Как правильно фотографировать портрет: правила съемки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как правильно фотографировать портрет: правила съемки



При портретной съемке необходимо помнить некоторые важные правила: для придания выразительности снимку фокусироваться нужно по ближайшему глазу модели, а выдержку брать не длиннее величины 1/ (например, для объектива 85 мм — 1/85). В первом случае вы предотвратите появление неожиданно резкого носа или подбородка на общем нерезком портрете модели. Во втором — гарантированно избежите общей нерезкости снимка из-за слишком длинной выдержки. Сильный цифровой шум, образуемый матрицей при высоких значениях чувствительности, нежелателен. Используйте значения ISO в диапазоне от 100 до 400 единиц.

Сознательно отобразить на снимке эмоции и характер человека можно только при наличии определенных знаний и опыта. Поэтому не случайно одним из самых сложных жанров фотоискусства профессионалы признают портретную съемку. Однако, вооружившись нашими полезными рекомендациями, вы наверняка преуспеете в этом непростом виде творчества.

Снимки, сделанные новичками, нередко пестрят техническими ошибками. К примеру, лица людей выглядят просто черными пятнами на ослепительно ярком фоне или выражают совсем не то, что фотограф видел, нажимая на спуск.

Для должной реализации задуманного необходимо овладеть некоторыми несложными, но эффективными приемами. Разумеется, профессиональные фотографы располагают более богатым багажом всевозможных ухищрений, но это - профи. Мы же разберемся с основами.

Не стоит думать, что для получения качественного портрета требуется исключительно серьезная дорогая техника. Опытный фотограф сделает замечательный снимок и камерой среднего ценового диапазона.

Прежде чем навести объектив, надо " поймать настроение " человека, которого вы фотографируете. Отсутствие эмоций на лице приветствуется лишь при съемке на документы. Модель может смеяться или плакать, восхищаться или удивляться, задуматься над чем-нибудь или просто грустить. Важно, чтобы эти эмоции были отражены на снимке.

Цвета входящих в кадр деталей (скажем, предметов одежды) и оттенки фона сильно влияют на общее восприятие. Иногда, чтобы передать настроение, снимок вообще лучше сделать черно-белым, так как это поможет акцентировать внимание на взгляде, мимике человека. Для кадра в стиле ретро пригодится эффект сепии, сообщающий изображению особый коричневатый оттенок.

Известно, что половина дела - это хороший свет. Правильно выбранное освещение также влияет на настроение снимка. Например, полумрак и тени придают ощущение некой таинственности. Однако при этом нельзя допускать, чтобы пропали те черты лица, которые вы хотите подчеркнуть. Вообще, свет является идеальным помощником для создания объема, он же выявляет или скрывает те или иные детали. При портретной съемке в помещении не стоит пользоваться вспышкой, поскольку она делает лица плоскими.

Для создания портретов весьма существенным моментом является выбор точки съемки. Взгляд объектива на модель сверху вниз подавляет композицию. Такой прием следует применять, если, допустим, вы хотите показать героя забавным.

Один из самых распространенных подходов к портретам - съемка на уровне глаз модели. Такое расположение придает фотографии эффект близости, позволяет наиболее полно раскрыть внутренний мир объекта. Если основой композиции является лицо человека - камеру лучше держать на уровне его глаз, а при поясном портрете - наводить объектив на уровень подбородка.

Съемка с нижней точки распространена не так широко и используется в случаях, когда фотографии необходимо придать ощущение полета.

Для портретной съемки применимы все ракурсы: профиль, три четверти (полуанфас) и анфас. Но часто изображения, выполненные по классическим канонам, выглядят слишком правильно, в ущерб эмоциональной окраске. Поэтому иногда лучше дать волю модели и просто ловить подходящий момент для спуска затвора.

Если человек смотрит немного в сторону, стоит оставить побольше пространства перед его лицом. В идеале подобная композиция строится так, чтобы глаза модели оказались в верхней трети кадра.

При съемке лица полуанфас надо обратить внимание на направление взгляда модели. Когда лицо на снимке развернуто чуть вправо, возникает ощущение взгляда вперед, в будущее, левый поворот соответственно ассоциируется с обращением к прошлому. Объясняется данный эффект просто - традицией чтения в европейских странах.

Попавшие в кадр наклонные линии тоже вызывают различные ассоциации. Скажем, диагональ из левого нижнего угла к правому верхнему - "восходящая". Она воспринимается как позитивная, оптимистичная. Противоположная ей линия называется "нисходящей" и является полярным по значению символом.

При съемке в помещении желательно располагать камеру так, чтобы свет из окна падал сзади и немного сбоку. Также нужно учитывать, что при увеличении расстояния от окна вдвое освещенность падает примерно в четыре раза, поэтому время выдержки также нужно увеличивать.

Не стоит перегружать кадр посторонними предметами, чтобы они не отвлекали глаз от основного объекта. В большинстве случаев лишний фон следует скрыть, например задрапировать однотонным материалом. Цвет и оттенки последнего выбираются по ситуации. В редких случаях, скажем при съемке бытового портрета, положительную роль может сыграть домашняя обстановка. Хотя даже в этом жанре без постановки не обойтись - создание фона требует тщательного подхода.

Если съемка производится камерой с ручной регулировкой резкости, лучше ориентироваться по глазам. Тот же принцип действует в случае с автоматическими "мыльницами".

Для диафрагмы надежнее всего выбрать малые значения порядка f4.0 или даже f3.2. Благодаря этому можно добиться небольшой глубины резкости и, как следствие, мягкого размытого фона. Если фотоаппарат не обладает ручной настройкой диафрагмы, стоит назначить автоматический режим "Портретная съемка", в котором значение диафрагмы минимально, а сама диафрагма максимально открыта.

При использовании камеры с зумом очень важно, чтобы фокусное расстояние объектива было выставлено примерно на 80-150 мм в 35-миллиметровом эквиваленте для пленочной камеры. Расстояние до модели должно быть не менее 1,5-2 м. На такой дистанции оптика искажает геометрию лица значительно меньше, чем вблизи.

Сложным, но весьма интересным приемом является съемка портрета в контровом свете, то есть когда источник света расположен за моделью. Такой сюжет особенно актуален на открытом воздухе при солнечном освещении. Этот случай требует обязательной дополнительной подсветки лица, например с помощью принудительного запуска вспышки, хотя лучше использовать специальное светотехническое оборудование. Тогда даже на ярком солнце реально получить эффект золотых волос. Однако при съемке цифровой камерой очень важно не наводить аппарат непосредственно на солнце, чтобы не повредить светочувствительную матрицу.

Делать портреты в погожий день значительно сложнее, чем в пасмурную погоду, поскольку возрастает вероятность получить слишком контрастный снимок, пересвеченный - с одной стороны, и с глубокими тенями - с другой. Чтобы избежать этого, лучше всего фотографировать при рассеянном свете или когда солнце зайдет за облако.

Перечисленные выше приемы следует отнести к базовому курсу фотографа-портретиста. Освоив их, можно переходить к решению более сложных задач. Конечно, они не являются обязательными, ведь творчество само по себе подразумевает определенную свободу действий. И все же, только научившись грамотно распоряжаться проверенными на опыте и эффективными приемами, можно приблизиться к созданию профессионального фото.

 

Правила портретной съемки

Портретная съемка

 

Нет фотографа, который бы не пробовал себя в портретной съемке. Но зачастую результат не впечатляет. К примеру, на портрете получается огромный нос, кривые ноги или нечеткие черты лица. Давайте учиться снимать портреты так, чтобы таких неприятных моментов было как можно меньше. У вас получится замечательный портрет, если учесть некоторые детали: освещение, высоту съемки, позу человека, поворот лица, направление взгляда и много других моментов.

Цель портретной съемки - естественная и правильная передача не только внешнего облика фотографируемого объекта, но и отражение его индивидуальности и внутреннего мира. Так при портретной съемке людей важно показать все достоинства человека в выгодном свете, скрывая при этом недостатки или не акцентируя на них внимания.

Стоит отметить, что качественный портретный снимок можно получить при съемке практически любой камерой, если соблюдать все правила и принципы съемки портретов, которые мы в меру возможностей попытаемся рассмотреть.

 

Камеры с широкоформатным объективом позволяют получать изображения в увеличенном масштабе. Портретные снимки, сделанные такими фотоаппаратами, более детализированы. Как выясняется, это не всегда оказывается «на руку» фотографу, т.к. вместе с дополнительными деталями становятся заметнее изъяны кожи и формы лица фотографируемого, которые приходится затем подчищать средствами графических редакторов, после чего портрет выглядит уже не так естественно.

Портретные снимки можно условно разделить на следующие категории: головной, поясной, по колено, во весь рост и групповой. Для каждого из них необходимо использовать свои подходы и принципы съемки. Само собой, различной должна быть и высота объектива при съемке. Для поясного портрета принято ставить объектив на уровне глаз, для портрета по колено - на уровне груди, головной портрет снимается с высоты подбородка фотографируемого человека.

Сейчас очень модно снимать динамические портреты. Эта разновидность выгодно отличается от обычных статических портретов, когда человек сидит прямо перед камерой на фоне однотонной ткани и смотрит в объектив. Динамический портрет акцентирует больше внимания па внутреннем мире человека. Фоном для такого портрета может служить море, лес, проселочная дорога, а также практически любой другой фон. При съемке динамического портрета требуется добиться естественности позы фотографируемого. Это не так просто, и профессионализма фотографа для этого не всегда бывает достаточно. Ведь практически каждый из нас чувствует себя достаточно неловко перед объективом камеры, и вся эта внутренняя зажатость будет заметна на фотографии. Вот почему фотографу необходимо создать привычную естественную атмосферу, чтобы объект съемки чувствовал себя свободно. Сделать это не так-то просто. Иногда для этого приходится занять человека чем-то привычным и естественным, чтобы отвлечь его внимание от объектива. Ведь бабушка за вязаньем или гитарист во время игры на гитаре выглядят очень даже естественно. Поэтому при съемке не стоит акцентировать внимание на том, когда именно вы собираетесь снимать, чтобы стеснительный человек не замирал с испугом на лице в ожидании щелчка затвора.

 

Давайте попробуем привести основные правила съемки портретов.

* При съемке статического портрета в качестве фона лучше выбирать серую ткань, также можно использовать любой другой приглушенный цвет.

Не стоит выбирать пеструю ткань, чтобы не акцентировать на ней внимание. Также нельзя использовать ярко-красный, синий и зеленый фон, поскольку цвет лица на снимке получится неестественным. Фон должен располагаться на таком расстоянии, чтобы не попадать в фокус. Если необходимо смазать объекты на заднем плане, можно сделать это при помощи настройки диафрагмы, которая, в свою очередь, влияет на глубину резкости. Не рекомендуется снимать портреты на фоне пестрых ковров и других объектов, привлекающих взгляд наблюдателя.

* Нельзя подносить камеру слишком близко к человеку. Это может привести к искажению форм, а именно - к увеличению носа и рук, удлинению ног. Ваш снимок будет больше походить на карикатуру, чем на портрет. При этом также можно столкнуться с проблемой слишком яркой освещенности лица фотографируемого, поскольку вспышка фотоаппарата находится слишком близко к лицу. В результате снимок получается с излишним бликом.

* Фотопортреты снимаются с достаточно короткой выдержкой, чтобы выражение лица получилось как можно естественнее, а также чтобы уменьшить вероятность снимка с закрытыми глазами. Например, бывает достаточно сложно запечатлеть улыбку в нужной вам фазе, поскольку длится она лишь мгновение.

* Резкость должна быть наведена на ближайший к фотографу глаз фотографируемого объекта, вне зависимости от того, смотрит ли он в объектив или в сторону. Глаза, будучи частью тела, символизирующей душу и интеллект человека, всегда должны быть в фокусе. Если же при съемке портрета глаза не видны, что бывает достаточно редко, необходимо ориентироваться на ближайшее ухо. Не стоит огорчаться, если остальная часть лица, кроме глаз, получилась не такой же резкой, как глаза. Это нормально.

* Если портретируемый чувствует себя неловко и выглядит неестественно, попробуйте изменить его положение, например, попросив его присесть. Существует множество других правил по съемке портретов, например, активно используя профессиональное студийное оборудование: софтбоксы, светофильтры, специальные зонты, сложные системы освещения и другое профессиональное оборудование, но вряд ли у вас оно есть. Так что не стоит заострять на этом внимание. К тому же, если вы достигнете профессионализма в искусстве фотографии и вам будет необходимо использовать такое сложное оборудование, вам понадобятся дополнительные знания в этой области, которые можете вы получить из специализированной литературы.

Стоит обратить внимание на то, что в портретной съемке очень важно передать объем фотографируемого объекта. Сделать это вы можете, «играя» со светом и тенью. Снимок будет выглядеть живее и объемнее, если в нем будут присутствовать как яркие светлые детали, так и глубокие тени. В таких тенях удобно прятать неподходящий по стилю фон. При этом детали не должны быть потеряны ни в тенях, ни в светах. Так что манипулировать светотенью необходимо с умом. Например, при использовании вспышки не стоит подносить фотоаппарат слишком близко к лицу портретируемого, стараясь показать его ярким на темном фоне, поскольку вспышка может слишком сильно осветить лицо фотографируемого, оставив на нем неприятный пересвет.

 

 

Особенную сложность представляет портретная съемка детей и животных. В некоторых фотоаппаратах, например в Canon IXUS 30, для этого типа съемки имеется специальный сюжетный режим. Очень многое в данном случае зависит от самого ребенка. Если он ведет себя достаточно раскованно, для вас не составит труда выбрать момент и сделать замечательный снимок, в противном же случае необходимо заставить ребенка чувствовать себя раскрепощенно - для этого у каждого фотографа имеются свои методы. Если ребенок занят делом, например разбирает любимую игрушку, у вас есть достаточно времени, чтобы произвести необходимые настройки камеры и выбрать наиболее удобную точку для съемки.

В случае с животным, например с собакой, чтобы привлечь ее внимание, можно позвать животное по имени. Основная проблема при съемке детей и животных - поймать подходящий момент для съемки. Именно по этой причине необходимо выбирать достаточно маленькие значения выдержки. Некоторые фотографы съемку детей и животных производят сериями, зажав кнопку спуска. Потом после съемки можно лучшие кадры оставить, а все остальные удалить.

Почти на всех фотоаппаратах есть специальный режим Портрет. Этот режим позволяет создавать достаточно неплохие портреты. При этом выдержка и диафрагма подбираются таким образом, чтобы сконцентрировать внимание на объекте съемки, а не на фоне изображения. Так что, если вы хотите сделать акцент на снимаемом человеке или животном, этот режим поможет осуществить это. При этом фон на фотографии часто получается размытым или темным. Профессионалы не используют этот режим: они предпочитают ручную настройку. Тем не менее режим Портрет может избавить многих начинающих фотографов от лишних мучений. Если вы попробуете делать портретные снимки в полностью автоматическом режиме, сразу поймете, что они получаются несколько хуже, чем в режиме Портрет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.027 с.)