III. Комментированное чтение поэмы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Комментированное чтение поэмы.



— Охарактеризовать внешность иркутского губернатора, начальника городского. (Высокий и седой, прямая осанка, юношеский стан («как палка прямой»). На нем мундир военного, на груди кресты — награды за службу царю и Отечеству.)

— Какие картины ее будущей жизни нарисовал генерал, чтобы отговорить от продолжения пути? (Сторона, куда она держит путь, беднее той, где она жила; весна коротка, зима длится 8 месяцев, там много каторжников, рудники глубокие, сырые, холодные, будет жить в казарме общей, пища хлеб да квас». Ее «не пощадят», не «сжалится никто».)

— Каков ее ответ?

 

Ужасна будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его!

 

— Что ждет княгиню и ее детей? (Суровый климат, зловредные пары от непросыхающих болот, в этих краях пурга убаюкивает детей, дикие звери бродят около жилищ; да и мужу-арестанту будет легче одному: увидев ее слезы, он будет чувствовать свою вину.)

Зачитать ответ княгини. (С. 237.)

 

Покинув родину, друзей...

Я силы дам ему...

 

— Что говорит княгиня о светском обществе? (Светское общество лживо, лицемерно, готово на подлость и лесть. Она сравнивает его с «вырубленным лесом», где торчат одни пеньки. Она утверждает, что в обществе нет места умному человеку, который прозрел (понял, какие люди окружают его, продажные и тупые.) «Когда-то ее сторона была «рай», а теперь ее своей заботливой рукой расчистил Николай.) (Речь идет о царе Николае I, которого в народе называли «душителем» и «вешателем».)

— Какие две причины еще назвал губернатор, чтобы княгиня вернулась домой? (С. 239.)

 

Но он же вас не пощадил?

Подумайте, дитя:

О ком тоска? К кому любовь?

 

И услышал в ответ:

 

Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба —

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины другой...

…..............

Но знаю, к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

 

— Как княгиня отнеслась к сообщению о том, что она должна отречься от дворянства, наследства, от привилегий своих?

 

— Где отреченье? Подпишу!

И живо - лошадей!..

 

Учитель. Не испугало княгиню и сообщение о том, что до Нерчинска ее «по этапу поведут с конвоем...». Подписав отреченье, она становится такой же каторжанкой, как и муж.

Княгиня воскликнула:

 

Боже мой!

Но так ведь месяцы пройдут

В дороге?..

 

— В чем она обвинила генерала?

 

Но вы, но вы... злодей!

Неделя целая прошла...

Нет сердца у людей!

Зачем бы разом не сказать?..

Уж шла бы я давно...

Велите ж партию сбирать —

Иду! мне все равно!..

 

— Какое решение принимает генерал? Почему пытается отговорить княгиню продолжать путь? (С. 244.)

Вывод. Вместе с автором мы не скрываем своего восхищения героиней поэмы. Отказавшись от забот родных и близких, от забот послушных слуг, она отправляется в Сибирь, где нет театров, музыки, балов, роскоши, одним словом, того, к чему она привыкла, что было частью ее жизни. Во имя чего отказалась? Во имя долга, долга перед мужем, перед родиной, а главное — перед собой. Воспитанная в нежности и роскоши, она проявляет такую стойкость к невзгодам и лишениям в пути, целеустремленность, решимость в достижении своей цели, что убеленный сединами генерал, рискуя собственной головой, вскричал:

 

Острожным жестким сухарем

И жизнью взаперти,

Позором, ужасом, трудом

Этапного пути

Я вас старался напугать.

Не испугались вы!

Я не могу, я не хочу

Тиранить больше вас...

Я вас в три дни туда домчу...

Ей! Запрягать, сейчас!..

 

Инсценированное чтение: диалога генерала и княгини.

 

IV. Подведение итогов урока.

— Понравилась ли вам поэма?

— Какие чувства она у вас вызвала?

— Сформулируйте тему и идею этого произведения.

 

Домашнее задание: напишите небольшой рассказ о главной героине, опираясь на текст поэмы «Русские женщины».

 

Уроки 42—43

Тема: М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН.

«ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК

ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»

 

Цель: познакомить со сказками, с определением сатиры; подчеркнуть пороки эксплуататоров и высмеять их высокомерие, никчемность; критика покорности русского мужика.

Методические приемы: работа с учебником, аналитическая беседа, выразительное чтение.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение и обсуждение 2 — 3 работ учащихся.

 

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Чтение эпиграфа к теме (с. 261 в учебнике).

«В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя», — писал Н. Г. Чернышевский.

(Рассматривание портрета М. Е. Салтыкова-Щедрина.)

— Какой острый, холодный, даже суровый взгляд! Почему?

Обратимся к биографии писателя. Какие впечатления детства отразились в его произведениях?

 

2. Работа со статьей учебника (с.261-262).

— В какой обстановке прошли детские годы писателя? (М. Е. Салтыков-Щедрин не любил вспоминать детство, скопидомство матери, ее жестокость и наказания. Со страхом он вспоминал последние годы крепостного права (оно отменено в 1861 г.), которое порождало бесправие всех слоев общества, изворотливость и лукавство, страх ежечасно быть униженным, раздавленным.)

Прочитать по учебнику о годах учебы, службе, ссылке. (Писатель был справедлив, мечтал о социальном равенстве.) Сказка «Карась-идеалист»

 

3. Словарная работа.

Дать определение иносказания, сатиры (II ч., с. 297). (Сатира — это беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.)

Эзопов язык — особый вид письма, иносказание. Сарказм — язвительная насмешка, ирония, едкое и насмешливое замечание.

— Почему Салтыков стал Щедриным. (Учебник, 1 ч., с. 263 (2-й вопрос)).

 

4. Комментированное чтение учителя (с. 263—273)

 

Домашнее задание: сказку дочитать, подумать, против каких пороков общества она направлена.

 

Урок 44

Тема: М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН.

«ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК

ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»

(продолжение)

 

Цель: знакомство со сказками, с определением сатиры; подчеркнуть пороки эксплуататоров и высмеять их высокомерие, никчемность; критика покорности русского мужика.

Методические приемы: работа с учебником, аналитическая беседа, выразительное чтение.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

— Что такое юмор?

— Что называется сатирой? (Юмор — изображение чего-либо в смешном, комическом виде: в рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия»» весь дом и даже знакомые подбирают «лошадиные» фамилии, чтобы написать какому-то шарлатану, вместо того чтобы обратиться к доктору. Это смешно.

Сатира — гневное, обличающее отражение негативных явлений действительности. Салтыков-Щедрин в Повести... выставляет генералов на посмешище, отмечая их паразитическую жизнь. Это уже сатира.)

 

III. Изучение «Повести...» (продолжение).

1. Аналитическая беседа по вопросам.

— Почему писатель назвал произведение сказкой? (Назвать фантастические моменты сказки.)

Четы народной сказки, которые использовал Салтыков-Щедрин:

1) сказочный зачин «жили-были»;

2) устойчивые выражения: по щучьему веленью, по моему хотенью; долго ли, коротко ли; прошел день, прошел другой; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; ни пером описать, ни в сказке сказать;

3) различные фантастические события: генералы оказались на необитаемом острове неодетыми и под одним одеялом; остров необитаем, однако мужик-то нашелся.

— Вспомните, что такое гипербола. Какую роль она играет в повести?

(Гипербола — это сильное преувеличение тех или иных свойств изображаемого. Например, высказывание одного из генералов том, что он думал, будто булки в таком виде родятся, как их утром к кофею подают. С помощью гипербол создается аналогичная ситуация, вызывающая у читателя смех или возмущение (например, эпизод с яблоками).

—. Как автор рисует внешность генералов? («Стали они друг друга… по ордену? (С. 264.)

— Где и как служили?

Генералы глупы, ничтожны. Они отупели, проведя всю жизнь в «какой-то регистратуре».

О чем говорит эпитет «какой-то»? (Он подчеркивает ненужность, бесполезность ее. И все-таки генералы служили там и пенсию теперь получают. За что? Разве за то, что в ненужной регистратуре служили ненужные люди, которые не умели ничего делать, даже слов знали немного: «Примите уверение...» В этом уже слышится насмешка автора.)

Задание: доказать, что генералы не только не умели говорить, но ничего не умели делать. С. 265—266. Разговор о смене дня и ночи. доказать их невежество. («Стали искать, где восток и где запад,. С. 265. «Хочет генерал достать хоть одно яблоко...»)

— Каковы темы их разговоров?

— О чем пишут газеты? (С. 267. «Вчера... земляника», «Из Тулы пишут... Подливка...», «Из Вятки... увеличится». Общество высших классов утонуло в праздности и сытости. Эксплуатацию (угнетение) народа оно считало обычным делом, оно жило за счет народа.)

Задание: зачитать суждения генералов о мужике. В чем они уверены? («...мужик везде есть»... А он уж, в этом генерал убежден, все умеет делать, только от работы отлынивает.)

— О каком отношении к мужику, простому народу говорят эти суждения? (Живя за счет труда народа, они, да и не только они, считают, что мужик должен их кормить, что живет он для того, чтобы их накормить и напоить, угодить им. Не желая и не умея работать, они и его обвиняют в нежелании работать, в лености, называют его «тунеядцем». Полное неуважение к мужику-труженику.)

— К кому нужно отнести слово «тунеядец»?

— Как мужик угодил путешественникам-генералам?

— Изменилось ли отношение их к мужику? («Не дать ли и тунеядцу частичку?». «Однако и об мужике не забыли...».

Автор высмеивает не только бездеятельность генералов, но и их бездушие, безнравственность, несправедливость по отношению к народу и полную их уверенность в том, что блага на земле принадлежат им.)

— Каким мы видим мужика в сказке? (Талантлив, умеет трудиться, всякая работа ему по плечу.)

— Какие чувства вызывает он, когда плетет себе веревку? (Покорный, безропотно выполняющий любую работу, проявляя умение и сноровку, и безропотно слушающий оскорбления генералов.)

— Как вы думаете, одинаков ли смех, который вызывают разговоры и поступки генералов и смех, который вызывает эпизод, когда мужик плетет себе сам веревку? (Смех, связанный с генералами, обличительный (разоблачительный). Автор зло, беспощадно высмеивает никчемность, тунеядство, жадность и пустоту генералов, преувеличивая (преувеличение — гипербола) их неприспособленность и невежество, раскрывал их звериную сущность («... в одно мгновение остервенились... Полетели клочья...»))

Высмеивая робкую покорность мужика, Щедрин испытывает чувство боли, мужик могуч, не пропадет в любой ситуации, обстановке, ловок, находчив (ловкость и находчивость автор, преувеличивает) и... безропотно покорный, поэтому смех писателя горький, смех сквозь слезы, смешанный с настоящей человеческой болью. Рабская покорность мужика вызывает протест у автора и читателя.)

Вывод: только огромная любовь к русскому народу и неограниченная возможность безнаказанно смеяться над пороками людей заставила Салтыкова-Щедрина стать писателем-сатириком и обратиться к жанру сказок. В них он обличает паразитическую сущность господ. В них звучит и обращение к народу, умному и талантливому, великому и могучему, сбросить иго покорности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.031 с.)