Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Организационная вступительная беседа.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
— Мы с вами в стране с красивым звучным названием — Литература. Как в любом государстве, в ней действуют свои законы, соблюдаются свои традиции. Знаете ли вы их? Соблюдаете ли? Сегодня мы сможем это выяснить.
II. Игра-путешествие. Позади долгий и трудный учебный год, впереди — солнечное радостное лето. Совсем скоро вас увлекут летние забавы и приключения, а пока — предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по страницам прочитанных произведений. Вам пригодится быстрота мышления и смекалка, хорошая память и умение ориентироваться в книге, умение работать в команде. Посмотрите на доску. На доске: эпос, лирика, драма. Наша схема пуста, в ней только указаны названия трех родов литературы. Наша сегодняшняя задача — заполнить эту схему. Делать это мы будем следующим образом.
I вариант проведения этой части урока. 1-й конкурс. «Разгадай кроссворд». Слово учителя. На моем столе карточки с названием жанров литературы, ваша задача — разгадать кроссворд, определить слово, которое называет один из жанров, найти табличку с этим словом и прикрепить рядом с названием того рода литературы, к которому оно относится.
Лист 1. Задание: в кроссворде зашифровано название жанра, это слово состоит из букв в выделенных клетках. Разгадайте кроссворд, назовите жанр, определите его принадлежность к роду литературы. Вспомните известные вам произведения этого жанра. 1. Как весел грохот летних бурь, Когда взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь. (Стихотворный размер.) 2. А за лесом, у межи, Ходят медленно и плавно Золотые волны ржи. (Средство выразительности.) 3. Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. (Средство выразительности.) 4. Псевдоним Сэмюзля Ленгхорна Клеменса. 5. Константин Георгиевич (Фамилия писателя.) 6. «Чудесный доктор», «Мой полет». (Автор произведений.) 7. Четвертый, …, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке — на его языке по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно. (Персонаж рассказа И. С. Тургенева.) 8. Лишь я, судьбе во всем послушный, Счастливой лени верный сын, Душой беспечный, равнодушный, Я тихо задремал один... Равны мне писари, уланы, Равны законы, кивера, Не рвусь я грудью в капитаны И не ползу в асессора... (Автор послания «Товарищам».) 9. Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. (Автор.) 10. Ах, мама, что со мной? Какой красою Зеленый лес оделся! Берегами И озером нельзя налюбоваться. Вода манит, кусты зовут меня Под сень свою; а небо, мама, небо! Разлив зари зыбучими волнами Колышется. (Героиня одноименного произведения.) 11. Герой баллады В. А. Жуковского, оруженосец. 12. Первая часть фамилии автора повести «Детство Темы». 13. Фамилия писателя, автора «Сказок дедушки Иринея». 14. Стены Оружейной, посреди которой стоял мальчик, украшали орудия войны. Последние два часа он без остановки крутил в воздухе пару гантелей (он называл их «грузиками») и пел сам себе песню без слов — равно как и без мотива. Ему было пятнадцать лет. Он только что вернулся из Англии, где отец его, Король Бан Бенвикский, помогал Английскому Королю в подавлении мятежа. (Имя героя.) 15. О, золотые времена, Где взор смелей и сердце чище! О, золотые имена: Гек ______, Том Сойер, Принц и Нищий! (Фамилия героя.) 16. Автор рассказа «Смерть африканского охотника». Загаданное слово — «автобиография», табличка прикрепляется рядом со словом «эпос».
Лист 2. Задание: кроссворд состоит из слов, обозначающих названия произведений, в том числе и новых, которые мы будем читать в 7 классе, поэтому вам может понадобиться учебник литературы для 7 класса. Разгадайте кроссворд, определите зашифрованное слово, обозначающее жанр произведения, его нужно сложить из букв в выделенных клетках.
Кроссворд. 1. Герои этого произведения — Очумелов и Хрюкин. 2. Этот роман А. С. Пушкина назван по фамилии главного героя. 3. Сказ о тульском мастере Н. С. Лескова. 4. Но Богу молитву тогда я принес, И он мне спасителем был: Торчащий из мглы я увидел утес И крепко его обхватил; Висел там и кубок на ветви коралла: В без донное блага его не умчала. (В. А. Жуковский.) 5. Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой, А он, мятежный, ищет бури, Как будто в бурях есть покой. (М. Ю. Лермонтов.) 6. П о г о р и з о н т а л и. Самым замечательным лицом был дворник... мужчина двадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. (И. С. Тургенев.) б. П о в е р т и к а л и. Себя при этом называл так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой». (А. Чехов.) 7. «Весенняя сказка» А. Н. Островского. 8. «Гроза», «Единица», «Ключик», «Затмение», «Мечты», «Перемелется, мука будет» (название глав из этого произведения Л. Н. Толстого). 9. Пьеса Н. В. Гоголя. 10. Повесть из трилогии Л. Н. Толстого. 11. «Медицинский» рассказ А. П. Чехова. 12. Дубовый листок оторвался от ветки родимой, И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и унял он от холода, зноя и горя И вот, наконец, докатился до Черного моря. (М. Ю. Лермонтов.) 13. Название послания А. С. Пушкина А. Р. Яковлевой. 14. Знакомые с бедою обозы знали роковые приметы, торопились доезжать до деревень или уметов, сворачивали в сторону в ближайшую деревню с прямой дороги, если ночлег был далеко, и не решались на новый переезд даже немногих верст. Но горе неопытным, запоздавшим в таких безлюдных и пустых местах, где нередко, проезжая целые десятки верст, не встретишь жилья человеческого. (С. Т. Аксаков.) 15. Сказка Г. Х. Андерсена. Загаданное слово — «комедия», табличка прикрепляется к столбику «драма».
Лист 3. Задание: кроссворд состоит из имен героев произведений, в том числе и новых, о которых мы будем читать в 7 классе, поэтому вам может понадобиться учебник литературы для 7 класса. Разгадайте кроссворд, определите зашифрованное слово, обозначающее жанр произведения, его нужно сложить из букв в выделенных клетках.
1. Баллада В. А. Жуковского. 2. Сказ Н. С. Лескова. 3. Моя беда, что ласки нет во мне, Толкуют все, что есть любовь на свете, Что девушке любви не миновать; А я любви не знаю; что за слово Сердечный друг и что такое милый, Не ведаю... 4. Прости, отец; Тебя будить я побоялся И с великаном сам по дрался. 5. Дядюшка Скок молча трусил следом за горестным молодым человеком. Ему было ведомо нечто, о чем этот зеленый юнец еще не догадывался по молодости лет, — он знал, что его ученик — лучший рыцарь Европы. Дядюшка Скок, трепеща, поспевал за своим вундеркиндом, напоминая синицу, воспитавшую кукушонка. 6. У второго мальчика волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: она вся состояла из простой замашной рубахи да заплатанных портов. 7. — Правда, тетя, это стоило нам пропасть труда! Целые недели подряд мы возились днем и ночью, пока вы все спали. Нам приходилось воровать свечи и рубаху, и простыню, и ваше платье, и ложки, и жестяные тарелки, и кухонные ножи, и сковороду, и жернов, и муку, и еще пропасть разной разности, — вы не можете себе представить, сколько было хлопот наделать перьев, пилу, продолбить надписи и все такое! А как это было забавно, вы не можете представить себе! Мы же рисовали гробы и всякие ужасы, сочиняли анонимные письма, спускались вниз по громоотводу, делали подкоп под чуланом, смастерили лестницу из тряпок, запекли ее в пирог и посылали Джиму ложки и прочие вещи через вас, в кармане вашего передника... 8. Себя он называл при этом так. «Монтигомо Ястребиный Коготь». 9. Герой повести М. Твена «Приключения Гекльберри Финна». 10. Герой очерка И. С. Тургенева «Бежин луг», рассказывавший про домового. 11. Герой автобиографической повести Н. Г. Гарина-Михайловского, собиравшийся в Америку. 12. Этих героев в повести М. Е. Салтыкова-Щедрина прокормил один мужик на необитаемом острове. 13. В школьной постановке этот литературный герой играл роль задних ног лошади. 14. Герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. Загаданное слово — «повесть», табличка прикрепляется рядом со словом «эпосу».
Лист 4. Задание: кроссворд состоит из литературоведческих терминов (тропы, стихотворные размеры и др.). В кроссворде зашифровано название жанра, это слово состоит из букв в выделенных клетках. Разгадайте кроссворд, назовите жанр, определите его принадлежность к роду литературы. Вспомните известные вам произведения этого жанра.
1. И воет, и свищет, и бьет, и шипит, Как влага, мешаясь с огнем, Волна за волною; и к небу летит Дымящимся пена столбом... (Повтор согласных звуков, используемый в стихах для усиления выразительности речи.) 2. Главная мысль произведения. 3. Действующее лицо произведения. 4. Вот парадный подъезд. По торжественным дням, Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям... (Стихотворный размер.) 5. Совпадающие, созвучные окончания. 6. По горизонтали. Часть стихотворения, объединенная в единое целое ритмом, рифмой, содержанием. В следующем отрывке их три. Сыплет спелые орехи Мне орешник в кузовок. Лес рябиновые вехи Расставляет у дорог. По оврагам, по обрывам, Через пальцы ивняка Льется тихо и пугливо Желтолистая река. На ветвях танцуют белки, Лес, обветренный, молчит. Солнце в облачные щелки Шлет раскосые лучи. 6. По вертикали. И волны спирались, и пена кипела: Как будто гроза, наступая, ревела. (Выделенное как средство выразительности.) 7. Министр финансов. Раз, два, три, четыре... Так. Все бриллианты на месте. Раз, два, три... И жемчуга. И рубины. Здравствуйте, Юлия! Куда же вы?.. Юлия. Ах, ваша близость слишком волнует меня... Свет может заметить... Министр финансов. Но ведь отношения наши оформлены в приказе... Юлия. Всё равно... Я отойду. Это будет гораздо элегантнее. (Отходит.) Министр финансов. Она настоящая богиня... Лакеи! посадите меня у стены. Придайте мне позу полного удовлетворения происходящими событиями. Поживее! Лакеи исполняют приказание. Авторское пояснение в тексте, выделенная часть драматического текста. 8. Вон там на заре растянулся Причудливый хор облаков... (Средство выразительности.) 9. Иносказание, используемое в баснях. 10. В сто тысяч солнц закат горел... (Художественное преувеличение.) 11. Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. (Обратный порядок слов, средство выразительности.) 12. Все по-прежнему казалось ясно на небе и тихо на земле. Солнце склонялось к западу и, косыми лучами скользя по необозримым грома дам снегов, одевало их бриллиантовой корою, а изуродованная налипнувшим инеем роща, в снеговом и ледяном своем уборе, представляла издали чудные и разновидные обелиски, осыпанные также алмазным блеском. Все было великолепно... (Картина природы в художественном произведении.) 13. Скрытая насмешка. 14. Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь... (Стихотворный размер.) 15. Помню — долгий зимний вечер, Полумрак и тишина; Тускло льется свет лампады, Буря плачет у окна. (Стихотворный размер.) 16. Басня, баллада, рассказ, поэма как вид художественного произведения. 17. Вид комического, добрая форма насмешки. 18. Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и унял он от холода, зноя и горя И вот, наконец, докатился до Черного моря. (Стихотворный размер.) 19. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, — Не мертвец и не живой — Сном волшебным очарован... (Средство выразительности.) Загаданное слово — «стихотворение», табличка прикрепляется рядом со словом «лирика».
Лист 5. Задание: кроссворд состоит из фамилий писателей, в том числе и незнакомых, произведения которых мы будем читать в 7 классе, поэтому вам может понадобиться учебник литературы для 7 класса. Разгадайте кроссворд, определите зашифрованное слово, обозначающее жанр произведения, его нужно сложить из букв в выделенных клетках.
1. Автор рассказа «Уроки французского». 2. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз... (Автор.) 3. Рано потерял мать, которой впоследствии посвятил стихотворение «Ангел», воспитывался бабушкой, любил Кавказ, о котором написал немало произведений. 4. Драматург, пьеса которого будет изучаться в 7 классе. 5. Автор истории про «кота-ворюгу» и про встречу с гардемарином. 6. Им создан сказ про тульского левшу. 7. Помню — долгий зимний вечер, Полумрак и тишина; Тускло льется свет лампады, Буря плачет у окна. «Дорогой мой, — шепчет мама...» (Автор.) 8. Автор рассказа о театральной постановке по сказке А. С. Пушкина. 9. А вверху, над горами, Все так же плыла луна, Близко грохали взрывы, Продолжалась война. Трещал телефон, и, волнуясь, Командир по землянке ходил, И кто-то так же, как Ленька, Шел к немцам сегодня в тыл. (Поэт-фронтовик.) 10. Поэт, имя которого Владимир Владимирович, написал «Гимн обеду». 11. Что я было принял за рощу, оказалось темным и круглым бугром. «Да где же это я?» — повторил я опять вслух, остановился в третий раз и внимательно посмотрел на свою английскую желто-пегую собаку Дианку, решительно умнейшую из всех четвероногих тварей. Но умнейшая из четвероногих тварей только повиляла хвостиком, уныло моргнула усталыми глазами и не подала мне никакого дельного совета. (Автор.) 12. Его перу принадлежит автобиографический рассказ «Мой полет». 13. Автор автобиографической трилогии, героем которой является Николенька Иртеньев. 14. Им написан цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» (или писатель по имени Николай Васильевич). 15. «Весенний дождь», «Летний вечер тих и ясен», «Я пришел к тебе с приветом...», «Учись у них — у дуба, у березы...» (Фамилия поэта.) 16. Литературный псевдоним Сэмюэля Ленгхорна Клеменса. 17. Ранние юмористические рассказы подписывал как Антоша Чехонте. 18. Автор рассказа «Старуха Изергиль». Загаданное слово – «послание», это жанр лирики.
Слово учителя. Итак, мы с вами начали заполнять нашу схему, при этом вспомнили прочитанные произведения, героев и авторов, их создавших, кроме этого те литературоведческие термины, которые необходимы при изучении литературы. Все ли клеточки кроссвордов заполнены? Что не смогли вспомнить? Обратитесь за помощью к другим командам. Й конкурс. Задание. Среди табличек с названиями произведений найдите ту, на которой указано произведение определенного вами жанра: «Детство Темы» (автобиография), «Ревизор» (комедия), «Пропавшая грамота» (повесть), «Парус» (стихотворение), «К Пущину» (послание), «Бородино», «Квартет», «Бежин луг», «Алиса в стране чудес», «Руслан и Людмила», «Кубок», «Хамелеон», «Снегурочка», «Снежная королева», «На заставе богатырской» и др. на усмотрение учителя. Слово учителя. Оставшиеся карточки с названиями произведений пригодятся нам в следующем конкурсе.
Й конкурс. Логическая цепочка. Задание. Собери цепочку из 5 карточек, чтобы получилось следующее: имя, отчество, фамилия автора, название произведения, его жанр. Табличка с жанром дается каждой команде одна, ее потом прикрепляют под названием рода литературы, к которому относится данный жанр. 1) Антон Павлович Чехов. Рассказ. «Хамелеон». 2) Иван Андреевич Крылов. Басня. «Мальчик и Змея». 3) Василий Андреевич Жуковский. Баллада. «Кубок». 4) Александр Николаевич Островский. Пьеса (или трагедия). «Снегурочка». 5) Михаил Юрьевич Лермонтов. Эпиграмма. «Посвящение NN».
Слово учителя. Наша схема постепенно заполняется. Но знаете ли вы особенности таких жанров, как, например, стансы или мадригал? Об этом мы будем говорить на наших уроках, кроме того, вам не раз придется заглянуть на последние страницы учебника, где расположен справочный материал. Именно этим мы сейчас и займемся. Будьте внимательны при выполнении следующего задания, внимательно прочитайте текст, в нем есть подсказки, на каких страницах словаря литературоведческих терминов искать ответ, ведь материал в этом словаре разделен на три части так же, как наша схема.
Й конкурс. Задание. В кратком словаре литературоведческих терминов найдите название жанра литературы по его толкованию. 1) Небольшой рассказ, отличающийся от обычного новизной, остротой сюжета, необычной концовкой. 2) Пьеса, действующие лица которой делятся на «добрых» и «злых», «героев» и «злодеев», попадающих в острые ситуации, которые, как правило, благополучно разрешаются. 3) Стихотворение из четырнадцати строк, построенное по строгой схеме: два четверостишия (катрена) и два тристишия (терцета). 4) Фольклорное эпическое произведение, построенное на точных зарисовках быта и нравов в форме разговорной речи. 5) Стихотворение, проникнутое грустью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.167 (0.013 с.) |