Структура школьного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура школьного самоуправления



Есть различные подходы к организации этой структуры. Самоуправление, как известно, начинается с классного коллектива. Как правило, из числа проявивших в делах детей, завоевавших в классе среди детей авторитет избирается совет класса. Его численность определяется, прежде всего, возможностями данного класса, наличием детей, которые проявляют склонность к управлению, к организации каких-то дел.

Некоторые считают, что ведущим в организации самоуправления в классе является принцип предметной деятельности, иначе говоря, если есть деятельность, под него формируется орган самоуправления. Если нет деятельности – нет такого органа управления. Предположим, надо провести классный вечер, то совет класса формирует актив, который проводит этот вечер. Надо провести турпоход - совет класса формирует орган, который организует этот турпоход.

Второй подход. В совете класса формируются, как правило, сроком не более года, или даже на полугодие, соответствующие сектора по видам деятельности. Например, сектор организации спортивно-оздоровительной работы, который организует спортивные соревнования, привлекает к занятиям в спортивных секциях всех учащихся, к укреплению и сохранению своего здоровья. Информационный сектор, который организует постоянную информацию учащимся о делах в школе, в городе, в области, в стране. При этом в старших классах видное место в информационной деятельности должна занимать политическая информация. Необходимо преодолеть боязнь этой деятельности в учебном заведении, она крайне необходима. Третий сектор - развитие нравственного сознания и эстетических ценностей учащихся. Также занимает видное место в деятельности классных коллективов как средних, так и старших классов. Трудовой сектор, который организует самообслуживание, субботники, озеленение территории, закрепленной за данным классом, а также различные другие дела. Примерно по этим же видам деятельности, по направлениям воспитательной деятельности, о чем мы говорили выше, следует организовывать работу ученического совета школы, используя также два различных подхода к организации этой деятельности, о которых мы только что говорили. Однако необходимо заметить, что не следует слишком увлекаться организацией различных комиссий, советов по видам деятельности. Прежде всего необходимо руководствоваться опять же принципом заинтересованности, необходимости, добровольности.

Необходимо заметить, что ни в коем случае нельзя путать функции ученического совета школы, как органа самоуправления учащихся, и совета школы, закрепленного Уставом школы, Законом РФ «Об образовании». Последний выполняет функцию управления школой, и учащиеся там выполняют представительскую функцию.

И еще одно замечание. При организации самоуправления в школе необходимо, как огня, избегать излишней заорганизованности, регламентированности по часам, дням, неделям. Работа по организации самоуправления должна быть предельно живой, предельно гибкой, деликатной и педагогически целесообразной.

Как мы уже отмечали ранее, в систему самоуправления в психологическом плане входит управление собою, то есть самовоспитание и самообразование.

Великие мыслители прошлого Конфуций, Сократ, Коменский отмечали, что главное в человеке – это умение познать себя, руководить собою и творить себя. Вот этому искусству - познавать себя, руководить собою и творить себя необходимо учить детей, привлекать к этому. К сожалению, литературы по самовоспитанию не так уж много. Интерес представляет опыт Павлышской средней школы В.А. Сухомлинского, где процесс самовоспитания начинался с панно, расположенного на втором этаже школы, с обращения: «Юноши и девушки! Вы стоите на пороге самостоятельной жизни. Чтобы стать хорошим человеком, надо воспитывать самого себя. Вдумайтесь в слова выдающихся людей о самовоспитании». А далее на этом стенде были высказывания выдающихся людей: «Снаружи тебя ничем не свяжешь, коль в натуре у тебя разнузданность» М. Горький. «Коль не можешь подчиняться, сам приказывать не смей» Давид Гурамишвили. «Все победы начинаются с победы над самим собою»
А. Леонов1. Следует знакомить учащихся, особенно старших классов, с методами самовоспитания, которые использовали А.В. Суворов,
Л.Н. Толстой, О.Ю. Шмидт и другие великие люди.

В организации самовоспитания учащихся большую роль может сыграть диагностика личностных качеств учащихся, которая проводится с помощью оценки и самооценки этих качеств самими учащимися. Методики такой работы разработаны, ими можно и нужно чаще пользоваться.

 

Вопросы

Для размышления, осознания, понимания темы

 

1. Что такое воспитание: понятие, различные подходы к определению воспитания.

2. Цели воспитания. Современные подходы к определению целей воспитания, отражение их в ведущих государственных документах.

3. Перечислите ведущие государственные документы, которые лежат в основе построения воспитательных систем образовательных учреждений и дайте им краткую характеристику.

4. Раскройте содержание понятия «воспитательная система школы».

5. Раскройте кратко содержание воспитательных систем
В.В. Караковского, А.Н. Тубельского, Н.С. Щурковой, Е.А. Ямбурга.

6. Что означает модель выпускника школы? Вы хотите быть моделью?

7. Раскройте четыре подхода к моделированию воспитательных систем.

8. Раскройте различные подходы к управлению воспитательным процессом в образовательных системах. Какому из этих подходов Вы отдаете предпочтение?

9. Обязанности заместителя директора по воспитательной работе, требования к его личностным качествам.

10. Вас назначили классным руководителем в девятом незнакомом Вам классе. Как Вы организуете свою деятельность?

11. Как организовать самоуправление в школе и нужно ли его организовывать?

12. Цели воспитания, критерии и возможные показатели воспитанности учащихся. Их соотношение на примере нравственного воспитания.

 

Литература

 

1. Аршинов В.И., Усманов М.Ю. Идеи синергетики и теории воспитательных систем // Моделирование воспитательных систем теория практики. / Под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. – М., 1995. –
С. 43.

2. Бедрак М.А. Распределение функциональных обязанностей между руководителями школы // Завуч. – 1999. -№ 1. – С. 36-42.

3. Воспитательная система школы: проблемы управления
// Библиотека журнала «Директор школы». – Вып. 6. - 1997. – С. 94.

4. Гаврилин А. Воспитательная система: пути разработки, критерии качества // Народное образование. – 1997. - № 9. – С. 32-44.

5. Дмитриева В., Мельникова Л. Советы начинающему заместителю директора // Воспитание школьника. – 1999. - № 4-5. – С. 9.

6. Капустин Н.П., Кошкаров С.Н. Управление воспитательным процессом в школе № 1504 г. Москвы // Классный руководитель. – 1997. № 3. –
С. 29-36.

7. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.: Новая школа, 1992. -
С. 117.

8. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М.: Новая школа, 1997. - С. 160.

9. Пайкова Л.А. Современная воспитательная система // Классный руководитель. – 1999. - № 3. – С. 19-34.

10. Степанов Е.Н. Методология воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика. – 2001. - № 4. –
С. 14-18.

11. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М.: Просвещение, 1969. – 398 с.

12. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы: Избранные педагогические сочинения: В 3-х Т. – Т. 3 // Составитель
О.С. Богданова, В.С. Смаль, А.И. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1998. – 640 с.

13. Тубельский А.Н. Управляйте, кто учится и учит // Директор школы. – 2000. - № 6. – С. 10-19.

14. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой,
Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – С. 264.

15. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.

16. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника – М.: Педагогическое общество России, 1998. –

17. Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель: (теоретические основы, практическая реализация). – М.: Новая школа, 1997. – 352 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.006 с.)