Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Толстой и Достоевский: духовный и творческий диалог
Содержание книги
- Устные сообщения на практических занятиях
- Творчество Ф. М. Достоевского (лекции 3–9, практические занятия 1–3, коллоквиум)
- Творчество Г. И. Успенского (лекция 2)
- Сообщение «Поэма о Великом инквизиторе»
- Тема «“Живописный сюжет” романа Ф. М. Достоевского “Идиот”». Презентация
- Тема «литературная эпоха последней трети XIX века»
- Библиографические справочники, словари, энциклопедии
- Повесть Ф. М. Достоевского «Двойник»
- Сообщение «Юродивый герой Достоевского»
- Сообщение «цикл легенд Н. Лескова»
- Творчество Ф. М. Достоевского (лекции 3–9)
- Рождественский и пасхальный рассказ второй половины XIX века
- Жанровое своеобразие поздней повести писателя («крейцерова соната», «смерть ивана ильича», «фальшивый купон» - по выбору)
- Древнерусская иконопись в художественном мире Н. С. Лескова (анализ произведения по выбору)
- Поэтика снов и видений в творчестве Ф. М. Достоевского
- Толстой и Достоевский: духовный и творческий диалог
- Русский литературовед, специалист по творчеству А. П .Чехова.
- Доктор филологических наук, профессор Таганрогского государственного педагогического института, специалист по творчеству А.П. Чехова
- Советский и российский критик, литературовед, писатель, Литературный пародист, специалист по Русской литературе XIX и XX веков, доктор филологических наук,профессор
- Русский литературовед, доктор филологических наук, исследователь творчества русских писателей XIX В. , один Из ключевых деятелей «формальной школы»
- Священник, кандидат богословия, кандидат исторических наук, доктор церковной истории
- Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы СГУ, исследователь творчества Л.Н. Толстого
- Российский и Советский литературовед, писатель, критик, киновед, киносценарист, Лауреат государственной премии СССР (1979), автор термина «остранение»
- Религиозный и политический философ, представитель экзистенциализма, публицист
- Философский, религиозный мыслитель, видный деятель экуменического движения
- Публицист, литературовед, философ, критик, сотрудник «возрождения», последователь методической идеи «медленного чтения»
- Доктор филологических наук, профессор БашГУ, выдающийся литературовед, исследователь творчества Ф.М. Достоевского, автор монографии «Творческие принципы Ф.М. Достоевского»
- Виноградов Виктор Владимирович
- Фофанов Константин Михайлович
- Жемчужников Александр Михайлович
Литература
1. Коковина Н. З. Пространство веры в романах Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского // Толстовский сборник
2. Курляндская Г. Б. Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой: к проблеме религиозно-нравственных исканий // Русская литрература XIX века и христианство. – М., 1997.
3. Ореханов Г. Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой: конфликт глазами современников. – М., 2010.
4. Розенблюм Л. М. Толстой и Достоевский: Пути сближения // Вопросы литературы. – 2006. – № 6.
5. Сараскина Л. И. Достоевский в созвучиях и притяжениях: от Пушкина до Солженицына. – М., 2006.
6. Толстой или Достоевский? Философско-эстетические искания в культурах Востока и Запада. – СПб., 2003.
7. Туниманов В. А. Достоевский, Страхов, Толстой (лабиринт сцеплений) // Русская литература. – СПб., 2006. – № 3.
8. Фридлендер Г. М. Достоевский и Лев Толстой (Статья вторая) // Достоевский. Материалы и исследования. – Л., 1978. – Т. 3.
9. Хализев В. Е. Ценностные ориентиры русской классики. – М., 2005.
Тема № 19
Русский реализм 70-80-х гг. XIX века.
Малые жанры в творчестве В. М. Гаршина
Романтические тенденции в творчестве В. Гаршина. Тип героя «гаршинской складки». Ситуация борьбы героя с мировым злом. Романтический мотив «высокого безумия» в творчестве писателя («Красный цветок»). Тема искусства («Художники»). Драматизм сюжетной ситуации и трагическое решение конфликта в повестях В. Гаршина («Ночь» и др.). Военные произведения Гаршина как целое. Замысел эпопеи «Люди и война». Рассказы «Ночь», «Красный цветок», «Сигнал» в структуре военной прозы писателя. Состав цикла военных рассказов. Основные факторы циклизации. Христианские мотивы в прозе Гаршина («Надежда Николаевна»). Гаршин и Достоевский. «Аллегорические» рассказы Гаршина.
Литература
1. Аверин Б. В. Всеволод Гаршин // История русской литературы: в 4 т. – Л., 1983.
2. Бекедин П. В. Религиозные мотивы у В. М. Гаршина // Христианство и русская литература. – СПб., 1994. – Сб. 1. – С. 322 – 363.
3. Бялый Г. А. Всеволод Михайлович Гаршин. Л., 1969.
4. Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века. – Л.,1973.
5. Бялый Г. А. Русский реализм от Тургенева к Чехову. – Л.,1990.
6. Грихин В. Проза Всеволода Гаршина // Гаршин В. М. Сочинения. – М., 1983.
7. Журавкина Н. В. Личностный миф // Миф – литература – мифореставрвция. – М., Рязань, 2000. – С. 110 – 114.
8. Каминский В. И. Пути развития реализма в русской литературе конца XIX века. Л.,1979.
- Кожуховская Н. В. Военные рассказы В. М. Гаршина: Автореф. дисс.… канд.филол.наук. Л., 1985.
10. Короленко В. Г. Всеволод Михайлович Гаршин // Короленко В. Г. Собр. соч.: в 10 т. М., 1956. Т. 8. С. 216-247.
Костршица В. Действительность, отраженная в исповеди (к вопросу о стиле В. Гаршина) // Вопросы литературы. – 1966. – № 12. – С. 135-144.
10. Латынина А. Гаршин. Творчество и судьба. М., 1986.
- Мазур А. В. Военные произведения В. М. Гаршина как целое // Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе. Кемерово, 1992. С. 88-95.
12. Медынцева Г. У него было лицо обреченного погибнуть // Литературная учеба. – 1990. – Кн. 2.
13. Михайловский Н. К. О Всеволоде Гаршине // Михайловский Н. К. Статьи о русской литературе Х1Х - нач. ХХ в. Л., 1989. С. 259-283.
14. Московкина И. И. Поэтика Гаршина и развитие малой эпической формы в русской литературе конца XIX века (структура и типология жанров). Автореф. дисс. на соиск. учен. ст. канд. филол. наук. – Киев, 1980.
- Назиров Р. Г. Фабула о мудрости безумца в русской литературе // Русская литература 1870 -1890 годов. Свердловск, 1980. С. 94 – 107.
16. Николаев О. Р., Тихомиров Б. Н. К вопросу об интерпретациях христианской этической системы в русской литературе второй половины XIX века (Гаршин, Достоевский, Лев Толстой) // Рус. лит. – 1993. – № 2. – С. 3 – 16. То же: Христианство и русская литература. – СПб., 1994. – С. 28 – 49.
17. Порудоминский В. И. Гаршин. М., 1962.
18. Порудоминский В. И. Час выбора // Гаршин В. М. Сочинения. – М., 1984.
19. Поэтика В. М. Гаршина: учебное пособие. Челябинск, 1991.
20. Ромодановская Е. К. К вопросу об источниках «Сказания о гордом царе Аггее» В. М. Гаршина // Рус. лит. – 1997. – № 1. – С. 38 – 47.
21. Современники о Гаршине: воспоминания. Саратов, 1977.
- Тихомиров Б. Н. Гаршин и Достоевский (к вопросу о единстве нравственно-философских исканий в русской литературе второй половины XIX века) // Достоевский и современность. Новгород, 1991. Ч. 1. С. 177-182.
- Успенский Г. И. Смерть Гаршина // Успенский Г.И. Полн. собр. соч. М., 1952. Т. 2. С. 466-473.
- Чуковский К. И. О Вс. Гаршине // Чуковский К. Собр. соч. М.,1969. Т. 6. С. 417-444.
- Эткинд Е. Г. Вс. М. Гаршин // Эткинд Е. Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII – XIX веков. М., 1999. С. 341 – 348.
Вопросы для самоконтроля
- Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина в работах Д. Николаева. «Теория призраков» как философско-эстетическая основа сатиры писателя. Творческий путь сатирика.
- «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина как «роман – гротеск».
- Особенности сюжета романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Своеобразие финала.
- «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина.
- «Бедные люди» Ф. М. Достоевского и традиции натуральной школы.
- Художественное новаторство раннего творчества Ф. М. Достоевского. Научные концепции М. Бахтина, В. Захарова, Н. Тамарченко.
- «Двойник» Ф. М. Достоевского и традиции «петербургской повести» русской литературы. Новаторство художественной системы писателя.
- Особенности повествования и проблема фантастического в повести Ф. М. Достоевского «Двойник».
- «Записки из подполья» – пролог к зрелому творчеству Ф. М. Достоевского.
- Творческий путь Ф. М. Достоевского: основные этапы.
- Типологические особенности поздних романов Ф. М. Достоевского: тип героя и тип сюжета. М. Бахтин о поэтике писателя.
- Особенности героя и сюжета романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Функции эпилога.
- Пространственно-временная организация романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
- Архетипическая основа поэтики романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Концепция В. Топорова, Л. Карасева и др.
- Жанровое своеобразие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». М. Бахтин о природе полифонического романа писателя.
- Система персонажей в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
- Антропологические представления Ф. М. Достоевского и «положительно прекрасный человек» в романе «Идиот».
- Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» в современном литературоведении.
- Особенности сюжета романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Мотивная структура произведения. Особенности финала.
- Живописный образ Христа в структуре романа Ф. М. Достоевского «Идиот».
- Литературная судьба романа Ф. М. Достоевского «Бесы». Смысл названия, эпиграфов. Образ бесовства в романе.
- Система двойников в романе Ф. М. Достоевского «Бесы». Ставрогин – лицо трагическое. Смысл философского самоубийства Кириллова (идея человекобога и Богочеловека). Шатов как герой-идеолог.
- Роман Ф. М. Достоевского «Бесы». Своеобразие сюжета, мотивная структура.
- Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Поэтика названия. Смысл эпиграфа. Особенности сюжета, мотивной структуры.
- Поэма о Великом инквизиторе и ее сюжетная роль в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Иван Карамазов как герой-идеолог.
- Поэтика образов праведников в поздних романах Ф. М. Достоевского («Подросток», «Братья Карамазовы»).
- Система персонажей в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».
- Жанровое своеобразие «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского. Житийные традиции. Характер финала.
- Творчество Н. С. Лескова 1860 – начала 1870-х гг. Житийные традиции «Леди Макбет Мценского уезда».
- Цикл о «праведниках» Н. С. Лескова. Художественная концепция праведничества, типы праведников.
- Поэтика святочных рассказов Н. С. Лескова.
- Поэтика повести Н. С. Лескова «Запечатленный ангел».
- Сюжетно-композиционные особенности, мотивная структура повести Н. С. Лескова «Павлин».
- Мотивная структура рассказа Н. С. Лескова «Несмертельный Голован».
- Поэтика сказовой повести Н. С. Лескова («Левша»).
- Творчество Н. С. Лескова 1870-1980 гг.: основные циклы.
- Раннее творчество Л. Н. Толстого.
- Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого «Война и мир». «Война и мир» в современном литературоведении.
- Поэтика романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Жанровое своеобразие. Концепция Б. Эйхенбаума.
- Сюжетно-композиционное строение романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Мотивная структура произведения.
- Особенности психологизма Л. Н. Толстого. «Диалектика души» (Н. Чернышевский).
- Сюжет «воскресения» в последнем романе Л. Н. Толстого. Особенности сюжета «прозрения» в позднем творчестве писателя. Мотивная структура романа.
- Религиозно-философские взгляды Л. Н. Толстого в послекризисный период. Своеобразие эстетических воззрений писателя.
- Повесть Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича».
- Особенности сюжета повести Л. Н. Толстого «Отец Сергий». Патериковые источники произведения.
- Архетипические мотивы «После бала» Л. Н. Толстого.
- Поэтика поздней повести Л. Н. Толстого. Жанровое своеобразие («Записки сумасшедшего», «Крейцерова соната», «Фальшивый купон» и др.).
- Драматургия Л. Н. Толстого.
- Творчество Г. И. Успенского.
- Творчество В. М. Гаршина.
- Творчество В. Г. Короленко.
- Раннее творчество А. П. Чехова. Жанровая динамика. Сборники.
- Своеобразие чеховской прозы конца 1880 – начала 1890-х гг. («Степь», «Огни» и др.).
- Особенности сюжетосложения прозы А. П. Чехова 1890-1900 гг.
- Сюжет «открытия», «прозрения» в прозе А. П. Чехова («Скучная история», «Студент», «Архиерей» и др.).
- Поэтика «Скрипки Ротшильда» А. П. Чехова.
- Новаторство драматургии А. П. Чехова.
- Организация сценического действия в пьесах А. П. Чехова («Дядя Ваня», «Три сестры»).
- Поэтика пьесы А. П. Чехова «Чайка».
60. Жанровое своеобразие пьесы А. П.Чехова «Вишневый сад».
5. 6. Требования к дифференцированному зачету
Балльно-рейтинговая система оценки сформированности компетенций у студента
Вид деятельности
| Баллы: min
| Баллы: max
| Работа на практическом занятии
|
|
| Посещение лекции и участие в той ее части, которая проходит в активной форме
|
|
| Тест
|
|
| Презентации, реферат или контрольная работа
|
|
| Коллоквиум
|
|
| Зачет
|
|
| Итого:
|
|
| Итоговая оценка (зачет)
| До 40 = незачет
| Свыше 40 = зачет
|
|