Правила мотивирующего контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила мотивирующего контроля



В психологии мотивации проблема контроля исследовалась явно недостаточно, несмотря на ее большую значимость.

Процесс контроля связан не только с выявлением результатов и состояния процессов жизнедеятельности школы, но и с оценкой работы тех людей, которые осуществляют эти процессы. Одной из основных задач контроля является мотивация работников школы к улучшению результатов трудовой деятельности.

Главное, чтобы руководитель всякий раз не упускал из виду, каковы задачи контроля, не сводя его к получению нужной информации любым способом. Контроль может и должен решать и другие задачи, а именно:

· подчеркнуть внимательное, доверительное и уважительное отношение к сотруднику, повышая тем самым его самооценку;

· создать у подчиненного положительный эмоциональный настрой и уйти от нежелательного в общении эмоционального напряжения – испуга, обиды, раздражения и т.д.;

· добиться от подчиненного позитивного отношения к критическим замечаниям в его адрес, понимания и принятия критики, готовности исправить недостатки;

· получить от самого сотрудника критические замечания по поводу организации и условий работы;

· определить вместе с подчиненным, что, когда и как нужно исправить и нуждается ли он в помощи, что безусловно будет способствовать более объективной оценке достижимости результата с его стороны.

В целом же, чтобы сделать контроль более эффективным, достаточно соблюдать ряд простых, на первый взгляд, правил:

а) контроль должен быть регулярным и не неожиданным.

Он не должен сводиться к отдельным инцидентам;

б) контроль не должен быть тотальным.

Не надо стремиться проконтролировать все. Лучше сосредоточиться на наиболее важных моментах, где нужно помочь подчиненному избежать возможных ошибок;

в) не надо использовать скрытый контроль.

Кроме обиды, досады и напряжения в отношениях он не приносит ничего существенного;

г) контролируя, надо стараться выявлять не только недостатки, но и успехи;

д) не должно быть неконтролируемых участков работ;

е) результаты контроля должны обязательно доводиться до подчиненного.

Негативные результаты контроля бесплодны, если они сразу же не обсуждены и не найдены способы устранения недостатков;

ж) беседа по итогам контроля не должна быть «разборкой», она должна быть выдержана в конструктивном и уважительном духе несмотря ни на что;

з) важно, чтобы подчиненный действительно (а не формально) согласился и принял выводы из контроля и знал, как можно исправить положение.

Перечисленные правила при всей их внешней простоте и некоторой очевидности способны прямо влиять на мотивационную среду в любой организации, а такую болезненную сферу как внутришкольный контроль сделать более здоровой и продуктивной.

Вопросы

Для размышления, осознания, понимания темы

 

1. Попробуйте представить учебно-воспитательный процесс как систему с выделением в ней системообразующего звена, подсистем и ведущих элементов.

2. Раскройте содержание ведущих функций учебно-воспитательного процесса.

3. Характеристика базисного учебного плана и его компонентов.

4. Как и почему руководителям школы необходимо посещать уроки? Методы анализа занятий.

5. Раскройте различные подходы к организации планирования учебно-воспитательного процесса в школе.

6. Сущность, формы и методы внутришкольного контроля.

 

Литература

 

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1995.

2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2001.

4. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. – М., 1997.

5. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент, - М., 1995.

6. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. – М., 1986.

7. Менеджмент в управлении школой. / Научн. ред. Т.И. Шамова. – М., 1992.

8. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. / Научн. ред. Т.И. Шамова, П.И. Третьяков. – М., 1994.

9. Поташник М.М. Управление качеством образования. – М., 2000.

10. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М.: Просвещение, 1969. – 398 с.

11. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы: Избранные педагогические сочинения: В 3-х Т. – Т. 3 // Составитель
О.С. Богданова, В.С. Смаль, А.И. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1998. – 640 с.

12. Харисов Т. Внутришкольный контроль. // Народное образование. – 1999. - № 9. – С. 127-138.

13. Шубин Н.А. Внутришкольный контроль. – М., 1997.

 


глава 5.Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения и управление ею

 

5.1.Понятие содержание воспитательной системы. Цели воспитания: современная интерпретация

 

Важнейшей составной частью образовательной системы является подсистема воспитания как учащихся, так и учителей, которую в дальнейшем мы будем называть системой воспитания. Воспитательная работа, которая проводится в той или иной мере в любом образовательном учреждении, только тогда будет эффективной, когда она будет осуществляться системно, когда она превратится в систему воспитания.

Система воспитания включает в себя цель или цели воспитания, субъектов воспитательной деятельности: учащихся, учителей, руководителей школы, родителей, руководителей клубов, кружков, секций; принципы, формы, методы воспитательной работы, характер общения, отношений, взаимодействие со средствами массовой информации, учреждениями культуры, спорта, дополнительного образования, окружающей и природной средой.

Л.И. Новикова, ее коллеги полагают, что воспитательная система есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальные базы) и обладающие такими интегратильными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Очевидно, что в качестве системообразующего элемента в системе воспитания выступают цель или цели воспитания. Все остальное подчинено им – целям воспитания.

В настоящее время существуют различные подходы к аккумулированию целей воспитания. После пятилетнего забвения проблем воспитания Министерство образования РФ решением коллегии 5 июня 1996 года приняло постановление «Об основных направлениях развития и воспитания в системе вариативного образования». В этом документе цель воспитания формулируется как идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, референтной группой, своей страной и человечеством. Главное в воспитании – создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности, создание в образовательных учреждениях всех типов и видов гуманистических воспитательных систем.

В Типовом положении «Об образовательном учреждении», которое утверждено Правительством РФ 19 марта 2001 г. № 196 цель воспитания трактуется как формирование общей культуры личности обучающихся, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

В Программе «Об основных направлениях развития и воспитания в системе образования на 1999 – 2001 годы» цель воспитания сформулирована как формирование граждан – патриотов России, на основе сочетания национально-культурных и общечеловеческих ценностей. Такая формулировка целей воспитания представляется очень важной в настоящее сложное, кризисное время.

В концепции Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» основной целью общего среднего образования объявляется подготовка разносторонне развитой личности, гражданина, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.

На наш взгляд, наиболее полно цели воспитания сформулированы в Национальной доктрине образования РФ, утвержденной постановлением Правительства РФ 4 октября 2000 г. № 751. Ранее мы уже приводили извлечения из этого Постановления, и, говоря о целях воспитания, хотелось бы еще раз повторить. Основная цель воспитания в Национальной доктрине формулируется как необходимость обеспеченности исторической преемственности поколений; сохранение и распространение национальной культуры; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России; граждан правового и демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; формирование культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей; формирование навыков к самообразованию, самореализации личности; формирование у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения; развитие культуры межэтнических отношений; формирование у детей, молодежи и других категорий граждан трудовой мотивации; активной жизненной и профессиональной позиции; обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; воспитание здорового образа жизни; развитие детского и юношеского спорта; противодействие негативным социальным явлениям и процессам; экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе и т.д. Сформулированные таким образом цели воспитания являются важнейшими ориентирами в построении моделей воспитательных систем, в планировании воспитательной работы, в оценке эффективности воспитательной той или иной системы. Их можно рассматривать как критерии при оценке воспитательной системы.

На наш взгляд, каждый учитель, каждый классный руководитель, каждый воспитатель, каждый руководитель образовательной системы должен предельно четко владеть сформулированными целями воспитания, которые мы привели здесь.

При моделировании, построении воспитательных систем руководители образовательных учреждений должны руководствоваться не только положениями педагогической науки, но и ведущими государственными документами, которые лежат в основе воспитательной деятельности. Среди важнейших из них мы называем следующие: Закон РФ «Об образовании», Типовое положение «Об общеобразовательном учреждении», Национальная доктрина образования в РФ, концепция Госсовета РФ «Образовательная политика России на современном этапе», Программа «Об основных направлениях развития и воспитания в системе образования на 1999-2001 годы» и План действий Министерства РФ по реализации Программы «Об основных направлениях развития и воспитания в системе образования на 1999-2001 годы». Последний документ опубликован в журнале «Народное образование» № 2 за 2002 год.

К важным документам, которые лежат в основе построения системы воспитания в образовательных учреждениях, необходимо отнести: Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», Федеральную целевую Программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы». В перечисленных ведущих государственных документах раскрывается содержание системы воспитания, которое включает в себя: усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин, т.е. включение в традиционные предметы человековедческого материала, помогающего детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь; изменение форм и методов учебной работы, направленных на преодоление пассивности учащихся через дидактические игры, драматизацию, ролевые игры, разнообразные формы обучения, раскрепощение личности школьников в учебном процессе, освобождения его от страха перед ошибкой, создание ситуации свободного выбора; ориентация детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Взятые в самом общем виде эти ценности охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности, создают своеобразную основу воспитания. Всей своей жизнью, содержанием образования образовательное учреждение призвано формировать у учащихся чувство патриотизма, любви к Родине, осознание активного гражданина, который обладает политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать политический выбор. Образовательное учреждение должно иметь свою организационную культуру.

Процесс воспитания должен быть проникнут гуманизацией и эстетизацией. Важно, чтобы у всех детей была возможность выразить себя в художественной деятельности (и поэтому необходимо развитие клубной, досуговой деятельности – особой сферы жизни учащихся). В жизни детей образовательного учреждения должна занимать важное место игра, которая открывает большие возможности для самопознания. Воспитание учащихся должно проходить в духе свободы, личного достоинства, демократии. А это требует развития школьного самоуправления, деятельности различных объединений по интересам. Поэтому поддержка детских, молодежных неполитизированных учреждений, организаций должна быть важнейшей заботой руководителей образовательных учреждений.

Необходимо проявлять заботу о развитии и овладении энтопедагогикой. Реализация лучших традиций народной педагогики, и на этой основе приобщение детей к культуре предков. Ведущее место в системе воспитания должно принадлежать педагогу, широкообразованному, истинному интеллигенту, убежденному другу молодежи, настоящему профессионалу. Образовательному учреждению нужны психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, психотерапевты, медики, необходима психологическая и коррекционная служба. И, конечно, при условии всестороннего изучения ребенка возможна разработка индивидуальных вариантов воспитания, развития, реальная гуманизация воспитательного процесса. Характеризуя воспитательную систему образовательного учреждения, необходимо выделить ведущие ее черты.

Воспитательная система прежде всего – система социальная, потому что ее ядро – это люди (ученики, учителя, другие субъекты), их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия и отношения.

Воспитательная система – это система педагогическая и ее функционирование прежде всего связано с организацией педагогических целей и задач, которые мы уже назвали.

Воспитательная система – это система ценностно-ориентированная. Любая воспитательная система ориентирована на определенные ценности. В современной педагогической науке и практике признаны педагогически нецелесообразными идеи построения воспитательного процесса на основах антигуманных ценностей, авторитарности стиля отношений между педагогом и ребенком, и взят курс на моделирование построения воспитательных систем гуманистического типа, при которых цели воспитательной системы являются личностно значимыми как для взрослых, так и для детей. Совместная жизнедеятельность педагогов и учащихся, родителей строится на основе гуманистических ценностей, межсубъектного взаимодействия, отношений взаимоуважения, доверия и доброжелательности.

Воспитательная система – это система открытая, она имеет множество связей с окружающей социальной, природной средой, которая обеспечивает развитие и функционирование этой системы.

Воспитательная система – это система целенаправленная, ее невозможно представить без цели и при отсутствии целевых ориентиров данная система теряет свой смысл. Цель в воспитательной системе играет роль системообразующего, системоинтегрирующего фактора, о чем мы уже говорили.

Воспитательная система достаточно сложная и вероятностная. Сложность воспитательной системы обусловлена большим количеством элементов и связей между ними. Воспитательная система – это система саморазвивающаяся, самоуправляемая.

Известный российский педагог Н.В. Бондаревская считает, что саморазвитие – это способность системы к преодолению противоречий своего развития усилиями самих участников педагогического процесса, способность самоуправления: постановки цели, проектирование новых состояний системы воспитания и этапов его достижения, корректировки образовательных и воспитательных процессов, объективному анализу их хода результатов, выдвижению новых перспектив.

Конечной целью функционирования воспитательной системы в настоящее время в педагогической науке называют два варианта:

1.Ценностно-ориентированная личность (по Ямбургу).

На характеристике этого варианта мы уже останавливались.

2.Сформированная модель выпускника (по Н.Е. Щурковой).

Модель выпускника по Н.Е. Щурковой выражается в следующих параметрах. Цель современного воспитания – способность строить жизнь, достойную человека:

1.Чтобы школьник имел в своем сознании образ жизни, достойной Человека, как обобщенную характеристику картины жизни с ее сущностными чертами, содержанием и основными ценностями, без которых не осуществляется счастливая жизнь современного культурного человека.

2. Чтобы школьник вырабатывал свою жизненную позицию, то есть имел общее отношение к жизни как к таковой и свое положение к этой жизни, определил для себя связь «Я – жизнь».

3. Чтобы у школьника было осознанное представление роли общества в жизни личности, о связи своего Я с обществом и людьми, опыт участия в общественной жизни и понимание ответственности каждого человека за свои действия, влияющие на самочувствие и жизнь другого человека.

4. Чтобы для школьника идеалом достойного человека, в конечном счете, стал человек, живущий по принципам добра, истиной красоты, а основными характеристиками социального образа были бы интеллект, нравственность, созидательность.

5.Чтобы школьник усвоил и освоил, и присвоил основные принципиально-социальные нормы общежития, как условие человеческого существования на земле и регулирования совместной деятельности.

Отдельным порядком при этом выделяется формирование высокого уважительного отношения к Природе, дому, в котором живет человечество, а, следовательно, заботливое, ответственное отношение к природе и земле.

Различные образовательные учреждения, каждое по-своему, формируют модель выпускника своей школы. Вот, например, как сформирована модель выпускника гимназии № 16 г. Тюмени. Педагогический коллектив гимназии хотел бы видеть своих выпускников обладающих следующими важнейшими качествами:

1.Это, прежде всего, психически и физически здоровая личность.

2.Высоконравственная личность, идеалами которой являются общечеловеческие гуманистические ценности.

3.Творческая личность, способная к саморазвитию, самоопределению, самореализации, со стойкой потребностью к самосовершенствованию.

4.Интеллектуальная личность с широким кругозором, обладающая культурой мысли, чувства, речи, знанием иностранных языков.

5.Личность, обладающая высокой художественной культурой, владеющая одним из видов искусств на уровне своего самовыражения.

6.Личность социально-мобильная, активная, конкурентно-способная, социально-адаптированная.

Своеобразная модель личности представлена в концепции Госсовета РФ «Образовательная политика России на современном этапе», в которой говорится: «Развивающему обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, способных к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, социальное и экономическое процветание»1. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе, в правовом государстве, но и создавать их.

Представленные нами модели воспитанников также могут служить определенным ориентиром при построении воспитательных систем и управления ими.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.042 с.)