Спроектируйте изучение данной темы учащимися в 6 классе детской школы искусств, разработайте конспект урока «ценности повседневной жизни. Бытовой жанр». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спроектируйте изучение данной темы учащимися в 6 классе детской школы искусств, разработайте конспект урока «ценности повседневной жизни. Бытовой жанр».



Тема урока «Ценности повседневной жизни. Бытовой жанр».

 

Тип урока урок получения новых знаний

Цель урока. Знакомство с бытовым жанром

Задачи урока

Познавательные (знания) о бытовом жанре

Обучающие (умения и навыки) внимательного отношения к действительности, окружающим нас мире и события

Развивающие Абстрактное мышление, фантазия

Воспитывающие аккуратность, терпение, внимательность, любовь к труду.

Методы, используемые на уроке:

Объяснительно иллюстративный картины Венецианова. «На Жатве» «На Пашне» и т.д.

Искусствоведческий рассказ

Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.

В 19 веке бытовой жанр раскрылся в работах Венецианова и его школа, наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.,передвижники – Репин «Вечеринка» изображение народного гуляния вечером в избе с песнями и плясками «Бурлакина волге» - социальный сюжет, подчеркивается тяжелый труд бурлаков., 20 век -Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются — художник обращается к гуаши, темпере. Для работ художника характерна стилизация — он изучает русскую парсуну XVI—XVIII вв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы.

 

В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Купчиха за чаем»).

 

В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945, обе картины удостоены в 1946 Сталинской премии), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъем («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954). Так же широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна». Главная героиня картины была прозвана «Северной Венерой».

 

Теоретическое задание:

Обсуждение картин Венецианова, Репина,Кустодиева,Пластова и т.д.

Чем любовались художники, что хотели передать, что их трогала в повседневной жизни?

Активность детей на уроке:

Эмоциональная позитивный настрой

Речевая обсуждение картин.

Умственная придумвают эскизы собственной композиции

Двигательная - переменка

 

Практическое задание

Создание эскизов на волнующие темы повседневной жизни

Уровень задания

1.учебное умение в композиции выражать идею

2.учебно-творческое

3.творческое подбор наиболее выразительных средств

Критерии оценки работ учащихся. Идея, аккуратность, композиционные критерии, умение владеть цветом

 

 

Перспективы дальнейшего развития темы урока, теоретического, практического задания

а) на последующих уроках выполнение композициив формате

б) на внеклассных занятиях поход в музей

в) самостоятельно учащимися -

Приемы, направленные на развитие творческой активности учащихся

Описание жизненных ситуаций, вызывающих определенные эмоции, Рассмотрение картин художников.

Оценка урока

1реализация цели, задач. Выполнены

2 оценка методического уровня - дает хорошие результаты

3 качество знаний учащихся - на хорошем уровне

4 уровень творческих способностей учащихся - на уровне выше среднего

5 эффективность применения наглядных материалов - очень эффективны

6 выводы по уроку Урок прошел успешно.

 

3. Опишите методику творческой работы над композициями на темы окружающей жизни на основе наблюдения и зарисовок с натуры:

- объясните, на каком этапе обучения изобразительному искусству происходит формирование навыков рисования с натуры;

Рисование с натуры начинается после получения детьми базовых знаний о компоновке, представлении о перспективных сокращениях и построениях.

- приведите пример овладения учащимися навыками художественного наблюдения и оценки действительности;

Навыки наблюдения действительности проявляются тогда, когда ребенок способен выбрать из действительности наиболее нужные объекты и среду, акцентироваться на главном

- разработайте упражнения поэтапного развития и формирования навыков передачи формы, пропорций, конструктивного построения изображаемых предметов;

Натюрморты из сложных по форме предметов, для построения которорых требуется проанализировать форму (мысленно разбить их на простые геометрические фигуры) и выстроить ее с учетом перспективных сокрщений, с полной прориовкой

- раскройте значение совершенствования зрительной памяти, воображения для становления профессиональных качеств;

Многие явления в жизни проиходят очень быстро и художник не в состоятии их моментально зарисовать, в этом случае следует развивать зрительную аналитическуюб памть, тоесть подробно запоминать все детали оттенки, цвета и т.д., чтобы потом воплотить их в работах.

- спрогнозируйте возможные ошибки учащихся в процессе работы с натуры и предложите варианты упражнений по преодолению конкретных трудностей.

Проблемы могут бть при выборе главого, в пейзаже часто стоит сосредоточится на более камерном мотиве, нежели передавать весь простор иногда его не получается скомпоновать должным образом (следу5ет писать кусочки – отивы пейзаж, каждый хорошо закомпоновывать, а потом переходить к много плановым пейзажам), ошибки могут быть в цвете(одно итоже небо на всех этюдах) следует писать этюды в разное время суток и состоинии природы. И т.д.

 

 

Б13

 

2.Спроектируйте изучение данной темы в 8 классе школы с углубленным изучением гуманитарных дисциплин на примере урока «Художник – выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени».

«Художник – выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени».

Тема:

Задачи:

1. Формирование отзывчивости, способности сопереживать чужому горю и чужим страданиям.

2. Формирование умения воспринимать произведение искусства, в котором отражены драматические картины жизни.

3. Совершенствовать изобразительные навыки.

 

Задание: рисунок с драматическим сюжетом, придуманный автором.

Материал: гуашь, кисти, бумага.

Наглядные пособия:

- репродукция (слайды) и фрагменты картины В.Г.Перова «Тройка»;

- репродукции картин: Рембрандт «Возвращение блудного сына»,

П.Пикассо «Старик и мальчик», В.Г.Перов «Проводы покойника» Брюллов «Последний день Помпеи».

- детские работы.

 

Ход урока:

I. Введение в урок.

-- Ребята, посмотрите какая необычная на доске выставка работ художников. Что объединяет все работы?

(Выслушивание ответов учащихся)

В каждой картине есть свой драматический сюжет, своя история, которая рассказывает о страданиях и горе людей.

II. Совместное целепологание.

-- Ребята, какое чувство вызывают у вас эти картины?

Действительно, нам жалко героев этих картин, мы им сочувствуем.

-- Зачем художники обращаются к таким грустным темам?

Наверно они хотят помочь людям понимать друг друга. Умение чувствовать чужие беды и страдания делает человека по-настоящему Человеком. Когда человек не умеет понимать других людей, его называют черствым, сухим. Объединить людей состраданием ко всему живому – это значит научить их быть великодушными людьми.

-- Дети, способны ли мы с вами сопереживать чужим страданиям?

Ребята, все картины, которые мы с вами рассмотрели очень разные, но почему же? —(Потому что они принадлежит определенной эпохе, которой свойственны свои вкусы и взгляды, свой художественный стиль; потому что художники принадлежат к определенному слою общества, идеи которого они выражает, потому что они обладает собственным художественным видением)

 

Практическое задание:

Создание картины на сюжет из собственной жизни или жизни друга, современный сюжет

Итог урока: выставка детских работ, оцениваем аккуратность, композицию, сюжет(идею) оригинальность исполнения.

Домашнее задание: подготовка доклада об истории любой картины исторического или бытового жанра русского искусства

 

3.Расскажите о формировании понятий, направленных на осознание ценности человеческой личности при изучении данной темы:

- обоснуйте подбор иллюстраций по теме; Перов «Тройка» автора волновал социальный сюжет – тяжелый детский труд Рембрандт «Возвращение блудного сына» - нравоучительный сюжет. П.Пикассо «Старик и мальчик»,так же социальный сюжет, художник жалеет и сочувствует нищему старику и голодному мальчику.

- предложите варианты приемов работы с текстами;(чтение по цепочке, конспектирование, представление иллюстраций из книги, сбор материала для семинара)

- опишите методику работы с музыкальными произведениями для оптимизации процесса восприятия;(использование отрывка муз.произведения по настроению подходящего теме урока)

- приведите конкретный пример этапа занятия, где педагог ставит задачу развить художественно-образное мышление детей в процессе восприятия учащимися своих жизненных впечатлений; В момент беседы, дети должны поделиться собственными впечатлениям о жизненных ситуациях, а педагог должен подсказать, что их мысли так же могут послужить идеей для картины.

- разработайте индивидуальные творческие задания, Соревнования между школами, волонтерство, школьный концерт для ветеранов ВОВ и т.д.

- назовите рекомендуемые подходы к оценке результатов работы над тематической композицией.

Оригинальность композиции, идеи, техники выполнения, использование средств выразительности.

 

 

Б14

Разработайте конспект урока рисования на пленэре «Состояние в пейзаже» для учащихся 4 класса детской художественной школы.

Конспект урока изобразительного искусства.

Школа, класс 4 класса детской художественной школы

Тема урока «Состояние в пейзаже»

Тип урока урока рисование на пленэре

Цель урока. Расширить знания обучающихся о пейзаже, как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности.

Задачи урока

Познавательные (знания) Познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в разных ее состояниях: утром, вечером и т. д.

Обучающие (умения и навыки) Передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками; развивать творческое воображение, технику работы кистью

Развивающие Абстрактное мышление, фантазия

Воспитывающие воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, аккуратность, терпение, внимательность, любовь к труду.

Методы, используемые на уроке:

Объяснительно иллюстративный: использование фондового материала школы и, репродукции картин с изображением пейзажей: Ф. Васильев «Мокрый луг», С. В. Щедрин «Терраса на берегу моря» и «Веранда, обвитая виноградом» и т. д.

Оборудование урока:

Для учителя:

Визуальный ряд: рисунки из фонда школы, репродукции картин репродукции картин с изображением пейзажей: Ф. Васильев «Мокрый луг», С. В. Щедрин «Терраса на берегу моря» и «Веранда, обвитая виноградом» и т. д.

Для учащихся:

Формат А3, карандаши, стерки, гуашь, баночки для воды, кисти.

Организация занятия

1 Время начала и окончания урока 2 мин

2 Время на сообщение темы урока и объяснения нового материала 15 мин.

3 Время на восприятие натуры, предметов искусства

(цвет, форма, пропорции, образ) 10 мин

4 Время на выполнение теоретического задания учащимися 5 мин

5 Время на выполнение практического задания учащимися 65 мин

6 Перемена 5 мин.

7 просмотр и анализ детских работ 15 мин.

8 Время на подведение итогов урока и дачи домашнего задания 3 мин.

Ход и содержание урока

Размещение наглядного материала на доске:

Работа с произведениями искусства

Живописи (графики, скульптуры, архитектуры)

1.Вопросы обобщенного характера, направленные на установленные связи между содержанием произведения и средствами выразительности.

2.Искуствоведческий рассказ учителя:

- Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой – либо сцены.

И только в 17 веке появились пейзажи – картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы. Обычно пейзажи они писали на небольших полотнах, и позднее их стали называть «маленькие голландцы».

 

Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника.Есть пейзажи, в которых художники сумели очень тонко передать состояние природы. Вспомним картину пейзажиста А. Саврасова «Грачи прилетели». Как поэтично художник изобразил приход ранней весны: рыхлый, розоватый снег, прозрачные дали, чету прилетевших грачей! Смотришь на картину, и, кажется, что она наполнена их криком.

Вряд ли кто – нибудь в нашей стране не слыхал имени художника И. Левитана, блестящего мастера пейзажа. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой весенней воде, мостик через реку, овражки, на склонах которых еще не сошел снег.

Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные, говорят нам не только о красоте природы, но и чувствах и настроениях художника. Левитан так правдиво, так ярко передал природу среднерусской полосы, что теперь нередко говорят, глядя на молодой лес или цветущее поле: «Это совсем, как на картине Левитана».

Откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает? С французского языка оно переводится как «местность, страна».

Обычно так называют реальный вид какой – либо местности. Но и этим словом обозначают, как вы уже знаете, изображение природы в искусстве.

 

Сегодня трудно представить, что во второй половине восемнадцатого века пейзажная живопись совершенно не ценилась и считалась чем - то второстепенным. Понадобились десятилетия и усилия многих мастеров, чтобы этот жанр живописи стал таким же значительным, как историческая картина или портрет.

Подчас живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной природы вызывает в нем особое волнение, будит тонкие струны души. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.

 

Цвет оказывает воздействие на настроение человека; большинство людей эмоционально реагируют на цвет. Наиболее трудным в пейзаже является передача настроения, которое он пробуждает. Хотя настроение и атмосфера – слишком неясные качества для выражения их средствами живописи, лучше всего их показывать через цвет, однако не обязательно множество оттенков. Монохромная картина – один из способов передачи различных тонов (светлых, темных и средних) одного цвета. Монохроматическая цветовая схема идеальна для создания настроений; картина с преобладанием низких (темных) оттенков кажется умиротворенной и таинственной, а если на полотне преобладают высокие (светлые) тона, настроение будет приподнятым и солнечным. Простая органическая палитра может давать почти те же результаты.

 

«Высокая тональность»

 

Картина, написанная в очень светлых тонах с максимальным использованием белого, называется картиной в «высокой тональности». Подобное использование цвета создает ощущение света и воздушности. В таких работах изменение тона едва уловимо.

 

«Средняя тональность»

 

«Средняя тональность» картины создается добавлением цвету серого (полученного смешиванием белого и черного). Работая над такой цветовой гаммой, надо очень продуманно смешивать краски, чтобы не переборщить с цветом. Излишек серого заглушает другие цвета, и картина становится тусклой. Идея этого метода состоит лишь в легком приглушении оттенков.

 

«Нижняя тональность»

 

Использование красок с добавлением к ним черного цвета создает в картине настроение, называемое «нижней тональностью». Лунный свет играет на водной поверхности, темные тона синего и черный подчеркивают его яркость. Тем не менее, черный необходимо использовать только для легкого приглушения цветов, иначе вся картина может стать мрачной. Старайтесь, чтобы ваши краски в смеси выглядели живо.

 

3. Актуализация знаний.

 

Сегодня на занятии вам предлагается выполнить рисунок пейзажа в одном из состояний природы.

Природа нашей страны удивительно красива и многообразна. Осенью она торжественна и красочна. Чередующиеся желтые, лимонные, оранжевые листья, голубое небо, яркая зелень озимых и темная синь реки – это яркий солнечный день. Но вот небо потемнело, закрылось лиловыми тучами, и от этого потемнела листва деревьев, вода, земля, покрытая пожухлой травой.

Представьте себе такую картину: поистине сентябрь – чародей цвета. Чистое голубое небо, тонкое серебро паутины в воздухе, багряные листья осины создают неповторимую палитру. Тихо в лесу. Нет – нет да раздастся лишь звонкий хруст сухих сучков под ногами да донесется еле уловимый шорох падающего иногда на землю листа. Зачарован лес последними погожими днями. Стоит словно прибран к звучному празднику. Каких только оттенков не увидишь. Тут и тяжелая последняя зелень, и первая тонкая позолота, и долгая просинь просек и опушек.

Красочная палитра сентября – этого поистине чародея цвета!

Не правда ли, сразу представляем красоту и очарование этого описания, рождается замысел, так отчетливо в воспоминаниях оживает вся прелесть осеннего разноцветья.

Можно приступать к рисованию.

Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры. Создание рисунка начните с выбора сюжета и построения композиции из выбранных предметов. Затем нарисуйте контуры деревьев и других деталей рисунка, только после этого

приступайте к детальной проработке рисунка.

 

Практическое задание

выполните рисунок пейзажа в одном из состояний природы (ветер, дождь, яркое солнце и т. д.). В рисунке должны четко просматриваться времена года

Критерии оценки работ учащихся. аккуратность, композиционные критерии, передача состояния за счет цвета.

 

 

Перспективы дальнейшего развития темы урока, теоретического, практического задания

а) на последующих уроках использование этюдов для написания станковой сюжетной композиции

б) на внеклассных занятиях летний пленэр

в) самостоятельно учащимися – сбор материала для дипломной работы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.083 с.)