Тема: Н. В. Гоголь. «тарас бульба» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Н. В. Гоголь. «тарас бульба»



Анализ 7—8-й глав

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по новой теме (анализ 7-й гл.).

1. Аналитическая беседа по вопросам.

Задание. Зачитать последние строчки — гл. 7 (с. 177).

— Каким авторским чувством проникнуты эти строки? (Сожаление.)

— Как мы относимся к поступку Андрия?

— Что же еще случилось этой ночью в лагере запорожцев? (I ч., с. 177. «... половина войска перебита, а другая перевязана (взята в плен)...»).

— Какова причина? (Беспечность.)

— Какое решение принимает Кокубенко? (Разделиться войску на три части, встать у трех ворот и выманить ляхов из города бранными, обидными для ляхов словами.)

Задание. Выбрать реплики казаков и ляхов. («А красные жупаны (верхняя одежда поляков и...). Да уж и не сказали...»)

— Почему не сказали?

— Остап — куренной атаман. Почему казаки выбрали именно его? («Лучше не можно поставить... разум у него, как у старого человека».)

— Какое чувство испытывал Тарас, увидев Остапа с атаманской палицей? (I ч., с. 184. «Вишь ты какой... оказанную сыну».)

— Какая дума не покидала Тараса? («... Тарас думал и не мог придумать, куда девался Андрий... и шел перед полком».)

Вывод. Беспечность приводит к беде в любом деле, в военном же — несет смерть. Думы горькие не давали Тарасу Бульбе покоя, он гордился Остапом, он беспрестанно думал о судьбе Андрия; чувство товарищества проявили казаки, обещая освободить взятых в плен запорожцев.

 

III. Подведение итогов урока.

— Какая весть всполошила весь казацкий лагерь? (Татары напали на Сечь, забрали весь скарб (Имущество). Одних казаков перебили, других увели в плен.)

— Что предлагает кошевой атаман Кокубенко? («... не терять, товарищи, времени и гнаться за татарами».)

— Почему Бульба не согласен с таким решением? («Ты позабыл... захваченные ляхами?... Что ж за казак. Один остаюсь С. 186 (внизу).)

Задание. Зачитать строки о казаке Бовдюге. (I ч., с. 187. «Тогда вышел вперед... что скажет Бовдюг».)

— Каков его совет? («Первый долг и первая честь казака — соблюсти товарищество...» Раз делиться на две части. «Все согласны!» (I ч., с. 188.).)

Задание. Прощание казаков. (I ч., с. 190.)

— Как чувствовали себя казаки? (I ч., с. 190.)

Вывод. Чувство товарищества проявляется не в хмельной пирушке, а на поле брани, когда решается судьба не только твоя, но твоих собратьев по оружию.

 

Домашнее задание: Подбор материалов для характеристик (Т. Бульбы, Остапа, Андрия).

 

Урок 30

Тема: Н. В. ГОГОЛЬ. «ТАРАС БУЛЬБА»

Анализ 9-й главы

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение новой главы.

1. Беседа по вопросам.

— Почему «смутные» стали казацкие ряды? (Казаки расстались со своими товарищами, с которыми, может быть, никогда не увидятся. Они понимали, что лишились верных товарищей, которые в бою, не думая о себе, пришли бы на помощь. Приходили и печальные мысли о том, что же их ждет впереди.)

— Как Тарас готовил свое воинство к бою? (С. 191, «... строил, раздавал приказы и наказы... неприятельскую конницу».)

 

2. Комментированное чтение речи Тараса.

(I ч., с. 191—193). «Хочется мне сказать... дороже для них всякого братства».)

— Какова основная мысль речи Т. Бульбы? (Для казаков «нет уз святее товарищества», поэтому, не задумываясь, поделали силы, когда надо было выручать товарищей, попавших в плен к татарам и к ляхам; теперь каждый должен драться за двоих. Не задумываясь, они приходили на выручку товарищам, не думая о себе, рискуя жизнью, врывались в самую гущу боя. И разве не доказательство святых уз товарищества, эпизод, когда Товкач, друг старый Тараса, перевязав его раны, умчал его на взмыленном коне, чтобы не достался верный друг на поругание врагу? И сам Тарас не думает о себе даже тогда, когда пламя охватило его ноги; он думает только о спасении казаков от погони. И в его ясной даже перед смертью голове зреет план их спасения, и ветер доносит до казаков его зычный голос.)

 

3. Работа с текстом.

Зачитать картины боя (выборочно).

(«Далеко понеслось громкое хлопанье» выстрелов из пищалей, «...рванули пушки» ляхов по «лагерю запорожцев», «... скорей из-за возов и садись всякий на коня», «Остап выбил фитили у шести пушкарей», «... и как грянула» одна пушка, а за ней три другие... много нанесли они горя!»)

— С какими словами на устах умирали казаки? («Степан Куска: «Пусть же пропадут...», Бондюг: «Пусть же славится...». Балабан: «Пусть же цветет...» Кокубенко: «Пусть же после вас живут...»)

Задание: описание внешности Андрия.

Зачитать («Впереди перед другими понесся витязь... в стае».)

— Что привело в ярость Тараса? («Как... своих?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?..» Но Андрий...)

— О чем попросил он казаков? («Эй, хлопьята, заманите мне только его к лесу...»)

Задание: чтение текста («Разогнался на коне Андрий... Тарас выстрелил».)

— Какое чувство Бульбы звучит в словах его: «Остап!.. Остап, не поддавайся!..» (Желание поддержать его, воодушевить, боязнь потерять сына.)

Зачитать: пленение Остапа.

— Что роднит повесть с былинами? (Троекратные повторения. «Есть ли порох...») Описание женского горя. («Не по одному казаку взрыдает мать...» милейшего всех.) Описание боя («Казаки вылетела молодая душа».) Гиперболы: «Там, где прошли незамайновцы, — так там и улица, где поворотились — там уж и переулок».)

 

III. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Нет ничего более крепкого в отношении людей, чем товарищество. Есть пословица: «Сам погибай, а товарища выручай»; если человек предает своих товарищей, Родину он погибает, пусть не сразу, чувство вины никогда не покинет его: личного счастья нельзя достигнуть изменой Родине.

 

Домашнее задание: дочитать повесть. Накопление материала для характеристики героев.

 

Урок 31

Тема: Н. В. ГОГОЛЬ. «ТАРАС БУЛЬБА»

Анализ 10, 11, 12-й глав

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение новых глав.

1. Беседа по вопросам.

Почему Андрий безропотно повиновался Тарасу Бульбе? (Он виноват, он понял, что придется отвечать за измену, поэтому покорно, как ребенок, слез с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом.)

— Он раскаялся? («... Он произносил чье-то имя, но это не было имя отчизны, или матери, или братьев, это было имя прекрасной поляки».)

Задание: чтение гл. 9 (пленение Остапа и Тараса Бульбы.)

2. Анализ главы 10.

Задание: пробуждение Тараса.

— Как автор описывает его страдания? (Зачитать со слов: «Напрасно старались...» до: «Остап мой!» «Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него». «Он уходил в луга..., и слеза капала одна за другою».)

 

3. Анализ главы 11.

Задание: зачитать первые три абзаца гл. ХI, с. 205—207.

— Какую клятву произнес Остап? («Дай же, Боже... не промолвил ни одного словах». С. 207.)

— Почему в свой последний час Остап вспоминает отца и обращается к нему? («Он не хотел бы слышать рыданий... Слышишь ли ты?» Нечеловеческие муки ослабили волю Остапа. Он хотел услышать или увидеть твердого мужа, человека, который подбодрил бы его, освежил его силы и утешил при последних минутах жизни.)

— Услышал он слово мужа? (С. 207.)

 

4. Анализ главы 12.

Задание: месть Тараса за сына.

— Какая казнь была придумана ему? (И присудили... сжечь... Но не на костер глядел Тарас... С. 209.)

— На что же он глядел? («К берегу... не было погони». С. 209.)

— Каково его предсмертное желание? (С. 209. «Прощайте... погуляйте!»)

Вывод. Грустно, потому что герои погибли, но погибли героями, не изменили своей клятве, товарищам. Их подвиги, их имена будут в веках, будут примером служения Родине.

 

III. Подведение итогов урока.

Викторина:

1. Какой герой и при каких обстоятельствах произносит приведенные ниже слова.

«Терпи, казак, — атаманом будешь!»

«Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»

«Есть еще порох в пороховницах?»

2. При каких жизненных ситуациях они могли быть произнесены и сегодня?

3. «Поэмой о любви к родине» назвал повесть Гоголя В. Г. Белинский. Согласны ли вы с этим суждением?

4. Иллюстрации каких художников к повести «Тарас Бульба» более полно, по вашему мнению, отражают характеры героев?

 

Домашнее задание: закончить сбор материала к сочинению «Сравнительная характеристика братьев».

 

 

Урок 32

Тема: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ОСТАПА И АНДРИЯ, ТАРАСА БУЛЬБЫ

 

Цели: учить работать с текстом, подбору цитат, подтверждающих высказываемую мысль; отметить причину предательства Андрия-воина, верность Родине Остапа-воина, Тараса Бульбы; учить работать над планом и по плану.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Работа по новой теме.

1. Самостоятельная работа с текстом по заданиям (10—15 мин).

(Задания записаны на доске.)

1) Найдите в главе V эпизод, в котором говорится о Остапе и Андрии. Чем отличается поведение Остапа в бою от поведения Андрия? Почему по-разному ведут себя братья?

2) Подготовьте чтение эпизода «Встреча Андрия с татаркой» (гл. V). Какие свойства характера проявил Андрий в этой встрече? Какой выбор сделал Андрий?

3) Найдите эпизоды об Андрии (гл. VI) и Остапа (гл. VII). Сравните поступки и переживания братьев. Чем отличаются братья друг от друга? Какие чувства у вас вызывают Остап и Андрий?

 

2. Коллективное обсуждение вопросов.

— Чем отличается поведение Остапа в бою от поведения Андрия?

— Почему по-разному они ведут себя?

(Если Остап, целеустремленный в своих поступках воин, с задатками полководца, проявляет выдержку, хладнокровие (поэтому-то автор и пишет, что «рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва», то Андрий — воплощение пылкости, необузданных желаний и неожиданных решений. В сражении его привлекает не достижение цели, ради которой идет сражение, а сам процесс боя, упоение (любование) боем. Сражение для Андрия – «очаровательная музыка пуль и мечей». Сравнение его поступков с поступками пьяного, который несется, не видя и не замечая опасности: влетят головы, с громом падают на землю кони, а он (Андрий) несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и не слыша... В этом сущность его пылкого и необузданного характера.)

— Какие свойства характера проявил Андрий при встрече с татаркой? Какой выбор сделал он? (Панночка понимает, что она для запорожцев враг и просит прийти, если можно, или дать кусок хлеба для умирающей матери. Как автор описывает душевное состояние Андрия? «...биение сердца становилось сильнее при одной мысли, что он увидит панночку»; «... ему вдруг пришло на мысль, что она умирает с голода». Никаких сомнений герой не испытывает. Как и в бою, он во власти эмоций (чувств). Личное счастье для него дороже общего дела борьбы с врагом. Пренебрегает он и воинским долгом. Эгоизм одержал в душе Андрия верх над всеми остальными чувствами и разумом.

— (Гл. VI, VII.) Андрий гибнет нравственно. Не задумываясь, отрекается от матери, Родины во имя любви к польской панночке. «А что мне отец, товарищи и отчизна. Кто сказал, что моя отчизна Украина?.. Отчизна моя — ты!..» Андрий противопоставил себя отцу, брату и всем запорожцам, прежним товарищам по оружию. Гл. VI.

А в это время Остап, как плавающий в небе ястреб (VII гл.) стрелой накинул ему (поляку) на шею веревку».

Его выбирают куренным атаманом. «Лучше не можно... как у старого человека. Остап... поблагодарил за честь...»

— Счастлив ли Андрий в личной жизни? (Нет личного счастья, если человек пытается достигнуть его такой роковой жертвой, как измена Родине. Андрий гибнет и физически.)

— Воспитанные под родительской крышей, учившиеся в одной и той же бурсе, Остап и Андрий отличались разностью характеров и взглядов на жизнь. Почему? (Не было в натуре Андрия прямоты и честности, не прошли даром его детские хитрости, появилось стремление спрятаться за спину товарищей, увильнуть от наказания, хотя «являлся предводителем довольно опасного предприятия...» Постепенно развивался эгоизм, жил Андрий только собственными чувствами, переживаниями, а все остальное: любовь к брату, отцу, матери, Родине, святой долг товарищества все исчезло, исчезло не из-за трусости, а из-за хитрости.)

 

3.Самостоятельная работа по иллюстрациям к повести Е. Кибрика.

— Что изображено на иллюстрациях Е. Кибрика?

— Как передал художник стойкость и мужество Остапа, неуклонную волю и героизм Тараса?

— Какие качества характера Андрия сумел передать художник?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1870; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.141.207 (0.026 с.)