Реальная или потенциальная подвижность героя во времени И пространстве. Кажется, что герой вот-вот встанет, переменит позу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реальная или потенциальная подвижность героя во времени И пространстве. Кажется, что герой вот-вот встанет, переменит позу.



Физическое бытие оказывается выражением индивидуального характера или сиюминутного состояния души модели портрета. Художник застает своего героя в момент ярко выраженного чувства, аффекта. Все его герои непохожи друг на друга, в отличие от И. Крамского или В. Перова, которые часто возвышали модель, индивидуальное, неповторимое отступало в их героях перед общим – пафосом сурового подвижничества. Репин тоже ценит в человеке его общественное служение, следование долгу, но для него важны и индивидуальные особенности портретируемого, его личность, характер, темперамент. Он строит психологическую характеристику через движение, как процесс во времени, слитый с движением самой жизни.

Репин ищет художественный язык, приспособленный к передаче богатства и разнообразия характеров в их конкретных проявлениях. Потому он использует самые разнообразные композиционные приемы. Все элементы композиции картины тоже «подвижны», готовы сдвинуться и нарушить равновесие. Подвижны контуры предметов и фигур, их окружает «движущийся» свет, воздух. Репин использует свободную живописную манеру. Каждая модель по-своему посажена, имеет свою композицию, жест, поворот, колорит. У Репина нет никаких схем при работе над образом, в отличие от Крамского или Перова. Портретное мышление Репина последовательно антииконографично, он рассчитывает на индивидуальность, которая сама вызывает к жизни конкретную форму.

Рассмотрим эти особенности на примере отдельных произведений. Репин продолжает в своем творчестве (вслед за В. Перовым, И. Крамским) создание галереи образов выдающихся представителей общественной мысли, науки и культуры.

Портрет Н. Ге (1880). Жизненная ситуация, в которой оказался портретируемый художник в момент позирования, соответствовала особенностям творческой манеры Репина. Ге находился в добровольном изгнании на своем хуторе. Фигура и голова его словно выплывают из тьмы, голова несколько откинута назад и словно отстает от корпуса в движении к первому плану, фигура сдвинута в сторону от центральной оси холста, и эта неустроенность фигуры в пространстве, непреодоленность ею каких-то противоборствующих сил отчуждают героя от собеседника, зрителя. Да и взгляд Ге направлен сверху вниз и нераскрыт зрителю.
Портрет Писемского (1880). Портрет был создан тогда, когда писатель был тяжело болен и ждал смерти. Фигура Писемского располагается в центре холста, но повернута почти в профиль. Поворот схвачен в момент незавершившегося движения, ноги, фигура, руки, тяжело опирающиеся на палку, почти параллельны холсту, голова повернута на зрителя, а глаза уже «завернули» дальше и смотрят мимо зрителя, не скрывая настороженности и раздражения. Вне этого движения невозможно воспринять «колючую» сущность писателя - уже больного старика, утомленного жизнью. Живопись холста как бы намеренно объективна, голову и фигуру лепит холодный свет, серые и коричневые цвета формируют объем, детали написаны тщательно, точно, поскольку Репин не солидаризируется с героем, а смотрит на него несколько отчужденно, пытаясь понять характер.
Портрет Мусоргского (1881) - центральное произведение портретного жанра Репина. Он писал портрет за несколько дней до смерти великого композитора, в госпитале, за несколько коротких сеансов. Репин показывает приметы тяжелой болезни, но нейтрализует их, избегая тягостного впечатления и грубого физиологизма. Болезненная краснота лица менее заметна рядом с малиновым отворотом халата. Сильный рассеянный свет заливает спереди лицо, скрадывает тени, благодаря чему «теряются» глубокие морщины. Репин сумел воссоздать живого Мусоргского, передав всю сложность его чувств, предсмертных переживаний. Мы заглядываем в душу человека, как в бездну, где в сложном переплетении роятся эмоции, мысли умирающего гения. Приметы тяжелой болезни оттеняют духовную красоту человека, не убитую физическими страданиями. Тучное тело в больничном халате противопоставлено взгляду, взгляд же наполнен сложным чувством, подчас противоположным - любовь и горечь, боль и вера, страдание и надежда. В мягких чертах губ есть что-то по-детски трогатель-
ное, выражение лица приобретает отрешенную строгость, возвышенность. Через печать страданий и внешнюю неопрятность именно во взгляде проявляется внутренняя красота великого композитора. Репину удается «разомкнуть» образ, сделать его свидетелем жизни не одного человека, а о жизни вообще, о ее тяготах и трудностях, и о торжестве живого. Композиция портрета построена на контрасте: фигура развернута вправо, голова – влево, что сообщает позе естественность, непринужденность. Взгляд идет вдаль и вверх. Убедительности образа соответствует объективность живописи. Современников удивляла сложность живописной задачи, поставленной Репиным: портрет писался на фоне светлой стены, объем головы нужно было выявить сложной цветовой лепкой, которой мало помогала светотень. Репин достиг очень тонких градаций цвета, наполнил благодаря ним холст светом и воздухом.

 

Портрет Н. Пирогова (1881) В портрете Пирогова применен прием светотеневой трактовки объема головы, в которой подчеркнута почти скульптурная трехмерность. Контраст четкости объема и аморфности фона определяет характер образа, весьма подходит к этой модели - крепкому старику, гордо сложившему на груди руки, откинувшему назад голову. Сила и крепость Пирогова - свидетельство несокрушимой воли человека, Такую портретную тему художнику диктует модель. В отличие от тех же Перова и Крамского Репин активизирует все средства живописи для выявления индивидуальности модели.

Портрет А. Дельвига (1882). А. Дельвиг, старый генерал, военный инженер, написан иначе. Это поколенный, кресельный, парадный, торжественный портрет. Но сравните два парадных портрета двух разных эпох. Портрет кисти Д.Г. Левицкого архитектора А.Ф. Кокоринова написан во времена Г.Р. Державина, портрет И.Репина – во времена открытий Л.Н. Толстого в области психологического анализа. Обратите внимание на то, как изменилась цветовая гамма портретов, как изменилась композиция, какую роль играют детали. Можно ли угадать характер персонажей без их лиц? Попробуйте убрать красную линию на портрете А.И.Дельвига – меняется ли при этом впечатление от фигуры?

Дельвиг сидит в парадном мундире, с сигарой в руке, он грузный, благодушный и властный, барин, умный и величественный. Характер его сложен и противоречив. Все детализовано, выписано, и не потому, что так заказывала портрет модель, а потому, что такие живописные приемы больше всего соответствуют раскрытию образа.

Портрет Н. Пирогова (1881) Портрет А. Дельвига (1882)

Портрет П. Стрепетовой (1882). В портрете Стрепетовой внутренний драматизм, даже трагичность состояния актрисы получают выражение в контрасте света и тени, теплых и холодных тонов. Тяжесть ее переживаний словно собирается в глубоких тенях глазных впадин, переносицы. Густы мазки красной краски в левой части холста вновь оживают на губах Стрепетовой. На каштановых волосах, спускающихся на плечи, играют серебристые отблески. Столкновение цветов создает ощущение динамики, напряжения, которое не знает просветления, в этой неразрешимости противоречия - главная тема портрета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.006 с.)