Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Комментированное чтение поэмы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
— Охарактеризовать внешность иркутского губернатора, начальника городского. (Высокий и седой, прямая осанка, юношеский стан («как палка прямой»). На нем мундир военного, на груди кресты — награды за службу царю и Отечеству.) — Какие картины ее будущей жизни нарисовал генерал, чтобы отговорить от продолжения пути? (Сторона, куда она держит путь, беднее той, где она жила; весна коротка, зима длится 8 месяцев, там много каторжников, рудники глубокие, сырые, холодные, будет жить в казарме общей, пища хлеб да квас». Ее «не пощадят», не «сжалится никто».) — Каков ее ответ?
Ужасна будет, знаю я, Жизнь мужа моего. Пускай же будет и моя Не радостней его!
— Что ждет княгиню и ее детей? (Суровый климат, зловредные пары от непросыхающих болот, в этих краях пурга убаюкивает детей, дикие звери бродят около жилищ; да и мужу-арестанту будет легче одному: увидев ее слезы, он будет чувствовать свою вину.) Зачитать ответ княгини. (С. 237.)
Покинув родину, друзей... Я силы дам ему...
— Что говорит княгиня о светском обществе? (Светское общество лживо, лицемерно, готово на подлость и лесть. Она сравнивает его с «вырубленным лесом», где торчат одни пеньки. Она утверждает, что в обществе нет места умному человеку, который прозрел (понял, какие люди окружают его, продажные и тупые.) «Когда-то ее сторона была «рай», а теперь ее своей заботливой рукой расчистил Николай.) (Речь идет о царе Николае I, которого в народе называли «душителем» и «вешателем».) — Какие две причины еще назвал губернатор, чтобы княгиня вернулась домой? (С. 239.)
Но он же вас не пощадил? Подумайте, дитя: О ком тоска? К кому любовь?
И услышал в ответ:
Нет! Я не жалкая раба, Я женщина, жена! Пускай горька моя судьба — Я буду ей верна! О, если б он меня забыл Для женщины другой... ….............. Но знаю, к родине любовь Соперница моя, И если б нужно было, вновь Ему простила б я!..
— Как княгиня отнеслась к сообщению о том, что она должна отречься от дворянства, наследства, от привилегий своих?
— Где отреченье? Подпишу! И живо - лошадей!..
Учитель. Не испугало княгиню и сообщение о том, что до Нерчинска ее «по этапу поведут с конвоем...». Подписав отреченье, она становится такой же каторжанкой, как и муж. Княгиня воскликнула:
Боже мой! Но так ведь месяцы пройдут В дороге?..
— В чем она обвинила генерала?
Но вы, но вы... злодей! Неделя целая прошла... Нет сердца у людей! Зачем бы разом не сказать?.. Уж шла бы я давно... Велите ж партию сбирать — Иду! мне все равно!..
— Какое решение принимает генерал? Почему пытается отговорить княгиню продолжать путь? (С. 244.) Вывод. Вместе с автором мы не скрываем своего восхищения героиней поэмы. Отказавшись от забот родных и близких, от забот послушных слуг, она отправляется в Сибирь, где нет театров, музыки, балов, роскоши, одним словом, того, к чему она привыкла, что было частью ее жизни. Во имя чего отказалась? Во имя долга, долга перед мужем, перед родиной, а главное — перед собой. Воспитанная в нежности и роскоши, она проявляет такую стойкость к невзгодам и лишениям в пути, целеустремленность, решимость в достижении своей цели, что убеленный сединами генерал, рискуя собственной головой, вскричал:
Острожным жестким сухарем И жизнью взаперти, Позором, ужасом, трудом Этапного пути Я вас старался напугать. Не испугались вы! Я не могу, я не хочу Тиранить больше вас... Я вас в три дни туда домчу... Ей! Запрягать, сейчас!..
Инсценированное чтение: диалога генерала и княгини.
IV. Подведение итогов урока. — Понравилась ли вам поэма? — Какие чувства она у вас вызвала? — Сформулируйте тему и идею этого произведения.
Домашнее задание: напишите небольшой рассказ о главной героине, опираясь на текст поэмы «Русские женщины».
Уроки 42—43 Тема: М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»
Цель: познакомить со сказками, с определением сатиры; подчеркнуть пороки эксплуататоров и высмеять их высокомерие, никчемность; критика покорности русского мужика. Методические приемы: работа с учебником, аналитическая беседа, выразительное чтение.
Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение 2 — 3 работ учащихся.
III. Сообщение темы и целей урока. IV. Изучение новой темы. 1. Слово учителя. Чтение эпиграфа к теме (с. 261 в учебнике). «В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя», — писал Н. Г. Чернышевский. (Рассматривание портрета М. Е. Салтыкова-Щедрина.) — Какой острый, холодный, даже суровый взгляд! Почему? Обратимся к биографии писателя. Какие впечатления детства отразились в его произведениях?
2. Работа со статьей учебника (с.261-262). — В какой обстановке прошли детские годы писателя? (М. Е. Салтыков-Щедрин не любил вспоминать детство, скопидомство матери, ее жестокость и наказания. Со страхом он вспоминал последние годы крепостного права (оно отменено в 1861 г.), которое порождало бесправие всех слоев общества, изворотливость и лукавство, страх ежечасно быть униженным, раздавленным.) Прочитать по учебнику о годах учебы, службе, ссылке. (Писатель был справедлив, мечтал о социальном равенстве.) Сказка «Карась-идеалист»
3. Словарная работа. Дать определение иносказания, сатиры (II ч., с. 297). (Сатира — это беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.) Эзопов язык — особый вид письма, иносказание. Сарказм — язвительная насмешка, ирония, едкое и насмешливое замечание. — Почему Салтыков стал Щедриным. (Учебник, 1 ч., с. 263 (2-й вопрос)).
4. Комментированное чтение учителя (с. 263—273)
Домашнее задание: сказку дочитать, подумать, против каких пороков общества она направлена.
Урок 44 Тема: М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ» (продолжение)
Цель: знакомство со сказками, с определением сатиры; подчеркнуть пороки эксплуататоров и высмеять их высокомерие, никчемность; критика покорности русского мужика. Методические приемы: работа с учебником, аналитическая беседа, выразительное чтение.
Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. — Что такое юмор? — Что называется сатирой? (Юмор — изображение чего-либо в смешном, комическом виде: в рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия»» весь дом и даже знакомые подбирают «лошадиные» фамилии, чтобы написать какому-то шарлатану, вместо того чтобы обратиться к доктору. Это смешно. Сатира — гневное, обличающее отражение негативных явлений действительности. Салтыков-Щедрин в Повести... выставляет генералов на посмешище, отмечая их паразитическую жизнь. Это уже сатира.)
III. Изучение «Повести...» (продолжение). 1. Аналитическая беседа по вопросам. — Почему писатель назвал произведение сказкой? (Назвать фантастические моменты сказки.) Четы народной сказки, которые использовал Салтыков-Щедрин: 1) сказочный зачин «жили-были»; 2) устойчивые выражения: по щучьему веленью, по моему хотенью; долго ли, коротко ли; прошел день, прошел другой; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; ни пером описать, ни в сказке сказать; 3) различные фантастические события: генералы оказались на необитаемом острове неодетыми и под одним одеялом; остров необитаем, однако мужик-то нашелся. — Вспомните, что такое гипербола. Какую роль она играет в повести? (Гипербола — это сильное преувеличение тех или иных свойств изображаемого. Например, высказывание одного из генералов том, что он думал, будто булки в таком виде родятся, как их утром к кофею подают. С помощью гипербол создается аналогичная ситуация, вызывающая у читателя смех или возмущение (например, эпизод с яблоками). —. Как автор рисует внешность генералов? («Стали они друг друга… по ордену? (С. 264.) — Где и как служили? Генералы глупы, ничтожны. Они отупели, проведя всю жизнь в «какой-то регистратуре». О чем говорит эпитет «какой-то»? (Он подчеркивает ненужность, бесполезность ее. И все-таки генералы служили там и пенсию теперь получают. За что? Разве за то, что в ненужной регистратуре служили ненужные люди, которые не умели ничего делать, даже слов знали немного: «Примите уверение...» В этом уже слышится насмешка автора.) Задание: доказать, что генералы не только не умели говорить, но ничего не умели делать. С. 265—266. Разговор о смене дня и ночи. доказать их невежество. («Стали искать, где восток и где запад,. С. 265. «Хочет генерал достать хоть одно яблоко...») — Каковы темы их разговоров? — О чем пишут газеты? (С. 267. «Вчера... земляника», «Из Тулы пишут... Подливка...», «Из Вятки... увеличится». Общество высших классов утонуло в праздности и сытости. Эксплуатацию (угнетение) народа оно считало обычным делом, оно жило за счет народа.) Задание: зачитать суждения генералов о мужике. В чем они уверены? («...мужик везде есть»... А он уж, в этом генерал убежден, все умеет делать, только от работы отлынивает.) — О каком отношении к мужику, простому народу говорят эти суждения? (Живя за счет труда народа, они, да и не только они, считают, что мужик должен их кормить, что живет он для того, чтобы их накормить и напоить, угодить им. Не желая и не умея работать, они и его обвиняют в нежелании работать, в лености, называют его «тунеядцем». Полное неуважение к мужику-труженику.) — К кому нужно отнести слово «тунеядец»? — Как мужик угодил путешественникам-генералам? — Изменилось ли отношение их к мужику? («Не дать ли и тунеядцу частичку?». «Однако и об мужике не забыли...». Автор высмеивает не только бездеятельность генералов, но и их бездушие, безнравственность, несправедливость по отношению к народу и полную их уверенность в том, что блага на земле принадлежат им.) — Каким мы видим мужика в сказке? (Талантлив, умеет трудиться, всякая работа ему по плечу.) — Какие чувства вызывает он, когда плетет себе веревку? (Покорный, безропотно выполняющий любую работу, проявляя умение и сноровку, и безропотно слушающий оскорбления генералов.) — Как вы думаете, одинаков ли смех, который вызывают разговоры и поступки генералов и смех, который вызывает эпизод, когда мужик плетет себе сам веревку? (Смех, связанный с генералами, обличительный (разоблачительный). Автор зло, беспощадно высмеивает никчемность, тунеядство, жадность и пустоту генералов, преувеличивая (преувеличение — гипербола) их неприспособленность и невежество, раскрывал их звериную сущность («... в одно мгновение остервенились... Полетели клочья...»)) Высмеивая робкую покорность мужика, Щедрин испытывает чувство боли, мужик могуч, не пропадет в любой ситуации, обстановке, ловок, находчив (ловкость и находчивость автор, преувеличивает) и... безропотно покорный, поэтому смех писателя горький, смех сквозь слезы, смешанный с настоящей человеческой болью. Рабская покорность мужика вызывает протест у автора и читателя.) Вывод: только огромная любовь к русскому народу и неограниченная возможность безнаказанно смеяться над пороками людей заставила Салтыкова-Щедрина стать писателем-сатириком и обратиться к жанру сказок. В них он обличает паразитическую сущность господ. В них звучит и обращение к народу, умному и талантливому, великому и могучему, сбросить иго покорности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.99.192 (0.012 с.) |