Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация совместной деятельности родителей и детей↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Одна из главных задач педагогов — это создание условий для развития отношений в семье. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах. Например, формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Предмет, тему, методику проведения общественного смотра знаний дети, родители и учителя определяют совместно. Учитель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, корректируя отношения между учащимися. Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов. День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. Приглашаются все родители либо определенная группа. В этот день педагоги в нетрадиционной форме проводят уроки, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы; намечаются перспективы. Турнир знатоков может быть проведен между родителями и детьми, либо создаются смешанные семейные команды. Коли-
честно групп соответствуют количеству туров. Каждая группа является организатором одного тура и участником всех остальных. Турнир может проводиться по одной теме, например «Турнир знатоков поэзии», или по разным (тему может выбирать сама группа). Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, трудовой десант по благоустройству и озеленению школьного двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, сбор макулатуры и создание классной библиотеки. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВНы. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность групп детей, сформированных с учетом интересов и симпатий. Это подготовка к праздникам, обучение различным специальным умениям, разговоры по душам, встречи с интересными людьми. Родительские школы по интересам организуются родителями для небольшой группы учащихся. На занятиях, которые проводятся дома, дети не только приобретают конкретные трудовые умения и навыки, но и учатся общаться друг с другом, со взрослыми вне школы. Семейные конкурсы: «Папа, мама, я — читающая семья», конкурсы семейных газет, альбомов, конкурс хозяек; «Папа, мама, я — спортивная семья»; конкурс «Мужчины на поверке? (соревнование между мужчинами — отцами и мальчиками). Например, в школе № 87 г. Ярославля были проведены следующие конкурсы: «Мой знакомый богатырь» (соревнования между мужчинами-отцами, сыновья оказывают им помощь). Включает следующие задания: представление команд; как отцы и дети знают друг друга (успехи в учебе, увлечения, любимый вид спорта, любимая книга и т.д.); комический футбол; поднятие тяжестей; почистить картофель; пришить пуговицы; пригласить девушку на танец; сказать маме добрые слова; исполнение песен. «В гостях у Марьи-Искусницы» (участвовали мамы первоклассников со своими девочками). Проводятся конкурсы: выступления ведущих с плясками, русскими народными песнями, прибаутками; представление и приветствие участниц; волшебный ларец (с завязанными глазами мамы достают из ларца «Волшебную вещь» и рассказывают о ее необычных свойствах); смекалочка (спастись от Змея Го- рыныча, применяя знание русских сказок); конкурс колыбельных песен; играйка (провести игру с залом); шустрый веник (конкурс для девочек); песенный конкурс для девочек; танцевальный конкурс для девочек и мам. «Маленькая Золушка» — конкурс для девочек и мам. Мамы выступают в роли фей: 1. Вступление. 2. Фея приглашает на сцену участниц. 3. Золушка умела все, в том числе и мести пол. Нужно замести на свой совок как можно больше цветных листков. 4. Сценка о том, как мачеха заставляла Золушку отделять чечевицу от проса. Юная Золушка должна услышать в рассказываемой ей сказке неточность и исправить. 5. Золушка по утрам причесывала своих сестер. Конкурс «Юная парикмахерша». 6. Собирая своих сестер на бал. Золушка шила им бальные платья. Юные Золушки должны нарисовать бальный наряд. 7. Конкурс фей (мам) — сделать наряд Золушки сказочным, бальным. 8. Встретившись с королем. Золушка заметила дырку на его мантии. Починить мантию короля. 9. Золушка покорила всех не только своей красотой, но и искренностью и простотой. Она очень хорошо пела. Песенный конкурс. 10. Чтобы найти невесту, принц примерял всем девушкам хрустальную туфельку. «Найди свою туфельку». «Я и моя бабушка» — конкурс для бабушек и внучек. Задания: а) представление; б) бабушки рассказывают сказки и небылицы;, в) бабушки вяжут («Вязальный конкурс»), внучки распутывают нитки; г) я иду на базар (выбрать нужные продукты для блюда, доставшегося по жеребьевке); д) конкурс блюд (печенье, сладости); е) моя веселая частушка (с выбыванием); ж) танцевальный конкурс. Ряд проблем целесообразно обсуждать на классном собрании родителей и детей. Собрание родителей и учащихся «Мы — одна семья» (средняя школа № 18 г. Ярославля, 7 класс) Классный руководитель: Исаева Н. П. Цель собрания: показать важность сотрудничества родителей и детей в организации учебно-воспитательной работы; привлечь роди- телей к делам ученического коллектива; наметить конкретные дела по сплочению родительского и ученического коллективов. Подготовка: 1. Обсуждение советом дела из числа родителей и учащихся основных вопросов собрания, определение состава групп родителей и детей для работы на собрании и выработки коллективного решения. 2. Составление учениками текста приглашения родителей на собрание: «Дорогие... (имя и отчество родителей), приглашаем Вас на откровенный разговор о делах и заботах нашего класса. Мы очень надеемся на Ваши советы и помощь. Просим высказать мнение по следующим вопросам... (далее предлагаются вопросы, которые обсуждаются на собрании). Ваши дети». План проведения: 1. Вступление ведущего собрания о значении совместной работы родителей и учащихся. Знакомство с правилами работы на собрании. Формирование трех групп родителей и пяти групп учащихся. 2. Обсуждение в течение нескольких минут поочередно следующих вопросов: что можно сказать хорошего о коллективе наших ребят? Что Вас не удовлетворяет, огорчает в жизни класса? Что необходимо. чтобы сдружить ребят в классе, родителей и детей? (Первыми высказывают свои суждения представители от групп родителей.) 3. Определение возможных совместных дел детей и родителей на ближайший период. На основе предложений групп утверждается план совместной работы родителей и детей на I полугодие: 1) выход на спектакль в театр на площади Юности с последующим обсуждением; 2) КВН; 3) Праздник семьи; 4) Однодневный поход. 4. Обсуждение родителями в группах, кто и чем может помочь школе, классу, своим детям (заявка на помощь была подготовлена классным руководителем). Составление учащимися сатирических листов о жизни класса: «То, что нам мешает жить, надо с треском удалить». 5. Представление микроколлективами детей результатов своего творчества. 6. Работа в группах: составление детьми и родителями пожеланий в адрес друг друга. 7. Коллективный анализ собрания по вопросам: «Что понравилось на собрании? Что не понравилось и почему? Получилась ли коллективная работа, заинтересованное обсуждение?» Ваши предложения по проведению следующих собраний. Классное собрание детей и родителей «О доброте и милосердии» (средняя школа М 21 г. Рыбинска, 8 класс) Классный руководитель: Логинова Н. Н, Цель собрания: сформировать у детей правильные представления о доброте и милосердии, пробудить их к добрым поступкам и полезным делам.
Подготовка: 1. Разработка хода собрания советом дела. 2. Оформление класса творческой группой. 3. Заседание родительского комитета совместно с активом класса: обсуждение хода собрания; выбор ситуаций для обсуждения; составление вопросов для групп; обсуждение памятки для детей. План собрания: Родители и дети объединяются в группы по 8—10 человек. 1. Вступление классного руководителя о теме, цели собрания, необходимости его проведения. 2. Работа в группах: 2.1. Каждая группа получает пакет, в котором предложена ситуация. Дается время для обсуждения и выработки мнения в группе. Например, одна из ситуаций. Из письма матери: «У меня есть дочь, которую я очень люблю. Но вот я заболела. Прошу дочь сходить в аптеку и заказать лекарство. А она мне отвечает, что ей некогда. До того мне стало больно. Откуда такая черствость?» А как вы думаете, откуда такая черствость? 2.2. Вопросы для коллективного обсуждения: — У многих из нас есть бабушки и дедушки. Давайте припомним, только честно, всегда ли мы внимательны к ним, всегда ли уважаем их возраст. — Человек рождается и умирает. Если после его смерти что и остается на земле, так это добрые дела, которые он сделал для людей. А что доброго сделали мы? — Милосердие! Что означает это слово? Всегда ли мы милосердны друг к другу? 3. Самооценка с помощью цветограммы на доске по следующим вопросам. 3.1. Делаешь ли ты добро людям? а) Всегда; б) иногда; в) никогда; г) не знаю. 3.2. Причиняешь ли ты зло, неприятности людям? а) Не делаю; б) иногда делаю; в) делаю; г) не знаю. 4. Подведение итогов самооценки и определение проблем, над которыми школьникам и родителям необходимо работать в будущем. 5. Выступления родителей. Рекомендации родителей, оформленные в виде памятки, вручаются детям. Памятка: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы окружающим было хорошо. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и понимай мать и отца — они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем, чистой душой. Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других, причиняет зло людям». 6. Выработка и коллективное обсуждение решения собрания: 6.1. Собрать библиотеку из детских книг и подарить ее детскому дому. 6.2. Изготовить на уроках труда игрушки для подшефного детского сада. 6.3. В микрорайоне школы в праздничные дни вывешивать поздравления. 6.4. Организовать выход в театр и последующее обсуждение спектакля на совместном собрании родителей и учеников. Занятие учащихся и родителей «Учимся общению» (средняя школа № 63 г. Ярославля, 6 класс) Классный руководитель: Клементьева Н. В. «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать и перестань говорить, когда нечего больше сказать». И. Лафатер, швейцарский писатель, XVIII в. «Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе». Ф. Честерфилд, английский писатель, государственный деятель (1694—1733)
Цель собрания: привлечь внимание родителей и детей к проблеме общения друг с другом и другими людьми: побудить к бесконфликтному поведению в наиболее типичных ситуациях, возникающих между родителями и детьми; вызвать стремление у детей и родителей учиться искусству общения; доброжелательно и уважительно относиться друг к другу, понимать друг друга. Подготовка: 1. Учащиеся пишут ответы на два вопроса: 1) В каких ситуациях у тебя чаще всего возникают конфликты с родителями? 2) Что больше всего тебя волнует в отношениях между учащимися нашего класса? 2. Школьники оформляют плакаты, рисунки на тему: «Как мы общаемся» 3. Классный руководитель и психолог по результатам опроса учащихся отбирают наиболее типичные ситуации для обсуждения. 4. Родительский комитет готовит наглядное и музыкальное оформление занятия. 5. Формируются смешанные группы родителей и детей, с учетом контактов семей. План занятий: 1. Вступление ведущего, определяющее цель занятия и причины его проведения. 2. С помощью рисунков дети и родители представляют свое понимание слова «общение». 3. Определяется значение слова «общение» по толковому и психологическому словарю (записано на доске). 4. Анализируются анкеты родителей, учащихся, и на основе этого выделяются две группы наиболее типичных конфликтных ситуаций в их общении: а) родители — дети; б) девочки — мальчики. 5. Обсуждаются ситуации «родители — дети» в группах, где представители от групп, а также все желающие высказывают свое мнение о том, как разрешить возникший конфликт. Психолог или педагог делают обобщение, дают советы. Ситуации для обсуждения: 1 ситуация: «Требуем добросовестности в выполнении домашних заданий. Требование выполняется не всегда, ребенок выражает недовольство, иногда возникает ссора. Как быть? Ведь очень хочется, чтобы ребенок хорошо учился и не пропадало желание ходить в школу». 2 ситуация: «Как правильно организовать домашний труд, чтобы не приходилось ссориться из-за невыполнения домашних обязанностей». 3 ситуация: «Хочется гулять, но родители не отпускают. А если у меня встреча с каким-нибудь человеком? И наоборот, когда не хочy, отправляют гулять» или «Бабушка не отпускает гулять, а все уроки сделаны». 4 ситуация: «Как одеваться? Родители требуют надеть одно, а мне хочется другое. Часто я настаиваю на своем, а они сердятся». 6. Музыкальная пауза-раздумье, во время которой участники собрания просматривают плакаты и рисунки детей. Вот некоторые из них: «Мои дорогие мама и папа. Устраните, пожалуйста, хоть один дефицит — дефицит общения со мной», «Крик, ремень и подзатыльник — это вечно под рукой, но умнее мы не станем, да и вам ведь не покой». 7. Обсуждение отношений «Девочки — мальчики». 1 ситуация: «Называют все, даже иногда девочки, друг друга по фамилии. Неприятно! Посоветуйте, как добиться, чтобы ребята называли друг друга только по именам. Особенно девочки —мальчиков, мальчики — девочек!» 2 ситуация: «Можно ли дружить группами, а то иногда две девочки дружат и никого к себе не допускают?» 3 ситуация: «Мне стыдно, когда ссорятся девочки. Они очень часто между собой разговаривают грубо, могут оскорбить, накричать друг на друга. Мне больно, когда девочки из нашего класса спорят и ругаются». 4 ситуация: «Мальчик ударил девочку. Мальчики не видят в девочках слабый пол и не хотят им уступать. Волнует агрессивность мальчиков. Мне стыдно, когда в нашем классе мальчики бьют девочек. А я стою рядом и ничего не могу поделать...» 8. Разработка в группах советов, рекомендаций в адрес друг друга: «Как избежать конфликтов в общении» (работа в течение 7—10 минут, затем чтение текстов представителями групп). 9. Анализ результатов работы групп педагогом и психологом, дополнение составленных материалов их советами. 10. Комментарий психолога к наиболее интересным рисункам участников (об их представлении понятия «общение»), выводы, обобщения. 11. Подведение итогов занятия: что узнали нового, что было наиболее интересным и полезным; выводы, которые вы сделали сегодня для себя; что не понравилось, не удовлетворило вас; ваши предложения на будущее. Как показывает опыт, родители и учащиеся могут взаимодействовать в различных видах деятельности. Успешность этого взаимодействия зависит от позиций педагогов, их понимания важности работы не только с ребенком, но и с семьей в целом. Вопросы для самопроверки 1. В чем особенности взаимодействия педагогов и родителей? 2. Назовите и охарактеризуйте основные формы взаимодействия педагогов и родителей. 3. Как педагоги могут способствовать развитию отношений между родителями и детьми? § 3. СТИМУЛИРОВАНИЕ САМОВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ1 Сущность процесса самовоспитания В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому в качестве важного усло- 1В этом параграфе с любезного согласия П. Н. Осипова использованы материалы его исследования по проблеме стимулирования самовоспитания учащихся. вия его развития часто называют самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Важно помнить, что воспитание — лишь внешнее воздействие на человека, а формирование каких-либо качеств возможно лишь тогда, когда следствием этого воздействия является самовоспитание, которое как относительно самостоятельный процесс в то же время является и результатом воспитательных воздействий. Необходимо рассматривать формирование мотивов самовоспитания как педагогическую задачу. Таким образом, самовоспитание является важнейшей стороной воспитания, реализуемой как под влиянием педагогов и социальной среды, так и на основе индивидуальных качеств человека. Формирование качеств человека происходит под влиянием как воспитания, так и самовоспитания (см.схему 1). Схема 1 Основой самовоспитания является волевой компонент. Только способность к проявлению волевых усилий позволяет детям формировать в себе необходимые качества. При этом очень важно, что осуществляется это на основе коррекции своих привы-нек, своих взглядов, поступков. Стимулирование самовоспитания как педагогическая задача Педагогическое стимулирование самовоспитания представляет собой сознательное использование субъектами воспитания разнообразных стимулов и состоит в их целесообразном отборе, необходимой модификации и включении в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей воспитанников и конкретной ситуации. Осуществляя педагогическое стимулирование самовоспитания, педагоги должны учитывать предшествующий опыт детей, в том числе и опыт работы над собой. Опираясь на психологическую идею П.К.Анохина о роли опережающего отражения действительности в поведении и развитии личности, можно сказать о том, что эффективность стимулирования самовоспитания учащихся находится в определенной зависимости от того, насколько дети осознают перспективы своего роста и испытывают при этом радость успеха. Всякая деятельность человека, ее цели, способы, результаты заранее программируются в его сознании, направляют и стимулируют эту деятельность. При достижении поставленных целей и получении ожидаемых результатов человек переживает внутреннее удовлетворение, радость успеха. Если же намеченные цели не реализуются, человек испытывает чувство неудовлетворенности, психического напряжения. Повторение подобных неудач парализует деятельность личности. Напротив, видение своих перспектив, ощущение радости успеха, вызывающее положительные эмоции, стимулируют внутреннюю активность и личностное развитие. Вот почему стимулирование самовоспитания предусматривает создание условий, способствующих видению учащимися перспектив своего роста и постижения радости успеха на пути к их достижению. Открывая перед учащимися перспективы их роста и развития, нельзя абстрагироваться от испытываемых ими в процессе самовоспитания трудностей. Работа учащихся над собой сопряжена с немалыми трудностями, требует от них большого психического напряжения, физических сил и нервной энергии, а потому не всегда носит постоянный характер и дает ожидаемый результат. Чтобы достичь успехов в самовоспитании, требуются длительные и большие усилия. В силу недостаточной психологической и практической подготовленности к работе над собой и, как следствие, отсутствия необходимого опыта в этом, многие учащиеся не ощущают заметных успехов в самовоспитании, более того, испытывают срывы и неудачи, которые, повторяясь, приобретают устойчивый характер. В этих условиях ситуация ожидания радости успеха сменяется разочарованием, становится недостижимой, что ведет к пассивности, утрате интереса к самовоспитанию, его эпизодичности или практически к бездействию. Более того, возможно и неправильное с педагогической точки зрения поведение. Не имея возможности самореализации в социально одобряемой деятельности, тот или иной ученик может найти более легкие, чаще всего асоциальные, пути самоутверждения. При определении форм стимулирования самовоспитания П.Н. Осипов исходит из того, что они отражают отношения, складывающиеся между педагогами и учащимися. Они могут быть коллективно-коллективными (педагогический коллектив — ученический коллектив), коллективно-индивидуальными (педагогический или ученический коллектив — отдельный учащийся), индивидуально-коллективными (педагог — группа) и индивидуально-индивидуальными (педагог — учащийся). Несомненно, что субъектом самовоспитания является сам ребенок, а субъектами стимулирования этого процесса могут являться все участники воспитательного процесса: педагоги, родители, товарищи и т. д. Для педагогов задача стимулирования самовоспитания детей должна входить в комплекс задач осуществляемой ими воспитательной работы. Практика убеждает: чем полнее и лучше включены учащиеся в разнообразную деятельность, чем больше они берут на себя инициативу ее планирования, подготовки и осуществления, подведения итогов, контроля, коррекции, тем выше эффективность самовоспитания. Если ученик выступает в роли активного организатора и участника деятельности, то в результате формируется активная, деятельная личность. И напротив, при неправильной организации деятельности, когда он остается пассивным исполнителем или безразличным участником, у него формируются соответствующие качества, так как бездеятельность — это тоже своего рода деятельность. Эффективность стимулирования самовоспитания зависит и от разнообразия используемых средств и методов, и от адекватности реакции на них учащихся. Практика показывает, что наибольший результат достигается там, где педагоги применяют хорошо продуманную систему средств и методов стимулирования самовоспитания, взаимосвязанных между собой Важнейшим средством и стимулом самовоспитания является общение учащихся поэтому, чем оно шире и разумнее, тем эффективнее и их самовоспитание. Вначале круг общения ребенка определяется родителями, ближайшим семейным окружением, а затем начинает понемногу расширяться: сверстника во дворе, детском саду, воспитатели, одноклассники, педагоги и т. д. Значительное влияние на формирование личности учащихся, особенно в школьные годы, оказывает их общение с педагогами. Если оно дриобре- тает со стороны взрослых авторитарный характер, это отрицательно сказывается на учащихся, подавляет их инициативу, активность, самостоятельность. На всех возрастных этапах развития личности особенно велико влияние на нее друзей, сверстников, чего нельзя не учитывать при стимулировании самовоспитания. При этом существует определенная последовательность педагогических воздействий, направленных на стимулирование самовоспитания ребенка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.87 (0.014 с.) |