Сообщение «Юродивый герой Достоевского» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сообщение «Юродивый герой Достоевского»



1. Архипова А. В. Достоевский и Каспар Хаузер // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 2005. – Т. 17.

2. Есаулов И. А. Юродство и шутовство в русской литературе // Литературное обозрение. – 1998. – № 3. – С. 108–112.

3. Иванов В. В. Безобразие красоты. Достоевский и русское юродство. – Петрозаводск, 1993.

4. Котельников В. А. Кенозис как творческий мотив у Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 1996. – Т. 13. – С. 194–200.

5. Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. – Л., 1974. – С. 285–315.

6. Степанян К. Юродство и безумие, смерть и воскресение, бытие и небытие в романе «Идиот» // Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. – М., 2001. – С. 137–162.

Сообщение «Современные дискуссии о романе
Ф. М. Достоевского “Идиот”»

1. Альми И. Л. О сюжетно-композиционном строе романа «Идиот» // Альми И. Л. Статьи о поэзии и прозе. – Владимир, 1999. – Ч. 2. – С. 82–92. То же // Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. – М.: Наследие, 2001. – С. 435–445.

2. Арсентьева Н. А. «Крик осла» и «локус идиота»: Размышления над межвузовским сборником научных трудов «Роман Достоевского “Идиот”: Раздумья, проблемы» // Достоевский. Материалы и исследования. – СПб., 2005. – Т. 17. – С. 376–398.

3. Розенблюм Л. М. «Красота спасет мир» // Вопросы литературы. – 1991. – № 11–12. – С. 142–180.

4. Свительский В. А. «Сбились мы. Что делать нам!..» (К сегодняшним прочтениям романа «Идиот») // Достоевский и мировая культура. – СПб., 2000. – № 15. – С. 205–228.

5. Тоичкина А. В. «Сбились мы…»? (Теоретические заметки к спорам о романе «Идиот») // Достоевский и мировая литература. – СПб., 2001. – № 16. – С. 197–204.

Практическое занятие № 4 (2 часа)
Цикл о «праведниках» в творчестве Н. С. Лескова
(«Павлин», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован»)

1. Литературная судьба Лескова: «прозеванный гений» (И. Северянин), «неукротимый ересиарх» (А. Лесков). «Лесков – писатель будущего…» (Л. Толстой). «Национальное и мифологическое» в творчестве писателя.

2. «Герои времени» и праведники в русской литературе XIX века. Лесковская концепция праведничества. Состав цикла о «праведниках». Сборник Лескова «Три праведника и один Шерамур» (1889). Состав цикла при опубликовании 2-го тома (прижизненного) собрания сочинений (1889–1896).

3. Миф о великом грешнике в «Павлине». Ономапоэтика рассказа. Лесковский бестиарий. Христианские мотивы произведения: христианское бестиарное предание о павлине, мотив ап. Павла, мотив мытаря, мотив жертвоприношения, кенозиса и др. Сюжетно-композиционные особенности.

4. Поэтика названия повести «Очарованный странник» (1879). Сюжетно-композиционные особенности повести. Мифопоэтические традиции в произведении Лескова. Фольклорный мотив поединка богатыря со смертью.

5. «Как складывается легенда…» (художественное раскрытие проблемы мифотворчества народа в рассказе «Несмертельный Голован»). Поэтика названия. Особенности повествования. Житийные традиции.

6. Творчество Лескова – тенденция к «демифологизации» (Ю. Лотман) в русской литературе или нет? Лесков и Достоевский.

Литература

1. Андреева Г. Т. Творчество Лескова. – Иркутск, 1992.

2. Дыханова Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. – М., 1980.

3. Климова М. Н. Сюжетная схема «великодушный старик» в контексте мифа о великом грешнике // Сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск. 1998. – С. 64–74.

4. Майорова О. Е. Рассказ Н. С. Лескова «Несмертельный Голован»: житийная традиция // Русская литература. – 1987. – № 3.

5. Хализев В. Е. «Герои времени» и праведничество в освещении русских писателей XIX в. // Русская литература XIX в. и христианство. – М., 1997. – С. 111–119.

Дополнительная литература

1. Гинзбург Л. О. О литературном герое. – Л., 1979.

2. Гримстад К. А. Полиэтничность как религиозная проблема в «Очарованном страннике» Н. С. Лескова // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. – Петрозаводск, 1998. – С. 454– 461.

3. Дыханова В. С. В поисках своего голоса (Из наблюдений над стилем Лескова) // Вопросы литературы. – 1981. – № 2. – С. 189–212.

4. Лихачев Д. С. Особенности поэтики произведений Лескова // Лесков и русская литература. – М., 1988. – С. 12–21.

5. Сухачев Н. П., Туниманов В. А. Развитие легенды у Лескова // Миф-фольклор-литература. – Л., 1978. – С. 114–136.

6. Телегин С. М. Национальное и мифологическое у Лескова. «Очарованный странник» // Литература в школе. 1996. № 1. С. 16-24.

7. Троицкий В. Ю. Лесков-художник. – М., 1974.

Сообщение «Праведнический цикл Н. Лескова: состав, поэтика»

1. Горелов А. А. «Праведники» и «праведнический» цикл в творческой эволюции Н. С. Лескова // Лесков и русская литература. – М., 1988. – С. 39–62.

2. Кедров К. Фольклорно-мифологические мотивы в творчестве Н. С. Лескова // В мире Лескова. – М., 1983. – С. 58–73.

3. Столярова Н. В. В поисках идеала. – Л., 1978. – С. 78–216.

Сообщение «Художественная концепция праведничества
в творчестве Н. Лескова»

1. Окулова-Микешина Т. Н. «Время слов прошло – нужны подвиги» // Наш современник. – 1995. – № 2. – С. 186–192. (О праведниках Лескова).

2. Туниманов В. А. Валаам в творчестве Н. С. Лескова // Лесков Н. С. Очерки и рассказы. – Петрозаводск, 1988. – С. 3–22.

3. Туниманов В. Рассказы и легенды Лескова о праведниках // Лесков Н. С. На краю света. – Л., 1985. – С. 575–583.

4. Хализев В., Майрова О. Лесковская концепция праведничества // В мире Лескова. – М., 1983. – С. 196–232.

Сообщение «Древнерусские источники
“Очарованного странника” Н. Лескова»

1. Визгел Ф. Блудные сыновья и блуждающие души: «Повесть о Горе-Злосчастии» и «Очарованный странник» Лескова // Труды Отдела древнерусской литературы. – СПб., 1996. – Т. 50. – С. 754 –762.

2. Горелов А. А. Н. С. Лесков и народная культура. – Л., 1988.

3. Прокофьев Н. П. Традиции древнерусской литературы в творчестве Н. Лескова // Лесков и русская литература. – М., 1988. – С. 118–136.

4. Чередникова М. П. Древнерусские источники повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» // Текстология и поэтика русской литературы XI – XVII веков. – Л., 1977. – С. 361–369.

5. Чередникова М. П. О сюжетных мотивировках в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» // Русская литература. – 1971. – № 3. – С. 113–127.

Практическое занятие № 5 (2 часа)
Творчество Н. С. Лескова: основные циклы

1. Очерк Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Житийная основа произведения.

2. Лесковский цикл о «праведниках» и народная культура. Интерес Лескова к расколу, «народному» христианству. Тема старообрядчества, встречи двух культур в «Запечатленном ангеле». Житийные традиции в произведении (лесковский Памва и Серафим Саровский). Мотив чуда и особенности финала. Ориентация структуры повести на иконную композицию и жанр «сказания о чудесных иконах».

3. Поэтика сказовой повести Лескова («Левша»).

4. Жанр легенды в творчестве Лескова. «Скоморох Памфалон». Патериковые источники «византийских» легенд писателя.

5. «Святочные рассказы» Лескова. Объединение рассказов автором в сборник 1886 г. Канонические требования к святочным рассказам, с точки зрения писателя («сюжет, смягчающий сердце», трактовка его «в духе Евангелия» и пр.). Состав цикла. Мотив чуда в святочных рассказах Лескова. Христианские мотивы в рассказах «Христос в гостях у мужика», «Под рождество обидели». Н. Лесков и традиция русского святочного рассказа.

6. Лесковские «рассказы кстати». Сопряженность точно фиксируемых явлений современности и возникающих ассоциаций как общая особенность композиции рассказов. Диалог Лескова с Достоевским и Толстым («По поводу «Крейцеровой сонаты»).

Литература

1. Видмарович Н. Житийная основа «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова // Духовные начала русского искусства и образования. – Новгород, 2005. – С. 227–237, 440–441.

2. Водолазкин Е. Г. Образ Серафима Саровского в «Запечатленном ангеле» Лескова // Русская литература. – 1997. – № 3. – С. 136–141.

3. Дыханова Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. – М., 1980.

4. Дыханова Б. С. В зеркалах устного слова. – Воронеж, 1994.

5. Костршица В. О жанровом своеобразии прозы Н. С. Лескова // Филологические науки. – 1974. – № 2.

6. Столярова И. В. Н. С. Лесков и русское литературно-общественное движение 1880-1890-х гг. – СПб., 1992.

Дополнительная литература

1. Андреева Г. Т. Творчество Лескова. – Иркутск, 1992.

2. Горелов А. А. Н. С. Лесков и народная культура. – Л., 1988.

3. Полозкова С. А. О финале рассказа Н. С. Лескова «Запечатленный ангел» // Литература Древней Руси: источниковедение. – Л., 1988. – С. 301–310.

4. Сидяков Ю. Л. «На краю света» и «Темняк» Н. С. Лескова // Единство и изменчивость историко-литературных процессов. Труды по русской и славянской филологии и литературоведению. – Тарту, 1982. – С. 97–111. (Ученые записки Тарт. Гос. ун-та. Вып. 604).

Сообщение «Лесковские “рассказы кстати”»

1. Евдокимова О. Диалог Н. С. Лескова с Л. Н. Толстым и Ф. М. Достоевским. Рассказ Н. С. Лескова «По поводу «Крейцеровой сонаты» как образ памяти писателя // Достоевский и мировая культура. – СПб., 1999. – № 13. – С. 95–110.

Сообщение «Иконопись в творчестве Н. Лескова»

1. Евдокимова О. В. Живописание в структуре произведений Н. С. Лескова // Русская литература и изобразительное искусство. – Л., 1988. – С. 184–201.

2. Лепахин В. Икона в русской художественной литературе. Икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы. – М., 2002. – С. 272–315.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.012 с.)