Русская живопись начала XIX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская живопись начала XIX века



 

Наследие В.Л.Боровиковского (1757-1825) отражает в большей мере эстетику нового, XIX века. Его многочисленные картины с поэтическими интерпретированными женскими образами воплощают идеи сентиментализма. Этот мотив четко выражен и в принадлежащем музею Женском портрете (1805) – очень типичном для Боровиковского несколько "постановочном" изображении молодой женщины на фоне пейзажа в белом открытом платье с наброшенным на плечо красным шарфом.

 

Собранию музея принадлежат две подписные работы 1810 года такого малоизученного художника, как Иван Смирновский: Женский портрет (1810) и Портрет двух девочек (1810). Не исключено, что изображенные на них молодая женщина и две ее дочери имеют отношение к семье Аксаковых, имение которых находилось в Самарской губернии.

 

Одним из лучших выпускников пейзажного класса Академии художеств был рано умерший М.И.Лебедев (1811-1837), получивший возможность в качестве стипендиата совершенствоваться в Италии. В окрестностях Рима ему особенно нравилась живописная буковая аллея, ведущая из Альбано в Кастель Гандольфо. Именно там был написан пейзаж Альбано (1836) по заказу графа В.П.Орлова-Давыдова, из имения которого Усолье он и поступил в музейную коллекцию. Несмотря на академическую скованность, молодой пейзажист в этой работе сумел передать ощущение жаркого дня жаркого дня и сиреневатую дымку, окутавшую горы и городок Альбано, которые видны в просвете между деревьями. Очень оживляют широкую затененную аллею живописные фигуры итальянцев в ярких национальных одеждах.

 

Настоящим выразителем академических идей первой половины XIX века стал К.П.Брюллов (1799-1852)– в равной мере блистательный мастер как многофигурных композициях, так и в парадных портретах. Коллекции музея принадлежит портрет великой княжны Ольги Николаевны. Художник только начал над ним работу: коричневой краской сделан контурный подмалевок и первая тоновая прописка лица. Голубым цветом едва намечено декольтированное платье. Но даже в таком виде портрет интересен как один из начальных этапов большого мастера.

 

До 60-х годов XX века Брюллову приписывался также портрет его ученицы Л.С.Бороздны-Стромиловой (1813-1895), так как в левом нижнем углу стоит его подлинная подпись. Но очевидная подражательность портрета заставила усомниться в его принадлежности кисти знаменитого портретиста. Благодаря воспоминаниям Воейковой, в которых изложена история написания портрета, и после проведенной сравнительной экспертизы выяснилось, что на нем изображена сестра Бороздны-Стромиловой — М.С.Воейкова (1836). Брюллов поправил работу своей ученицы (написал ветку дерева и коричневую перчатку на руке девушки) и поставил рядом с ее подписью свою. Мастерски написанные художником живые детали заметно отличаются от скованной и робкой живописи всего произведения.

 

Пятью произведениями представлен в коллекции крупнейший русский художник-маринист И.К.Айвазовский (1817-1900), который уже в 27 лет был избран членом Российской, Римской, Парижской и Амстердамской академий. Из четырех полотен, находящихся в постоянной экспозиции, особенный интерес вызывают два его пейзажа: "Десант Н.Н.Раевского у Субаши" (1839) и "Утро в Гурзуфе".

 

В семье Раевских бережно хранилась и передавалась по наследству картина "Десант Н.Н.Раевского у Субаши" — раннее произведение начинающего мариниста Айвазовского. В 1839 году молодой художник с блокнотом и карандашом лично участвовал в военной операции у берегов Мингрелии, возглавляемой начальником Кавказской прибрежной линии генерал-лейтенантом Н.Н.Раевским, затем написал несколько картин на эту тему. Хотя в марине еще по-ученически робко написана зеленовато-грязная вода и закрытое облаками небо, зато очень тщательно прорисована оснастка кораблей.

 

В разное время в собрание музея поступили пять портретов кисти В.А. Тропинина (1776-1857), художника, искусство которого стало воплощением московской культурной жизни первой половины XIX века. Произведения показывают разные стороны таланта Тропинина: есть среди них и раннее, написанное в 1818 году в доме графа Моркова (крепостным которого был художник), изображение дочери гувернантки Боцигетти; и детский портрет "сына Казакова"; и превосходный, полный обаяния и жизни портрет сестры художника А.А.Тропининой (в замужестве Барабаш); и позднее авторское повторение портрета девушки-украинки, и, наконец, считавшийся утраченным после революции портрет канцлера М.М.Сперанского (1839).

 

Последний поступил в музей сильно поврежденным и сразу же был отправлен на реставрацию в Государственные центральные художественно-реставрационные мастерские (Москва). Возвращен к жизни один из лучших портретов, исполненных художником. Он написан по-тропинински добротно: четкость и прямолинейность в изображении характерного внешнего облика Сперанского, дополненная строгой обстановкой рабочего кабинета, помогают выявить его характер, отличавшийся педантизмом, деловитостью и большой энергией. Прежде всего в портрете поражает светски-любезное, но абсолютно замкнутое лицо много пережившего пожилого человека.

 

Знакомясб с экспозицией ребята могу посмотреть фильм в музее, поиграть с экскурсоводом (например детям раздаются карточки с изображением части картины, а они должны найти саму картину) Экскурсия может проходить на полу и может быть посвящена только одной картине. Разным ребята можно раздать кусочки ксерокопий с изображением картин и они должны их собрать а потом отыскать оригинал на экспозиции. Возможна и другая форма работы – ребята в школе проходят данный исторический период изобразительного искусства а в музее изучают оригиналы. Дети должны в музее вести себя аккуратно, вопросы задавать по одному, внимательно слушать экскурсовода и аккуратно выполнять все его задания. По итогам посещения музея ребята могут самостоятельно написать сочинение о походе, а так же нарисовать картину об этом мероприятии или же на понравившийся сюжет.

Для экскурсии возможно выбрать только одну работу, но тогда следует порассуждать с детьми о создании этой картина, идее автора, используя прием»вхождения в картину» можно попросить ребят пофантазировать о том, что было с героем до момента запечатления на холсте, а что позже, какя социальная подоплека есть в идее, какие чувства испытывают зрители, а камие испытывали сами герои. Для подобного обсуждения можно выбрать картины Маковского «Две сестры» или «Две матери». Первая рассказывает историю жизни двух сестер из интелегентной семьи, одна их сестер бедна, но при этом находится рядом с престарелым отцом, скромная, интелегентная, а вторая сестра хорошо одетая, явно ни в чем себе не отказывающая ведет разгульный образ жизни и явно находящаяся на содержании у богатого господина. В картине «Две матери» рассказывается история семьи с приемным ребенком в момент появления родной матери, требующей возврата дитя.

Результатом подобного урока экскурсии может быть сочинение о походе в музей или самостоятельная работа детей, выполненная по названию, данную художником.

Критерии оценки – активность и внимательность в процессе экскурсии, оригинальность домашнего задания – картины или сочинения. Картину оценивают по стандартным критериям – композиции, решению замысла, оригинальности, средства выразительности, аккуратность.

3 Раскройте специфику работы с учащимися в условиях музейной экспозиции на конкретном примере зала «Русское искусство первой половины XIX века» Самарского художественного музея:

- раскройте основные принципы и методы работы с учащимися в условиях музейной экспозиции;

- приведите примеры различных игровых форм работы на экспозиции;

- используйте прием «вхождения в картину» для воссоздания событий и действий героя на этапе знакомства с идейным содержанием произведения;

- определите общие требования к работе с подлинником в музее;

- предложите варианты заданий при восприятии произведения искусства и по итогам посещения музея;

- оцените педагогическую эффективность уроков в музее для формирования навыка художественного восприятия произведения искусства.

ребята могу посмотреть фильм в музее, поиграть с экскурсоводом (например детям раздаются карточки с изображением части картины, а они должны найти саму картину) Экскурсия может проходить на полу и может быть посвящена только одной картине. Разным ребята можно раздать кусочки ксерокопий с изображением картин и они должны их собрать а потом отыскать оригинал на экспозиции. Возможна и другая форма работы – ребята в школе проходят данный исторический период изобразительного искусства а в музее изучают оригиналы. Дети должны в музее вести себя аккуратно, вопросы задавать по одному, внимательно слушать экскурсовода и аккуратно выполнять все его задания. По итогам посещения музея ребята могут самостоятельно написать сочинение о походе, а так же нарисовать картину об этом мероприятии или же на понравившийся сюжет

 

 

Б12

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.110 (0.008 с.)