свой особый язык, который нужно знать, чтобы понять, что хотели показать художники в своем произведении.

Два вопроса можно задать по отношению к любому произведению: “Что?” и “Как?”

У наших художников на вопрос “Что?” ответ один. А вот на вопрос “Как?”, каким языком, средствами художественной выразительности он пользуется, мы попробуем ответить. Итак, Лена у нас рисовала карандашом. При помощи какого языка она показала нам яблоко?

 

Учащиеся: При помощи линий.

 

Учитель: Да, верно, Лена говорит с нами на языке линии. А Игорь?

 

Учащиеся: У Игоря была пастель, и он сделал цветом.

 

Учитель: У него множество цвета или одно цветное пятно?

 

Учащиеся: Цветное пятно.

 

Учитель: И язык, на котором разговаривал Игорь, это пятно. У Саши был уголь, каким средством художественной выразительности он пользовался?

 

Учащиеся: У него тоже пятно и ещё штрихи.

 

Учитель: Верно, у него в рисунке и пятно, и штрихи – языки графики. А у Оксаны?

 

Учащиеся: У неё много красок, цвета.

 

Учитель: Оказывается, художник пользуется различными средствами художественной выразительности, говорит на различных языках для передачи своей идеи.

Мы с вами познакомились с четырьмя языками ИЗО. Давайте же посмотрим, как ими пользуются художники, и какие есть у художников ещё тайные средства?

Посмотрите на эту работу, на каком языке говорит с нами художник? (А. Матисс Женское лицо).

 

Учащиеся: На языке линии.

 

Учитель: И что же ещё поразило в этом лице?

 

Учащиеся: Разлет бровей, овал лица, глаза, изящная линия шеи.

 

Учитель: А как вы думаете, нужен здесь цвет?

 

Учащиеся: Нет. Художник сумел одной линией передать прелесть этой девушки.

 

Учитель: Каков характер линии в этой работе?

 

Учащиеся: Она плавная, спокойная.

 

Учитель: А в этой работе? (П. Пикассо "Клоун")

 

Учащиеся: Здесь линия живая, озорная, веселая.

 

Учитель: Верно, совсем иная линия и совсем другой характер изображения.

Большие возможности таит линия, а зачем художники используют пятно? (К.Писсаро "Бульвар Капуцинов")

 

Учащиеся: Чтобы передать что-то обобщенно, силуэтом.

 

Учитель: Посмотрите на эти две скульптурные работы. Что изобразил художник? (П.Клод Скульптурная группа на Аничковом мосту, Кобыла с жеребенком).

 

Учащиеся: Изображены лошади. Но как? – первая работа изображает противоборство вставшего на дыбы, рвущегося из узды коня и сильного молодого человека. И объем, художник трактует динамично, взволнованно. Совсем иначе передан объём во второй работе. Каков же его характер здесь?

 

Учащиеся: Он мягкий, нежный, плавный.

 

Учитель: Да, у объёма – языка скульптуры тоже есть свой характер: он то, бурный, взволнованный, то озорной, веселый, то нежный, то грустный. А, что такое ритм?

 

Учащиеся: Это чередование элементов, повтор.

 

Учитель: Приведите примеры ритма, существующие в природе.

 

Учащиеся: Это биение сердца, смена дня и ночи, смена времен года.

 

Учитель: Правильно, но оказывается ритм это ещё один секрет, которым пользуются художники. (А.Дейнека Оборона Петрограда.)

Посмотрите на эту работу и сравните ритм верхней её части и нижней. Какие они и для чего художник применяет их?

 

Учащиеся: Внизу четко видно, стройно идут колоны бойцов. Ритм людей, ритм шагов, ритм штыков, строгий, чеканный.

Художник показывает нам решимость этого строя, передает движение. А в верхней части картины художник показывает усталость, боль людей, двигающихся с фронта и ритм такой же – надломленный, усталый.

 

Учитель: И ещё один секрет. (М.Сарьян Пальма; Грабарь Февральская лазурь.) Перед нами два живописных произведения. Художники-авторы этих работ разговаривают с нами языком цвета. Почему они взялись за краски, что их заинтересовало, поразило? Им, наверное, было интересно настроение, состояние природы. И они выразили свои чувства при помощи цвета. Какой же цвет в первой картине – Сарьяна?

 

Учащиеся: Это жаркие, знойные цвета.

 

Учитель: Правильно сочетание цветов – колорит здесь хорошо передает накаленный песок, застывший жаркий воздух, палящее солнце. Теплый, жаркий колорит. А в картине Грабаря?

 

Учащиеся: Здесь совсем иное настроение. Цвета переливаются холодными оттенками, как в ракушке. Замечательно передает художник морозный зимний день, холодный колорит картины поражает искрящимся снегом, веселыми солнечными зайчиками.

 

Учитель: Оказывается, и у цвета – языка живописи тоже имеется свой характер, свое настроение. Мы сейчас узнали 5 основных средств художественной выразительности – 5 языков изобразительного искусства. Какие это средства?

 

Учащиеся: Линия, пятно, ритм, цвет, объём.

 

Учитель: Как мы из букв составляем слова, так и художник в произведении с помощью этих средств рассказывает о своих чувствах. Но редко, когда художник применяет одно из средств художественной выразительности, чаще они выступают вместе. Вот это и предстоит вам выяснить. Каждый сейчас получит репродукции произведений искусства. Посмотрите и ответьте на вопрос: что и как изображает художник. Какими средствами он пользуется для передачи идеи в своём произведении (индивидуальная работа по репродукциям).

К следующему уроку посмотрите репродукции с картин художников, как они используют средства художественной выразительности в своих произведениях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.022 с.)