Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции учебно-воспитательного процессаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С точки зрения системного подхода к управлению школой, образовательной системой УВП является главным звеном, системообразующим элементом, стержнем управления. УВП – это то, ради чего существует сама школа, вся образовательная система. Образовательная система порождает образовательный процесс, без него этой системы не существует. В свою очередь, образовательный процесс состоит из двух взаимосоставляющих процессов: учебного и воспитательного. Но учебный процесс в чистом виде не существует, так как он обязательно, хотя бы только через содержание, выполняет обучающую (знание, умение, навыки), развивающую, воспитательную функции. В педагогической литературе функции учебно-воспитательного процесса представлены в более расширенном виде: · когнитивно-познавательная функция. Это система знаний, система специальных предметных умений, навыков, умение управлять учебно-познавательной деятельностью, включая самообразование; · ценностно-воспитательная функция. Становление основ мировоззрения школьников и взглядов убеждений, ценностных ориентаций, становление мотивационной сферы, направленности личности школьников, стремлений, потребностей, обогащение личностного опыта, поведения, общения, отношений, переживаний, от опыта осуществления выбора, поступков; · функция психического развития. Это реальные новообразования в интеллектуальной сфере учащихся (внимание, восприятие, мышление, воображение, речь), эмоциональная, волевая сфера; · функция развития творчества креативности учащихся; · оздоровительная функция. Нацелена на профилактику, возможную коррекцию неблагоприятного соматического, психического развития детей, обеспечение готовности ведения здорового образа жизни. Взятые вместе эти функции и образуют учебно-воспитательный процесс, который с необходимостью дополняется воспитательным процессом, организуемый во внеучебное и внеурочное время. Оба этих процесса диалектично взаимосвязаны, их разделение носит несколько условный характер. Попытка, предпринятая в 90-е годы в России, отстранить школу от воспитания, потерпела крах и нанесла тяжелый вред делу воспитания подрастающего поколения. Попытки устранить из школы воспитывающее обучение также несостоятельны, безответственны. Ведущее место в организации УВП принадлежит усвоению руководителями школ, учителями, родителями, учениками целей образования, которые изложены в ведущих государственных документах, нами уже рассмотренных. Школа, как государственное образовательное учреждение, обязана их принять и следовать им. Конечно, школа должна иметь четко сформулированные и свои цели, определяемые глубоким педагогическим анализом состояния всей образовательной системы. Школа, как мы уже говорили, должна четко сформулировать свою философию и миссию. Школа, безусловно, должна определить, что для нее является главенствующим: модель выпускника или ценностная ориентация или и то и другое.
4.2.Базисный учебный план – основа организации учебно-воспитательного процесса
Государственная Дума РФ в июле 2002 года приняла постановление «О государственных стандартах общего среднего образования». В законе РФ в статье 7 Закона РФ «Об образовании» говорится, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки учащихся, требования к уровню подготовки выпускников. Базисный учебный план общеобразовательной школы – это государственный нормативный документ, который утверждается Правительством РФ и является составной ведущей частью государственного стандарта об образовании. Главное его назначение – это сохранение единого образовательного пространства в России. Базисный учебный план в обязательном порядке с точностью до буквы должен выполняться на всей территории РФ. В структуре базисного учебного плана выделяются: федеральный, национально-региональный и школьный компоненты. Установление федерального компонента государственного образовательного стандарта относится к компетенции РФ, а установление национально-регионального компонента – к компетенции ее субъектов. Естественно, школьный компонент – к школе. Базисный учебный план общеобразовательной школы, как часть государственного стандарта, устанавливает следующие нормативы: 1.Учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения. 2.Продолжительность обучения в учебных годах. 3.Недельная учебная нагрузка для базовых образовательных областей на каждой ступени общего образования, обязательных занятий по выбору учащихся, факультативных занятий. 4. Максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору. 5.Итоговое количество учебных часов, финансируемых государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная внеклассная работа, деление учебных классов, групп на подгруппы). 6.Выделение в базисном учебном плане федерального, национально-регионального, школьного компонента обуславливает существование в его структуре инвариантной и вариативной части. Таким образом, в учебном плане любой школы выделяются: 1.Обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования. 2. Обязательные занятия по выбору учащихся. 3.Факультативные занятия. Действующие ныне базисные учебные планы начальной, основной, полной школы мы представляем в таблицах в приложении к данной книге. Базисный учебный план начальной школы ориентирован на формирование начал: познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой, физической культуры. Базисный учебный план основной школы включает следующие компоненты образовательных областей: · язык и литература (родной, русский, иностранный); · искусство; · математика; · системы неживой природы (физика, астрономия); · вещество (химия); · земля (география, экология); · самоуправляемость системы (кибернетика, информатика); · биологические системы; · человек, общество (социальные дисциплины); · труд, техника, технология; · физическая культура. Базисный учебный план средней полной общеобразовательной школы (10-11 классы) включает в себя тот же набор образовательных областей при базисном плане основной школы, однако, старшая ступень строится по принципу профильной дифференциации. Обязательные занятия по выбору достигают максимального объема. В зависимости от профиля школы отдельные образовательные области могут быть представлены здесь самостоятельными учебными дисциплинами, интегрированными курсами. На основе базисного учебного плана с включением национально-регионального компонента строятся учебные планы школы. Причем, учебные планы школ разрабатываются: 1.На длительный период и отражают конкретные особенности школы, а также учебные планы школ носят название «Рабочий учебный план», который разрабатывается с учетом текущих условий и утверждается ежегодно советом школы. Действующие учебные планы могут быть квалифицированы по четырем типам: предметный, с выделением ядра, с выделением образовательных сфер и субъектно-уровневый. Более детально о видах учебных планов школ читатели могут познакомиться по книге «Управление школой: теоретические основы и методы» под редакцией В.С. Лазарева. Для разработки рабочего учебного плана школы, как правило, создаются творческие группы учителей. Это трудоемкая, кропотливая работа. Рабочий учебный план школы должен учитывать: правовые нормы, которым он должен соответствовать, особенности интересов учащихся, отдельных учителей и всего педагогического коллектива. Необходимо учитывать заявленную философию, миссию школы, а также результаты работы школьного коллектива за предыдущие годы. Рабочий учебный план должен сохранять все три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный. Рабочий учебный план должен учитывать уровень подготовки учащихся, то есть он должен включать планы для классов одаренных детей, классов компенсирующего, коррекционного, развивающего обучения. Разработчики рабочего учебного плана обязаны учитывать так называемые внешние факторы, возможность получения квалифицированной консультативной помощи со стороны методических служб и органов управления образованием, позицию родителей, их отношение к образованию детей, позицию местных и региональных органов управления и другое. Также необходимо учитывать и внутренние факторы: состав учащихся, уровень подготовки педагогического коллектива, квалификацию отдельных учителей, профиль школы, комплекс образовательных целей, стиль управления образовательными процессами При оценке проектов учебных планов мы рекомендуем воспользоваться советами, которые даны в книге «Управление школой: теоретические основы и методы» под редакцией В.С. Лазарева: насколько в учебном плане сохраняется базисный федеральный компонент; сохраняется ли в учебном плане необходимый объем содержания, являющийся обязательным на каждой степени обучения; соответствует ли предельно-допустимая нагрузка школьников по основным предметам требованиям базисного плана; сохраняется ли номенклатура обязательных предметов; сохраняется ли базисное количество часов на обязательные предметы; насколько рационально в учебном плане используется региональный компонент; насколько рационально используются часы школьного компонента и соответствует ли содержание типу, виду, целям учебного заведения; используются часы школьного компонента в полном объеме и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.96 (0.013 с.) |