Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Большое влияние на русское общество второй половины 19 века имели личность И творчество николая алексеевича некрасова.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Задание. Вспомните поэзию Н.А. Некрасова и подумайте, что в его творчестве было особенно близко демократической интеллигенции второй половины 19 века? Ответ. Русская демократическая интеллигенция жила волнующими вопросами времени, переживала народные беды, как свои. Это объединяло всех, неравнодушных к униженным и обиженным, всех, кто имел отзывчивое и чуткое сердце, вокруг поэта, наиболее ярко и полно выразившим эти общие чувства. Особенно сильным влияние Некрасова было на передвижников, которые восприняли и идеи поэта, и реализм и гражданский пафос его поэзии, темы, мотивы, сюжеты, образы его стихотворений и поэм. Много общего можно обнаружить, например, во взглядах Н.А. Некрасова и одного из теоретиков и художественных критиков передвижничества художника И.Н. Крамского. Потому понятен интерес к личности и творчеству Н.А. Некрасова, который проявили русские художники - его современники.
Задание. Подумайте, какие черты Н.А. Некрасова оказались наиболее близки И.Е. Репину, судя по высказываниям художника. «Сколько бы ни иронизировали эстеты, скептически гримасничая над поэзией Некрасова, воспитательное значение поэта-гражданина велико и вечно…» (1900). «Некрасов был поэт, и притом огромной величины, это статуя колоссального размера. Прямой наследник Гоголя, он был честным рыцарем святого долга, заступничества за угнетенных» (1902). «Вы знаете, я часто читал и здесь Некрасова и люблю это пение: язык кованый, стильный, широкий, требует широких легких» (из воспоминаний К.И. Чуковского). Ответ: демократизм, гражданственность, заступничество за народ, художественная содержательность, музыкальная певучесть, масштабность звучания поэзии Некрасова.
Самые значительные портретные изображения поэта принадлежат И.Н. Крамскому. И.Н. Крамской запечатлел Некрасова в последний год его жизни.
Задание. Подумайте над словами самого художника о том, почему он отказался от замысла создать портрет больного поэта. «Когда я начал портрет, то убедился сейчас же, что так сделать его, как я полагал, на подушках, нельзя, да и все окружающие восстали, говорят – это немыслимо, к нему нейдет, что Некрасова даже в халате себе представить нельзя, и потому я ограничился одною головою, даже без рук, дай бог справиться мало-мальски хоть с этим». Ответ. Первоначальный замысел Крамского не соответствовал образу поэта, который сложился в общественном сознании эпохи, портрет в таком случае терял черты портрета-символа.
Крамской дописал портрет в мастерской, присоединил к написанной с натуры голове полуфигуру в сюртуке, дополнил изображение скрещенными на груди руками, внося мотив замкнутости, сосредоточенности на своих мыслях. Крамской внес в портрет трагическое начало. Ощущается мотив обреченности: это и самопожертвование борца, и священная жертва поэта, и физическая надломленность человека. Эти черты видны в бледном исхудалом лице Некрасова, в свисающих прядях волос, в мешках под глазами, в скорбном выражении глаз. Но в то же время перед нами портрет человека с гордо поднятой головой, прямым и открытым взглядом, крепкой волей, затаенной и крепнущей мыслью, с резким сдвигом бровей, горячим волнением. Трагедия преодолевается на наших глазах, жертвенность и тяжелая болезнь отступают перед жизнеутверждающим началом. Задание. Какие строки - автохарактеристики в стихотворениях Некрасова соответствуют созданному Крамским образу? Ответ. Вспомните строки: «Его еще покамест не распяли, Но час придет – он будет на кресте…», «Ответа я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме…», «Я лиру посвятил народу своему.… Но я ему служил – и сердцем я спокоен» и др. Задание. Согласны ли вы с мнением, высказанным об этом однажды портрете, что Некрасов здесь показан в состоянии успокоенности, умиротворенности полусвятого, что не соответствует его умению создавать рвущие душу произведения? Ответ. Большинство искусствоведов все же считает, что Крамской передал физическую измученность и истерзанность, гражданскую и человеческую боль.
Портрет был воспринят П.М. Третьяковым и другими современниками как несомненная удача, с успехом демонстрировался на шестой Передвижной выставке. Некрасов заказал копии с портрета для себя и своей сестры. Найденное в этом портрете нуждалось в дальнейшем раскрытии, конкретизации. И в воображении Крамского возникает новый портрет, связанный с его первым замыслом. 11 апреля 1877 года Крамской писал П.М. Третьякову: «Вся фигура на постели, когда он пишет стихи… Голова в том же повороте, в руке карандаш, бумажка лежит тут же, слева – столик с разными принадлежностями, нужными для него, над головой шкаф с оружием охотничьим, а внизу будет собака». Первоначальный замысел, таким образом, становится бытовой жанровой картиной с охотничьими аксессуарами. В процессе работы Крамскому становится ясно, что нужно показать не столько больного охотника, сколько творящего поэта. Он отказывается от подробностей, связанных с охотой и бытом. Идейным и композиционным центром картины становится рукопись с новыми стихами. Упавший на пол лист бумаги оказался на том месте, где раньше предполагалась собака. Во время работы художника над портретом поэт дарит ему экземпляр только что вышедших «Последних песен», и художник по-новому назвал полотно: «Некрасов в период «Последних песен». Задание. Портрет Крамского датирован 3 марта 1877 года, хотя работа над картиной продолжалась и в 1878 году. Это была дата создания шедевра Некрасова – центрального стихотворения цикла «Последние песни» «Баюшки-баю». Некрасов на портрете сочиняет именно эту колыбельную песню. «Баюшки-баю» вызвало и восторженный отзыв Крамского «Просто, решительно одно из величайших произведений русской поэзии!». Что общего между стихотворением и образом поэта на портрете Крамского? Ответ. С одной стороны, это выражение болезненной беспомощности, страданья, с другой – неудержимое стремление к музе и творчеству, переданное взволнованным обращением. Песня матери и «Песенка» поэта, звучащая над русскими реками, побеждают немоту. Некрасов воспевает освобождение, даже ценой смерти, от любого физического и духовного рабства, провозглашает величие человека – борца. Отсюда бесстрашие и апофеоз мужества, победа над слабостью. дополнить. Ряд деталей в трактовке личности поэта говорит о стремлении Крамского правдиво передать тяжелое положение, изнурительную болезнь, непосильные страдания: заостренные черты лица, высохшая кожа желтоватого цвета, острое колено под простыней, обилие лекарств на столике, падающие листы, колокольчик на столе как выражение беспомощности. Есть и другой ряд подробностей: карандаш, листы бумаги со строками стихов. Поэт охвачен вдохновением, творческим озарением, исхудалые пальцы продолжают работу. Больной лежит на высоких подушках. Задание. На первоначальных набросках поэт лежит почти горизонтально, у него безжизненно упавшие руки. Что символизирует такая поза? Ответ. Она передает бессилие и невозможность сопротивляться недугу, в то время как на портрете – мужественное преодоление недуга, победа над смертью. Большое значение на портрете имеет белый цвет. Он не только выделяет желтизну лица и рук, но и имеет самостоятельное значение. Белоснежные простыни соединяются с яркостью ковра и стенного бордюра, с серо-лиловыми, голубыми, коричневато-охристыми тонами - так создается мажорный колорит и живописными средствами утверждается торжество светлого начала. (Вспомните некрасовское: «Уступит свету мрак упрямый»). Третьяков писал, что «аксессуарами… дела не так мало будет, как кажется». Действительно, художник прочно связал обстановку комнаты с личностью хозяина. Вещи, свидетельствующие о болезни, в то же время говорят и о его духовной стойкости: книги и газеты, хаотично лежащие на полке столика, говорят о труде и живом интересе к происходящему, чашка содержит живительную влагу, лекарства даны для поддержания сил, колокольчик – это еще и способ волеизъявления…
Задание. В стихотворении «Баюшки-баю» дана широкая картина России, просторы над Волгой, Окой, Камой, реальное пространство комнаты расширяется. Каким образом то же самое происходит в портрете Крамского? Ответ. Комната Некрасова не замкнута глухими стенами. Художник срезает рамой часть дивана, столика, ковра. Вдохновенный взор поэта устремлен в неведомые дали. Важны и два портрета, два духовных спутника, поддерживающие Некрасова в тяжелые минуты. Это портреты Н.Добролюбова, литературного критика и соратника Некрасова, и А. Мицкевича, польского поэта и участника освободительного движения. Над изголовьем бюст В.Г.Белинского работы Н.Н. Ге. Бюст на полотне дан в густой тени и словно лишенный постамента, парит в пространстве. Учитель словно осеняет голову ученика - поэта. Задание. Какую роль играют портреты и бюсты для понимания созданным Крамским образа? Ответ. Крамской устанавливает таким образом связь Некрасова с традицией русской демократической интеллигенции, говорит о том, что Некрасов – ее вершина. Портреты и бюст связывают прошлое и настоящее.
Было мало людей, к иконографии которых русское общество проявляло бы такой интерес, как к изображению Толстого. Для русского общества это и портреты реального человека, и портреты – символы. Задание. Как Вы думаете, в чем сила воздействия Толстого на русское общество? Ответ. Во-первых, огромной силой воздействия обладало его художественное творчество. С точки зрения писателя, отличительной особенностью искусства является способность из разобщенного сотворить единение. «Бывает, что люди, находясь вместе, если не враждебны, то чужды друг другу по своим настроениям и чувствам, и вдруг или рассказ, или представление, или картина, даже здание и чаще всего музыка, как электрической искрой, соединяет всех этих людей, и все эти люди, вместо прежней разрозненности, часто даже враждебности, чувствуют единение и любовь друг к другу». Секретом воздействия искусства на человека Толстой считал возбуждаемую им способность сопереживания: «Ничто сильнее этого не показывает истинного значения искусства: переносишься в других, хочется чувствовать через них». «Главная цель искусства, если есть искусство и есть у него цель, та, чтобы проявить, высказать правду о душе человека, высказать такие тайны, которые нельзя высказать простым словом. От этого и искусство. Искусство есть микроскоп, который наводит художник на тайны своей души и показывает эти общие всем тайны людям». Этими качествами в полной мере обладали и произведения, созданные самим Л.Н. Толстым. Во-вторых, большое влияние на общество оказали эстетические, философские, религиозные, общественные взгляды Л.Н.Толстого. Идеалом Толстого было не утонченное и изысканное, а чувства, доступные всем, он утверждал, что высокое искусство должно базироваться на народности. Он отстаивал идею всенародного искусства, социальную значимость искусства. В-третьих, огромное внимание привлекала сама личность Л.Н.Толстого, взявшего на себя миссию судьи, учителя общества, человека, ищущего истину и ведущего да собой людей. Он считал, что призвание художника важно и ответственно: «Эфемерные оправдания науки для науки, искусства для искусства не выдерживают света простого, здравого рассудка. Совесть людей не может быть успокоена новыми придумками, а может быть успокоена только переменой жизни, при которой не нужно будет, и не в чем будет оправдываться». Художник должен быть среди тех, кто первым ищет правду, его произведение должно быть исканием: «Если он все нашел, и все знает и учит, или нарочно потешает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается ним в поисках». Творчество несовместимо с равнодушным отношением к жизни: «Нерв искусства есть страстная любовь художника к своему предмету». Сущность исканий Толстого, его беспощадный самоанализ, мудрость – все это привело к тому, что уже при жизни современники называли его гением.
Отношение русского общества к Толстому-человеку, писателю и мыслителю не могло не отразиться в портретах писателя, созданных И.Н. Крамским, Н.. Ге, И.Е.Репиным, Л.О. Пастернаком, М.В. Нестеровым, Н.А.Ярошенко, П.П. Трубецким, А.С. Голубкиной и многими другими. Даже Крамской, критиковавший Толстого за отказ от художественного творчества ради проповеднической деятельности, писал: «Да, это человек! тоже немножко испытал на себе его влияние и до сих пор помню». Репин вспоминал: «Для меня духовная атмосфера Льва Николаевича была обуревающей, захватывающей. При нем, как загипнотизированный, я мог только подчиняться его воле!».
В 1870-е годы Толстой был уже известным писателем. Среди ценителей его таланта был П.М. Третьяков, который очень хотел иметь портрет писателя в своей галерее. В 1869 году он обратился к Толстому через А.А.Фета, но Толстой категорически отказался позировать. Через несколько лет счастливый случай помог осуществить желание Третьякова. Летом 1873 года И.Н. Крамской жил на даче недалеко от Ясной Поляны. Он несколько раз заезжал в Ясную, но не заставал Льва Николаевича. 5 сентября Крамской отправился разыскивать хозяина, который, как ему сказали, был где-то на территории имения. В глубине двора он увидел работника, рубившего дрова. На вопрос, не знает ли он, где граф, тот ответил: «Это я и есть». Крамской был принят в Ясной, но на предложения писать портрет Толстой все равно отказывался. Крамской уговаривал Толстого два часа: портрет все равно будет написан, но через лет 20, 30, и будет жаль, что он не был сделан своевременно. Убедило Толстого лишь предложение писать два портрета - для семьи и галереи. Крамской застал Толстого в период подъема творческих сил и работы над «Анной Карениной». Писатель досадовал, что сеансы отвлекают от работы, но пользовался ими, чтобы поспорить об искусстве с художником новой школы. Толстой покорил Крамского: «Граф Толстой, которого я писал, - интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии даже, На гения смахивает». На двух портретах, про которые Софья Андреевна сказала, что они «замечательно похожи, смотреть страшно даже» - два разных образа. Один портрет Крамской передал Третьякову, другой висит в большом зале яснополянского дома (выбор портретов сделала жена Толстого). Задание. Чем яснополянский портрет отличается от того варианта, который находится в Третьяковской галерее? Ответ. В яснополянском варианте писатель углублен в свой внутренний мир, прислушивается к тому, что зреет внутри него. В варианте для Третьяковской галереи Крамской увидел в Толстом прежде всего аналитика, проникающего своим острым взглядом в человеческое существо. Это величайший сердцевед, лицо, обращенное фронтально к зрителю, поражает взглядом ясных серо-голубых глаз, проникающих до сокровенных глубин души, точно передан режущий, колющий взгляд писателя, в нем тревога, настороженность, лоб философа, слегка сдвинутые брови, спокойная привычная поза, скромная рабочая блуза. Толстой велик в своей простоте. Все остальное в портрете служит лишь аккомпанементом к этому спокойному изучающему взгляду. В этом Толстом живет предельное ощущение конфликтности жизни, но нет какого - бы то ни было разлада с ней. Крамской понял и передал владеющее Толстым чувство единства с жизнью. Для Крамского Толстой - один из самых ярких представителей того человеческого типа, который наделен высокой нравственностью, глубокой мыслью, чувством ответственности перед людьми. Портрет Толстого особенно удался потому, что тип, который искал Крамской, и индивидуальность модели соединяются. Крамской был доволен результатом – «портрет взят энергично и написан с огнем», а Репин считал, что они могут стоять рядом с лучшими портретами Ван Дейка. Во время сеансов начался охотничий сезон и Толстой бросил писанье портрета. Жена была недовольна: как будто охота важнее портрета, который будет существовать сотни лет. Но Крамской увидел незабываемое: Толстой верхом, в охотничьем костюме - самая красивая мужская фигура, которую он видел. Но идею написать Толстого верхом он не осуществил. Пока Крамской работал над портретом, Толстой изучал художника для задуманного им образа художника в Анне Карениной. Толстой спорил с Крамским, называл его убеждения новейшей петербургской верой, которая, к сожалению, отразилась и на очень хорошей художнической натуре Крамского. Крамской был позитивистом, говорил, что верит и смирится только перед одним - перед фактом. Толстой же считал, что дух отрицания, на которым воспитаны молодые художники, лишает их самого главного - нравственного отношения художника к предмету. Но на самом деле для Крамского искусство не было натурализмом, он всегда соединял отрицание в своих произведениях высокий идеал с правдой жизни. Потому-то и был для него Толстой воплощением общественной совести. В «Анне Карениной» художник создает портрет, который открывает правду, выявляет истинную природу Анны. Это доступно только истинному художнику. Портрет Михайлова открыл в Анне то удивительное выражение, которое, как казалось Вронскому, только он знал и любил в ней, на самом деле Вронский понял, что это особенное выражение лучше всего выражает душу Анны, только увидев портрет.
В 1870-начале 1880-х годов Толстой испытал творческий кризис, который привел его к мысли отказаться от художественного творчества и перейти к религиозно-философским произведениям. Он пришел к выводу, что церковное учение – ложь, обострился разлад с дворянским кругом. «Жить среди народа, помогать ему, чем можешь, это наше, вех, живущих трудами и лишениями этого народа, священная, первая обязанность». В это время он познакомился со многими художниками-передвижниками, ему были близки демократизм и народность их творчества, доступная художественная форма картин, Толстой увидел в них своих единомышленников, а для передвижников Толстой был высшим художественным авторитетом. Многие картины передвижников связаны с идеями Толстого. Передвижники, как и Толстой, не считали, что искусство - воплощение красоты, искусство для них – способ выражения идей, а его цель – пробуждение в человеке высоких стремлений. Особенно сильным в этот период воздействие Толстого было на Н.Н. Ге. Н.Н. Ге, потеряв веру в высокое предназначение искусства, бросил живопись и занимался хозяйством на маленьком украинском хуторе. В 1882 году он открыл для себя трактаты Толстого: «Ему Я обязан лучшим, что у меня в душе осталось свято и цело. Я еду в Москву обнять этого великого человека и работать ему». Картины Ге нравились Толстому: «Я отхожу от них с желанием добра, с сочувствием к ближнему». Возвращение Ге в живопись началось с портрета, причем с портрета человека, который был ему особенно близок в эти годы - это Толстой. Портрет написан в 1884 году в Хамовниках, в кабинете писателя. Ге подолгу бывал у Толстых, сблизился семьей, учил дочерей Толстого живописи, в результате хорошо понял личность писателя. Как свой человек, он работал в кабинете дома в Хамовниках, сидя против письменного стола Толстого. Лев Николаевич был так поглощен работой, что забывал о присутствии художника. Софья Андреевна писала: «Работал Ге усердно и с любовью; помню, как изменялось его лицо при работе: делалось серьезное, напряженное, сосредоточенное выражение глаз и, по-видимому, забвение всего остального мира». Сергей Львович, сын Толстого, считал портрет лучшим по сходству и выражению лица, несмотря на опущенные глаза. Ге передал творческую сосредоточенность писателя, ничто внешнее не отвлекает зрителя от лица писателя. Сам Ге писал: «В этом портрете я передал все, что есть драгоценного в этом удивительном человеке! Лев Николаевич заключает в себе необъятно огромный мир идей и образов!». От образа Толстого на портрете Ге словно идут световые волны, от этого света портрет как бы звенит. 6 октября 1880 года Толстой впервые пришел в мастерскую И.Е. Репина. Вскоре Толстой переехал в Москву, и встречи стали постоянными. Репин свою концепцию образа также построил на мифологизирующей и мемориально-исторической функциях портрета. Он писал: «Какая мощь бессмертного духа сидит в нем!». За 30 лет личного знакомства с писателем им было написано десятки живописных и графических изображений Толстого. Репин высоко ценил портрет работы Крамского, и ему пришлось соперничать с искусством недавно умершего своего друга. Выбирая сюжеты, Репин откликнулся на те стороны яснополянского быта «графа-мужика», которые были предметом внимания всероссийской молвы - Толстой-пахарь. Толстой на косьбе. Толстой в лесу на молитве, это образы, соответствующие человеку-легенде, это ответ на ожидания зрителя. В то же время по своему конкретному содержанию это сцены частного, семейного, домашнего быта конкретного человека. Портрет Толстого» (1887) на первый взгляд производит впечатление спокойствия и сдержанности. Фигура писателя углублена в кресло и производит впечатление спокойствия и сдержанности, она выделяется светлым силуэтом на темном фоне и удалена от зрителя. Писатель поднял голову над книгой и смотрит прямо перед собой, словно пораженный какой-то мыслью. Он словно ищет ответа на вопрос, возникший вдруг при чтении. Это не глашатай уже обретенной истины, (как В.В. Стасов на портрете Репина), и мучимый сомнениями искатель ее. Стасов сравнил портрет с работой Крамского и писал: «С тех пор Толстой много изменился, конечно, постарел, но тип и выражение его лица сложилось еще могучее и характернее прежнего под влиянием мысли и таланта, не перестававших все время работать». Заслуга Репина, по мнению критика, в том, что он, глубоко понимая и любя Толстого, сумел простыми средствами передать самое важно в личности писателя: «Весь портрет делает впечатление проповедника, сеятеля мысли. Глаза… глядят вдаль и глубину, словно прямо в твое сердце и душу». В 1887 году в Ясной Поляне Репин зарисовал Толстого за любимой им крестьянской работой – он пахал поле вдовы Анисьи Копыловой. Репина поразили выносливость и сноровка Толстого, он устал, но работа приносит ему удовлетворение. Позже по эскизу Репин в мастерской создал картину «Л.Н.Толстой на пашне» («Пахарь»), которую цензура с трудом разрешила репродуцировать, при этом запретила ее название. Летом 1891 года Репин снова надолго приехал в Ясную Поляну и много рисовал Толстого, сделал 17 карандашных рисунков и написал его за работой («Л.Н.Толстой за работой в комнате под сводами») Он признавался: "После его, на первый взгляд, грубых простых черт все другие покажутся скучны». В то же лето Репин изобразил Толстого, читающего лежа под деревом книгу: «Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света!…Красивая картина выходит». Еще один эскиз 1891 года был реализован в 1900 году. Репину были чужды религиозные искания Толстого, потому картина «Л.Н.Толстой в лесу на молитве» не принадлежит к его большим удачам. В доме Толстых не раз слушали прекрасную музыку Шопена, Гайдна, Моцарта, Чайковского, Бетховена. Лев Николаевич сам прекрасно играл, играли для него и лучшие исполнители. Он нередко бывал растроган музыкой до слез, иногда он рассказывал целую драму, которая рисовалась ему во время исполнения произведения. На портрете «Л.Н.Толстой в розовом кресле» Репина мы видим Толстого, потрясенным до глубины души музыкой. Это одна из самых значительных работ Репина. Задание. Сравните портреты Толстого работы Репина с другими репинскими портретами. Например, В.Г. Короленко 1912 года. Чем отличаются образы двух писателей? Ответ. Короленко показан талантливым человеком и писателем, но это явно менее масштабная личность. чем Толстой. Портрет Толстого работы М.В. Нестерова 1907 г. родился также из постоянного общения двух художников. Толстой написан около пруда, рядом с темными старыми елеями, вдали видны крестьянки бы. Нестеров передал глубокую сосредоточенность Льва Николаевича, погруженного в раздумья о судьбах мира и человека, его единство с Яснополянской природой: «Мне кажется, мне удалось уловить то благородное старчество Льва Николаевича, которое так доминирует теперь». По портретам Крамского и Репина Толстого часто представляли себе суровее, чем он был на самом деле. Нестеров же обратил внимание на то, что он был мягок, терпелив, внимателен, добр, терпелив. Одним из лучших скульпторов, создавших скульптурные портреты Толстого, был Паоло Трубецкой, Ему как скульптору было интересно сложное и выразительное лицо писателя. Он создал бюст писателя, статуэтку «Толстой верхом», за которую получил Гран при на всемирной выставке в Париже в 1900 году, и большую скульптуру, которую современники считали величественной и верной. Бюст Толстого, несмотря на небольшой размер, величествен и монументален. Динамична и выразительна пластическая форма, передающая могучий интеллект, нравственную силу, бунтарский темперамент и вечную неудовлетворенность писателя, его простоту и величие, мудрость Трубецкому как никому другому удалось передать неуловимое, особенную атмосферу, которую создавал Толстой своим присутствием «Лев Николаевич как грандиозная личность обладает поразительным свойством создавать в окружающих людях свое особое настроение. Где бы он ни появлялся, тотчас выступает во всеоружии нравственный мир человека, и нет более места никаким низменным житейским интересам». О Трубецком, заинтересованный его работой, сам Толстой говорил: «Как умный портретист, скульптор занят только тем, чтобы передать выражение лица – глаз, так для меня главное – душевная жизнь, выражающаяся в сценах». Задание. Сравните бюст Трубецкого с фотографиями писателя. Какая из них ближе к образу Трубецкого? См. начало альбома. Ответ. Обратите внимание на фотографию работы В.Г. Черткова 1906 года. Л.О. Пастернак (отец Б.Л. Пастернака) был иллюстратором произведений Толстого. Он несколько раз приезжал в Ясную Поляну, вел с писателем интересные беседы о его романе «Воскресение". Это время было самым счастливым для художника. За многие годы художник видел Толстого и в радостном творческом возбуждении, и растроганным, слушающим музыку, и веселым. Пастернак долго боялся оказаться назойливым и не решался зарисовать писателя. Рассказал о своем желании дочерям Толстого, и те его успокоили, сказав, что работы художника будет отцу не в тягость. Пастернак – рисовальщик, мастер наброска с натуры. Мы словно видим живого Толстого, который читает книгу, слушает, косит: «Он очень хорошо владел косою и, несмотря на свои годы, ловко, сильными, привычными движениями косил, как настоящий косарь-крестьянин - так быстро, что невозможно было хотя бы на мгновение увидать целиком всю позу, я едва успевал набрасывать». Однажды Толстой пригласил художника в свой кабинет, чтобы прочесть ему рукопись «Я слушал чтение и одновременно напряженно вглядывался в красоту всей этой особенной обстановки, стараясь удержать ее в памяти. Освещенная одной свечкой комната, косые тени, живописные пятна и передо мною читавший великий автор…». Эти впечатления отразились в картине 1894 года «Л.Н.Толстой и Н.Н.Ге в комнате под сводами» («Чтение рукописи»). Летом 1901 года Л.О. Пастернак сделал несколько рисунков натуры для задуманной им картины для Люксембургского музея в Париже: "Как самый интересный русский сюжет я избрал Толстого в семейной обстановке и исполнил картину в искусственном вечернем освещении пастелью». Пастернак стремился передать атмосферу уютных яснополянских вечеров, когда в гостиной при мягком свете настольной лампы собирались близкие люди: Софья Андреевна шьет, Татьяна Львовна читает вслух письма, рядом с ними, но в стороне, в тени, в профиль – Толстой. Его фигура словно из другого мира и другого материала. Простыми средствами художник передал величие духа Толстого. В 1901 году Л.О. Пастернак создал большой портрет Толстого, отличающийся от других его работ. Толстой изображен в профиль, на фоне грозового неба, на заднем плане – убогие крестьянские избы. Это Россия накануне катастроф и великий писатель, страстное слово которого заставляет задуматься о справедливости и добре. Горький говорил, что Пастернак сумел показать, как Толстой клином вошел в русскую общественную жизнь того времени, в сознание каждого думающего человека. Задание. Сравните скульптурные изображения Л.Н. Толстого работы П. Трубецкого и И.Я. Гинзбурга. Задание. Сравните известные вам портреты Л.Н. Толстого с портретами писателей - его современников. Отличается ли сам принцип создания образов в этих работах? Ответ. Портреты Вересаева, Андреева, Чехова, Куприна – это портреты талантливых литераторов, но не монументальные образ.
Новое отношение к модели определило и некоторые отдельные достижения русской скульптуры того времени. Самый знаменитый памятник - Пушкину в Москве работы А.М. Опекушина, крестьянина по происхождению, сделавшего также памятник Лермонтову в Пятигорске (с лирическим настроем), памятник ученому Бэру (спокойная сосредоточенность). В памятнике Пушкину он отказался от декоративных эффектных элементов, подчеркнутой жестикуляции, и т.п., что было так распространено в скульптуре. Поза и жест поэта лаконичны, выразительны, склоненная голова скрывает внутреннюю взволнованность за задумчивостью и созерцательностью, рука, вложенная за борт фрака. Придает фигуре некоторую отчужденность от окружающих, подчеркивает внутренне достоинство. Застывший шаг как бы знаменует остановку перед лицом судьбы. Но все эти элементы лишь намечены, проведены очень тактично, но именно они наполняют большим смыслом этот скромный памятник. По сравнению с ним все другими монументальный памятники России того времени для современников и потомков ушли на второй план.
Задание. Подумайте, с какими героями из крестьян в русской литературе можно сопоставить полесовщика и созерцателя с картин И. Крамского? Подсказка: вспомните героев, о которых автор писал: «Мы поехали шагом. За деревней догнал нас человек лет сорока, высокого роста, худой, с небольшой загнутой назад головкой. Это был … Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами, мне понравилось с первого взгляда… был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую клиновидную бороду…Легкий порыв ветерка разбудил меня… Я увидел глаза и увидел …: он сидел на пороге полураскрыой двери и ножом вырезывал ложку. Я долго любовался его лицом, кротким и ясным, как вечернее небо»; «На пороге избы встретил меня старик – лысый, низкого роста, плечистый и плотный… Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос… был человек положительный, практический, административная голова, рационалист…» Ответ: Хорь и Калиныч. Может быть, Вы вспомните еще героев русской литературы, которых можно сопоставить с этими героями? Перенести к крестьянскому портрету-типу. Задание: Сопоставьте портреты деятелей живописи, литературы и театра, созданные разными художниками второй половины девятнадцатого века, а также их автопортреты. Какой образ художника возникает в живописи? Каковы представления о назначении художника и его месте в жизни общества? Чем отличаются представления о художнике в работах разных живописцев? Перенести в конец Репина. Дать изобразительный ряд.
Задание 1. Ответ: Именно таким мы впервые видим Рогожина в романе Ф.М. Достоевского «Идиот», купца, в котором бушуют неистовые страсти, приведшие его к убийству. Обратите внимание на сочетание «восточных» черт лица (широкие скулы, нос) и несоответствующей им бледности, тонких губ. Задание 5. Как Вы думаете, а какая функция портрета раскрывается в стихотворении Н. Заболоцкого, посвященного портрету Струйской художника Ф. Рокотова?
Задание 6. Попробуйте соединить лицо Островского и парадный мундир. Возможно ли это? Ответ: обратите внимание на возникающее при этом несоответствие. Такое несоответствие было бы возможно, если бы художник хотел показать человека, который мучается из-за необходимости быть чиновником и не соответствует требованиям, которые предъявляются государственному человеку. Но Перов создавал иной образ – цельного и гармоничного человека. Задание. Попробуйте «убрать» с портрета руки. Изменилось ли что-нибудь? (к портрету Достоевского Перова) Ответ: Сразу же «уходит» с портрета внутренняя тревога и напряженность писателя. Задание. Сопоставьте «Автопортрет» В.Перова и И. Крамского. Что общего между ними? Ответ: «Полемика» с романтическим образом художника и утверждение новых представлений и месте художника в обществе. (После Автопортрета Крамского).
«Обладатель плаща с капюшоном бы молодой человек тоже лет 26 или 27, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и легонькою, востренькою. почти совершенно белою бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, полное того странного выражение, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь. Лицо молодого человека было, впрочем, приятное, тонкое и сухое, но бесцветное…».
(Из истории портрета после Рокотов, Никитин, Боровиковский, Левицкий). Особое место занимает творчество В.А. Тропинина, который создавал поэтические интимные портреты. Часто его герои изображены в домашней одежде, в халате, который художник противопоставляет парадному официальному мундиру.
(В самый конец «Портрет в творчестве передвижников) Художественные особенности портретов передвижников особенно заметны на фоне портретов начала 20 века, которые уже отличаются повышенной субъективность, экспрессивностью. Художник уже не стремится к равновесию между реальным обликом модели и своим видением этого человека – он в первую очередь передает свое понимание мира в целом и свое восприятие того или иного человека. Посмотрите. например, на портрет режиссера В.Э. Мейерхольда работы Б.Д. Григорьева (1916), герой которого напоминает героя итальянской комедии масок Пьеро, или на «автопортрет» А.В. Лентулова (1915), герой которого, наоборот, является воплощением жизнелюбия..
Теоретические проблемы. Признаки портрета. Портрет- образ члка, существующего в рл действительности, созданный с целью запечатлеть именно этого члка. Узнаваемость и сходство? У Репина есть портрет Стрепетовой в роли Лизаветы и очень похожая на Стрепетову революционерка в одиночном заключении. Серов «Девушка, освещенная солнцем» - пт Симонович, а надгробные фигуры Микеланджело Лоренцо и Джулиано Медичи – не портреты, наличи
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.172 (0.02 с.) |