Устные сообщения на практических занятиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устные сообщения на практических занятиях



2 неделя семестра

Тема 1 «Смысл названия и эпиграфа романа Ф. М. Достоевского “Бедные люди”»

Тема 2 «Историко-литературный» смысл двух “рецензий” Макара Девушкина (восприятие героем “Станционного смотрителя” Пушкина и “Шинели” Гоголя)».

4 неделя семестра

Тема «Гротескный тип повествования в повести Ф. М. Достоевского “Двойник”»

6 неделя семестра

Тема 1 «“Живописный сюжет” романа Ф. М. Достоевского “Идиот”». Презентация

Тема 2 «Юродивый герой Достоевского»

Тема 3 «Современные дискуссии о романе Ф. М. Достоевского “Идиот”». Учебная дискуссия

8 неделя семестра

Тема 1 «Праведнический цикл Н. Лескова: состав, поэтика»

Тема 2 «Художественная концепция праведничества в творчестве Н. Лескова»

Тема 3 «Древнерусские источники “Очарованного странника” Н. Лескова»

10 неделя семестра

Тема 1 «Лесковские “рассказы кстати”». Учебная дискуссия

Тема 2 «Иконопись в творчестве Н. Лескова». Презентация

Тема 3 «Цикл легенд Н. Лескова»

Тема 4 «Святочные рассказы Н. Лескова». Презентация

Тема 5 «Лесковский сказ»

14 неделя семестра

Тема 1 «Толстовство: споры, критика, диалог»

Тема 2 «Лев Толстой и Православная Церковь»

16 неделя семестра

Тема «Литургический контекст рассказа А. П. Чехова «Архиерей»

18 неделя семестра

Тема «Чехов и Художественный театр. Творчество Чехова в театральной критике»

Рефераты

Неделя семестра – защита рефератов

Тема № 1. Поэтика снов и видений в романах Ф. М. Достоевского.

Тема № 2. Роман Ф. М. Достоевского «Подросток»: современное состояние изучения.

Тема № 3. «Мир» в художественной системе романа Л. Толстого «Война и мир».

Тема № 4. Поэтика романа Л. Н. Толстого «Воскресение».

Тема № 5. Эстетические взгляды Л. Н. Толстого в поздний период творчества. Жанровое своеобразие поздней повести писателя: «Крейцерова соната», «Фальшивый купон» (по выбору).

Тема № 6. Житийные традиции в повести Л. Н. Толстого «Отец Сергий». Концепция праведничества в позднем творчестве писателя.

Тема № 7. Религиозно-философские искания Л. Н. Толстого в поздний период творчества: современные научные дискуссии.

Тема № 8. Патериковые рассказы и цикл легенд Н. С. Лескова.

Тема № 9. Западная живопись и древнерусская иконопись в художественном мире Н. С. Лескова.

Тема № 10. Ранняя проза А. П. Чехова: жанровое своеобразие.

Тема № 11. Поэтика чеховской прозы конца 1880-х – начала 1890-х гг. («Степь», «Огни», «Припадок», «Дуэль»).

Тема № 12. Пьеса А. П. Чехова «Иванов».

Тема № 13. Пьеса А. П. Чехова «Чайка».

Тема № 14. «Полемический» роман Н. С. Лескова («Некуда», «На ножах»). Н. С. Лесков и Ф. М. Достоевский.

Тема № 15. «Христианский», «духовный» реализм ХIХ века: современные научные дискуссии.

Тема № 16. Русская поэзия 1880–1890-х годов: от Надсона к Случевскому.

Тема № 17. Толстой и Достоевский: духовный и творческий диалог.

Тема № 18. «Реализм в высшем смысле слова» как творческий метод Ф. М. Достоевского. Концепция фантастического в эстетике писателя.

Тема № 19. Русский реализм 1870-80-х гг. Малые жанры в творчестве В. М. Гаршина.

Темы презентаций

Недели семестра

1. Экранизации и киноинтерпретации романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

2. Экскурсия по Петербургу романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

3. Сибирский хронотоп в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

4. Экранизации романа Ф. Достоевского «Идиот».

5. Ф. Достоевский и Н. Лесков об иконописи и живописи на религиозные темы.

6. Живописный сюжет романа Ф. Достоевского «Идиот».

7. Экранизации романа Ф. Достоевского «Бесы» и «Братья Карамазовы».

8. Экранизации романа Л. Толстого «Анна Каренина».

9. Киноинтерпретации поздней повести Л. Толстого.

10. Святочные рассказы Н. Лескова.

11. Чехов-прозаик.

12. Чехов-драматург.

13. Поэзия конца XIX века.

14. Малые жанры русской литературы конца XIX века.

Коллоквиум

11 неделя семестра. Тема «Проблемы типологии и поэтики поздних романов Ф. М. Достоевского (“Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Братья Карамазовы”)»

6.5. Темы для самостоятельного углубленного изучения

9, 13 недели семестра.

Тема № 1. «Творчество К. М. Фофанова».

Тема № 2. «Творчество Г. И. Успенского»

Тема № 3. «Творчество В. М. Гаршина».

Темы контрольных работ

Тема № 1. Архетипическая основа романа Ф. М. Достоевского «Бесы».

Тема № 2. Поэтика названия романа Ф. М. Достоевского «Бесы».

Тема № 3. Система персонажей романа Ф. М. Достоевского «Бесы».

Тема № 4. «Петербургский текст» Достоевского.

Тема № 5. Рождественский и пасхальный рассказ второй половины XIX века.

Тема № 6. Раннее творчество Л. Н. Толстого (анализ произведения по выбору).

Тема № 7. Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Тема № 8. Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Тема № 9. Мотивная структура романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Тема № 10. Образ-концепт «живая жизнь» в философско-эстетических воззрениях и художественном творчестве Л. Н. Толстого.

Тема № 11. Жанровое своеобразие поздней повести Л. Н. Толстого (анализ произведения по выбору).

Тема № 12. Религиозно-философская публицистика Л. Н. Толстого.

Тема № 13. Цикл легенд Н. С. Лескова (анализ произведения по выбору).

Тема № 14. Древнерусская иконопись в художественном мире Н. С. Лескова (анализ произведения по выбору).

Тема № 15. Лермонтовские мотивы в лирике ребежа веков.

6. 7. Творческие задания

1. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: сюжет и хронотоп.

2. Структура времени в поздних романах Ф. М. Достоевского.

3. Ономапоэтика Ф. М. Достоевского.

6. 8. Вопросы для самоконтроля
18 неделя семестра

1. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Теория призраков» как философско-эстетическая основа сатиры писателя.

2. «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина как «роман- гротеск».

3. Особенности сюжета романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Своеобразие финала.

4. Раннее творчество Ф. М. Достоевского и традиции натуральной школы («Бедные люди»). Новаторство художественной системы писателя («Двойник»).

5. «Записки из подполья» – пролог к зрелому творчеству Ф. М. Достоевского.

6. Творческий путь Ф. М. Достоевского: основные этапы.

7. Типологические особенности поздних романов Ф. М. Достоевского: тип героя и тип сюжета. М. Бахтин о поэтике писателя.

8. Особенности героя и сюжета романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Функции эпилога.

9. Пространственно-временная организация романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

10. Жанровое своеобразие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». М. Бахтин о природе полифонического романа писателя.

11. Антропологические представления Ф. М. Достоевского и «положительно прекрасный человек» в романе «Идиот».

12. Живописный образ Христа в структуре романа Ф. М. Достоевского «Идиот».

13. Литературная судьба романа Ф. М. Достоевского «Бесы». Смысл названия, эпиграфов. Образ бесовства в романе.

14. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Поэтика названия. Смысл эпиграфа. Особенности сюжета, мотивной структуры.

15. Поэма о Великом инквизиторе и ее сюжетная роль в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Иван Карамазов как герой-идеолог.

16. Поэтика образов праведников в поздних романах Ф. М. Достоевского («Подросток», «Братья Карамазовы»).

17. Творчество Н. С. Лескова 1860 – начала 1870-х гг. Житийные традиции «Леди Макбет Мценского уезда».

18. Цикл о «праведниках» Н. С. Лескова. Художественная концепция праведничества, типы праведников.

19. Поэтика святочных рассказов Н. С. Лескова.

20. Поэтика сказовой повести Н. С. Лескова («Левша»).

21. Творчество Н. С. Лескова 1870–1980 гг.: основные циклы.

22. Раннее творчество Л. Н. Толстого.

23. Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

24. Поэтика романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

25. Особенности психологизма Л. Н. Толстого. «Диалектика души» (Н. Чернышевский).

26. Сюжет «воскресения» в последнем романе Л. Н. Толстого. Особенности сюжета «прозрения» в позднем творчестве писателя. Мотивная структура романа.

27. Религиозно-философские взгляды Л. Н. Толстого в послекризисный период. Своеобразие эстетических воззрений писателя.

28. Повесть Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Особенности сюжета повести Л. Н. Толстого «Отец Сергий». Патериковые источники произведения.

29. Поэтика поздней повести Л. Н. Толстого. Жанровое своеобразие («Записки сумасшедшего», «Крейцерова соната», «Фальшивый купон», «После бала» и др.).

30. Творчество Г. И. Успенского.

31. Творчество В. М. Гаршина.

32. Творчество В. Г. Короленко.

33. Раннее творчество А. П. Чехова. Жанровая динамика.

34. Своеобразие чеховской прозы конца 1880 – начала 1890-х гг. («Степь», «Огни» и др.).

35. Сюжет «открытия», «прозрения» в прозе А. П. Чехова («Скучная история», «Студент», «Архиерей», «Скрипка Ротшильда» и др.).

36. Новаторство драматургии А. П. Чехова.

6.7. Тестирование (по итогам освоения дисциплины)
18 неделя семестра

6. 8. Требования к зачету:
балльно-рейтинговая система оценки сформированности
компетенций у студента

Вид деятельности Баллы: min Баллы: max
Работа на практическом занятии    
Посещение лекции и участие в той ее части, которая проходит в активной форме    
Тест    
Презентации, реферат или контрольная работа    
Коллоквиум    
Зачет    
Итого:    
Итоговая оценка Менее 40 = незачет Более 40 = зачет

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

7. 1. Тексты

М. Е. Салтыков-Щедрин. Губернские очерки.История одного города. Господа Головлевы. Сказки.

Ф. М. Достоевский. Бедные люди. Двойник. Записки из Мертвого дома. Записки из подполья. Преступление и наказание. Идиот. Бесы. Подросток. Братья Карамазовы.

Н. С. Лесков. Леди Макбет Мценского уезда. Запечатленный ангел. Павлин. На краю света. Очарованный странник. Несмертельный Голован. Христос в гостях у мужика. Левша. Зверь. Тупейный художник. Человека на часах. Скоморох Памфалон. Лев старца Герасима. По поводу «Крейцеровой сонаты». Сошествие во ад.

Л. Н. Толстой. Детство. Отрочество. Юность. Севастопольские рассказы. Казаки. Поликушка. Три смерти. Война и мир. Анна Каренина. Исповедь. Смерть Ивана Ильича. Холстомер. Крейцерова соната. Отец Сергий. Хозяин и работник. Воскресение. Фальшивый купон. Хаджи-Мурат. После бала.

Г. И. Успенский. Нравы Растеряевой улицы. Власть земли. Живые цифры. Выпрямила.

В. М. Гаршин. Четыре дня. Трус. Денщик и офицер. Из воспоминаний рядового Иванова. Происшествие. Надежда Николаевна. Художники. Красный цветок. Attalea princeps. Ночь. Сказание о гордом Аггее. Сигнал.

В. Г. Короленко. Сон Макара. Чудная. Огоньки. Убивец. Соколинец. Лес шумит. Слепой музыкант. Река играет. Мгновение. Парадокс. Сказание о Флоре. Без языка. Письма к Луначарскому.

А. П. Чехов. Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Жалобная книга. Хамелеон. Злоумышленник. Унтер Пришибеев. Хористка. Холодная кровь. Тоска. Счастье. Горе. Степь. Огни. Скучная история. Припадок. Дуэль. Попрыгунья. Палата № 6. Учитель словесности. Скрипка Ротшильда. Студент. На святках. Черный монах. Дом с мезонином. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Ионыч. Душечка. Дама с собачкой. В овраге. Архиерей. Невеста. Иванов. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад.

7. 2. Учебники, курсы лекций, учебные пособия,
коллективные монографии

Минералов Ю. И. История русской литературы XIX века (40–60-е годы). – М., 2012.

Минералов Ю. И. История русской литературы XIX века (70–90 годы). – М., 2012.

Пичугина О. В. Религиозно-философские основания позлнего творчества Ф. М. Достоевского. – Кемерово, 2012.

Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. – М., 2007. – Т. 1. – С. 26–91, 172–263, 276–305, 361–386.

Фортунатов Н. М. История русской литературы XIX века. Учебник для бакалавров. – М., 2012.

Юртаева И. А. Жанровое своеобразие повестей Л. Н. Толстого 1880– 90-х годов. – Кемерово, 2010.

Исследования

а) основная литература

Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». – СПб., 2007.

Кунильский А. Е. «Лик земной и вечная истина». О восприятии мира и изображении героя в произведениях Ф. М. Достоевского. – Петрозаводск, 2006.

Ляху В. Люциферов бунт Ивана Карамазова: судьба героя в зеркале библейских аллюзий. – М., 2011.

Михновец Н. Г. Прецедентные произведения и прецедентные тексты в диалогах культур и времен: место и роль прецедентных явлений в творчестве Ф. М. Достоевского. – СПб., 2006.

Ореханов Г. Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой. – М., 2011.

О Достоевском: Сборник статей / Под ред. А. Л. Бема. – М., 2007.

Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. – М., 2007.

Степанян К. А. Явление и диалог в романах Ф. М. Достоевского. – СПб., 2010.

Тарасов А. Б. В поисках идеала: между литературой и реальностью. – М., 2006.

Тарасов Ф. Б. Евангельское слово Пушкина и Достоевского. – М., 2011.

б)_______ дополнительная литература:

Ашимбаева Н. Г. Достоевский. Контекст творчества и времени. – СПб., 2005.

Гачева А. Г. Ф. М. Достоевский и Н. Ф. Федоров. Встречи в русской культуре. – М., 2008.

Гулин А. В. Лев Толстой и пути русской истории. – М., 2004

Достоевский: дополнения к комментарию. – М., 2005.

Касаткина Т. А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». – М., 2004.

Краснов Г. В. Этюды о Льве Толстом. – Коломна, 2005.

Назиров Р. Г. Русская классическая литература. Сравнительно-исторический подход. – Уфа, 2005.

Пичугина О. В. Достоевский о назначении человека. – Кемерово, 2007.

Порудоминский В. О Толстом. – СПб., 2005.

Тихомиров Б. «Лазарь! гряди вон». Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. – СПб., 2005.

Фарино Е. Введение в литературоведение. – СПб., 2004.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.65.189 (0.069 с.)