Портрет эффективного менеджера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Портрет эффективного менеджера



Ключевая роль руководителя заключается в том, что он решает: что делать, как делать и несёт за это ответственность.

Обладая реальной властью и определёнными личностными качествами, руководитель может создавать вокруг себя соответствующее окружение и оказывать влияние на всю организационную культуру коллектива. И, в результате, привести его либо к процветанию, либо в тупик.

Р. Л. Кричевский отмечает, что руководитель считается эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по соответствующим психологическим и непсихологическим критериям групповой эффективности. При этом к психологическим критериям он относит: удовлетворённость членством в коллективе и трудом, мотивацию членов коллектива, авторитет руководителя, самооценку коллектива. Следуя Т. Питерсу и Р. Уотермену, к непсихологическим критериям эффективности Р.Л. Кричевский относит ориентацию на действия, обращённость лицом к потребителю, самостоятельность и предприимчивость, производительность - от человека, связь с жизнью, ценностное руководство, верность своему делу, простоту формы, скромный штат управления, свободу и жёсткость одновременно.

Есть немало и других критериев оценки эффективности управления. Для нашего исследования важно создать портрет такого руководителя, выявить инвариантные личностные качества и черты эффективных менеджеров. Для нас принципиально важным является угол зрения на эти качества личности с позиций формирования готовности студентов к управленческой деятельности.

Существуют различные подходы к оценке роли личностных качеств руководителя в достижении эффективности управления. М.М. Поташник, А.М. Моисеев, ссылаясь на работы американского исследователя
Р. Стогдилла (1948 г.), считают, что нет личностных качеств, однозначно связанных с эффективностью деятельности человека в роли руководителя. Есть и другая точка зрения. Так, М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедуори пишут: «Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха...»1. Основываясь на опыте, управленческой практике, исследованиях зарубежных и отечественных ученых, мы разделяем эту точку зрения.

В.И. Андреев, проанализировав личностные качества менеджеров, имеющих устойчиво высокие уровни конкурентной способности (Г. Форда, Л. Якокки, С. Федорова, А. Тарасова и др.), пришёл к выводу, что при всей несхожести их характеров и сфер деятельности, все они имеют инвариантные, общие, повторяющиеся личностные качества, которые и определяют эффективность их деятельности. На основе психолого-педагогического анализа качеств эффективных менеджеров В.И. Андреев выделяет девять из них, определяющих конкурентоспособность личности: чёткость целей и ценностных ориентаций; трудолюбие; творческое отношение к делу; способность к риску; независимость; способность к лидерству; непрерывное саморазвитие, профессиональное совершенствование; стрессоустойчивость; стремление к достижению высокого качества конечного продукта.

 


Научная картина личности многообразна, существует немало противоречивых попыток классификации качеств, структуры личности, создания её моделей. Применительно к личности руководителя, менеджера многие исследователи и практики пользуются классификацией личности, предложенной американским психологом М. Шоу: биографические характеристики, способности, черты личности. К биографическим характеристикам при этом относят возраст, пол, социально-экономический статус и образование. Способности, по М. Шоу, включают в себя: общие, среди которых главенствуют интеллектуальные, и специфические (специальные знания, умения, компетентность, информированность). К инвариантным чертам личности, обуславливающим успех деятельности, американские исследователи относят следующие: способность оказывать влияния на подчинённых (доминантность), уверенность в себе, эмоциональную уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению высоких целей, предприимчивость, ответственность, надежность, независимость, общительность.

Мы провели сравнение результатов исследований, проведённых в разные годы в Англии, США, Японии, России, Финляндии и посвящённых характеристикам эффективных менеджеров, и пришли к выводу, что содержание психологических черт личности, характеристик эффективных лидеров оказываются близкими друг другу.

Известный советский психолог Б.М. Теплов в своей классической работе «Ум полководца» отмечал, что «высшие проявления ума мы наблюдаем в одинаковой мере и у великих практиков, и у великих теоретиков, ум Петра Первого ничем не менее, не проще и не элементарнее, чем ум М.В.Ломоносова» и «если уж устанавливать градации деятельности по трудности и сложности требований, предъявляемых уму, то придётся признать, первые места должны занять высшие формы практической деятельности»1. Исходя из этой точки зрения, мы также проанализировали размышления Ли Якокки, выдающегося менеджера США, известного всему миру, о становлении, самоуправлении, самоусовершенствовании менеджера, его самых важных качествах и умениях, навыках по книге «Карьера менеджера». Вот какой представляется структура личности менеджера, составленная самим Л. Якокки:

· интеллектуальные качества: способность к вариативному мышлению; умение точно излагать мысли устно и письменно; превосходно владеть импровизированной речью; в совершенстве владеть ораторским искусством, уметь выступать перед аудиторией, владеть ею; уметь различать правду и «кривду», добро и зло; иметь разносторонние интересы в области литературы, музыки, искусства;

· собственно менеджерские качества: умение контактировать, общаться с людьми - это все и вся; умение распознавать людей; уметь выделить главное, приоритетное в работе, сосредоточиться на нем, уметь планировать свои действия на день, неделю, перспективу; иметь распорядок дня, соблюдать его; идти на прогнозируемый риск при принятии решений; проявлять решительность при осуществлении действий; выслушивать мнения всей команды при принятии решений, но окончательное решение принимать самому;

· умение управлять самим собой: никогда не сходить с ума, гнев, злость направлять в конструктивное русло; постоянно исповедоваться перед самим собою и перед Богом; уметь достойно жить, действовать в любых ситуациях.

· нравственные качества: не допускать расточительства; стремиться к достижению больших личностно-значимых целей; во всех программах выполнять сверх заданного, намеченного; участвовать в различных видах общественной деятельности; уметь отдыхать, сохранять своё здоровье, любить жизнь.

Обучение искусству управления на примере выдающихся практиков менеджмента представляет повышенную значимость.

На примере Ли Якокки при характеристике личности руководителя наряду с управленческими умениями, навыками, способностями важнейшее значение имеют личностные качества.

Основываясь на современной теории менеджмента, английские исследователи, характеризуя эффективного менеджера, выделяют следующие его управленческие качества, свойства - самоуправление: с головой уходит в работу, думает, прежде чем что-то сказать или сделать, не позволяет людям тратить своё время впустую; при индивидуальном принятие решений - определяет приоритеты того, что надо сделать, действует, когда это необходимо, идёт на компромисс; при групповом принятии решений - влияет на политику на самой ранней стадии, работает с максимумом усилий там, где вырабатывается политика; взаимоотношения с равными и вышестоящими начальниками - информирует коллег в других подразделениях, всегда даёт знать, где себя найти, когда нет на работе, даёт и легко принимает советы; руководство своими подчинёнными - даёт им знать то, что он (она) как руководитель от них ожидает, делегирует полномочия, ценит своих людей; отношение к переменам - выдвигает идеи о переменах, контролирует эффект от перемен, готов менять планы ради перемен; навыки общения - раскован с незнакомыми, вдохновляет людей; коммуникабельность - передает информацию, когда это необходимо, использует различные способы коммуникации, обеспечивает ясность коммуникации; специальные навыки - обладает хорошими профессиональными (по роду деятельности) знаниями; способности - думать о перспективе, видеть, что надо сделать, разрабатывать планы; обеспечить, чтобы подчиненные работали и думали эффективно действовали вместе, как одна команда с высоким моральным духом; передавать свои идеи другим как внутри организации, так и вне её таким образом, чтобы они были приняты; давать точную характеристику людям; принимать решения и выполнять их; развивать потенциальные способности каждого подчиненного как можно полнее; схватить существо проблемы, знать, какая информация необходима, как ее обрабатывать и оценивать; творчески мыслить о любом аспекте своей работы категориями целей и конечных результатов; делегировать свои полномочия, знать, как это делать; учитывать индивидуальные потребности руководимых. Мы считаем, что это достаточно полный перечень необходимых эффективному менеджеру деловых качеств, умений, способностей.

Психологи, социологи, педагоги, теоретики менеджмента и практики-руководители называют большое число ведущих личностных характеристик эффективных менеджеров. Р.Л. Кричевский задаёт вопрос: «Можно ли утверждать, что для успеха в работе руководитель должен обладать всеми этими характеристиками одновременно? Конечно же, нет. Другое дело, что резонно предполагать наличие какого-то их минимума, необходимого для успешного руководства»1.

Мы придерживаемся этого мнения и считаем, что на основе вычленения инвариантных качеств этот минимум может быть определён хотя бы в каком-то возможном приближении к истине в конкретных ситуациях.

Индивидуально-психологические особенности личности руководителя, объективные и субъективные ситуационные условия управления, потребности и личные качества подчинённых определяют стиль деятельности менеджера. Традиционный подход определяет, как правило,


только три стиля: авторитарный, демократический, нейтральный (по
К. Левину). В последние годы в психолого-педагогической литературе стали описывать «управленческую решётку», управленческую матрицу как графический вариант различий стилей деятельности.

Этот подход к истолкованию стилей деятельности впервые был описан в 60-е гг. американскими психологами Р. Блейком и Д. Мутаноле.

Современные подходы к стилям деятельности менеджеров основываются на работе японского исследователя Т. Коно. Согласно Т. Коно стили руководства могут быть обозначены четырьмя моделями: новаторско-аналитический, новаторско-интуитивный, консервативно-аналитический, консервативно-интуитивный. Мы не ставим целью раскрывать содержание и оценку всех стилей управления, но считаем важным отметить, что наиболее популярным в американском, японском менеджменте сегодня считается новаторско-аналитический стиль, включающий в себя: преданность организации, энергичность, новаторство, чуткость к новой информации, интегрирование большого числа идей и альтернатив, быстрые, но обоснованно принятые решения с оптимальной эффективностью коллективных действий, четкость целей и задач, учет мнения других, готовность к неудачам.

Этот стиль, по Т. Кону, предусматривает соучаствующий стилевой вариант: регулярные совещания с подчинёнными и открытость в отношениях с ними, вовлечение подчинённых в планирование, подготовку и принятие решений, делегирование полномочий, создание особых групповых структур, имеющих право принятия решений, предоставление отдельным работникам права автономно разрабатывать проблемы, формулировать идеи инновационного процесса.

Этот стиль характерен при решении особого рода задач подчинёнными, обладающими высокими знаниями, умениями, навыками, которыми руководит менеджер высокой управленческой культуры.

Мы сделали краткий экскурс в область стилей деятельности с единственной целью: при работе с руководящими кадрами, при их подготовке необходимо существенно расширить область знаний о стилях деятельности руководителей. К сожалению, в психолого-педагогической управленческой литературы мы нередко видим вчерашний день, 30-е - 60-е годы. Но ведь стиль деятельности - важнейшая составляющая управленческая культуры руководителя, и его необходимо профессионально формировать.

Для полноты характеристики личности руководителя существенную значимость играет его авторитет.

Авторитет руководителя - это суммарный вектор личностных, стилевых, организационных качеств, обеспечивающих успех руководства. Заметим, что еще А. Файоль вторым принципом управления выдвинул авторитет руководителя.

Таким образом, портрет руководителя слагается из трех составляющих: личностных данных, способностей, черт, свойств; стиля или стилей деятельности в зависимости от ситуации; личного авторитета.

Высокая степень проявления этих составляющих, интегрированных в единое целое, обеспечивает лидерство в менеджменте как наиболее эффективную форму управления.

Каждый руководитель может быть серой посредственной личностью, а может быть яркой индивидуальностью. Много внимания уделял в своих работах диалектике индивидуальности академик Б.Г. Ананьев, создатель ленинградской школы психологов. Он представлял индивидуальность как единство и взаимосвязь в человеке индивида, субъекта деятельности и личности. Индивидуальность характеризуют базовые (сплав врождённых и приобретенных путём воспитания и социализации черт личности) и программирующие (направленность, интеллект, самосознание) свойства. Диалектика творческой индивидуальности педагога и руководителя школы глубоко раскрыта в работах С.А. Гильманова В.И. Загвязинского. В их понимании сумма индивидуальностей определяет творческий потенциал педколлектива, который в свою очередь диктует специфические требования к стилю деятельности, а последний и есть выражение творческой индивидуальности руководителя.

В процессе обучения очень важно научить, как надо правильно поступать и делать, но не менее важно и обучение тому, как не надо делать. В психологии, менеджменте, педагогике большое внимание уделяется изучению качеств, свойств, черт личности, которые не допустимы для руководителя.

Американский исследователь Сьюзен Доннелл, изучая в течение ряда лет опыт 2,5 тыс. руководителей, выявил 5 причин, препятствующих карьере менеджера: забота о личном комфорте, благополучии, высоком жаловании - на первом месте; излишнее увлечение символами положения: кабинет, рабочий стол, машина, собственный дом...; возвеличивание собственной персоны, «плохой руководитель заботится о себе, хороший - о своих людях», «неуспешный» руководитель присваивает все лавры себе, не замечает вклада подчинённых; самоизолирование, потеря общения с окружающими; сокрытие чувств, эмоций, мыслей.

В.И. Андреев, отвечая на вопрос «Каким не должен быть менеджер», называет 18 типов руководителей-бюрократов: консерватор, перестраховщик, стяжатель, формалист, волокитчик, показушник, «флюгер», соглашатель, карьерист, сановник, мститель, демократ, популист, прожектер, технократ, перестроечник, чиновник.

В дополнение к сказанному об антикачествах, антисвойствах руководителей мы считаем необходимо добавить следующие: инструктивность, узость мышления, самолюбование, грубость, бестактность, робость, страх, неряшливость, способность к предательству, безответственность, низкий уровень общей и профессиональной культуры, замкнутый круг интересов, пренебрежение к знаниям основ управления, педагогики и психологии, слабое внимание к своему имиджу, здоровью, физическому состоянию. Глубокое усвоение руководителями всех уровней, а также теми, кто готовится к руководящей деятельности, содержания портрета эффективного менеджера - путь к самопознанию своего менталитета, выражения творческой индивидуальности, путь к изучению подчинённых и осуществлению влияния на них. Портрет эффективного руководителя может быть хорошим ориентиром в планировании и осуществлении саморазвития, самовоспитания руководителя.

В портрете эффективного менеджера отражены принципы управления, утверждающиеся в XXI веке, разработанные на основе достижений современного менеджмента. Необходимо выделить главное: чем выше интеллект, образованность, профессиональная подготовленность, тем востребованней становятся качества эффективного менеджера. Мы пришли к выводу, что портрет эффективного менеджера может быть применим при формировании профессиограммы директора школы.

 

7.2. Требования к профессионально-значимым и личностным качествам директора школы

 

Как правило, лицо школы, её философию, концепцию развития определяет директор. Многое изменяется в жизни школы, но директор по-прежнему организатор и педагог, хозяйственник и финансист, стратег и практик, политик, генератор инновационных идей.

Привлекательность школы, организационная культура, климат, творческое, исследовательское начало в педколлективе во многом определяются интеллектом, личностными качествами директора.

Особенно возросла роль личностных, профессионально значимых качеств, управленческой подготовки руководителей школ во время реформирования всей общественно-политической системы России, децентрализации управления образованием. Если в советское время почти все параметры деятельности школы задавались государством, партией, местными организаторами власти, то в настоящее время содержание деятельности, принципы, функции управления, программу развития школы определяет сам директор и возглавляемый им коллектив.

Анализируя различные подходы к оценке профессионально значимых, личностных качеств директора школы, требования к его портрету, а также самооценки многих известных и малоизвестных директоров школ, можно утверждать, что ведущим параметром в деятельности руководителя школы является умение осуществлять педагогическое руководство, педагогическую направленность, педагогический анализ управления, проявлять высокую профессиональную психолого-педагогическую компетентность.

В условиях, когда большинство директоров школ не располагают возможностью активизировать деятельность педагогического коллектива через материальные стимулы, руководитель современной школы должен в совершенстве владеть искусством мотивации, способностью воздействовать на людей через социально- психологические механизмы. Иначе говоря, функция мотивации деятельности директора школы также приобретает особую значимость. Вместе с тем, несмотря на специфические особенности деятельности руководителей школ, требования современного менеджмента, психологии управления к профессионально-значимым, личностным качествам руководителей в полном объёме, как показывает наш анализ, применимы к ним.

Однако эти требования также имеют свои особые оттенки, свои характеристики. Так, по горизонтали они отражают ожидания прежде всего детей, их родителей, учителей, заместителей директора, коллег, руководителей вышестоящих органов управления, представителей социума. Трудно найти менеджера, к кому предъявляется такая же вертикаль требовательности.

Многие качества, свойства менеджера, отмеченные нами выше, могут быть для него просто желаемыми. Для директора школы эти же качества выступают как необходимые.

Исследуя творчество В.А. Сухомлинского, можно сделать вывод: директором школы, по большому счёту, может называться только тот, кто способен сердце отдать детям.

Быть сегодня духовно богаче, чем вчера для многих менеджеров - желание, для директора школы - необходимость.

Реализация функций управления в условиях повышенных требований, постоянного столкновения интересов различных групп людей, для которых школа выполняет социальный заказ, и неадекватный этим требованиям фактический, социально-политический статус директора школы определяют высокую значимость его коммуникативных качеств. Директор школы обязан находить верный тон в общении с людьми разного психологического склада, проявлять особую гибкость в стиле коммуникативной деятельности.

Как мы уже подчёркивали, для понимания роли личностных качеств в процессе управления особую значимость приобретает изучение деятельности выдающихся руководителей, освоение эмпирического пласта менеджмента. Изучая работы Е.А. Ямбурга, статьи, написанные о нём, можно выделить следующие важнейшие качества этого видного педагога России, директора средней «школы для всех» № 109 г. Москвы: умение творчески читать книги, интерес к научному знанию, увлечение философией, историей, педагогикой, психологией; способность применять приобретённые знания в работе; наука для Е.А. Ямбурга практико-ориентирована, а практика научно-ориентирована; увлечение искусством, театром, поэзией, умелое использование увиденного, услышанного, познанного в работе; общение с людьми, щедрость и открытость при встречах; привычка осмысливать и описывать свой педагогический опыт; умение созидать и поддерживать, распространять передовой педагогический опыт, организовывать опытно-экспериментальную работу с привлечением учёных психологов, дидактов, гигиенистов, педагогов, методистов и т.д.; умение устанавливать отношения между людьми с учётом их вкусов, ценностей, предпочтений и привычек; умение развивать интеллект педагогов и расширять их культурный кругозор; смелость, верность людям и идеям, скромность. Для Е. А. Ямбурга ценностная ориентация выпускника школы гораздо важнее его модели, прописанной по всем параметрам; истинная любовь к детям доказана кропотливой, многолетней работой по созданию адаптивной модели школы для всех со стандартными коррекционными, гимназическими и лицеистскими классами.

Много психолого-педагогических портретов описал в своих работах
М. М. Поташник. Это директора школ Н. Н. Захаров, А. А. Захаренко,
Е. М. Корепанова, А. А. Андрейко, Я. М. Плахова, Б. К. Мольбахов,
А. И. Лысиков, Е. А. Ямбург. Мы проанализировали все свойства, качества этих незаурядных личностей, все штрихи к их портретам и вычленили наиболее общие, повторяющиеся, инвариантные. Считаем, что всем им присущи следующие качества: высокая социальная ответственность; опора на педагогическую мудрость веков и нашего времени; целеустремленность, целостность, комплексность в работе; масштабность мышления и поля практической деятельности; стремление к научным знаниям, психолого-педагогическим в особенности; стремление работать в зоне ближайшего развития, что бы ни делать - делать больше заданного и задуманного, опережая требования сегодняшнего дня; огромная трудоспособность; «духоподъемность» (термин М.М. Поташника) личности (после общения с ними и детям, и учителям хочется быть лучше, работать больше); проявление упрямства духа и воли добиваться поставленных целей; стремление познать духовный мир ребенка, расти вместе с ним; романтизм, самобытность, оригинальность, неуспокоенность, вечный поиск и вместе с этим ощущение земной реальности, уважение команды, всех работающих рядом.

Конечно, каждого из них отличают свои сугубо индивидуальные характеристики, но они же их и сближают своей неповторимостью.

Можно утверждать на основе метода наблюдения и сравнительно-обобщающего анализа, что всем директорам лучших школ в той или иной степени свойственны отмеченные выше инвариантные качества, свойства.

Длительное время школу им. Декабристов в г. Ялуторовске Тюменской области возглавлял Народный учитель СССР Яков Власович Бородин. Автор принимал участие в изучении и обобщении опыта его работы, наблюдал за его деятельностью. Каждое утро директор школы, сидя на стульчике в окружении старших школьников – представителей актива школы - принимал детей. У одного он посмотрит дневник, у другого проверит содержание школьной сумки, наличие учебных принадлежностей; одного отправит в спальную комнату, другого в столовую завтракать, к третьим отправит активистов школы, чтобы узнать причину отсутствия ученика в школе. Директор школы лично регулярно общался с руководителями предприятий, на которых работали родители учащихся. В школе им. Декабристов мало говорили о дифференциации, интеграции, индивидуализации, но все - от повара, технички до директора школы - проявляли истинную неформальную заботу о детях.

Порою больно смотреть на современную школу, застланную коврами и мрамором, напичканную компьютерами, но где до трети учащихся, а то и более, не имеют нормального питания ни дома, ни в школе.

Гордостью школы имени Декабристов являлся и является большой сад, похожий на сад Павлышской средней школы. Здесь Яков Власович проводил большую часть своего времени вместе с учениками. Вместе с ними он копал землю, удобрял ее, радовался неописуемой красоте весеннего цветения и собирал урожай. А не таковыми ли были В.А. Сухомлинский,
А.А. Захаренко? А.А. Захаренко - «участник, труженик, работает в рабочей одежде бок о бок с детьми, берёт такую же лопату, тяпку, садится за руль трактора, незаметно помогает физически слабым, поддерживает моральный дух»1.

В г. Тюмени сформировалась группа директоров школ - новаторов и единомышленников: Н.П. Лохман (директор гимназии № 49),
Н.П. Новопашина (директор средней школы № 11), О.В. Ройблат (директор лицея № 34), В.М. Слепова (директор гимназии № 16). У каждой из них - свой стиль, свой почерк деятельности, но всех и объединяет стремление к поиску, к инновациям, освоению современных методов управления, знаний в области педагогики и психологии. Все эти школы имеют договорные отношения с Тюменским государственным университетом, опираются во многих своих начинаниях на помощь учёных.

Н.П. Лохман в 1997 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию. Необходимо отметить, что защита проходила непосредственно в стенах школы № 49 - гимназии. Школе на окраине города (таково расположение гимназии № 49) и её директору посвящено много статей в местной и республиканской печати. Гимназия адаптивного, демократического характера является уютным, добрым, красивым домом для учащихся. Дети и родители влюблены в свою школу и готовы защищать её интересы, престиж, помогать ей всегда. Н.П. Лохман - приветлива, сдержана, организована, коммуникативна, проявляет интеллектуальный и практический ум, хорошо владеет менеджментом в образовании, активно участвует в подготовке студентов ВПШ ТГУ к управленческой деятельности.

Почти со студенческой скамьи возглавила среднюю школу № 34
г. Тюмени, которую в своё время закончила, Ольга Владимировна Ройтблат. Чем руководствовались работники роно и райкома партии, доверяя молодой девушке руководство трудной школой в трудном микрорайоне тоже на окраине города? Они приняли во внимание: диплом с отличием, проявленные в университете и в первые два года работы в школе организаторские способности, чувство ответственности, самостоятельность в действиях и суждениях, волевые качества, уважение детей, знание особенностей школы и микрорайона.

Управленческие умения и навыки давались трудно - не было первоначальной подготовки, но О.В. Ройтблат их успешно освоила, в основном, путём самообразования и курсовой подготовки.

О.В. Ройтблат выделяет у себя несколько ведущих качеств: любовь к детям, умение вовремя признать свои ошибки, глубокое знание педагогики, психологии, педагогических, предметных технологий, хорошая ориентация в политических, экономических событиях в городе, области, стране, глубокое знание нормативно-правовых и инструктивных документов в области образования. В 1997 г. школа №34 в результате аттестации и аккредитации получила статус лицея. Это одно из лучших учебных заведений области.

Среди лучших директоров школ г. Тюмени и области - заслуженный учитель РФ, директор средней школы №12 г. Тюмени Вера Андреевна Христель. Свою мать Вера Андреевна помнит смутно: мама умерла, когда девочке было всего два года. Веру воспитывал, в основном, отец, крупный специалист в области лесного хозяйства, крепкий, кряжистый, сибирский мужик, крутого, но доброго нрава. Многое от отца унаследовала Вера Андреевна: любовь к детям, к большой и малой Родине, русской песне, литературе, музыке, культуре. Воля, крепкий характер, неуспокоенность, организованность, стремление полностью реализовать себя - это у Веры Андреевны тоже от отца.

После окончания физико-математического факультета Тюменского пединститута В.А. Христель ряд лет работала в сельских школах Тюменской области.

Многое дал В.А. Христель педагогический коллектив Успенской средней школы, который представлял сплав маститых, опытных, знающих себе цену, влюбленных в профессию учителей. Успенка - это село, где люди уважают себя, а, стало быть, и школу. Не каждое село гордится своей историей, с. Успенка - гордится. Многого стоит, к примеру, музей истории села. Именно здесь, в этом коллективе, она сформировалась как преподаватель - предметник, как классный руководитель, как полноправный, уважаемый людьми житель села. Много внимания В.А. Христель уделяла самообразованию. Почти все новинки литературы по педагогике, психологии, методике математики, а также и художественные произведения появлялись в личной библиотеке В.А. Христель.

На втором году работы в Успенской средней школе учащиеся
В.А. Христель на районной олимпиаде заняли все первые места. Многих это удивило, и работники РОНО внимание на Веру Андреевну. Молодому учителю математики предложили возглавить районное методобъединение учителей математики. Уроки В.А. Христель стали открытыми для всех учителей района, и вскоре директор школы предложил В.А. Христель место заместителя по учебно-воспитательной работе.

В дальнейшем В.А. Христель умело использовала накопленный завуческий опыт в роли заместителя директоров средних школ № 6 и № 16
г. Тюмени.

Оценивая свои «завуческие» годы, В.А. Христель размышляет: «Для работы завучем средней школы уже на четвертом году после выпуска из института вроде бы всего хватало: хорошая методическая подготовка, умение давать и анализировать уроки, планировать учебный материал, воспитательную работу, был уже и авторитет среди учителей, а вот всегда чувствовала и чувствую недостаток управленческих знаний, менеджмента, то, чем сегодня занята ваша Высшая педагогическая школа - вооружением студентов серьезными системными знаниями в области менеджмента в образовании, психологии управления».

После ряда лет работы в качестве заместителя заведующего районо в 1986 г. Веру Андреевну назначили директором большой (2 тыс. учащихся) средней школы № 12. Школа, что называется, была без хозяина: здание рушилось, территория захламлена, неухожена, в коллективе царствовали удельные князья - неформальные лидеры, нового директора встретили глухой оборонительной стеной.

На этой стадии потребовались характер, воля, умение владеть и авторитарным, и демократическим, и другими стилями управления, строить неформальные, коммуникабельные отношения с друзьями школы.

Бывшие ученики, родители, шефы помогли провести ремонт здания, заасфальтировать, сделать красивой, привлекательной пришкольную территорию. Это заметили и оценили родители, жители микрорайона. О Вере Андреевне с уважением заговорили как о хозяйке школы. В этом же году В.А. Христель закончила трехмесячные курсы директоров на факультете переподготовки кадров Тюменского госуниверситета. Затем вместе с завучем и учителем школы осваивала методы психологии в образовании в Киевском институте психологии. В.А. Христель все чаще задумывалась, а нельзя ли и школу с микрорайоном превратить в школу продвинутого, гимназического типа для всех? Высокая научно-методическая подготовка, человеколюбие, опыт диктовали - можно! Упорно, последовательно, настойчиво
В.А. Христель формировала ядро педагогического коллектива, и в этом очень пригодилось знание педагогического наследия В.А. Сухомлинского, опыт директоров школ, где когда-то она работала завучем. Пришлось и самой упорно учиться, совершенствоваться: дважды побывала на республиканских, международных семинарах в г. Санкт-Петербурге, осваивала технологии инновационных преобразований, управления образованием в Подмосковье, участвовала в работе трех семинаров директоров инновационных школ Тюменской области в г.г. Тобольске, Ишиме, Тюмени. Можно утверждать: В.А. Христель ежедневно занимается самообразованием. И дома, и в школе (что довольно редко) созданы солидные библиотеки по управлению образованием, менеджменту, педагогике, психологии. В.А. Христель глубоко изучает монографии, коллективные труды всех видных ученых-педагогов и в этом ее отличие от многих других директоров школ. К участию в формировании философии, миссии, концепции школы, созданию исследовательского проекта В.А. Христель привлекла опытнейшего работника кафедры педагогики и психологии Тюменского университета, доцента, к.п.н. Т.А. Строкову, в качестве своего заместителя по научно-методической работе пригласила кандидата физико-математических наук Л.А. Платонову.

В организации работы медико-психолого-дефектологической службы существенную помощь оказывает один из ведущих преподавателей Высшей педагогической школы ТГУ профессор, доктор психологических наук
Е.Л. Доценко. В создание школьной организационной культуры (термин заимствован из менеджмента) большой вклад внесли доктора педагогических наук, А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева.

В разработке авторских курсов «Шедевры мировой литературы» активное участие приняла кандидат филологических наук, профессор
В.Н. Сушкова, она же возглавляет в школе кафедру литературы и русского языка. В разработке программы, учебных планов пособий по менеджменту, маркетингу, бухучету большая заслуга кандидата экономических наук
Ф.А. Петкевича. Активной поисковой, исследовательской работой занят каждый третий учитель школы.

12-ю среднюю школу можно определить как гимназию адаптированного уровня, это школа для всех (термин Е.А. Ямбурга) продвинутого типа. Однако, когда школа набирала свою траекторию движения, книг Е.А. Ямбурга еще не было. Траектории скорее всего были параллельны.

Цель школы - подготовить выпускников, обладающих высокой общей, экономической и художественной культурой, здоровых и конкурентоспособных.

В комплекс школы входят на правах автономии модулей детский сад, центр культуры и досуга. Успехи школы в деле обучения и воспитания весомы: 4 раза за последние 5 лет она удостаивалась звания "Школа года" России, 85% выпускников поступают в высшие учебные заведения, все они успешно адаптируются в обществе, ведут достойный интеллигента образ жизни. Авторитет школы среди родителей высокий, они стремятся определить своих детей в 12 среднюю, принять участие в укреплении ее учебно-материальной базы. Директор школы делится своим опытом управленческой деятельности. 12 средняя - экспериментальная площадка областного уровня, здесь часто проходят научно-методические семинары, конференции. Вера Андреевна о своей работе, о поисках коллектива рассказала в 5 научных публикациях. В этой школе хорошую управленческую, психолого-педагогическую практику проходят студенты Высшей педагогической школы Тюменского университета, а в ее стенах учатся выпускники 12 средней школы. Как мы уже отмечали, директор школы находится под пристальным вниманием детей, родителей, учителей, завучей, вышестоящих руководителей и т.д.

Каждая из этих категорий видит директора школы своими глазами и измеряет его качества особой меркой, оценивают себя и сами директора школ.

Мы провели довольно обширный анализ мнений, размышлений всех вышеуказанных категорий о личности директора школы, его роли в учебн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 174.129.59.198 (0.056 с.)