Сообщение «цикл легенд Н. Лескова» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сообщение «цикл легенд Н. Лескова»



1. Гродецкая А. Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. – СПб., 2000.

Сообщение «Святочные рассказы Н. Лескова»

1. Душечкина Е. В. «От святочного рассказа непременно требуется…» (Н. С. Лесков и традиция русского святочного рассказа) // Русская литература и культура нового времени. – СПб., 1994. – С. 94– 108.

2. Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ. Становление жанра. – СПб., 1995.

3. Кретова А. А. Христианские заповеди в святочных рассказах Н. С. Лескова «Христос в гостях у мужика», «Под Рождество обидели» // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. – Петрозаводск, 1998. – С. 471–478.

4. Старыгина Н. Н. Из сказок жизни // Литература в школе. – 1992. – № 5 –6. – С. 23–27 («Христос в гостях у мужика»).

5. Старыгина Н. Н. Святочный рассказ как жанр // Проблемы исторической поэтики. – Петрозаводск, 1992. – Вып. 2. – С. 113–127.

Сообщение «Лесковский сказ»

1. Антонов А. «Левша»: происхождение рассказчика // Литературная учеба. – 1997. – Кн. 5/6. – С. 94–101.

2. Бухштаб Б. Я. Об источниках «Левши» Н. С. Лескова // Бухштаб Б. Я. Библиографические разыскания по русской литературе XIX в. – М., 1966.

3. Попова Е. А. От первого лица. Сказ у Н. С. Лескова // Русская речь. – 2002. – № 5. – С. 9–15.

4. Шатин Ю. В. Жанровый тип и художественная целостность произведения (на материале «Левши») // Типологические категории в анализе литературного произведения как целого. – Кемерово, 1983. – С. 14–21.

Практическое занятие № 6 (2 часа)
Особенности сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина

1. Понимание Щедриным предмета и задач сатиры.

2. «Теория призраков» как философско-эстетическая основа сатиры Щедрина. Концепция двух действительностей (оппозиция мнимой и «живой жизни») как определяющее начало поэтики писателя.

3. Гротеск как принцип типизации в творчестве Щедрина.

4. «История одного города» как роман-гротеск.

5. Особенности сюжета и конфликта романа «Господа Головлевы».

6. Смысл эпилога «Господ Головлевых». Евангельские мотивы романа.

7. Особенности повествования в «Сказках» Щедрина.

Литература

1. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. – Петрозаводск, 1995. – С. 135–144.

2. Левитан Л. С., Цилевич Л. М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. – 1990. – С. 216–227.

3. Николаев Д. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. – М., 1997.

4. Николаев Д. Смех Щедрина. – М., 1988.

5. Тамарченко Н. Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы ХIХ века. – Кемерово,1977. – С. 60 –71.

Практическое занятие № 7 (2 часа)
Поэтика поздней повести Л. Н. Толстого
(«Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий», «После бала»)

1. История создания повести «Смерть Ивана Ильича». Направления изменения первоначальной редакции произведения. Поэтика названия.

2. Система персонажей и сюжетно-композиционные особенности произведения. Сюжетная функция таких персонажей, как Шварц, Петр Иванович.

3. Притчевое начало повести. Обращение к «готовому» образу для того, чтобы через подобие охарактеризовать нечто, «не допускающее знакового выражения». Метафоричность поэтики Толстого. Мотивы евангельских притч. Образ «болящего, страдающего тела» как образ бытия. Толстовская поэтика телесности.

4. Мотивная структура повести «Смерть Ивана Ильича». Мотив маски (французская речь как маска; другие случаи словесной маскировки истинного смысла жизни; маскировка смерти – истины в плане фразеологии). Мотив жизни – игры в повести: тема карт и карточной игры; тема театра и «ролевого» поведения, жизнь как сценическая игра. Мотив поиска и обретения истины.

5. Концепция смерти и бессмертия «позднего» Толстого. Смерть как финалообразующее событие. Неоднозначные истолкования финала («пессимистическое» и «оптимистическое») повести «Смерть Ивана Ильича».

6. Архетипические мотивы «После бала».

7. Сюжет «прозрения» повести «Отец Сергий». Патериковые жития как источники произведения Толстого. Мотив «ухода» в позднем творчестве Толстого («Записки сумасшедшего», «После бала»).

Литература

1. Гродецкая А. Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. – СПб., 2000.

2. Донсков А. «Драматическое присутствие» в повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» // Русская литература. – 1993. – № 3. – С.149– 153.

3. Жолковский А. К. Морфология и исторические корни «После бала» // Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы. – М., 1994. То же // Даугава. – 1990. – № 12. – С. 80–93.

4. Партэ К. Метаморфоза смерти у Л. Н. Толстого // Русская литература. – 1991. – № 3. – С. 107–112.

5. Фет Н. А. Поэтика телесности в повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» // Ars interpretandi. Сборник статей к 75-летию профессора Ю. Н. Чумакова. – Новосибирск, 1997. – С. 208–220.

Дополнительная литература

1. Вишневская И. Театр в прозе Толстого // В мире Толстого. – М., 1978. – С. 351–384.

2. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. – Л., 1981.

3. Еремин М. Подробности и смысл целого. Из наблюдений над текстом повести «Смерть Ивана Ильича» // В мире Толстого. – М., 1978. – С. 221–247.

4. Кедров К. «Уход» и «воскресение» героев Толстого // В мире Толстого. – М., 1978. – С. 248–273.

5. Набоков В. В. Лекции по русской литературе. – М., 1998. – С. 307– 315.

6. Юртаева И. А. «Смерть Ивана Ильича» Л. Н. Толстого и «Кроткая» Ф. М. Достоевского (к проблеме «романизации» жанра повести) // Типологический анализ литературного произведения. – Кемерово, 1982. – С. 75–81.

Практическое занятие № 8 (2 часа)
Своеобразие чеховской прозы конца 1880-х – 1900-х годов

1. Особенности чеховского героя («несвершившийся человек»).

2. Поэтика сюжетосложения («Скучная история», 1889; «Учитель словесности», 1894; «Супруга», 1895). Подтекст. «Рассказ основывается на системе волн, на оттенках того или иного настроения» (В. Набоков). «Открытость» финала. Экзистенциальное начало в чеховской прозе.

3. Особенности авторской позиции: «Припадок» (1888) и «Черный монах» (1894).

4. Чехов и литература абсурда. Чеховские механизмы комических алогизмов. Чехов как предшественник Хармса и Введенского. Своеобразие организации художественного времени в рассказе «Случай из практики» (1898).

5. «Сюжет прозрения» в прозе Чехова: «Скрипка Ротшильда» (1894). Своеобразие повествования «в тоне и духе» героя. Притчевая структура, лежащая в основе художественной системы произведения. Символические детали. Поэтика имени. Ветхозаветные и евангельские мотивы «Скрипки Ротшильда». Поэтика названия.

6. Евангельский мотив апостола Петра в прозе Чехова: «Студент» (1894) и «Архиерей» (1902). Мотив блудного сына как сюжетообразующий в рассказе «Студент». Пространственная организация произведения и православные традиции. Художественное время рассказа «Архиерей». Христианский смысл двойного имени героя (церковное Петр – мирское Павел). Лирико-философская структура повествования в «Архиерее», традиции Псалтири.

Литература

1. Альми И. Л. О новелле А. П. Чехова «Архиерей» // Литература в школе. – 2004. – № 7. – С. 9–12.

2. Еремин П. «Скрипка Ротшильда» А. П. Чехова – связь с традициями русской классики // Вопросы литературы. – 1991. – № 4. – С. 93–123.

3. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. – Петрозаводск, 1995. – С. 145–158.

4. Линков В. Я. Скептицизм и вера Чехова. – М., 1995.

5. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. – Л., 1987. – С. 68–176.

Дополнительная литература

1. Бялый Г. А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. – Л., 1990. – С. 247–342.

2. Венцлова Т. О Чехове как представителе «реального искусства» // Чеховиана. Чехов и «серебряный век». – М., 1996.

3. Катаев В. Б. Литературные связи Чехова. – М., 1989.

4. Катаев В. Б. Сложность простоты: Рассказы и пьесы Чехова. – М., 2004.

5. Катаев В. Б. Чехов и мифология нового времени // Филологические науки. – 1976. – № 5.

6. Разыкова Л. Т. К поэтике сюжетосложения Чехова. – Самарканд, 1993.

7. Собенников А. С. Оппозиция Дом – Мир в художественной аксиологии А. П. Чехова и традиции русского романа // Чеховиана. Чехов и его окружение. – М., 1996. – С. 144–149.

8. Сухих И. Н. Загадочный «Черный монах» // Вопросы литературы. – 1983. – № 6.

9. Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989.

10. Цилевич Л.Н. Сюжет чеховского рассказа. – Рига, 1976.

11. Чудаков А. П. Мир Чехова. – М., 1986.

12. Чудаков А. П. Поэтика Чехова. – М., 1971.

13. Эткинд Е. Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII–XIX веков. – М., 1999. – С. 369–412.

14. Толковая Библия или комментарии на все книги Св.Писания А. П. Лопухина [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bible.in.ua/underl/Lop/

Сообщение «Поэтика рассказа А. П. Чехова “Архиерей”»

1. Жилякова Э. М. Последний псалом А. П. Чехова («Архиерей») // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. – Петрозаводск, 1994. – С. 274–284.

2. Шеховцова Т. А. Сюжет апостола Петра в прозе А. П. Чехова и И. А. Бунина // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и XX век. – М., 1997. – Вып. 9. – С. 16–26.

Сообщение «Поэтика рассказа А. П. Чехова “Студент”»

1. Джексон Р. Л. «Человек живет для ушедших и грядущих»: о рассказе А. П. Чехова «Студент» // Вопросы литературы. – 1991. – № 8.

2. Тамарченко Н. Д. Усилие Воскресения: «Студент» А. П. Чехова в контексте русской классики // Литературное произведение: Слово и бытие. – Донецк, 1997.

Сообщение «Чехов и вера»

1. О. Йосиф (Затеишвили). Чехов и Русская Православная Церковь // Русская литература XIX века и христианство. – М., 1997. – С. 42–48.

2. Собенников А. Между «есть Бог» и «нет Бога»… (о религиозно-философской традиции и творчестве Чехова). – Иркутск, 1997.

3. Чудаков А. «Между “есть Бог” и “нет Бога” лежит целое громадное поле…» // Новый мир. – № 9. – С. 186–192.

Практическое занятие № 9 (2 часа)
Новаторство драматургии А. П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня»,
«Три сестры», «Вишневый сад»)

1. Чехов и «новая драма».

2. Природа конфликта в драматургии Чехова. Новое понимание драматизма («трагическое в повседневности»). Соотношение быта и бытия. «Романизация» «новой драмы».

3. Тип героя в пьесах Чехова. Своеобразие системы персонажей. Особенности изображения характера.

4. Организация сценического действия. «Лиризация» драмы. Ритм в пьесах Чехова 1890-1900-х годов. Замена причинно-следственных связей в композиции ассоциативными. Ритм фабулы, предопределенный хронотопом провинциальной усадьбы. Зеркальность первого и четвертого действий. Динамические и статические тенденции фабульного ритма. Ритм «лирического сюжета» (лейтмотивность, прием диссонанса и др.). Подтекст («подводное течение»). «Тайна чеховских финалов».

5. Новый тип театральной условности. Музыкальный образ мира в его драматургической модели. Звуковые эффекты в структуре драм Чехова. Живописное начало в художественном мире пьес (освещение, цветопись).

6. Эстетические функции ремарок в драме Чехова.

7. Особенности комического в пьесе «Вишневый сад». Карнавальная культура и поэтика маски в последней драме Чехова.

8. Жанровое своеобразие пьес Чехова.

Литература

1. Бялый Г. А. Драматургия А. П. Чехова // История русской драматургии второй половины XIX – начала XX в. – Л., 1987. – С. 441–446.

2. Скафтымов А. П. К вопросу о принципах построения пьес А. П. Чехова. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А. П. Чехова // Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. – М., 1972. – С. 339–380; 404–427.

3. Тамарли Г. И. Поэтика драматургии А. П. Чехова. – Ростов-на-Дону, 1993.

Дополнительная литература

1. Альми И. Л. Черты музыкальности в структуре пьесы «Вишневый сад» // Чеховские чтения в Ялте: Чехов в Ялте. – М., 1983. – С. 58–65.

2. Бердников Г. П. Чехов-драматург: Традиции и новаторство драматургии А. П. Чехова. – М., 1972.

3. Берковский Н. Я. Литература и театр. – М., 1969. – С. 48–132.

4. Берковский Н. Я. О русской литературе. – Л., 1985. – С. 215–339.

5. Вилькин А. М. «Вишневый сад» вчера и сегодня (заметки режиссера) // Чеховиана. Чехов и его окружение. – М., 1996. – С. 200–208.

6. Левитан Л., Цилевич Л. Сюжет в художественной системе литературного произведения. – Рига, 1990.

7. Паперный З. «Вопреки всем правилам…»: Пьесы и водевили Чехова. – М., 1982.

8. Шах-Азизова Т. К. Чехов и западноевропейская драма его времени. – М., 1966.

3. 4. Методические рекомендации по подготовке
к контрольной работе «Опыт микроанализа текста
»

Как отмечает Т. А. Касаткина, «библейские и евангельские сюжеты не столько пересказываются в тексте Достоевского, сколько существуют вплетенные в сюжет романа, пронизывая временную плоть мира и структурируя ее в соответствии с вечным первообразом, делающим всякую историю узнаваемой, а вернее – опознаваемой, проявляющей в себе вполне определенный аспект метаистории человечества» [Литургическая цитата в «Братьях Карамазовых» // Достоевский и мировая культура. М., 2007. № 22. С. 15]. Священное Писание, богослужебные тексты присутствуют в произведениях писателя «в виде микроцитат, становясь фоновым текстом, базовым текстом, прототекстом», организующим особый романный уровень [Там же]. Цитата, точная или неточная, примененная в новом литературном окружении, получает новое, дополнительное значение, и исследователю необходимо не только установить наличие цитирования, но и характер бытования цитат в контексте (Б. Тихомиров). Одна из сложнейших текстологических задач современного достоеведения – выявление и комментирование библейских и литургических цитат в текстах писателя, интертекстуальный анализ, который должен быть проведен – как минимум – с использованием тех богословских знаний, которыми обладал автор. Для анализа и интерпретации магистрантам предлагается книга «Pro и contra» («Братья Карамазовы»). Ниже приводится научная литература, в которой представлены примеры анализа текста в заданном аспекте.

Литература

1. Касаткина Т. А. «Братья Карамазовы»: опыт микроанализа текста // Роман Ф. М. Достоевского: Современное состояние изучения. – М., 2007. – С. 283–319.

2. Касаткина Т. А. Литургическая цитата в «Братьях Карамазовых» // Достоевский и мировая литература. – М., 2007. – № 22. – С. 13–26.

3. Кузьмина Н. Е. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. – М., 2004.

4. Ляху В. Люциферов бунт Ивана Карамазова. Судьба героя в зеркале библейских аллюзий. – М., 2011. – С. 36–87.

5. Меерсон О. Библейские интертексты у Достоевского: Кощунство или богословие любви? // Достоевский и мировая литература. – М., 1999. – № 12.

6. Михновец Н. Г. Прецедентные произведения и прецедентные темы в диалогах культур и времен: прецедентные явления в творчестве Ф. М. Достоевского. – СПб., 2006.

7. Новикова Е. Софийность русской прозы второй половины XIX века: евангельский текст и художественный контекст. – Томск, 1999.

8. Пичугина О. В. «Бунт» Ивана Карамазова в контексте Иоаннова Благовестия // VIII Пасхальные чтения. – М., 2011. – С. 122–133.

9. Пичугина О. В. Литургическая цитата в речи Ивана Карамазова // VII Пасхальные чтения. – М., 2010. – С. 245–254.

10. Тихомиров Б. Н. Религиозные аспекты творчества Ф. М. Достоевского. Проблемы интерпретации, комментирования, текстологии: Автореф. дисс. … докт. филол. наук. – Петрозаводск, 2006. (Глава 2, п. 2. Проблемы комментирования библейских текстов).

11. Тихомиров Б. Н. // Достоевский и мировая культура. – СПб., 2007. – № 23. – С. 53–68.

12. Фатеева Н. А. Интертекстуальность и ее функции в художественном дискурсе // Известия РАН. Сер. лит. и яз. – 1997. – Т. 56. – № 5.

13. Фатеева Н. А. Контрапункт интертекстуальности, или интертекст в мире текста. – М., 2000.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.032 с.)