Сравните «автопортрет» Крамского И «портрет А. И. Герцена» Н. Ге, созданные в один год. Что общего И в чем разница между ними. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравните «автопортрет» Крамского И «портрет А. И. Герцена» Н. Ге, созданные в один год. Что общего И в чем разница между ними.



Если Крамской в портретах дает синтетические итоговые характеристики. То Ге стремится изобразить сам психологический процесс, следы сомнений, скепсиса, стоической покорности судьбе или противостояние ей.

Особенно выразителен портрет Салтыкова-Щедрина 1872, который подчеркивает состояние одиночества, покинутости и напряженности писателя. Устремленное в себя лицо писателя напоминает иконный лик. О таких портретах Ге сказал А. Бенуа, что его портреты так мучительно думают и так зорко смотрят, что становится жутко, глядя на них. Не внешняя личина людей, а самая изнанка - загадочная, мучительная, страшная, вся в них открыта наружу. На место Щедрина, словно издающего с холста словесный вопль, Ге мог бы поставить себя, т.к. сам в это время, перед творческим кризисом, оказался в безвыходной ситуации.

Сопоставьте портреты Салтыкова-Щедрина работы Н.Ге и И.Крамского. Определите по особенностям индивидуальной манеры авторов этих работ.
Ге Крамского
Посмотрите на портрет самого Н. Ге работы Н.А. Ярошенко (1890). Личность Н.Ге всегда вызывала у Ярошенко огромное уважение. Автор показал Н.Ге на фоне картины «Что есть истина?» в его мастерской (картина вписана по памяти, не совсем точно). Какие черты Ярошенко увидел в Н.Ге? (Автор увидел в Н.Ге нечто апостольское, не случайно перед ним лежит Евангелие).

 

Еще одной разновидностью портрета является портрет-тип, или социально-бытовой портрет..

Очень ярко он представлен в творчестве Н.А. Ярошенко (1846-1898). На 6 выставке Товарищества передвижников он показал «Кочегара» и «Заключенного» (1878) - две однофигурные композиции, приближающиеся к портрету. Это портрет-тип, т.е. собирательный образ, изображение безымянного интеллигента-разночинца, крестьянина или рабочего (Ярошенко - один из самых последовательных демократов в русской живописи).

Кочегар в отблесках пламени, выхватывающих из тьмы его фигуру с тяжелыми натруженными руками и впалой грудью, является первым изображением рабочего. В нем угадывается бывший крестьянин, перекочевавший в город и уже надорванный непривычным и тяжелым трудом. Кочегар «позирует» это его «парадный» портрет, но портрет «в рост» имеет здесь иной смысл – не парадный и даже не пародийный (как у В.А.Серова), а обличительный смысл. Внимательно вопрошающий с затаенной укоризной взгляд прямо устремлен на зрителя и словно призывает в судьи и свидетели того, что делает с сильными и могучими от природы людьми каторжный труд. Мысль Ярошенко выражена предельно очевидно.

Образ произвел огромное впечатление на публику. Под влиянием картины Гаршин написал рассказ «Художник», художественный критик Адриан Прахов выразил свои впечатления так: «У меня не было долгов, а тут мне кажется, как будто я кому-то задолжал, и не в состоянии возвратить своего долга», кочегар - вот кто кредитор, вот у кого общество в неоплатном долгу - всем своим общественным преимуществом интеллигенция пользуется в долг у него.

Кочегар Заключенный

 

«Заключенный» - открывает серию картин, посвященных революционерам, народническому движению, Ярошенко был близок народнической молодежи, дружил с Глебом Успенским, которого портретировал и который послужил моделью для этой картины, простой мотив, человек у крошечного окна в камере, революционер. Видит ли он что-нибудь сквозь решетку, привлек ли его внимание шум, просто ли согревается в лучах солнца и мечтает о воле - доля неопределенности помогает зрителю додумать ситуацию. Отказ от однозначной трактовки был симптомом важных сдвигов, это отказ от тенденциозности, авторских ремарок, заранее, за зрителя, предрекающих оценку явлению.

Студент Курсистка

Тесная связь с народнической интеллигенцией дала Ярошенко социальную чуткость. Он стал воплотителем «скорбной» темы в искусстве, но также и отразил новые силы, противостоящие тьме. Под влиянием современности и споров о женской эмансипации написаны им портрет-тип, это портрет- картина «Курсистка» (1883). Из глубины улицы, затянутой серой дождливой мглой, выступает одинокая фигура спешащей девушки-курсистки. Изображение строго фронтально. Ее волевой шаг целеустремлен, на лице - деятельная работа ума. Случайная уличная зарисовка превращается в портрет, собирательный образ женщины из разночинной молодежи. Такой же образ - «Студент» (1881). Студент, закутанный в плед, стоит перед зрителем и смотрит на него подозрительным и несколько недружелюбным взглядом. В этих картинах, как и во многих других у Ярошенко, нет действия, главное здесь - показать новую Россию, без предрассудков, тех, кто покинул дом ради высоких задач,

В.В. Стасов сказал: «Этого художника можно назвать по преимуществу портретистом молодого современного поколения, которого натуру, жизнь и характер он глубоко понимает, схватывает и передает. В этом его главная сила». Портрет-тип соединяет жанровое и портретное начала.

Самым значительным произведением Н. Ярошенко стал портрет актрисы Стрепетовой (1884). Ничто не говорит о ее артистической карьере. Художник изобразил ее в спокойной позе, она глубоко задумалась над неразрешимыми вопросами жизни, словно взвалив на себя тяжкий груз народных страданий. Опущенные вниз глаза, сцепленные руки заставляют вспомнить перовский портрет Достоевского. Ее облик намеренно прост, в ней привлекают внутренняя, а не внешняя красота: лицо словно светится изнутри - скорбью, надеждой, любовью к людям.

 

Портрет - тип воссоздавал не только образы крестьян и представителей интеллигенции, но и крестьян. Портрет человека из народа связан с отношением к мужику как к значительной личности, с богатой духовной жизнью, достойной уважения. Это уже иное отношение к крестьянину, чем раньше (жалость к крестьянину и критическое отношение к условиям его жизни).

К этому типу относятся портреты В. Перова, И.Крамского, И.Репина, В. Васнецова. Крестьянский портрет является следствием исканий русским искусством положительного начала, тех нравственных и социальных сил, которые способны определить будущее переустройство общества. И раньше всего этот процесс начался в литературе.

Все они, как это свойственно портрету-типу, портрету-картине, имеют полужанровый характер.

В портретах крестьян И.Крамского намечается действие, выясняется особое состояние модели, которое выводит произведения за пределы чистого портрета. Художника интересует не столько индивидуальное, сколько родовое, типическое в образах крестьян. Его взгляд лишен сентиментальности.

«Полесовщик» (1874). Сам художник писал: «Мой этюд в простреленной шапке должен по замыслу изображать один из тех типов (они есть в русском народе), которые многое из социального и политического строя русской жизни понимают своим умом, у которых засело неудовольствие, граничащее с ненавистью. Из таких людей в трудные минуты набирают свои шайки Степаны Разины, Пугачевы, а в обыкновенное время они действуют в одиночку, где и как придется, но никогда не мирятся. Тип не симпатичный, я знаю, но знаю также, что таких много, и я их видел». Этому описанию соответствует герой: стальной взгляд поднятых на зрителя острых глаз, нахлобученная на брови шапка, внутренне напряжение, готовое в любой момент перейти в решительное действие. Это воплощение бунтарского духа, крепкий волевой характер.

Герой изображен по пояс, крупным планом, фигура чуть сдвинута вправо, словно он ненадолго остановился, свет слева придает резкую выразительность крупным чертам его лица. Фигура дана на ровном темно-зеленом фоне, она уходит на второй план рядом с выразительными, полными затаенной жизни глазами.

Полесовщик Созерцатель Мина Моисеев
Крестьянин с уздечкой Другой полюс русского крестьянства - «Созерцатель» - крестьянин в лаптях, вперивший взгляд в бесконечность, идущий по заснеженной тропинке меж кустами. Это мечтатель не от мира сего, то ли мудрец, то ли дурачок, таких образов много в русской литературе того времени. «Мина Моисеев» (1882) и «Крестьянин с уздечкой» (он же) (1883)- другой крестьянский тип, хитроватый, острый ум, все подмечающий, это человек добрый, мягкий, открытый, умный, нравственно значительный, в его образе сосредоточены положительные черты. Это уже картина в полный рост: он опирается на палку, держится прямо, немного поднял голову, на руке висит уздечка.
       

 

Такой же тип портрета встречаем у В.И. Сурикова (1848-1916). Его интересует национальный, даже местный тип. Поэтому часто названия картин, кроме имени модели, получают дополнительные характеристики - «Сибирская красавица», «Горожанка», «Казачка». При сохранении индивидуальности в них всех есть что-то общее: все мужские образы - варианты удалого казака, женские - в красочных и традиционных костюмах - женский национальный идеал, устойчиво-постоянное, типологическое. Художника интересует обобщенный образ человека из народа, вобравшего в себя его лучшие национальные свойства. Суриковские портреты носят вневременной характер, на лице сибирской красавицы замерла улыбка, горожанка спокойно сидит перед зрителем, задумавшись, скрестив руки на груди. Для них характерен нарочитый антипсихологизм, что не характерно для других портретистов этого времени. При этом все портреты написаны с определенного человека. Суриков объективен, не терпит идеализации и приукрашивания модели, но ищет в образе прежде всего положительное начало. Наиболее показателен портрет Емельяновой (1902). Основа композиции - фронтальное положение фигуры, сложенные руки позволяют построить пирамиду, но не в жестких формах, а мягких, обтекаемых. Краски словно излучают свет. Сурикова интересует модель как пластическое явление, и потому портрет имеет устойчивую композицию, целостную объемную форму.

Близок к этому типу портрета и «Иван Петров» В. Васнецова, послуживший основой образа Ильи Муромца в «Богатырях».

 

Суриков «Сибирская красавица» Суриков «Горожанка» 1902
Суриков «Казачка» Суриков «Портрет Емельяниной»

 

В 1880-1890-е годы появляется еще одна разновидность портрета. Жанр прошел эволюцию от портрета монументального, обличительного и мифологизирующего до лирического, утверждающего жизненное начало – («Отдых» И.Репина, «Портрет Петрункевич» Н.Ге). Это уже не критический реализм передвижников, а демократический или поэтический реализм. Так, поздние произведения Крамского на фоне замечательных портретных произведений Репина выглядят анахронизмом.

«Отдых» Репин «Портрет Петрункевич» Ге

 

«Портрет Н.И. Петрункевич» Н.Ге (1893) отразил интерес художника к пленэру и импрессионизму. Ге изобразил молодую женщину читающей книгу и стоящей у открытого окна, за которым открывается аллея парка. Автор не искал в чертах дочери соседа по имению чего-то особенного, обещающего ей большое будущее. Героиня захвачена чтением, и ее внутренняя сосредоточенность гармонизирует с переливающимися за окном красками предзакатного пейзажа. В природе и в героине – одни и те же чистота и возвышенность. Поэтому при внешней некрасивость образ Петрункевич привлекает глубокой поэтичностью.

Портрет потемнел от времени (Ге не всегда соблюдал технологические правила живописи), и мы сейчас не можем иметь точного представления о его достижениях.

Ге, портрет М.Свет Ге, автопортрет

В творчестве Ге обозначился еще один путь эволюции портрета – стремление передать напряженное психологические состояние модели, используя экспрессивные приемы живописи. Перед самой смертью он написал за один час портрет старой женщины, М. Свет (1891). Голова ее склонилась, она как бы не держится от слабости и старости. Выражение лица скорбное, страдающее от физических мук и утомления. Выразительно намечены морщины, линии лба, линии, идущие от носа мимо подбородка. Эти черты, как в иконном лике, переданы просто и обобщенно.

В «Автопортрете» (1892-3) Ге изобразил себя глубоким старцем, с растрепанной бородой, в его пытливом взгляде - немой вопрос, обращенным к зрителю и миру. Голова выхвачена лучом света из темноты, из мрака, который господствует в окружающем пространстве. Прошедший свой жизненный путь старец не смирился, он протестует до последнего дыхания, взывает, вопиет.

 

Новым этапом в развитии портрета стало творчество Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), который в 1870-1890-е годы открыл новые принципы психологизма при изображении человека, его картины приобрели высокую психологическую сложность.

Это, прежде всего, связано с достижениями русской литературы. Вспомните, какие особенности психологического анализа Л.Н. Толстого (а художники почувствовали потребность приложить эти открытия и к другим видам искусства, особенно к живописи) позволили познать неповторимость каждой человеческой личности, раскрыть сущность самого психического процесса?

Те же поиски характерны для И.Е. Репина, написавшего большое количество портретов.

Отличительные черты портретов И.Е. Репина:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.023 с.)