Творчество Г. И. Успенского (лекция 2) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество Г. И. Успенского (лекция 2)



Литературный дебют писателя: «Идиллия» в журнале «Зритель», «Михалыч», в журнале Л. Толстого «Ясная поляна». Сотрудничество с Н. Некрасовым (журнал «Современник»), с редакцией «Отечественных записок». «Правда без всяких прикрас» (Н. Чернышевский) – «формула» раннего творчества Успенского. Реалистическое изображение русской действительности первых послереформенных лет в цикле «Нравы Растеряевой улицы». Обобщающий смысл тем и мотивов очерка «Будка». Глубина художественного проникновения в социальные явления (цикл «Разоренье»). Преобладание крестьянской тематики в творчестве Успенского 1870-1880-х годов. Идея «власти земли» как главного фактора крестьянской жизни (цикл «Власть земли»). Успенский и беллетристы-народники: общее и различное. Тема человеческих судеб, стоящих за цифрами официальной статистики (цикл «Живые цифры»). Тема духовного преображения под воздействием искусства («Выпрямила»). Документальная основа («говорящие факты живой действительности») и своеобразие художественного обобщения в очерках Успенского. Публицистичность произведений писателя. Циклизация очерков.

8 блок тем
Творчество В. М. Гаршина (лекция 2)

Творческая индивидуальность писателя и особенности «переходного времени». Трагическое мироощущение Гаршина («Гамлета» своего времени). Тема «человек и война» в рассказах «Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова»; развитие традиций Л. Толстого. Состав цикла военных рассказов, факторы циклизации. Темы социальных язв, «падшей женщины» («Происшествие», «Надежда Николаевна»). Вопрос о «крови по совести» в рассказе «Надежда Николаевна». Соотнесение живописных сюжетов художников Гельфрейха и Лопатина. Гаршин и Достоевский: единство нравственно-философских исканий в русской литературе второй половины XIX века. Проблемы интеллигенции, «чистого» и гражданского искусства в творчестве писателя («Встреча», «Художники»). Обогащение реализма поэтикой романтико-героических предчувствий. Ситуация борьбы героя с мировым злом, романтический мотив «высокого безумия» («Красный цветок»). Мифологическая основа образов рассказа. Восхищение героизмом революционной народнической интеллигенции и признание бесплодности ее подвига («Attalea princeps»). «Аллегорический» и «психологический» рассказы писателя. Гаршин и Толстой: влияние толстовства на художественное мировидение писателя, проявление непротивленческих тенденций («Сказание о гордом Аггее», «Сигнал»). Соотношение автора и героя (человека «гаршинской складки») в произведениях писателя. Преобладание субъективных форм повествования (записки, дневники и пр.). Своеобразие реалистического метода Гаршина. Черты литературного импрессионизма. Чехов и Гаршин.

9 блок тем
Творчество В. Г. Короленко (лекция 2)

Жизненные испытания и литературная судьба В. Короленко. Демократический характер общественной и публицистической деятельности. («Павловские очерки», «В голодный год», «Дело Бейлиса», «Письма к Луначарскому»). Соотношение в творчестве писателя беллетристики и публицистики, связанной с многогранной общественной, правозащитной деятельностью. Своеобразие литературно-эстетических взглядов Короленко. Оценка им романтического и реалистического методов изображения действительности. Герои-протестанты, изображение драмы «революционеров без народа» («Яшка», «Чудная»). Тема пути к «настоящему народу», разнообразие народных типов, поэзия «вольной волюшки» («Сон Макара», «Река играет», «Лес шумит»). Сочетание в повести «Слепой музыкант» социологического принципа изображения мира с анализом природных (биологических, физиологических, психических) свойств человека. Особенности композиции повести и система персонажей. Герой и мир: от познания к «прозрению». Субъектно-речевая организация произведения, роль автора-повествовалеля в повести. Цикл аллегорических повестей и рассказов («Сказание о Флоре», «Тени», «Мгновение», «Огоньки»). Повесть «Без языка». «Правдоискатели» и «мечтатели» в очерках Короленко («Соколинец», «Государевы ямщики»). «История моего современника» как художественные мемуары. Религиозные искания Короленко.

10 блок тем
Поэзия 1870-1890-х годов
(А. Апухтин, С. Надсон, К. Случевский, К. Фофанов)
(лекция 2 - обзор, самостоятельное изучение, реферат, презентация)

Всплеск поэтического творчества в 70-90-е гг. XIX в. Переходный, переломный характер поэзии этих лет. Воздействие романа на лирику (А. Апухтин). Поэзия революционных народников (П. Лавров, Н. Морозов и др.). Поэты «больного поколения», «предтечи русского символизма» (С. Надсон, К. Случевский, К. Фофанов). «Образотворчество» и поиск новых поэтических форм в творчестве поэтов конца XIX века. Выражение настроений эпохи «безвременья» в лирике С. Надсона. Мотивы скорби, уныния, усталости, сочувствия страдающему «брату». Некрасовская традиция. Тема назначения поэта и поэзии. Сильный жест «слабого» поэта: стихотворение «Песни Мефистофеля». Опыты поэмы на историко-христианские темы: «Иуда», «Христианка». Своеобразие литературной репутации (резкое неприятие элитой модернизма, упреки в сниженном уровне стиховой культуры). Поэзия 1880 – 1890-х годов: «неоромантизм», переходный характер – «между золотым и серебряным веком» (Е. Тарланов), от С. Надсона к К. Случевскому. «Фофановский» период в истории поэзии (с 1887 года – год смерти Надсона – по 1895, время появления первых изданий символистов). Д. Мережковский о Фофанове как предшественнике символистов (статья «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»). Оценка Мережковским творчества Фофанова – «Божьей милостью поэт». Представление современников о Фофанове как о поэте-самородке, не получившем хорошего образования. Концепция непосредственного таланта («наивного таланта» - В. Буренин) Фофанова. Творчество Фофанова и классическое наследие. Лермонтовские традиции в его поэзии.

Литература

Л. Н. Толстой

1. Бахтин М. М. Собрание сочинений. – М., 2000. – Т. 2.: Проблемы творчества Достоевского, 1929. Статьи о Толстом, 1929. Записи курса лекций по истории русской литературы, 1922–1927.

2. Гулин А. В. «Воскресение» и Воскресение. Последний роман Л. Н. Толстого // Л. Н. Толстой. Воскресение. – М., 1995.

3. Гулин А. В. Лев Толстой и пути русской истории. – М., 2004.

4. Гулин А. В. Л. Н. Толстой: Духовный идеал и художественное творчество (1850–1870-е годы). Автореферат дис. … д. филолог. наук. – М., 2004.

5. Краснов Г. В. Этюды о Льве Толстом. – Коломна, 2005.

6. Коковина Н. З. Пространство веры в романах Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского // Толстовский сборник – 2000: в 2 ч. – Тула, 2000. – Ч. 1: Л. Н. Толстой в движении эпох.

7. Меджибовская И. Толстой, Евхаристия и «Тайная вечеря» // Лев Толстой и мировая литература. – Тула, 2005.

8. Назаров В. Н., Меситова С. А. Этические мифологемы смерти: Л. Н. Толстой и русская религиозная танатология XX века // Толстовский сборник – 2000: в 2 ч. – Тула, 2000. – Ч. 1.

9. Николаева Е. В. Миф и религия: (на примере творчества Толстого) // Яснополянский сборник. 2002. – Тула, 2003.

10. Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого. 1880–1900 годы. – М., 2000.

11. Ореханов Г., свящ. Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой: конфликт глазами современников. – М., 2010.

12. Порудоминский В. О Толстом. – СПб., 2005.

13. Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: Историко-функциональное исследование. – М., 1991.

14. Тарасов А. Б. В поисках идеала: между литературой и реальностью. – М., 2006.

15. Тарасов А. Б. Моделирование мира праведничества: тезаурусная парадигма Л. Н. Толстого // URL: http:// http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Tarasov/ [26.10.09]/

16. Тарасов А. Б. Феномен праведничества в художественной картине мира Л. Н. Толстого. Автореферат дис. … д. филол. наук. – М., 2006. // URL: http:// http://www.mosgu.ru/nauchnaya/%20publications/abstract/Tarasov%20AB/ 02.06.2008].

17. Тарасов А. Б. Что есть истина? Праведники Льва Толстого. – М., 2001.

Ф. М. Достоевский

1. Ашимбаева Н. Т. Достоевский: Контекст творчества и времени. – СПб., 2005.

2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1979.

3. Бочаров С. Г. Филологические сюжеты. – М., 2007.

4. Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». – СПб., 2007.

5. Гачева А. Г. «Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется…» (Достоевский и Тютчев). – М., 2004.

6. Джексон Р. Л. Искусство Достоевского. Бреды и ноктюрны. – М., 1998.

7. Долинин А. С. Достоевский и другие: Статьи и исследования. – Л., 1989.

8. Достоевский в конце XX века. – М., 1996.

9. Достоевский и мировая культура. Альманах. – М.; СПб., 1993–2007. – № 1 – 23. (Издание продолжается).

10. Достоевский и ХХ век. – М., 2007.

11. Достоевский Ф. М. и Православие. – М., 2003.

12. Достоевский. Материалы и исследования. – Л. (СПб.), 1974–2007. – Т. 1–19. (Издание продолжается).

13. Достоевский: дополнения к комментарию. – М., 2005.

14. Зайцев Б. К. Достоевский и Оптина пустынь // Оптинский альманах. Оптина пустынь и русская культура. – Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь. – 2008. – № 2.

15. Зеньковский В., прот. Смысл православной культуры. – М., 2007.

16. Касаткина Т. А. О творящей природе слова: Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле слова». – М., 2004.

17. Касаткина Т. А. Феномен «Ф. М. Достоевский и рубеж XIX–XX веков» // Достоевский и XX век. – М., 2007. – Т. 1.

18. Касаткина Т. А. Характерология Достоевского. – М., 1996.

19. Клейман Р. Я. Сквозные мотивы Достоевского. – Кишинев, 1985.

20. Конкордансы всех произведений Ф. М. Достоевского [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.petrsu.ru/~Dostoevsky/dostconc/about.htm

21. Кунильский А. Е. «Лик земной и вечная истина». О восприятии мира и изображении героя в произведениях Ф. М. Достоевского. – Петрозаводск, 2006.

22. Мармеладов Ю. И. Тайный код Достоевского. Илья-пророк в русской литературе. – СПб., 1992.

23. Мейер Г. А. Свет в ночи (о «Преступлении и наказании»). Опыт медленного чтения. – Frankfurt / Main, 1967.

24. Мелетинский Е. М. Достоевский в свете исторической поэтики. – М., 1996.

25. Мелетинский Е. М. Заметки о творчестве Достоевского. – М., 2001.

26. Михновец Н. Г. Прецедентные произведения и прецедентные темы в диалогах культур и времен: место и роль прецедентных явлений в творчестве Ф. М. Достоевского. – СПб., 2006.

27. Михнюкевич В. А. Русский фольклор в художественной системе Ф. М. Достоевского. – Челябинск, 1994.

28. Назиров Р. Г. Русская классическая литература. Сравнительно-исторический подход. – Уфа, 2005.

29. Новые аспекты в изучении Достоевского. – Петрозаводск, 1994.

30. Сараскина Л. И. Достоевский в созвучиях и притяжениях: от Пушкина до Солженицына. – М., 2006.

31. Степанян К. А. «Сознать и сказать». «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф. М. Достоевского. – М., 2005.

32. Степанян К. А. Явление и диалог в ромагах Ф. М. Достоевского. – СПб., 2010.

33. Тамарченко Н. Д. Русский классический роман XIX века: Проблемы поэтики и типологии жанра. – М., 1997.

34. Тихомиров Б. Н. «Лазарь! гряди вон». Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. – СПб., 2005.

35. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. – М., 1995.

36. Фридлендер Г. М. Пушкин. Достоевский. «Серебряный век». – СПб., 1995.

37. Фундаментальная электронная библиотека [электронный ресурс]: Русская литература и фольклор. – Режим доступа: http://www.feb-web.ru/

38. Щенников Г. К. Творчество Ф. М. Достоевского (1921–1881) // История русской литературы ХIХ века. 1870–1890-е годы: Книга для учителя. – Екатеринбург, 2000. – С. 80–156.

Н. С. Лесков

1. Ангелова, Н. В. Тайна русского характера: произведения Н. С. Лескова 1880-1890 гг. [электронный ресурс]: монография / Н. В. Ангелова. – Мичуринск: МичГАУ, 2007. – 90 с. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/537/64537

2. Андреева Г. Т. Творчество Лескова. – Иркутск, 1992.

3. Аннинский Л. А. Крещеные и оглашенные. Из цикла «Лесковское ожерелье» // Литература в школе. – 1993. – № 5. – С. 10–16.

4. Аннинский Л. А. Лесковское ожерелье. – М., 1986.

5. Аннинский Л. А. Три еретика. – М., 1988. – С. 229–351.

6. В мире Лескова. – М., 1983.

7. Видуэцкая И. П. Николай Семенович Лесков. – М., 1979.

8. Видуэцкая И. П. Творчество Лескова в контексте русской литературы XIX века // Вопросы литературы. – 1981. – № 2. – С. 148–188.

9. Дыханова Б. С. « Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. – М., 1980.

10. Дыханова Б. С. В зеркалах устного слова. – Воронеж, 1994.

11. Дыханова Б. С. В поисках своего голоса (Из наблюдений над стилем
Лескова) // Вопросы литературы. – 1981. – № 2. – С. 189–212.

12. Лепахин В. Икона в русской художественной литературе. Иконы и иконопочитание, иконопись и иконописцы. – М., 2002. – С. 272–315.

13. Лесков и русская литература. – М., 1988.

14. Международный сборник научных трудов. Международная научная интернет-конференция «Лесковиана». – Режим доступа: http://leskoviana.narod.ru/

15. Мосалева Г. В. Поэтика Н. С. Лескова. – Ижевск, 1993.

16. Рассказ Н. С. Лескова «Бесстыдник» [электронный ресурс]: коллективная монография / [А. А. Буткевич и др.: науч. ред. О. В. Евдокимова]. – СПб.: Свое изд-во, 2011. – 304 с. – Режим доступа: http://search.rsl.ru/ru/catalog/record/5474531

17. Старыгина Н. Н. Лесков в школе. – Йошкар-Ола, 1993.

18. Старыгина Н. Н. Русский роман в ситуации философско-религиозной полемики 1860 – 1870-х годов. – М., 2003.

19. Столярова И. В. В поисках идеала: Творчество Н. С. Лескова. – Л., 1978.

20. Столярова И. В. Н. С. Лесков и русское литературно-общественное движение 1880-1890-х годов. – СПб., 1992.

21. Сухачев Н. Л., Туниманов В. А. Развитие легенды у Лескова // Миф. Фольклор. Литература. – Л., 1978. – С. 114–136.

22. Телегин С. М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. – М., 1995.

23. Троицкий В. Ю. Лесков-художник. – М., 1974.

24. Тюхова Е. В. О психологизме Н. С. Лескова. – Саратов, 1993.

М. Е. Салтыков-Щедрин

1. Бушмин А. Сказки Салтыкова-Щедрина. – Л., 1976.

2. Бушмин А. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. – Л., 1984.

3. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. – Петрозаводск, 1995. – С. 135–144.

4. Левитан Л. С., Цилевич Л. М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. – Рига, 1990. – С. 216–227.

5. Макашин С. А. Салтыков-Щедрин: Последние годы, 1875–1889. – М., 1989.

6. Макашин С. А. Салтыков-Щедрин: Середина пути, 1860–1870-е годы. – М., 1984.

7. Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. – М., 1977.

8. Николаев Д. П. Смех Щедрина. – М., 1988.

9. Соколова К. Н. М. Е. Салтыков-Щедрин. – М., 1993.

10. Тамарченко Н. Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы XIX века. – Кемерово, 1977. – С. 60–71.

11. Турков А. М. Ваш суровый друг. Повесть о М. Е. Салтыкове-Щедрине. – М., 1998.

12. Тюнькин К. И. Салтыков-Щедрин. – М., 1989.

13. Шестопалова, Г. А. Паремии в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина [электронный ресурс]: монография / Г. А. Шестопалова. – М.: МГОУ, 2011. – 135 с. – Режим доступа: http://search.rsl.ru/ru/catalog/record/5390576

А. П. Чехов

1. Алперс Б. В. Чехов и театр: О Чехове // Алперс Б. В. Искания новой сцены. – М., 1985. С. 12-31, 159-205.

2. Балухатый С. Д. Вопросы поэтики. – М., 1990.

3. Бердников Г. П. "Дама с собачкой" А. П. Чехова. – Л., 1976.

4. Бердников Г. П. А. П. Чехов: идейные искания и творческие. – М., 1984.

5. Бердников Г. П. Чехов-драматург: традиции и новаторство драматургии А. П. Чехова. – М., 1972.

6. Берковский Н. Я. Чехов: от рассказов и повестей к драматургии // Берковский Н. Я. Литература и театр. – М., 1969. С. 48-182.

7. Брагина А. А., Вудагов Р. А. Как написан рассказ А. П. Чехова "Дама с
собачкой» // Филологические науки. – 1991. № 1. С. 23-31.

8. Бялый Г. А. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. – Л., 1990.

9. Бялый Г. А. Чехов и русский реализм. – Л., 1981.

10. В творческой лаборатории Чехова. Сб. ст. М., 1974.

11. Громов М. Книга о Чехове. – М., 1989.

12. Громов М. Чехов. – М., 1993.

13. Зингерман Б. И. Театр Чехова и его мировое значение. – М., 1988.

14. Информационный портал Чеховед.RU – Режим доступа: http://www.chekhoved.ru/index.php/main

15. Катаев В. Б. «Литературные игры» молодого Чехова // Чеховиана. Чехов и его окружение. – М., 1996. – С. 109–115.

16. Катаев В. Б. Литературные связи Чехова. – М., 1989.

17. Катаев В. Б. Проза Чехова. Проблемы интерпретации. – М., 1979.

18. Катаев В. Б. Эволюция и чудо в мире Чехова (повесть «Дуэль») // Русская литература XIX века и христианство. – М., 1997. С. 48-55.

19. Линков В. Я. Скептицизм и вера Чехова. – М., 1995.

20. Паперный З. Г. «Вопреки всем правилам…»: пьесы и водевили Чехова. – М., 1982.

21. Паперный З. Г. «Чайка» А. П. Чехова. – М., 1980.

22. Полоцкая Э. А. А. П. Чехов: движение художественной мысли. – М., 1979.

23. Разыкова Л. Т. К поэтике сюжетосложения Чехова. – Самарканд, 1993.

24. Собенников А. С. Архетип праведника в повести А. П. Чехова «Моя жизнь» // Русская литература XIX века и христианство. – М., 1997. С. 239-246.

25. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. – Л., 1987.

26. Тамарли Г. И. Поэтика драматургии А. П. Чехова. – Ростов-на-Дону, 1993.

27. Толстая Е. Поэтика раздражения. Чехов в конце 1880-х – начале 1890-х годов. – М., 1994.

28. Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989.

29. Ходус, В. П. Метапоэтика драматического текста А. П. Чехова [электронный ресурс]: монография / В. П. Ходус; под ред. д.ф.н., проф.К. Э. Штайн. – Ставрополь: СГУ, 2008. – 416 с.– Режим доступа: http://textus2006.narod.ru/Chekhov_drama.pdf

30. Цилевич Л. М. Сюжет чеховского рассказа. – Рига, 1976.

31. Чехов А. П.: pro et contra. Творчество А. П. Чехова в русской мысли конца XIX–XX в. (1887–1914). Антология. – СПБ., 2002.

32. Чехов А.П. в воспоминаниях современников. – М., 1986.

33. Чеховиана. Сборники статей и публикаций. Вып. 1–.8. – М., 1990–2000 (изд. продолжается).

34. Чеховские чтения в Ялте. Вып. 1–9. – М., 1955–1997 (изд. продолжается).

35. Чудаков А. П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. – М., 1986.

36. Чудаков А. П. Поэтика Чехова. – М., 1971.

37. Чуковский К. О Чехове. Человек и мастер. – М., 1971.

38. Шах-Азизова Т. К. Чехов и западноевропейская драма его времени. – М., 1966.

Г. И. Успенский

1. Бялый Г. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. Л., 1990. С. 491-536.

2. Мережковский Д. С. Иваныч и Глеб // Мережковский Д. С. Акрополь. М., 1991.

3. Плеханов Г. В. Г. И. Успенский // Плеханов Г. В. Литература и эстетика: В 2 т. М., 1958. Т. 2. С. 220-275.

4. Пруцков Н. И. Глеб Успенский. Л., 1971.

5. Смирнов В. Б. Успенский и Салтыков-Щедрин. Саратов, 1964.

6. Соколов Н. И. Г. И.Успенский. Жизнь и творчество. Л., 1968.

7. Шаврыгин С. М., Старостина Г. В. М «Нельзя же быть вечно писателем…»: о личности и творчестве Г. И. Успенского // Лит. в школе. – 1997. – № 2. – С. 26 – 33.

В. М. Гаршин

1. Аверин Б. В. Всеволод Гаршин // История русской литературы: в 4 т. – Л., 1983.

2. Бекедин П. В. Религиозные мотивы у В. М. Гаршина // Христианство и русская литература. – СПб., 1994. – Сб. 1. – С. 322–363.

3. Бялый Г. А. Всеволод Михайлович Гаршин. Л., 1969.

4. Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века. – Л.,1973.

5. Бялый Г. А. Русский реализм от Тургенева к Чехову. – Л.,1990.

6. Грихин В. Проза Всеволода Гаршина // Гаршин В. М. Сочинения. – М., 1983.

7. Журавкина Н. В. Личностный миф // Миф – литература – мифореставрвция. – М., Рязань, 2000. – С. 110–114.

8. Каминский В. И. Пути развития реализма в русской литературе конца XIX века. – Л., 1979.

9. Короленко В. Г. Всеволод Михайлович Гаршин // Короленко В. Г. Собр. соч.: в 10 т. – М., 1956. – Т. 8. – С. 216–247.

10. Костршица В. Действительность, отраженная в исповеди (к вопросу о стиле В. Гаршина) // Вопросы литературы. – 1966. – № 12. – С. 135-144.

11. Латынина А. Гаршин. Творчество и судьба. М., 1986.

12. Мазур А. В. Военные произведения В. М. Гаршина как целое // Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе. Кемерово, 1992. С. 88-95.

13. Медынцева Г. У него было лицо обреченного погибнуть // Литературная учеба. – 1990. – Кн. 2.

14. Михайловский Н. К. О Всеволоде Гаршине // Михайловский Н. К. Статьи о русской литературе Х1Х - нач. ХХ в. Л., 1989. С. 259-283.

15. Николаев О. Р., Тихомиров Б. Н. К вопросу об интерпретациях христианской этической системы в русской литературе второй половины XIX века (Гаршин, Достоевский, Лев Толстой) // Рус. лит. – 1993. – № 2. – С. 3 – 16. То же: Христианство и русская литература. – СПб., 1994. – С. 28 – 49.

16. Порудоминский В. И. Гаршин. М., 1962.

17. Порудоминский В. И. Час выбора // Гаршин В. М. Сочинения. – М., 1984.

18. Поэтика В. М. Гаршина: учебное пособие. Челябинск, 1991.

19. Ромодановская Е. К. К вопросу об источниках «Сказания о гордом царе Аггее» В. М. Гаршина // Рус. лит. – 1997. – № 1. – С. 38 – 47.

20. Современники о Гаршине: воспоминания. Саратов, 1977.

21. Тихомиров Б. Н. Гаршин и Достоевский (к вопросу о единстве нравственно-философских исканий в русской литературе второй половины XIX века) // Достоевский и современность. Новгород, 1991. Ч. 1. С. 177-182.

22. Успенский Г. И. Смерть Гаршина // Успенский Г.И. Полн. собр. соч. М., 1952. Т. 2. С. 466-473.

23. Чуковский К. И. О Вс. Гаршине // Чуковский К. Собр. соч. М.,1969. Т. 6. С. 417-444.

24. Эткинд Е. Г. Вс. М. Гаршин // Эткинд Е. Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII – XIX веков. – М., 1999. – С. 341–348.

В. Г. Короленко

1. Бялый Г. А. В. Г. Короленко. Л., 1983.

2. Бялый Г. А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л., 1990. С. 593-631.

3. Горький М. В. Г. Короленко // Горький М. Собр. соч.: в 30 т. М., 1951. Т. 15. С. 212-221.

4. Кретова А. А. Богопознание в «рождественском рассказе» Н. С. Лескова «На краю света» и «святочный рассказ» В. Г. Короленко «Сон Макара» // Кретова А. А. «Будьте совершенны…»: религиозно-нравственные искания в святочном творчестве Н. С. Лескова и его современников. – М.; Орел, 1999. – Гл. 3, п. 3. – С. 180–203.

5. Логинов В. М. О Короленко и литературе. М., 1994.

6. Меднис Н. Е. Сибирские рассказы В. Г. Короленко в контексте русской литературы и культуры XIX века // Сибирские страницы жизни и творчества В. Г. Короленко. – Новосибирск, 1987.

7. Негретов П. И. В. Г.Короленко: летопись жизни и творчества. 1917-1921. М., 1990.

8. Негретов П. И. Религиозные искания Короленко, или Фаусты и Вагнеры // Вопросы литературы. – 1999. – Вып. 6. – С. 290–298.

9. Соколова М. Романтические тенденции критического реализма 80-90-х годов (Гаршин, Короленко) // Развитие реализма в русской литературе: в 3 т. М., 1974. Т. 3. С. 48-76.

10. Толстяков А. П. Против «мрачной неправды» (В. Г. Короленко-радактор и «Легенда о младенце Гаврииле») // Книга. Исследования и материалы. – М., 1991. – Сб. 62. – С. 77 – 83.

11. Фетисенко О. Л. Разбитое зеркало: тема цельности души в творчестве В. Г. Короленко // Начало: журн. Ин-та богословия и филисофии. – СПб., 1999. – № 7. – С. 115–129.

12. Якунина А. Э. Творчество В. Г. Короленко и традиции Ф. М. Достоевского // Проблемы типологии литературного процесса. – Пермь, 1981.

Поэзия 1870-1890-х годов
(А. Апухтин, С. Надсон, К. Случевский, К. Фофанов)

1. Брюсов В. Я. Далекие и близкие: статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней // Брюсов В. Я. Собрание сочинений: в 7 т. – М., 1975. – Т. 6. – С. 326 – 327.

2. Брюсов В. Я. К. М. Фофанов // История русской литературы XIX в. / под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского: в 5 т. – М., 1917. – Т. 5.

3. Бялый Г. А. [Вступ. статья] // Поэзия 1880 – 1890-х годов. – Л., 1972.

4. Бялый Г. А. Поэзия чеховской поры // Бялый Г. А. Русский реализм: от Тургенева к Чехову. Л., 1990. С. 413-490.

5. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. Метрика, ритмика, рифма, строфика. М., 2000.

6. Гинзбург Л. Я. О лирике. – Л., 1974.

7. Григорьян К. Н. Поэзия 1880-1890 гг. // История русской литературы: в 4 т. Л., 1983. Т. 4. С. 91-122.

8. Долгополов Л. К. На рубеже веков. – Л., 1985.

9. Захаркин А. Ф. Русские поэты второй половины XIX века. – М., 1975.

10. Кожинов В. В. Лирика «безвременья» (конец века) // Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. – М., 1979.

11. Котельников В. Я. Литература 1880 – 1890-х годов // История русской литературы XIX века (вторая половина) / под ред. Н. Н. Скатова. – М., 1991. – С. 383 – 412.

12. Лебедев Ю. В. Поэзия 70-х годов // История русской литературы: в 4 т. Л., 1982. Т. 3. С. 584-605.

13. Мережковский Д.С. Мистическое движение нашего века // Мережковский Д. С. Акрополь. Избранные литературно-критические статьи. – М., 1991.

14. Предтечи русского символизма // Поэзия русского символизма (очерк истории). – Новосибирск, 1998. (www.gf.nsu.ru).

15. Русская поэзия 1880-х годов // Поэзия русского символизма (очерк истории). – Новосибирск, 1998. (www.gf.nsu.ru).

16. Русские символисты: портреты и зарисовки // Поэзия русского символизма (очерк истории). – Новосибирск, 1998. (www.gf.nsu.ru).

17. Сапожков С. М. К. М. Фофанов и репинский кружок писателей. Статья первая // Новое литературное обозрение. – 2001. – № 48. – С. 192 – 219. (www.magazines.russ.ru).

18. Сапожков С. М. К. М. Фофанов и репинский кружок писателей. Статья вторая // Новое литературное обозрение, 2001. – № 49. – С. 148 – 183. (www.magazines.russ.ru).

19. Сапожков С. М. К. М. Фофанов и репинский кружок писателей. Статья третья // Новое литературное обозрение. – 2001. – № 52. (www.magazines.russ.ru).

20. Тарланов Е. З. Константин Фофанов: легенда и действительность. – Петрозаводск, 1993.

21. Тарланов Е. З. Между золотым и серебряным веком. – Петрозаводск, 2001.

22. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. – СПб., 1999.

23. Щенникова Л. П. Русская поэзия 1880 – 1890-х годов как культурно-исторический феномен. – Екатеринбург, 2002.

 

 

  1. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов

Изучение курса «История отечественной литературы XIX века (третьей трети)» предполагает:

– чтение, анализ, интерпретацию художественных текстов;

– освоение современных научных концепций истории русской литературы и творчества отдельных писателей, участие в современных дискуссиях по проблемам изучения русской классики;

– актуализацию, углубление, корректировку и конкретизацию знаний, полученных в ходе усвоения лекционного материала, на практических занятиях;

– приобретение теоретических знаний и практических навыков анализа, интерпретации художественных текстов при самостоятельной подготовке и в ходе проведения коллоквиума;

– расширение и углубление знаний и умений при подготовке к контрольной работе, при работе над рефератом;

– выполнение исследовательских, творческих задач, связанных с анализом и интерпретацией художественных произведений, с обобщениями и концептуализацией данных исследования; в ходе подготовки презентации развитие навыков подачи учебного и исследовательского материала, умения работать в коллективе.

При планировании времени, необходимого для изучения дисциплины, следует учитывать, что в данном курсе изучаются произведения, относящиеся в основном к эпическим жанрам, вследствие чего потребуется много времени для чтения и осмысления текстов. «Читательский дневник» может быть помощником при подготовке к практическим занятиям и коллоквиуму. Предполагается, что чтение художественных произведений будет осуществляться по полным собраниям сочинений писателя, содержащим научные комментарии. Обращение к научным комментариям обязательно.

В лекциях преподавателя представлены история, современное состояние изучения основных тем курса, проблемы, связанные с их изучением в науке, существующие точки зрения на их решение. Указания по освоению лекционного материала помогут актуализировать и закрепить полученные знания, познакомиться с учебным материалом самостоятельно в случае пропуска занятия. Студентам предлагается самостоятельное изучение исследовательской литературы по отдельным конкретным вопросам курса, выносимым на практические занятия, коллоквиум. Кроме того, расширению их научных представлений способствует изучение теоретических работ при подготовке контрольной работы и рефератов, тематика которых предполагает углубленное освоение отдельных аспектов курса. Студенты в связи с личными предпочтениями выбирают то направление самостоятельной деятельности, которому соответствует тема контрольной работы, реферата, творческого задания. Изучение научной литературы требует дальнейшего развития навыков реферирования, предполагает составление кратких конспектов изучаемого материала.

Предлагаемое самостоятельное изучение некоторых тем курса предполагает следующее. Сначала рекомендуется прочитать художественные произведения писателя, указанные в списке обязательной для чтения литературы. Затем следует ознакомиться с теми сведениями о писателе, которые дает справочная, учебная литература (см. данный раздел в общем списке литературы по курсу). При анализе текстов писателя необходимо обратиться к рекомендованным научным исследованиям. По разделам курса, вынесенным для самостоятельного изучения, предлагаются темы рефератов и контрольных работ.

Участие в общей работе учебного коллектива на практических занятиях, коллоквиуме, во время тематических дискуссий, индивидуальные занятия с преподавателем, посвященные исследовательской деятельности, подготовке презентаций, составлению рефератов, – все это позволит закрепить, расширить и углубить знания, полученные на лекциях. Качество приобретенных знаний студент сможет продемонстрировать при выполнении контрольной работы, а также всех названных видов работ. В случае возникновения проблем в ходе обучения он имеет возможность решить их на индивидуальной консультации.

Формами текущего контроля являются контрольная работа, реферат, коллоквиум. Итоговый контроль – зачет. Учитывается «портфолио». Здесь отражены достижения студента при изучении всех тем курса, заявленных в разных видах учебной и исследовательской деятельности: посещение лекций и активные формы усвоения лекционного материала, работа на практических занятиях, коллоквиуме, участие в тематических дискуссиях, написание контрольной работы, составление реферата, подготовка презентации.

3. 1. Методические указания по организации самостоятельной работы

Темы презентаций

(5, 6, 7, 8, 10, 11, 16, 18 недели семестра)

Экранизации и киноинтерпретации романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

Экскурсия по Петербургу романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

Сибирский хронотоп в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

Экранизации романа Ф. Достоевского «Идиот».

Ф. Достоевский об иконописи и живописи на религиозные темы.

Живописный сюжет романа Ф. Достоевского «Идиот».

Экранизации романа Ф. Достоевского «Бесы» и «Братья Карамазовы».

Святочные рассказы Н. Лескова.

Чехов-прозаик.

Чехов-драматург.

Поэзия конца XIX века.

Малые жанры русской литературы конца XIX века.

Материалы коллоквиума

(11 неделя семестра)

Тема

Проблемы поэтики поздних романов Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы»)

План

1. Тип героя Достоевского. Позиция автора по отношению к герою.

2. Особенности сюжета.

3. Структурные особенности пространства и времени в романе писателя.

4. Структура романа Достоевского и архаические схемы мифологического мышления.

5. Система персонажей: типологические особенности.

6. Христианская онтологичность эстетики писателя.

7. Жанровое своеобразие романа Достоевского.

 

Рекомендации. В курсе истории русской литературы XIX века изучение творчества Ф. М. Достоевского представляет для студентов, как правило, наибольшие трудности. Это объясняется многими причинами. Одна из важнейших заключается в том, что Достоевский – это не просто гениальный писатель, а самобытный русский религиозный философ, воплотивший в своих художественных произведениях оригинальную философскую концепцию мира. Творчество Достоевского «больше», чем искусство, оно претендовало на такое изображение действительности в ее первосущности, которое сравнимо с мифом. Анализ «текущего» в произведениях писателя, по словам Е. Мелетинского, предельно обобщался и был доведен до мировых, космических масштабов, что вело к возрождению в его творчестве архетипов с их мифологически-космическим размахом. Достоеведение давно признало «грандиозность» произведений писателя, сложность жанровой структуры его романов; разработано огромное количество интересных типологических концепций творчества Достоевского: роман-трагедия (Вяч. Иванов), идеологический роман (Б. Энгельгардт), полифонический (М. Бахтин), социально-экспериментальный философский роман (Р. Поддубная), интеллектуально-психологический (Д. Кирай), роман прозрения (А. Ковач) и т.д. Именно сложностью произведений писателя, трудностью ориентации в литературоведческих и философских исследованиях его творчества объясняется выбор учебного материала коллоквиума.

Коллоквиум оказывается той формой работы, которая позволяет одновременно и освоить методику анализа конкретных текстов, и рассмотреть эволюцию творческих принципов писателя на материале отдельных произведений, и проанализировать авторитетные концепции его творчества в целом. Коллоквиум – это не только обучающее, но и контролирующее мероприятие. На коллоквиуме контролируется, во-первых, усвоение сложного лекционного курса, во-вторых, процесс самостоятельной работы студентов в семестре. Методические указания к коллоквиуму призваны помочь учащимся в изучении научной литературы по творчеству Достоевского, в исследовательской работе над текстами художественных произведений. Указания содержат список теоретических вопросов, рассматриваемых на коллоквиуме, а также списки научных исследований по теме занятия.

При подготовке коллоквиума рассмотрите вопросы, касающиеся поэтики отдельных романов, используя рекомендованную научную литературу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.154 с.)