Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции ученического самоуправления

Поиск

Целесообразно выделить специфические самоуправленчес­кие функции. К таким функциям можно отнести три: самоак­тивизация, организационное саморегулирование, коллектив­ный самоконтроль.

Самоактивизация предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению учащихся в управление новыми сферами деятельности.

Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, спо­собность коллектива самостоятельно изменять свою структу­ру с целью более успешного решения организаторских задач.

Коллективный самоконтроль предполагает постоянный са­моанализ органами самоуправления и отдельными организа­торами своей деятельности и на основе этого поиск более эф­фективных путей решения управленческих задач.

Развитие ученического самоуправления в общешкольном коллективе имеет свои особенности по сравнению с развитием самоуправления в классе. Самоуправление в школе направле­но на решение задач, стоящих перед учебным заведением. Кол­лектив класса, отличаясь однородным возрастным и постоян­ным составом, создает условия для участия каждого в обще­ственной деятельности. Органы самоуправления школы не должны регламентировать инициативу и самостоятельность коллективов классов. Роль классного руководителя в развитии

самоуправления несомненна. Важно, чтобы он достаточно чет­ко делегировал полномочия и ответственность учащимся. Его задача — развивать их активность и помогать в выборе видов деятельности и форм организации.

Одним из ведущих факторов, способствующих развитию са­моуправления в коллективе, являются конкурентные отноше­ния между различными группами, которые не только активи­зируют деятельность учащихся, но и обогащают их взаимоот­ношения, вносят в них здоровый дух соперничества. Важно только обеспечить такие отношения нравственными регулято­рами, которые позволяют сделать их честными. Педагоги долж­ны всячески одобрять деятельность, направленную на органи­зацию взаимопомощи.

Для педагога важно постоянно отслеживать, как развивает­ся самоуправление в классе и школе. Для этого можно провес­ти опрос учащихся по предлагаемой ниже методике. Предло­женные вопросы соответствуют функциям детского самоуправ­ления и критериям развития его в ученических коллективах.

Методика выявления уровня развития самоуправления

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Проведение.

Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках: 4 — «Да», 3 — «Скорее да, чем нет», 2 — ^Трудно сказать», 1 — «Скорее нет, чем да», 0 — «Нет».

           
           
           
           

 

1. Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим.

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

3. Самостоятельно организую интересные дела со своими товари­щами в классе.

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным дей­ствиям.

6. У нас в классе обязанности четко, равномерно распределяются между учащимися.

7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собрани­ем или активом класса.

11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставлен­ные перед классом, были выполнены.

12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты ра­боты своих товарищей.

13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед школой.

14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разно­образных мероприятий для всей школы.

15. Мы стремимся помочь представителям нашего класса, состоящим в органах самоуправления школы, в решении задач, стоящих перед ними.

16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем. стоящих перед школой.

17. Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих пе­ред школой, с другими классами и объединениями.

18. Удовлетворен отношением моих товарищей к учащимся дру­гих классов.

19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в решении трудностей, возникающих перед ними.

20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.

21. Мои одноклассники добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива.

22. Мы стремимся к тому. чтобы коллектив школы достиг более:

высоких результатов.

23. Готов отстаивать интересы школы в других коллективах и об­щественных организациях.

24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всей школы.

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предло­жения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обу­словлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4);

2) организованность классного коллектива (предложения 5,6,7,8);

3) ответственность за результаты совместной работы в классе (Пред­ложения 9,10, 11, 12);

4) участие класса в управлении делами шкоды (предложения 13,14.15,16);

5) взаимодействие с другими классами в организации общешколь­ной жизни (предложения 17,18,19,20);

6) осознание ответственности за результаты работы всего коллек­тива школы (предложения 21,22,23,24).

Органы самоуправления и содержание их деятельности

Содержание деятельности органов самоуправления суще­ственным образом зависит от тех задач, которые определяет ученический коллектив. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно зна­чимым делом, а затем создать соответствующий орган самоу­правления для его организации. Таким образом появляется но­вый участок работы — образуется новый орган самоуправле­ния. Подход, при котором сейчас рисуется сложная структура самоуправления, а затем придумывается, чем занять каждый ее орган, — чистой воды формализм. Наиважнейшее значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Возможно это только тогда, когда уча­щиеся осуществляют в них коллективный поиск решения уп­равленческих проблем. Изучая деятельность учащихся по вы­работке управленческих решений на общих собраниях, мы при­шли к выводу, что, чем больше участников собрания, тем мень­ше они чувствуют свою ответственность за результат обсужде­ния того или иного вопроса.

Собрание может проходить в различных формах, и необяза­тельно при этом соблюдать привычный ритуал (выборы прези­диума, заслушивание и обсуждение доклада). Наиболее инте­ресной и эффективной формой проявления активности явля­ются собрания-диспуты, на которых обсуждаются наболевшие проблемы жизни коллектива, вносятся конкретные предложе­ния. В этом случае достаточно выбрать только председателя собрания — ведущего данного обсуждения.

Важным элементом коллективной организаторской деятель­ности является коллективное творческое планирование рабо­ты ученических коллективов.

Повысить уровень сопричастности к обсуждаемым на собра­ниях вопросам можно путем усиления их проблемности, что позволяет обеспечить включенность каждого в выработку уп­равленческого решения. Принятое на собрание решение долж­но быть кратким, конкретным и понятным каждому участни­ку собрания. Для этого используется прием «мозгового штур­ма», когда участники собрания разбиваются на группы, пору­чая одному из членов этой группы высказывать коллективное мнение о путях решения проблемы. После высказывания этих мнений создаются условия для оценки выдвинутых точек зре­ния, дискуссии, что приводит к максимальной включенности участников собрания в выработку решения.

Наряду с постоянными органами самоуправления в учени­ческих коллективах создаются различные временные органы самоуправления, роль которых усиливается с развитием само­стоятельности и инициативы учащихся. Целесообразно при создании временных органов самоуправления помнить следу­ющее:

создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;

решение о создании этих органов принимается только уче­ническим коллективом, общественными организациями или их органами самоуправления;

в составе временных органов самоуправления могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной кон­кретной задачи;

органы самоуправления независимо от срока, на который они созданы, должны отчитаться перед коллективом о выпол­нении поставленных задач;

осуществив решение организаторской задачи, они прекра­щают свое существование.

Требования к организации работы по развитию ученического самоуправления

Основная закономерность развития самоуправления — гар­монизация общих целей, содержания деятельности и ценност­ных ориентации учащихся, позволяющая сделать результаты участия в управлении достоянием каждого. Эта закономерность позволяет обосновать основные требования к развитию учени­ческого самоуправления.

Требования социально значимой доминанты предполагают мобилизацию коллектива вокруг единой цели, сплачивающей

участников совместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и ставятся в зависимость от реа­лизации основной цели, стоящей перед коллективом на дан­ном этапе его развития. Каждый коллектив имеет специфичес­кую цель в различный период времени.

В одной и той же школе различные цели могут быть в каче­стве доминирующих у органов самоуправления школы и клас­са. Доминирующие цели выступают в качестве «особых звень­ев» в организации деятельности учащихся.

Единство и оптимальное сочетание коллективных и личных интересов учащихся предполагает обеспечение непротиворечи­вости целей всех актуальным целям каждого. Особенно на пер­вом этапе становления ученического самоуправления важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятель­ности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые, не соответствующие их интересам.

Обеспечить включенность учащихся в решение управленчес­ких задач возможно лишь при их позитивном отношении к де­ятельности. Учащиеся, выступающие в роли лидеров-органи­заторов, должны учитывать в своей работе оценку, которую им дают товарищи.

Динамичность и вариативность органов самоуправления предусматривает, что их структура должна быть опосредована целями деятельности учащихся; содержание этих целей посто­янно меняется в зависимости от стратегических и тактических задач, стоящих перед ученическим коллективом.

Это требование означает необходимость систематического поиска такой организационной структуры, которая сочетает в себе постоянные органы самоуправления, определенные поло­жениями и уставами, и временные органы самоуправления, создаваемые коллективом для решения текущих задач. При этом предусматривается также изменение функций постоян­ных органов в зависимости от изменений стратегических за­дач.

Реализация данного требования предполагает состязатель­ность и добровольность в формировании органов самоуправле­ния, педагогическое стимулирование лидерства учащихся.

Интеграция и дифференциация педагогического управления и ученического самоуправления предполагает, что отношения педагогов и учащихся в процессе развития самоуправления строятся на основе сотрудничества. Такое сотрудничество обес­печивается наличием принятых как педагогами, так и учащи­мися определенных правил (норм) отношений, делегировани-

ем учащимся реальных управленческих отношений, создани­ем обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия. Это не исключает взаимной требовательности, предъявляемой членами педагогического и ученического коллектива друг к другу.

На организационно-методическом уровне педагоги и учащи­еся участвуют в работе органов самоуправления, вырабатыва­ют общую программу действий, информируют друг друга о сво­ей деятельности. Педагогический коллектив помогает работать органам ученического самоуправления, представляет им пра­во обсуждения любых вопросов жизни коллектива, определе­ния основных задач и принятия решений.

На социально-психологическом уровне педагоги и учащие­ся устанавливают взаимопонимание, учатся вести диалог, пред­упреждать и преодолевать конфликты. При этом важно создать такую атмосферу, в которой и педагоги и учащиеся, сопережи­вая и помогая друг другу, будут ощущать себя членами одного общего коллектива.

Одним из существенных факторов развития ученического самоуправления является подготовка учащихся к организатор­ской деятельности. В этой подготовке можно выделить три глав­ных структурных компонента.

Первый компонент — информационный. Учащимся в раз­личной форме сообщается разнообразная информация, необхо­димая для их участия в решении организаторских задач. Осво­ение учащимися организаторских функций может осуществ­ляться как в процессе изучения факультативного курса «Орга­низаторская работа», так и на основе межпредметных связей в процессе преподавания других предметов, а также во внеучебное время.

Второй компонент — операционный. Он включает в себя фор­мирование у учащихся организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях. Это осуществля­ется во время различных занятий, знакомящих учащихся с методами решения организаторских проблем.

Третьим компонентом (практическим) является управлен­ческая практика, в процессе которой закрепляются приобре­тенные знания, навыки и умения, осуществляется коррекция управленческих действий.

Еще одним условием развития ученического самоуправле­ния является педагогическое стимулирование лидерства. Важ­но формировать у детей готовность к проявлению лидерских

качеств, однако проявление психолого-педагогической готов­ности быть лидером — необходимое, но недостаточное условие обеспечения педагогического стимулирования лидерства. Внут­ренняя готовность лидера может быть блокирована отсутстви­ем ситуации, позволяющей реализовать эту готовность. Созда­ние педагогами ситуации (внешней и внутренней), стимулиру­ющей проявление лидерского потенциала воспитанников. — своеобразное «поле лидерства», понимаемое как особое интегративное свойство, создаваемое педагогом для стимулирова­ния лидерского потенциала воспитанника.

Важнейшими компонентами поля лидерства являются:

• стиль отношений, складывающийся в группе, морально-психологический климат, в котором проходит жизнеде­ятельность воспитанников;

• конструирование ситуаций, способствующих максималь­ному проявлению лидерского потенциала у наибольшего числа воспитанников.

Перечисленные принципы и организационно-педагогичес­кие условия позволяют сделать процесс развития самоуправ­ления в коллективах школ непрерывным и существенно влия­ющим на социальное становление учащихся.

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличается коллектив от других групп школьников?

2. Как коллектив воспитывает школьников?

3. Что такое ученическое самоуправление?

4. Каковы критерии развития самоуправления?

5. Какие требования предъявляются к деятельности педагога для развития самоуправления?

ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.83 (0.01 с.)