Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравните два портрета П. Стрепетовой, И. Репина И Н. Ярошенко.

Поиск
Репин Ярошенко
Портрет В.В. Стасова (1883). Великий художественный критик и общественный деятель наделен у Репина героической значительностью, отражающей его роль его в идейной жизни общества. Стасов чувствует себя словно на трибуне, его сильная, энергичная фигура словно надвигается на собеседника (зрителя), он иронически прищурился. Но в этой композиции, в свободной живописи «шершавым» мазком переданы также и безапелляционность, прямота суждений, презрение к инакомыслию, стремление самоутвердиться в споре, которые также были в стасовском характере. В 1890-е годы в портретном творчестве Репина появилось стремление создать объективный портрет с его натуралистической иллюзорностью. Он создает большие портреты (поколенные или в полный рост, т.к. такой портрет неизбежно ведет к большей отчужденности от модели), мысли и чувства героя он уже не отождествляет со своими, стремится создать портрет как бы со стороны. Это портреты композиторов А. Глазунова, Ц. Кюи, адвоката В. Спасовича.
Портрет Глазунова 1887 Портрет Кюи 1890

 

В «Портрете В.Д. Спасовича»(1891), подчеркнуто умение человека обращаться с людьми, убеждать их, нездоровая одутловатость лица свидетельствует о постоянном пребывании в закрытом помещении, будничный тон стены свидетельствует о том, что это посещение казенное. «Репинское» здесь – в кадровости композиции, в тонко подмеченном динамичном жесте.

В портрете баронессы В. Икскуль (1889) он приходит к форме парадного портрета: здесь господствует четкий контур силуэт, вытянутый формат холста соответствует тонкой фигуре модели, одетой в парадное платье. Это подлинное возрождение парадного портрета после почти полувекового прозябания.

 

«Портрет В.Д. Спасовича»(1891) портрет баронессы В. Икскуль (1889)

 

Противоположные тенденции воплотились в портретах, близких к свободной импрессионистической манере - «Толстой на отдыхе в лесу» (1891), «Осенний букет» (1892). Это особый импрессионизм, не похожий на французский 1870-х годов: он приобретает декоративные черты, утрачивает тонкость цветовых переходов и взаимоотношений. Поздние портреты Репина написаны свободно, широко, форма лепится не объемно, без иллюзорной имитации предмета. Образная характеристика модели становится заостренной, художник выявляет одну-две черты характера или состояния, усиливает их, увеличивает. Это уже путь к новому этапу русского искусства.

Толстой на отдыхе в лесу Осенний букет

 

 

На примере этих портретов можно судить и о живописном новаторстве передвижников- портретистов, новый герой определил и новый образный строй портрета:

· верность жизненной правде, стремление показать человека, каков он есть;

· появление портрета-картины, не былая репрезентативность, времяпровождение праздного аристократа, а естественная композиция, деловая творческая обстановка труженика, не мечтающие, музицирующие и гарцующие на фоне драпировок или идеального пейзажа, а писатель, художник, композитор, адвокат в скромной комнате за повседневной работой;

· появление одно-фигурных жанровых композиций, близких к портрету-типу Ярошенко - «Полесовщик» Крамского - свидетельствующие о демократизме портрета.

 

Жанр портрета очень тесно связан с другими жанрами того времени. Лучшие произведения созданы художниками, которые были не только портретистами. И в этом отличие русского портрета от западноевропейского. Имеется в виду не количественное даже преобладание портрета, а своеобразный портретоцентризм живописи. Это связано с сосредоточенными поисками русской культурой концепции личности, жаждой понять место человеческой мысли и нравственного императива в судьбе России и в общей картине мира.

Портретное начало становится очень важным для жанровой картины.

Особенно важно портретное начало для творчества И.Репина в целом, особенно для его жанровых картин. Он, как и его современники, художники-реалисты, стремился к созданию особенных социальных типов, но лучше, чем другие, видел индивидуальное начало в каждом человеке или явлении. При работе над большими полотнами он обращается к портретным этюдам для выяснения облика и характеристики главных действующих лиц.

И. Репин в картине «Бурлаки на Волге» сосредотачивает внимание не на осуждении тяжкого труда бурлаков, а на них самих. Перед зрителем проходит вереница различных жизненных типов и характеров. Впереди ватаги бурлаков – Канин, напомнивший Репину древнегреческого философа, странствующий мудрец, философски относящийся к тяготам жизни. У него живой взгляд умных глаз, в которых видны любопытство к окружающему миру и работа мысли.

 

Два портрета, «Протодиакон» и «Горбун» связаны с работой над картиной «Крестный ход в курской губернии».

«Протодиакон» (1877) – это воплощение жизненной силы. ЕЕ стихийная мощь вызывает восхищение художника. В чугуевском дьяконе Иване Уланове Репин увидел «экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев (И. Репин). Эта жизненная сила вызывает восхищение художника, а ее ложная направленность – осуждение. Типическое начало («экстракт наших дьяконов») воплощено в индивидуально-своеобразном облике конкретного человека. Все это отразилось в темпераментной манере живописи, в колористической гамме, насыщенной «горячими» цветами.
горбун еще один горбун
крестный ход в курской губернии
Работая в 1880-е гг. над картиной «В одиночном заключении. Тоска» изображающей женщину-узницу в одиночной камере, И. Репин держал перед собой эскиз портрета Стрепетовой. Он не просто вдохновлялся портретом - благодаря трагическому образу актрисы картина стала более одухотворенной и более точно выражала тему человеческого страдания.
     

 

Значимы переклички между портретами общественных деятелей и главным образом картины Крамского «Христос в пустыне».Размышления Христа о неизбежности самопожертвования в борьбе со злом автобиографичны и связывают картину с «Автопортретом» художника. Фигура Христа, сцепленные руки напоминают и написанный в том же 1872 году портрет Ф.М. Достоевского работы В.Г. Перова. По свидетельству Н. Ге, большие картины удавались Крамскому прежде всего тогда, когда они имели портретную основу.

 

В. И. Суриков также вводил портретные образы в свои сюжетные исторические полотна. Каждый такой портрет несет все основные черты характера исторического лица – Морозовой, Петра 1, Меншикова, Суворова, Ермака, Степана Разина. Петр 1 на картине «Утро стрелецкой казни» (1881) бросает упорный, полный дикого гнева взгляд на непокорившегося стрельца. Сподвижник Петра Меншиков, оказавшийся в опале после его смерти и в ссылке, восседает на картине «Меншиков в Березове» (1883) как грозный властелин, отверженный, но не смирившийся.

Утро стрелецкой казни Меншиков в Березове

 

Новое понимание личности оказало влияние и на развитие скульптуры.

Состояние русской скульптуры к середине XIX века было плачевным: монументальный пафос классицизма истощился, скульптура теряет свои связи с архитектурой.

Скульптура стала подстраиваться под живопись, в связи с этим особое развитие получило в скульптуре жанрово-повествовательное начало.

Но скульптура также отразила свойственный всей эпохе интерес к личности человека.

М.М. Антокольский (1843-1902) компенсирует отсутствие монументальных средств выражения изображением «монументальных личностей»; «Иван Грозный» (1870), Петр 1» (1872), «Ермак» (1891), «Христос» (1874), «Смерть Сократа» (1875), «Спиноза» (1882), «Мефистофель» (1883) и др. Антокольский стремился сохранить за скульптурой право говорить о возвышенном, значительном, а не бытовом.

Антокольский стремится к историческим и символико-аллегорическим обобщениям. Своих героев он показывает в тот момент, когда они «сливаются» со своей исторической репутацией.

Антокольский как скульптор стремится к правдоподобию в воспроизведении формы, к выразительности позы, жеста, мимики. Его фигуры напоминают окаменевшего актера в роли.

 

 

«Иван Грозный» (1870) Петр 1» (1872)
«Ермак» (1891) «Христос» (1874)
«Смерть Сократа» (1875) «Спиноза» (1882)
«Мефистофель» (1883)  

 

Сам выбор модели, как мы видели, был очень важен. Конечно, было много заказных портретов, среди них много ремесленных, но есть и шедевры Крамского, Репина, появившиеся благодаря исключительной настойчивости заказчиков. Но для нас важны формы настройки художественного зрения не просто на определенные модели, но и на определенные ее черты. В этой системе - художник- модель- зритель - очень интересны портреты Толстого и Некрасова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.14.111 (0.01 с.)