Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самоуправление в воспитательной системе школыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Самоуправление – это демократический способ организации коллективной, общественной жизни. Различается самоуправление в социальном и психологическом плане. Но, прежде всего, самоуправление – это способ социализации личности, способ приобщения к демократизации общества, а в психологическом плане – это прежде всего научение управлению собой, самоуправление собой, своим развитием, характером, своей личной жизнью. Это, в том числе, личный уровень самоуправления или управления. Большое внимание организации самоуправления в школах уделялось в советский период, когда в школах действовали октябрятская, пионерская, комсомольская организации. С ликвидацией детских организаций ученическая среда стала в какой-то степени аморфной, самотечной, со слабо различаемыми общественно значимыми интересами. В настоящее время идет активный поиск новых самоуправленческих структур, новых путей решения проблем самоуправления. Естественно задать вопрос: «Зачем необходимо самоуправление? Стоит ли ломать голову над этой проблемой?» Нередко можно слышать заявления директоров: «Мне самоуправление не нужно, я свободно обхожусь без него». На наш взгляд, самоуправление несет и выполняет большую, если не сказать, огромную, социальную роль: 1.Самоуправление, прежде всего, есть школа формирования демократической культуры. Где, как не в органах самоуправления, ученик может сформировать у себя демократические качества, то есть умение управлять, сопереживать, подчиняться, быть исполнительным и т.д. 2. Самоуправление есть надежный путь поиска и взращивания лидеров, формирования у них лидерских качеств, а это уже не просто задача какой-то одной школы, на наш взгляд, это – государственная проблема. Мы научились взращивать математиков, физиков, химиков и уверенно побеждаем на международных олимпиадах. Но мы не умеем взращивать эффективных менеджеров, эффективных лидеров. А с потерей комсомола во многом отстаем от западной цивилизации в этом плане. Я повторяю, это – государственная задача. Хочется в связи с этим привести высказывание знаменитого Ли Якокка, крупнейшего американского менеджера, когда он вспоминает как он стал лидером. Он пишет в книге «Карьера менеджера»: «Я хотел быть председателем ученического совета класса. Я им был в седьмом и восьмом. Будучи в девятом классе, выдвинул свою кандидатуру на пост председателя ученического совета всей школы. Мой ближайший дружок Джимми Лебби оказался гением. Он взял на себя обязанности организатора моей избирательной компании и создал настоящую политическую машину. Я одержал победу с подавляющим большинством голосов в мою пользу и это ударило мне в голову. Я уже в самом деле возомнил себя пупом земли. Как только меня выбрали – я сразу потерял контакт со своими избирателями. Я уже полагал, что стал на голову выше других ребят и поэтому начал вести себя как слон. Мне тогда еще не было известно то, что я твердо знаю сегодня, а именно, что умение контактировать с людьми – это все и вся. В результате – уже в следующем семестре потерпел поражение на выборах. Я отказался от музыки, чтобы войти в ученический совет. А теперь моей политической карьере наступил конец, так как я перестал здороваться с учениками и поддерживать с ними дружеские отношения. Это послужило мне хорошим уроком для понимания того, что означает лидерство»1. Говоря о российской действительности, можно с уверенностью утверждать, что все, или почти все, лидеры современного российского общества в свое время прошли школу комсомола. 3.Мы считаем, что самоуправление – это путь к гуманизации отношений в школе. 4.О чем мы уже сказали, самоуправление – это есть путь первичного приобщения учащихся к менеджменту. Ведь в конечном счете, самоуправление – это путь к делегированию полномочий и во многих, как говорят, умных школах есть хорошая договоренность между детьми и взрослыми: что делают сами дети, а что вместе с учителями, а что делают только педагоги и технический персонал школы. В конечном счете самоуправление может выражаться в следующих направлениях: 1.Выполнение поручений, когда поручение рассматривается как общественное доверие, которое выражается в самостоятельности, в умении взять на себя ответственность за последствия и поступки, действия и дела. 2.Самоуправление может выражаться в представительских функциях, когда в различные органы управления школы делегируются представители детского коллектива, начиная с совета школы, и в конечном счете, они там представляют интересы детского коллектива и при умелом руководстве этим советом дети многому могут научить взрослых. 3.Деятельность детей в различных совещательных органах, во всевозможных советах, где обсуждаются проблемы и совместно решаются различные дела. И, в конечном счете, эти советы представляют собой как бы детскую экспертизу педагогических замыслов, и нередко они значительно корректируют эти замыслы. Очень важна деятельность детей и в различных профильных органах самоуправления, которая объединяются общими интересами, общей инициативой. Например, в Тюменском госуниверситете есть замечательная традиция. Для вчерашних выпускников школ, ставших студентами первых курсов, организуется ежегодно «Дебют первокурсников». Инициативные группы каждого факультета проявляют исключительную самостоятельность в организации этих дебютов. Они самостоятельно выполняют роли сценаристов, режиссеров, организаторов и даже финансистов. При этом многие инициативные группы проявляют исключительное чутье к театрализации представлений, к красоте, к уважению красоты представлений, и можно только удивляться порою их находчивости, ответственности, глубокому восприятию и пониманию музыки, поэзии, танца. Практика организации самоуправления во многих школах убеждает, что детям, особенно старшим школьникам, вполне по силам самостоятельно готовить тематические вечера, политинформации, всевозможные выставки, туристические походы, диспуты. Школьники вполне умело, самостоятельно создают видеофильмы, работают консультантами по обучению других работе на компьютерах. И можно назвать еще десятки различных направлений работы, где учащиеся могут действительно реально проявить самостоятельность, а не играть в нее. И, на наш взгляд, вряд ли оправдано проведение так называемых «Дней самоуправления», когда на несколько часов или на день кто-то из учеников становится директором, кто-то – завучем, кто-то становится учителем. Это – просто игра, надуманная игра в самостоятельность. В какой-то степени даже вредная самостоятельность. Очень важным остается правильное понимание соотношения между самоуправленческой деятельностью учащихся и органов самоуправления. Одни считают, что самоуправленческая деятельность первична, а структуры органов – вторичны, и что эти структуры можно создавать или множествовать только по необходимости. Так ли это? Мы считаем, что при определении важности самоуправленческой деятельности и органов самоуправления неважно, что является первичным, что является вторичным, важно диалектическое соотношение между этими понятиями. Без органов самоуправления самоуправленческая деятельность по существу невозможна. Вот делительность функционирования органов самоуправления играет большое значение при этом. Можем привести примеры, когда в отдельных школах стали создаваться неполитизированные детские организации. Так, в 11-ой средней школе г. Тюмени давно уже существует замечательная детская организация, которая носит название «Истоки». Она включает, прежде всего, в себя инициативных детей, самостоятельных детей, которые могут и дело организовать, и подчиняться воле коллективных органов. В этой организации существует коллективный орган управления - совет организации, который включает в себя представителей самых различных классов и возрастов. Главное направление деятельности - туристко-краеведческое. Они успешно восстановили 50-летнюю историю своей школы. Они бывают ежегодно в туристических походах, в частности, на родине В.А. Шукшина (на Алтае), привезли замечательные видеофильмы об этом замечательном русском писателе. В этом и заключается суть названия – истоки. Именно с помощью этой организации школа стала школой русской национальной культуры. Она стала «Школой года», и не только в городе, области, но и в России. Важно внутри организации деятельности детских объединений соблюдать принцип добровольности включения детей в него. И важно, чтобы ни в коем случае детское объединение, его органы управления не проявляли насилие над другими детьми. Решения этих органов управления не должны быть обязательными для всех детей, это нужно исключить. И еще одно условие, на мой взгляд. С учетом Закона «Об образовании» детская организация, создаваемая в учебных заведениях, не может выражать интересы той или иной политической партии. Это запрещено законом. В настоящее время, в связи с возрождением идеи самоуправления, в педагогической практике, в теории, менеджменте образования идет активный поиск принципов построения, развития школьного самоуправления. На наш взгляд, в системе принципов построения, развития школьного самоуправления следует особо выделить принцип признания коллектива и личности в коллективе. В связи с этим полезно вспомнить идеи А.С. Макаренко о коллективе: 1.Коллектив должен иметь традиции, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания членов коллектива. 2.В коллективе должен поддерживаться мажорный тон, постоянные бодрость, готовность к действию. 3.Коллектив должен быть внешне красив. В коллективе должны формироваться красивые взаимоотношения. 4.Каждый член коллектива должен ощущать свою защищенность и дружеское единение с членами коллектива. 5.Должна формироваться привычка торможения, сдержанности в эмоциях, словах. 6.Необходимо формировать у каждого члена коллектива ощущение собственного достоинства, которое вытекает из представления о ценности своего коллектива и гордости за него. И в то же время в коллективе, с точки зрения современных представлений, не должно быть слепого подчинения поставленных кем-то целям или осуществляемым действиям. Личность в коллективе должна пользоваться самостоятельностью. И вот соотношения требований коллектива и желаний личности, возможностей личности приобретают весьма деликатный характер. Не лишне привести в данном случае следующий анекдот: «Учительница-атеистка вывела на школьный двор детей и все дети, глядя в небо, стали кричать одну и туже фразу: «Бога нет! Бога нет! Бога нет!» А один мальчик стоял в стороне и молчал. На это обратили внимание все ученики и учительница. Спрашивают его: «Почему ты молчишь?» Мальчик отвечает: «Если Бога нет, так зачем кричать глядя в небо? А если он есть, так зачем с ним портить отношения?» Думается, что мальчик имел право иметь свое собственное мнение. И каждый день практика показывает, что отдельные личности в коллективе могут иметь собственное мнение, иметь право на собственные поступки, которые допустимы, не противореча как требованиям школьного коллектива, так и общества в целом. Среди принципов построения и развития школьного самоуправления особо следует выделить принципы педагогического руководства. Школьное самоуправление не должно быть стихийным. Необходимо уметь грамотно оказывать педагогическую помощь детям в развитии детского самоуправления. Как правило, в классе эту помощь осуществляет классный руководитель, а на школьном уровне – это директор, его заместители, педагоги-воспитатели, школьные педагоги-психологи, социальные педагоги и т.д. Следует выделить особо принцип вовлеченности, заинтересованности детей общим делом. Без этого самоуправление невозможно. Принцип вовлеченности как можно большего числа детей в актив самоуправления; принцип сменяемости и обновления актива; принцип систематичного диагностирования, мониторинга, межличностных отношений; изучение личностных запросов учащихся, удовлетворенность их интересов, выявление неформальных лидеров и построение отношений между ними; лидерам школьного коллектива - не должно быть тесно, иначе это ведет к большим перегрузкам в деятельности. Принцип выборности и составленности органов самоуправления, когда все члены школьного актива избираются школьным коллективом, а отдельные – назначаются для выполнения тех или иных поручений этим школьным активом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.15 (0.007 с.) |