Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толстой и Достоевский: духовный и творческий диалог

Поиск

Литература

1. Коковина Н. З. Пространство веры в романах Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского // Толстовский сборник

2. Курляндская Г. Б. Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой: к проблеме религиозно-нравственных исканий // Русская литрература XIX века и христианство. – М., 1997.

3. Ореханов Г. Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой: конфликт глазами современников. – М., 2010.

4. Розенблюм Л. М. Толстой и Достоевский: Пути сближения // Вопросы литературы. – 2006. – № 6.

5. Сараскина Л. И. Достоевский в созвучиях и притяжениях: от Пушкина до Солженицына. – М., 2006.

6. Толстой или Достоевский? Философско-эстетические искания в культурах Востока и Запада. – СПб., 2003.

7. Туниманов В. А. Достоевский, Страхов, Толстой (лабиринт сцеплений) // Русская литература. – СПб., 2006. – № 3.

8. Фридлендер Г. М. Достоевский и Лев Толстой (Статья вторая) // Достоевский. Материалы и исследования. – Л., 1978. – Т. 3.

9. Хализев В. Е. Ценностные ориентиры русской классики. – М., 2005.

Тема № 19

Русский реализм 70-80-х гг. XIX века.

Малые жанры в творчестве В. М. Гаршина

 

Романтические тенденции в творчестве В. Гаршина. Тип героя «гаршинской складки». Ситуация борьбы героя с мировым злом. Романтический мотив «высокого безумия» в творчестве писателя («Красный цветок»). Тема искусства («Художники»). Драматизм сюжетной ситуации и трагическое решение конфликта в повестях В. Гаршина («Ночь» и др.). Военные произведения Гаршина как целое. Замысел эпопеи «Люди и война». Рассказы «Ночь», «Красный цветок», «Сигнал» в структуре военной прозы писателя. Состав цикла военных рассказов. Основные факторы циклизации. Христианские мотивы в прозе Гаршина («Надежда Николаевна»). Гаршин и Достоевский. «Аллегорические» рассказы Гаршина.

Литература

1. Аверин Б. В. Всеволод Гаршин // История русской литературы: в 4 т. – Л., 1983.

2. Бекедин П. В. Религиозные мотивы у В. М. Гаршина // Христианство и русская литература. – СПб., 1994. – Сб. 1. – С. 322 – 363.

3. Бялый Г. А. Всеволод Михайлович Гаршин. Л., 1969.

4. Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века. – Л.,1973.

5. Бялый Г. А. Русский реализм от Тургенева к Чехову. – Л.,1990.

6. Грихин В. Проза Всеволода Гаршина // Гаршин В. М. Сочинения. – М., 1983.

7. Журавкина Н. В. Личностный миф // Миф – литература – мифореставрвция. – М., Рязань, 2000. – С. 110 – 114.

8. Каминский В. И. Пути развития реализма в русской литературе конца XIX века. Л.,1979.

  1. Кожуховская Н. В. Военные рассказы В. М. Гаршина: Автореф. дисс.… канд.филол.наук. Л., 1985.

10. Короленко В. Г. Всеволод Михайлович Гаршин // Короленко В. Г. Собр. соч.: в 10 т. М., 1956. Т. 8. С. 216-247.

Костршица В. Действительность, отраженная в исповеди (к вопросу о стиле В. Гаршина) // Вопросы литературы. – 1966. – № 12. – С. 135-144.

10. Латынина А. Гаршин. Творчество и судьба. М., 1986.

  1. Мазур А. В. Военные произведения В. М. Гаршина как целое // Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе. Кемерово, 1992. С. 88-95.

12. Медынцева Г. У него было лицо обреченного погибнуть // Литературная учеба. – 1990. – Кн. 2.

13. Михайловский Н. К. О Всеволоде Гаршине // Михайловский Н. К. Статьи о русской литературе Х1Х - нач. ХХ в. Л., 1989. С. 259-283.

14. Московкина И. И. Поэтика Гаршина и развитие малой эпической формы в русской литературе конца XIX века (структура и типология жанров). Автореф. дисс. на соиск. учен. ст. канд. филол. наук. – Киев, 1980.

  1. Назиров Р. Г. Фабула о мудрости безумца в русской литературе // Русская литература 1870 -1890 годов. Свердловск, 1980. С. 94 – 107.

16. Николаев О. Р., Тихомиров Б. Н. К вопросу об интерпретациях христианской этической системы в русской литературе второй половины XIX века (Гаршин, Достоевский, Лев Толстой) // Рус. лит. – 1993. – № 2. – С. 3 – 16. То же: Христианство и русская литература. – СПб., 1994. – С. 28 – 49.

17. Порудоминский В. И. Гаршин. М., 1962.

18. Порудоминский В. И. Час выбора // Гаршин В. М. Сочинения. – М., 1984.

19. Поэтика В. М. Гаршина: учебное пособие. Челябинск, 1991.

20. Ромодановская Е. К. К вопросу об источниках «Сказания о гордом царе Аггее» В. М. Гаршина // Рус. лит. – 1997. – № 1. – С. 38 – 47.

21. Современники о Гаршине: воспоминания. Саратов, 1977.

  1. Тихомиров Б. Н. Гаршин и Достоевский (к вопросу о единстве нравственно-философских исканий в русской литературе второй половины XIX века) // Достоевский и современность. Новгород, 1991. Ч. 1. С. 177-182.
  2. Успенский Г. И. Смерть Гаршина // Успенский Г.И. Полн. собр. соч. М., 1952. Т. 2. С. 466-473.
  3. Чуковский К. И. О Вс. Гаршине // Чуковский К. Собр. соч. М.,1969. Т. 6. С. 417-444.
  4. Эткинд Е. Г. Вс. М. Гаршин // Эткинд Е. Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII – XIX веков. М., 1999. С. 341 – 348.

Вопросы для самоконтроля

  1. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина в работах Д. Николаева. «Теория призраков» как философско-эстетическая основа сатиры писателя. Творческий путь сатирика.
  2. «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина как «роман – гротеск».
  3. Особенности сюжета романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Своеобразие финала.
  4. «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина.
  5. «Бедные люди» Ф. М. Достоевского и традиции натуральной школы.
  6. Художественное новаторство раннего творчества Ф. М. Достоевского. Научные концепции М. Бахтина, В. Захарова, Н. Тамарченко.
  7. «Двойник» Ф. М. Достоевского и традиции «петербургской повести» русской литературы. Новаторство художественной системы писателя.
  8. Особенности повествования и проблема фантастического в повести Ф. М. Достоевского «Двойник».
  9. «Записки из подполья» – пролог к зрелому творчеству Ф. М. Достоевского.
  10. Творческий путь Ф. М. Достоевского: основные этапы.
  11. Типологические особенности поздних романов Ф. М. Достоевского: тип героя и тип сюжета. М. Бахтин о поэтике писателя.
  12. Особенности героя и сюжета романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Функции эпилога.
  13. Пространственно-временная организация романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
  14. Архетипическая основа поэтики романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Концепция В. Топорова, Л. Карасева и др.
  15. Жанровое своеобразие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». М. Бахтин о природе полифонического романа писателя.
  16. Система персонажей в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
  17. Антропологические представления Ф. М. Достоевского и «положительно прекрасный человек» в романе «Идиот».
  18. Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» в современном литературоведении.
  19. Особенности сюжета романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Мотивная структура произведения. Особенности финала.
  20. Живописный образ Христа в структуре романа Ф. М. Достоевского «Идиот».
  21. Литературная судьба романа Ф. М. Достоевского «Бесы». Смысл названия, эпиграфов. Образ бесовства в романе.
  22. Система двойников в романе Ф. М. Достоевского «Бесы». Ставрогин – лицо трагическое. Смысл философского самоубийства Кириллова (идея человекобога и Богочеловека). Шатов как герой-идеолог.
  23. Роман Ф. М. Достоевского «Бесы». Своеобразие сюжета, мотивная структура.
  24. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Поэтика названия. Смысл эпиграфа. Особенности сюжета, мотивной структуры.
  25. Поэма о Великом инквизиторе и ее сюжетная роль в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Иван Карамазов как герой-идеолог.
  26. Поэтика образов праведников в поздних романах Ф. М. Достоевского («Подросток», «Братья Карамазовы»).
  27. Система персонажей в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».
  28. Жанровое своеобразие «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского. Житийные традиции. Характер финала.
  29. Творчество Н. С. Лескова 1860 – начала 1870-х гг. Житийные традиции «Леди Макбет Мценского уезда».
  30. Цикл о «праведниках» Н. С. Лескова. Художественная концепция праведничества, типы праведников.
  31. Поэтика святочных рассказов Н. С. Лескова.
  32. Поэтика повести Н. С. Лескова «Запечатленный ангел».
  33. Сюжетно-композиционные особенности, мотивная структура повести Н. С. Лескова «Павлин».
  34. Мотивная структура рассказа Н. С. Лескова «Несмертельный Голован».
  35. Поэтика сказовой повести Н. С. Лескова («Левша»).
  36. Творчество Н. С. Лескова 1870-1980 гг.: основные циклы.
  37. Раннее творчество Л. Н. Толстого.
  38. Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого «Война и мир». «Война и мир» в современном литературоведении.
  39. Поэтика романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Жанровое своеобразие. Концепция Б. Эйхенбаума.
  40. Сюжетно-композиционное строение романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Мотивная структура произведения.
  41. Особенности психологизма Л. Н. Толстого. «Диалектика души» (Н. Чернышевский).
  42. Сюжет «воскресения» в последнем романе Л. Н. Толстого. Особенности сюжета «прозрения» в позднем творчестве писателя. Мотивная структура романа.
  43. Религиозно-философские взгляды Л. Н. Толстого в послекризисный период. Своеобразие эстетических воззрений писателя.
  44. Повесть Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича».
  45. Особенности сюжета повести Л. Н. Толстого «Отец Сергий». Патериковые источники произведения.
  46. Архетипические мотивы «После бала» Л. Н. Толстого.
  47. Поэтика поздней повести Л. Н. Толстого. Жанровое своеобразие («Записки сумасшедшего», «Крейцерова соната», «Фальшивый купон» и др.).
  48. Драматургия Л. Н. Толстого.
  49. Творчество Г. И. Успенского.
  50. Творчество В. М. Гаршина.
  51. Творчество В. Г. Короленко.
  52. Раннее творчество А. П. Чехова. Жанровая динамика. Сборники.
  53. Своеобразие чеховской прозы конца 1880 – начала 1890-х гг. («Степь», «Огни» и др.).
  54. Особенности сюжетосложения прозы А. П. Чехова 1890-1900 гг.
  55. Сюжет «открытия», «прозрения» в прозе А. П. Чехова («Скучная история», «Студент», «Архиерей» и др.).
  56. Поэтика «Скрипки Ротшильда» А. П. Чехова.
  57. Новаторство драматургии А. П. Чехова.
  58. Организация сценического действия в пьесах А. П. Чехова («Дядя Ваня», «Три сестры»).
  59. Поэтика пьесы А. П. Чехова «Чайка».

60. Жанровое своеобразие пьесы А. П.Чехова «Вишневый сад».

5. 6. Требования к дифференцированному зачету

Балльно-рейтинговая система оценки сформированности
компетенций у студента

Вид деятельности Баллы: min Баллы: max
Работа на практическом занятии    
Посещение лекции и участие в той ее части, которая проходит в активной форме    
Тест    
Презентации, реферат или контрольная работа    
Коллоквиум    
Зачет    
Итого:    
Итоговая оценка (зачет) До 40 = незачет Свыше 40 = зачет


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.45 (0.009 с.)