Ответ: живопись монохромна, общий тон коричневатый, большую роль играет графическое начало, белые поля имитируют паспорту. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответ: живопись монохромна, общий тон коричневатый, большую роль играет графическое начало, белые поля имитируют паспорту.



портрет скульптора М.М. Антокольского (1871 И.Н. Крамской

 

3. Сложные отношения связывали портрет и литературу. Романтическая литература утвердила романтическое понимание портрета.

Прежде всего, портрет символизировал семейные и родственные связи. В 1830-е гг. М.В. Лермонтов писал:

Тот век прошел, люди те прошли,

Сменили их другие; род старинный

Перевелся, в готической пыли

Портреты гордых бар, краса гостиной,

Забытые тускнели...

Портреты в литературных произведениях размещаются в парадных комнатах усадеб, гостиных городских квартир, кабинетах.

Владельцы портретов смотрят на лица со старых холстов с тоской по прошлому времени или страхом перед их магической силой. Портрет в литературе всегда символизирует конфликт прошлого и настоящего, связан с мотивом времени, идущего вспять благодаря воспоминаниям или использованию фантастики.

В усадебных повестях И.С.Тургенева («Три встречи», «Фауст») портреты висят на стенах или хранятся в чуланах, становятся не просто реалиями быта, но наполняют мир усадьбы духом таинственно обратимого времени.

У Ф.М.Достоевского портрет напоминает о своей особой скрытой сущности - в абрис лица переходит та часть личности, над которой не властно время или перемена мест. Портрет может влиять на события и судьбы героев.

И в мемуарах отразилась та же жизненная психология. Художник А. Бенуа рассказывал, что фамильные портреты папиного кабинета давали гордое чувство, что все близкие люди находятся вокруг него, что смерть не разрушила семейных связей.

Посмотрите, как тот же мотив развивается в этюде поэта Серебряного века Иннокентия Анненского о гоголевском «Портрете»: «Знаете ли вы, читатель, что-нибудь таинственнее старого портрета, особенно если его только что освободили из-под разного хлама, которым он был завален где-нибудь в полутемной лавчонке или кладовой вашего деревенского дома?

Если это портрет в позолоченной раме, то ее внезапное и какое-то темное поблескивание или, если он был просто свернут в трубку, то пыльные складки, проходящие по неожиданно восставшему перед вами лицу, сообщают портрету особо укоризненное выражение – и, помимо вашей воли, вы приобщаетесь его созерцанием к какому-то миру, будто бы знакомому вам прежде. Вам кажется, что вам не следовало бы забывать этот мир, а между тем как раз его-то вы и забыли. И вы чувствуете себя так неловко, точно вас толкнули на чью-то могилу, или точно вы не выполнили чьего-то последнего желания и теперь вас смутно тревожит какое-то воспоминание, которого вы, однако, никак не можете даже оформить». По Анненскому, портрет - это дружба-вражда с человеческой памятью.

В романтическом мироощущении портрет имел и мистическое начало: в него переходила часть личности человека, он начинал жить самостоятельной жизнью. Вспомните в связи с этим «Портрет» Н.В. Гоголя и «Штосс» М.Ю. Лермонтова.

Мемориальная и мистическая сущность портрета во второй половине века постепенно стала утрачиваться. Дворяне разорялись, и семейные портреты из фактов духовной жизни превращались в простую принадлежность быта, утрачивали субстанциональный смысл, переставали быть молчаливыми свидетелями прошлого, формой общения человека со своими предками, со своей семьей.

 

Задание 5. Как Вы думаете, а какая функция портрета раскрывается в стихотворении Н. Заболоцкого, посвященного портрету Струйской художника Ф. Рокотова?

Портрет Любите живопись, поэты Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.

 

Ответ: Потому портрет должен был найти для себя новую функцию. Так возникла необходимость включить портрет в социально-исторический и философский контекст эпохи.

Портрет из семейного переходит в разряд исторического. Было организовано несколько выставок, посвященных портрету: в 1868 г. в Москве – выставка портретов русских достопримечательных людей, в 1870 г. в Петербурге – выставка 700 русских портретов известных лиц, в 1902 году – выставка русского портрета за 150 лет, в 1905 году - выставка, организованная С. Дягилевым «Таврическая историко-художественная выставка русских портретов».

Попадая на выставки, портреты теряли мемориальную функцию, удовлетворяя нейтральный интерес к прошлому вообще - к историческим деятелям или просто людям прошлого. Отсюда одна из тенденций портретной живописи того времени - акцент не на художественное начало, а на иконографическую ценность изображения.

Так, в середине века по заказу В. Дашкова создавалась портретная галерея русских деятелей, исполнителями заказа были крупные художники (И.Репин, И.Крамской, В.Васнецов), но сам замысел привел к тому, что серьезного живописного значения работы не имели.

Еще одним следствием стало изменение места портрета в частной жизни. Появилось большое число портретов современников в квартирах русской интеллигенции. Судя по мемориальным музеям писателей, композиторов и т.п., на стенах их домов и квартир висят не портреты членов семьи, а портреты властителей дум, учителей. Их изображения становятся «константами жизни», устанавливают духовную традицию.

Портрет стимулирует теперь не столько родовое самосознание человека, сколько связан с историческим самоощущением человека, раскрывает социальную ценность личности.

Так определилась особая роль портрета. В отличие от фотографии, задачей его стал поиск сущности отношений человека с миром и людьми, выработка нравственной концепции личности. Русская культура стремилась дать глубокий и адекватный ответ на потребность эпохи осознать в лицах свое общественное содержание, социально-нравственные цели и философские представления о личности и ее судьбе. Портрет перестал обслуживать частную память того или иного заказчика и становился жанром общественным, программным. Портрет также формировал чувство личности, которое было важным для самосознания демократической интеллигенции России.

В художественной критике того времени портрет был провозглашен высшим видом искусства. В 1870-е гг. остро стояли вопросы борьбы с остатками старых порядков, эта борьба требовала героической самоотверженности, способности к самопожертвованию, выковывала новый характер. В искусстве это отозвалось повышенным интересом к теме личности и выдвижением портрета в число ведущих жанров.

В связи с этим разгорелись острые споры о задачах портрета.

Н.Г. Чернышевский утверждал, что портрет должен не поправлять действительность, а точно воспроизвести черты живого человека, чтобы помочь воспоминаниям его друзей, когда этого человека нет перед их глазами, или дать представление о нем тем, кто его не знает, хотя, конечно, совсем похожие портреты мертвы и безжизненны. В то же время портрет должен не просто представлять того или иного деятеля культуры, но воплощать образ граждански активной личности. «Человеческая личность есть высшая красота в мире, доступная нашим чувствам».

Художественный критик В. Стасов писал, что задача портрета - не красоты и идеальности отыскивать, а представить существующее, каково оно есть, со всей правдой и глубиной, раскрыть положительные и отрицательные явления общественной жизни.

Ф.М. Достоевский представлял другую точку зрения: он спорил с теми, кто говорит, что надо изображать жизнь, как она есть - такой жизни никогда не бывает на земле, потому что сущность вещей человеку недоступна. Человек воспринимает он природу так, как она отражается в его идее, пройдя через его чувства. Портретист доверяется скорее своему идеалу, чем оригиналу. Достоевский обратил внимание на субъективное начало в работе портретиста: дар художника - отыскать момент, когда человек более всего на себя похож, угадать главную мысль лица, хотя бы в момент работы над портретом ее и нет на лице.

Эти споры, а изменения в общественном и культурном функционировании портрета, совпали во времени с поисками художников-передвижников. Их портреты, будучи реалистическими, правдиво изображали модель, и в то же время в их произведениях всегда видна позиция их автора и представления художника о том, какой должна быть личность его современника.

В 1860-е годы в русском искусстве был особенно распространен бытовой жанр. В начале 1870-х годов критическое изображение социального зла уходит на второй план, а центральной становится проблема воссоздания положительного начала жизни. Это определило развитие портрета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.01 с.)