Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этап III «подвиг, застывший в камне».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ведущий ученик II. Как свидетельство безграничного уважения нашего народа к героям, отдавшим жизнь за Родину, — созданы в десятках наших городов, тысячах сел памятники боевой славы. Высятся величественные монументы в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге), Волгограде, Подмосковье, на Смоленщине, в Белоруссии и на Украине, в Прибалтике и на Кавказе. В создании их участвовали десятки и сотни скульпторов, архитекторов, художников. Многие памятники вам известны. Подберите к изображению памятника верную табличку с подсказкой. (На экран проецируются поочередно изображения памятников.) Учащимся раздаются таблички со словами-подсказками. — Памятник «Цветок жизни». Находится на третьем километре бывшей «Дороги жизни» под Ленинградом, у поселка Ковалево. Это памятник пионеров 1960 годов — ленинградским ребятам блокадных 1940-х. Он входит в комплекс памятников «Зеленого пояса». Архитекторы: П. Мельников, А. Левенко. — Памятник-мемориал Хатынь. 22 марта 1943 г. отряд фашистских карателей ворвался в с. Хатынь в Белоруссии. 149 человек, из них 76 детей, оккупанты насильно согнали в сарай, который обложили соломой и подожгли. Скульптор — С. Селиханов; архитекторы: Ю. Градов, В. Занкович, Я. Ленин; инженер — В. Маркевич. — Скульптура «Скорбь матери». 15 октября 1967 г. в Волгограде на Мамаевом кургане был открыт величественный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. На одной из площадей ансамбля — площади Скорби — стоит главная скульптурная композиция — фигура женщины-матери, склонившейся над погибшим воином. Скульптор — Е. Вучетич. — Памятник «Скорбящая мать». В годы Великой Отечественной войны краснодонские комсомольцы подняли знамя борьбы. Тяжкие испытания не сломили волю молодогвардейцев и, погибнув, они обрели бессмертие. Этот памятник находится в г. Краснодоне Луганской обл. на Украине. Над могилой героев-молодогвардейцев склонила голову скорбящая Мать-Родина. Скульпторы: П. Кизиев, А. Редькин, А. Самусь, Г. Головченко. — Обелиск Славы. Как символ доблести героических участников штурма Сапун-горы и освобождения г. Севастополя от фашистских захватчиков возвышается на горе памятник Славы, открытый в ноябре 1944 г. Архитектор — А. Киселев. — Памятник-мемориал «Курган Славы». В 1944 г. части Советской Армии при активном участии партизан разгромили крупнейшую группировку гитлеровских войск и полностью освободили Белоруссию от немецких захватчиков. К 25-летию этой победы на 25 км от Минска по Московскому шоссе воздвигнут памятник-мемориал «Курган Славы» (1969 г.). Скульпторы: А. Бембель; А. Артимович; архитекторы: Л. Мицкевич, О. Стахович. — Монумент «Слава героям». Интересным дополнением мемориала воинского подвига омичей стал созданный к 40-летию Победы монумент «Слава героям» (1985 г.). Он разместился на бульваре Победы, что находится напротив цирка. Архитектор В. Шевченко; скульпторы: С. Голованов, Л. Семенов. Учитель. Память о событиях Великой Отечественной войны неподвластна времени бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживет века. В граните, бронзе, камне, металле — по всей стране. Снова и снова художники разных поколений обращаются к теме войны, грандиозной народной эпопее.
А мы переходим к этапу IV «Я кистью к памяти взываю». Ведущий ученик III. Большой вклад в раскрытие темы Великой Отечественной войны внесли военные художники студии имени М. В. Грекова. В начале войны многие из них ушли добровольцами на фронт. Вместе с солдатами прошли путь от подмосковных рубежей до Берлина, познали на себе все тяготы войны. Все взывало к душе художника: разрушенные города и деревни, мирные жители, оставшиеся без крова, бездорожье фронтовых дорог, нескончаемые марши, переправа под огнем врага, тяжелые бои и стремление все преодолеть и победить. Учитель. Давайте все вместе посмотрим на некоторые из этих картин и попробуем ответить на вопросы. Перед вами картины художников. 1. П. Кривоногов «На Курской дуге». 2. А. Дейнека «Оборона Севастополя». 3. В. Панфилов «Подвиг героев-панфиловцев». 4. П. Кривоногов «Победа». — Их было 28. Врылись солдаты в землю. Прильнули к краям окопов. Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет речка Лама. Вступили герои в бой. Из 20 танков бойцы подбили 14. Но снова идет на них лавина. «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва», - произнес политрук В. Клочков. Стойко сражались герои, и к сердцу России фашистов они не пропустили. На какой из этих картин изображена битва героев-панфиловцев. (В. Панфилов «Подвиг героев-панфиловцев».) — Бой шел у селения Крутой Лог. Это южнее Курска. 120 танков, в том числе 35 «тигров», обрушились на наши окопы, но сдержали бойцы удар фашистов. Отошли немцы. И снова идут в атаку. «Пропускай немцев!» — командует капитан Бельгин. Знают солдаты, зачем это нужно. Проползли танки над окопами, где укрылись солдаты. А они открыли огонь по фашистской пехоте. Досталось и неразворотливым машинам. На какой из картин изображена эта битва? (П. Кривоногов «Курская дуга».) — 1941-й год. Октябрь. Фашисты прорвались в Крым, подошли к Севастополю. Начались бои на оборонительных рубежах. «Черная туча», «Черная смерть», «Черные дьяволы» — так фашисты называли моряков. Боялись они советских матросов. Не зря они боялись!.. На какой картине это хорошо показано? (А. Дейнека. «Оборона Севастополя».) — Тяжелораненый политрук вылез на бруствер со связкой гранат и как только мог скоро побежал навстречу танку. Он знал, что вот-вот погибнет, но умереть нужно было не раньше, чем гранаты взорвутся под гусеницей. Он успел перед смертью подбить танк. На какой картине это видно? (В. Панфилов «Подвиг героев-панфиловцев».) — В июне 1942 г. в залах Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина открылась выставка «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны». Какая из двух картин П. Кривоногова, представленных здесь, была экспонатом той выставки? (Обе картины написаны позже.) Учитель. Всего несколько полотен художников, и мы оказались свидетелями исторических событий. А если собрать работы художников все вместе? Получится величественная, впечатляющая диорама той страшной войны, которая будет взывать к памяти народной не одно поколение.
IV. Подведение итогов. Наша экскурсия по галерее памяти подошла к концу. Мы увидели, услышали, узнали, вспомнили только часть, малую часть того, что создано благодарным народом в память об ушедшей войне. И чем дальше уходят от нас военные годы, тем дороже становится все то, что касается тех дней. Вам предстоит еще сделать много открытий, не раз восхититься мужеством и стойкостью героев, испытать чувство гордости за наш народ, преклонить голову перед сединами ветеранов. Пусть над нами всегда будет чистое, голубое небо! (Учитель отмечает наиболее активных ребят, принимавших участие в уроке, дает оценку чтецам, выставляет отметки.)
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Урок 93 Тема: РОБЕРТ БЁРНС. «ЧЕСТНАЯ БЕДНОСТЬ»
Цель: знакомство с одним из лучших шотландских поэтов, темами его творчества: защита бедных и обездоленных; честность, справедливость, гордость, честь — общечеловеческие понятия. Методические приемы: работа по учебнику, выразительное чтение, аналитическая беседа.
Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока. III. Изучение новой темы. 1. Слово учителя о поэте. Роберт Бернс (1759—1796). Английская поэзия ХVIII в. представлена творчеством великого шотландского поэта Роберта Бернса. Сын бедного фермера, Бернс полюбил с детских лет народные песни и баллады. Учился он урывками, но читал много, все, что попадалось под руку. А в часы досуга и даже за работой, помогая отцу, сочинял стихи. В его поэзии отразилось стремление к свободе и независимости шотландского народа, порабощенного английской буржуазией и лендлордами (помещиками):
Наша честь велит смести Угнетателей с пути И в сраженье обрести Смерть или свободу! (Перевод С. Маршака.)
Когда поэту исполнилось 27 лет, он написал первый сборник стихов о труде, скромных радостях простых людей. Сборник имел большой успех у читателей. Автора его пригласили в главный город Шотландии — Эдинбург, окружили почетом, подыскали ему должность таможенного чиновника. Но вскоре эдинбургская буржуазия поняла, что ей не найти общего языка с революционным поэтом, и постаралась от него избавиться. Бернс вернулся к себе на ферму. Когда началась революция во Франции, поэт на свои скудные сбережения купил пушку и послал ее в подарок французским борцам за свободу. Бернс много работал, но никак не мог выбраться из нищеты. Он не хотел писать ради заработка, считая, что художник должен слушаться только веления своего ума и сердца. Долгие годы нужды подорвали его здоровье: Бернс умер в 37 лет, оставив миру и своей родине сокровищницу чудеснейших стихов и песен. Поэзия Бернса выражает мысли и чувства простых людей — людей труда. В ней звучит вера в будущее народа:
Забудут рабство и нужду Народы и края, брат. И будут люди жить в ладу; Как дружная семья, брат. (Перевод С. Маршака.)
Стихи Бернса жизнерадостны, порой озорны, в них много тонкого остроумия. Поэта полюбили не только в родной Шотландии, слава его распространилась по всей Европе и Америке. Особенно популярен Бернс стал в нашей стране после того, как советский поэт С. Я. Маршак прекрасно перевел его стихи и песни. Секрет обаяния его поэзии — в удивительном соединении богатства мыслей, чувств и простоты.
2. Работа по учебнику: составление плана ответа статьи (с. 228—230 в учебнике). План ответа учеников. 1) Твардовский о Бернсе. 2) Отец поэта, его роль в воспитании детей. 3) Любовь к книгам. 4) Что прежде всего отец ценил в людях? 5) Какие наставления давал поэт младшему брату? 6) Герои стихов поэта. 7) Талант и усердие, труд. 8) Бедность и нужда. 9) Бернс и русская литература.
3. Слово учителя. Автор книги «Роберт Бернс» (из серии ЖЗЛ) Р. Райт-Ковалева пишет: «Пожалуй, нет в мире поэта, которого бы так знали и так пели — на протяжении двух веков! — в его родной стране. Строки его лучших стихов стали лозунгами, их несут на стягах шотландцы во время всемирных фестивалей — встреч доброй воли. Его слова вошли в поговорки, в пословицы, его песни вернулись в народ». Давайте познакомимся со стихотворением Бернса «Честная бедность» и подумаем, насколько справедливы слова автора книги о Роберте Бернсе.
4. Чтение стихотворения «Честная бедность» учителем или подготовленным учеником.
5. Аналитическая беседа по стихотворению. — Кто, по мнению поэта, «жалкий раб» и трус? — Как понимать: «Богатство — штамп на золотом, а золотой — мы сами!?» (Золотой человек, — говорят о гордом человеке, с чувством собственного достоинства, жалким рабам и трусам свойственны лицемерие, подхалимство.) Задание: объяснить слово «знать». (Знатные, достойные уважения для поэта те, кто кормится своим трудом, не живет за счет других.) — Какая русская пословица уместна в этом случае? («Встречают по одежке, а провожают по уму. В стихотворении «Вельможа», Г. Р. Державина есть строчки. Осел останется ослом, Хоть ты осыпь его звездами, Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами.) 4-я строфа. — Всесилен ли король? («Не место красит человека, а человек место» — пословица. Никак нельзя заменить ум и честь наградами, чинами. Король не всесилен.) 5-я строфа. — Во что верит поэт? (Придет время, когда уму и чести будет почет и уважение, верит, что наступит время справедливости и единства.) Вывод. Мы с вами уже говорили, что честь, совесть, справедливость, честность — общечеловеческие понятия, но им противостоят лицемерие, подхалимство, несправедливость. И лучшие люди во всем мире и во все времена находили силы и смелость бороться с этим злом, которое мешало и мешает жить умным и честным людям.
6. Выразительное чтение стихотворения учащимися (по строфам).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.244.98 (0.008 с.) |