Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разработайте конспект урока–беседы для учащихся 5 класса по теме «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тип урока – урок беседа, изучение нового материала. Цель – знакомство с видами изобразительного искусства и основами их образного языка
Урок: "Основы языка изображения"
Задачи: Воспитывать интерес к познанию нового в искусстве. Воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве ив жизни. Научить понимать специфику языков различных видов изобразительного искусства.
Зрительный ряд: Диапозитивы:
1. А. Матисс. Женское лицо; 2. П. Пикассо. Клоун; 3. К. Писсаро. Бульвар Капуцинов; 4. П. Клодт. Кобыла с жеребёнком; 5. П. Клодт. Скульптурная группа на Аничковом мосту; 6. А. Дейнека. Оборона Петрограда; 7. М. Сарьян. Пальма; 8. И. Грабарь. Февральская лазурь; 9. В. Мухина. Крестьянка; 10. В. Ван Гог. Красные виноградники в Арле; 11. М. Куприянов. Рисунки; 12. М. Сарьян. Цветы; 13. А. Матисс. Натюрморт с бронзой; 14. А. Рылов. В голубом просторе. Детские работы. Карточки-задания.
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, ребята! Всегда интересно узнать тайну искусства, тайну мастерства. У каждого художника, музыканта, поэта свои секреты и мы их, конечно, узнать не в состоянии, но мы попробуем чуть-чуть заглянуть в тайны искусства. Назовите известные Вам виды искусства.
Учащиеся: Изобразительное искусство; литература; театр.
Учитель: И у каждого искусства есть свои секреты, тайна, свой язык. На каком языке говорит музыка, из чего она состоит?
Учащиеся: Ноты, мелодия.
Учитель: Верно, а литература?
Учащиеся: Это – слово.
Учитель: А на каком языке говорит искусство балета?
Учащиеся: На языке жеста, движения, пластики.
Учитель: Верно. А давайте сейчас и мы с вами попробуем немного поговорить на языках этих искусств. Нужно рассказать о лебеде. Первому ряду это надо сделать на языке литературы, второму ряду на языке балета, а третьему ряду на языке рисунка. Подумайте. Итак, попробуем, кто начнет рассказывать?
Учащиеся: Лебедь белый, у него длинная шея.
Учитель: Все так, но ведь мы говорим на языке искусства. А язык этот могуч – может заставить и плакать, и смеяться. И нужно показать нам этого лебедя, чтобы мы представили, насколько он прекрасен.
Учащиеся: Прекрасный белый лебедь плывет по зеркальной глади озера. Он горделиво выгнул свою стройную шею. Но вот он поднял голову, широко взмахнул крыльями и полетел ввысь, к солнцу.
Учитель: Хорошо, спасибо! А кто попробует рассказать о лебеде языком балета? Второй ряд, кто попробует изобразить нам лебедя?
Учащиеся пытаются движениями изобразить лебедя.
Учитель: И посмотрите, пожалуйста, на доску. Третий ряд предложил свой вариант изображения лебедя на языке рисунка. Спасибо! Вот видите, ребята, каждое искусство, как и каждый народ, каждая нация имеет свой язык. Ведь когда мы приходили на балет, мы не ждали, что герои заговорят или запоют.
Учитель: А вот интересно, на каком языке разговаривают художники: живописцы, графики, скульпторы? Выйдите 4 человека к доске: Лена, Оксана, Игорь, Саша. Выберите материал для своей работы. Вам задание – нарисовать яблоко. Изобразительное искусство тоже имеет свой особый язык, который нужно знать, чтобы понять, что хотели показать художники в своем произведении. Два вопроса можно задать по отношению к любому произведению: “Что?” и “Как?” У наших художников на вопрос “Что?” ответ один. А вот на вопрос “Как?”, каким языком, средствами художественной выразительности он пользуется, мы попробуем ответить. Итак, Лена у нас рисовала карандашом. При помощи какого языка она показала нам яблоко?
Учащиеся: При помощи линий.
Учитель: Да, верно, Лена говорит с нами на языке линии. А Игорь?
Учащиеся: У Игоря была пастель, и он сделал цветом.
Учитель: У него множество цвета или одно цветное пятно?
Учащиеся: Цветное пятно.
Учитель: И язык, на котором разговаривал Игорь, это пятно. У Саши был уголь, каким средством художественной выразительности он пользовался?
Учащиеся: У него тоже пятно и ещё штрихи.
Учитель: Верно, у него в рисунке и пятно, и штрихи – языки графики. А у Оксаны?
Учащиеся: У неё много красок, цвета.
Учитель: Оказывается, художник пользуется различными средствами художественной выразительности, говорит на различных языках для передачи своей идеи. Мы с вами познакомились с четырьмя языками ИЗО. Давайте же посмотрим, как ими пользуются художники, и какие есть у художников ещё тайные средства? Посмотрите на эту работу, на каком языке говорит с нами художник? (А. Матисс Женское лицо).
Учащиеся: На языке линии.
Учитель: И что же ещё поразило в этом лице?
Учащиеся: Разлет бровей, овал лица, глаза, изящная линия шеи.
Учитель: А как вы думаете, нужен здесь цвет?
Учащиеся: Нет. Художник сумел одной линией передать прелесть этой девушки.
Учитель: Каков характер линии в этой работе?
Учащиеся: Она плавная, спокойная.
Учитель: А в этой работе? (П. Пикассо "Клоун")
Учащиеся: Здесь линия живая, озорная, веселая.
Учитель: Верно, совсем иная линия и совсем другой характер изображения. Большие возможности таит линия, а зачем художники используют пятно? (К.Писсаро "Бульвар Капуцинов")
Учащиеся: Чтобы передать что-то обобщенно, силуэтом.
Учитель: Посмотрите на эти две скульптурные работы. Что изобразил художник? (П.Клод Скульптурная группа на Аничковом мосту, Кобыла с жеребенком).
Учащиеся: Изображены лошади. Но как? – первая работа изображает противоборство вставшего на дыбы, рвущегося из узды коня и сильного молодого человека. И объем, художник трактует динамично, взволнованно. Совсем иначе передан объём во второй работе. Каков же его характер здесь?
Учащиеся: Он мягкий, нежный, плавный.
Учитель: Да, у объёма – языка скульптуры тоже есть свой характер: он то, бурный, взволнованный, то озорной, веселый, то нежный, то грустный. А, что такое ритм?
Учащиеся: Это чередование элементов, повтор.
Учитель: Приведите примеры ритма, существующие в природе.
Учащиеся: Это биение сердца, смена дня и ночи, смена времен года.
Учитель: Правильно, но оказывается ритм это ещё один секрет, которым пользуются художники. (А.Дейнека Оборона Петрограда.) Посмотрите на эту работу и сравните ритм верхней её части и нижней. Какие они и для чего художник применяет их?
Учащиеся: Внизу четко видно, стройно идут колоны бойцов. Ритм людей, ритм шагов, ритм штыков, строгий, чеканный. Художник показывает нам решимость этого строя, передает движение. А в верхней части картины художник показывает усталость, боль людей, двигающихся с фронта и ритм такой же – надломленный, усталый.
Учитель: И ещё один секрет. (М.Сарьян Пальма; Грабарь Февральская лазурь.) Перед нами два живописных произведения. Художники-авторы этих работ разговаривают с нами языком цвета. Почему они взялись за краски, что их заинтересовало, поразило? Им, наверное, было интересно настроение, состояние природы. И они выразили свои чувства при помощи цвета. Какой же цвет в первой картине – Сарьяна?
Учащиеся: Это жаркие, знойные цвета.
Учитель: Правильно сочетание цветов – колорит здесь хорошо передает накаленный песок, застывший жаркий воздух, палящее солнце. Теплый, жаркий колорит. А в картине Грабаря?
Учащиеся: Здесь совсем иное настроение. Цвета переливаются холодными оттенками, как в ракушке. Замечательно передает художник морозный зимний день, холодный колорит картины поражает искрящимся снегом, веселыми солнечными зайчиками.
Учитель: Оказывается, и у цвета – языка живописи тоже имеется свой характер, свое настроение. Мы сейчас узнали 5 основных средств художественной выразительности – 5 языков изобразительного искусства. Какие это средства?
Учащиеся: Линия, пятно, ритм, цвет, объём.
Учитель: Как мы из букв составляем слова, так и художник в произведении с помощью этих средств рассказывает о своих чувствах. Но редко, когда художник применяет одно из средств художественной выразительности, чаще они выступают вместе. Вот это и предстоит вам выяснить. Каждый сейчас получит репродукции произведений искусства. Посмотрите и ответьте на вопрос: что и как изображает художник. Какими средствами он пользуется для передачи идеи в своём произведении (индивидуальная работа по репродукциям). К следующему уроку посмотрите репродукции с картин художников, как они используют средства художественной выразительности в своих произведениях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.81.172 (0.007 с.) |